Православие.Ru | Священник Павел Сержантов | 10.08.2012 |
Первые пять книг Библии традиционно связывают с именем пророка Моисея. Самая первая из них рассказывает о том, что было задолго до его рождения, — о творении мира и человека, о грехопадении, потопе, вавилонской башне. О праотцах. Заканчивается первая книга Моисеева тем, что голод приводит семью праотца Иакова из Палестины в Египет. Поначалу в Египте все идет сравнительно благополучно, но вопреки видимому благополучию книга Бытия пророчит, что потомки Иакова живут здесь временно, — они вернутся в землю, которую Бог обещал еще праотцу Аврааму.
Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией. Новорожденных еврейских мальчиков убивали, а девочкам позволяли вырастать. Куда они денутся? Замуж за египтян пойдут. Что будет дальше, нетрудно предсказать. Через несколько поколений новый народ растворится в коренном египетском населении. Был народ, и нет народа.
Чудом избежал смерти младенец Моисей. Воспитывался в чужом доме. Правда, при дворе, в почете и достатке. Его жизнь складывалась, в общем, успешно. Но Моисея жгла решимость помочь народу. Однажды он с риском для жизни заступился за притесняемых. Но не нашел поддержки у соплеменников, у тех самых людей, за кого заступился. Попытка помочь закончилась для Моисея бегством из Египта, потому что над ним еще раз нависла угроза смерти. Путь назад был закрыт надолго. На этом все могло бы и закончиться.
Жизнь Моисея на чужбине шла своим чередом. Он женился, родились дети. И вдруг происходит чудо. Ему явился Бог в неопалимой купине. Божественная сила властно охватила куст языками пламени, но оставила его неповрежденным. Куст горел-горел и не сгорал. Такое сверхъестественное явление неприступной мощи… И одновременно — явление небесной любви, которая не желает испепелять все на своем пути. Из неопалимой купины голос Божий велел Моисею вывести народ в землю обетованную. Как, опять? — Моисей уже силился помочь людям, ничего хорошего из этого не вышло. Да и теперь его не будут слушать. Они спросят: «Кто ты такой? Кто тебя прислал?» В ответ на эти опасения Творец вселенной открывает пророку Свое имя — Яхве. Людям надо сказать, что Моисей пришел от имени Бога Яхве, Которому поклонялись отцы. Это имя означает «Сущий, Существующий». Имя Яхве в греческом переводе («о Он») пишется на нимбе у Христа, поскольку Он — Богочеловек. В греческом тексте Ветхого Завета имя Яхве традиционно передавалось как «Господь» («Кириос»).
Именем Господа пророк и будет действовать. Успех стараний Моисея — не в его удачно спланированных действиях, а в том, что теперь Бог сражается за людей Своих явно. Именем Господним Моисей идет к соплеменникам на трудный разговор о том, что пора уходить из Египта. Встретили его не с распростертыми объятиями, не с полным пониманием. Именем Господним Моисей идет дальше и приступает к еще более трудным переговорам. С фараоном, который вовсе не намерен терять бесплатную рабочую силу. Моисей просит фараона отпустить народ для праздника Господу. Фараон заносится до небес: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх. 5:1−2) Напоследок фараон советует этим рабам не отлынивать от повинности, хуже будет.
И становится хуже. Власти прибавляют еще работ. Тут Моисей опять выслушивает от соплеменников незаслуженные упреки. Каково было ему творить волю Божию? Каково чувствовать себя между молотом и наковальней? Хуже становится не только израильтянам. Египтянам тоже. В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни на землю приходят казни египетские. Вода делается кровью, люди и скот страдают от нашествия полчищ насекомых и разной живности, от разбушевавшейся стихии, не видят света солнечного.
Эти казни мы находим не только в книге Исход. Апокалипсис, последняя книга Библии, говорит об антихристовых временах образами из Ветхого Завета, — на языке казней египетских (см. Апок. 16). В последние времена народ Божий тоже будет жестоко притесняем, но Бог не оставит Своих людей, гонители испытают на себе что-то подобное казням египетским. Пусть никому не покажется странным, что автор Апокалипсиса изъясняется языком книги Исхода. Мы тоже называем Богородицу Неопалимой Купиной, а ведь этот образ взят именно из Исхода. На глазах Моисея нетварный огонь Божества сошел на купину, но не спалил ее. Подобно тому и Бог Сын вселился в чрево Девы, но не опалил Ее. Неприступный всемогущий Господь обитал в человеческом теле. И оно не растаяло, не исчезло, только несказанно освятилось от Его присутствия. Великие тайны открыты в книге Исход. До сих пор мы пользуемся ей как духовным сокровищем.
Казни египетские… Последняя казнь была самой ужасной. Она имела решающее значение. Все первенцы страны в одночасье умерли, от человека до скота. Что это значит? Первенец — наследник своих родителей, главная надежда их. Гибель его, такого желанного, повергает всю семью в горе. Великое горе прошло по всей стране. Помимо самой картины массовой гибели людей обрисовалась еще катастрофическая перспектива. Само будущее египетского народа поставлено под сомнение. Демографическую политику в Египте скорректировал Господь. Сначала египтяне предопределили будущее израильтян, а теперь дальнейшая судьба Египта оказалась вопросом открытым.
Последняя казнь убедила фараона, что отпустить народ все-таки придется. Но смириться под сильную руку Господню фараон не пожелал. Он все еще надеялся выиграть это противоборство, полагался на государственную силу, на помощь богов. Не чувствовал он, что против Господа никто не устоит. Как только Моисей получил от фараона разрешение на праздник Господень, народ ушел. Так спешно, что тесто не успело бы подняться. С собой в дорогу взяли бесквасный хлеб, практически сухой паек. Как выяснилось, ушли вовремя, потому что войско фараона уже наладилось в погоню. Оба стана, беглецы и гонители, приблизились вплотную к Красному морю. Бежать дальше некуда. Вот беглые рабы — хватай их!
Однако Господь показал путь из этой безысходной ситуации. Под напором ветра морские волны отступили, народ пересек акваторию по обнажившемуся дну. Так благословил Господь. Тем же путем устремились египтяне, и волны сомкнулись у них над головами. Кто благословил египтян идти опасным путем? Воли Божией на это не было. Поэтому один и тот же путь привел одних к жизни, а других — к смерти. Противление Богу всегда гибельно.
* * *
Вот естественная граница Египта осталась позади. Красное море по книге Исход — как линия отрыва. Одна судьба у народа была до этой линии, другая — начинается после. Усилиями Моисея и Аарона, благословением Божиим произошел долгожданный разрыв с египетским прошлым. Теперь израильтяне освобождены от внешнего рабства. Надо понемногу избавляться от внутреннего рабства, от рабской психологии. По капле выдавливать раба, возвращать сердце к Богу отцов. Это большой труд над собой. Не всем удалось его совершить.
Много раз Моисей слышал в пустыне от соплеменников злое слово: «В Египте у нас была пища и вода. Ты привел нас в пустыню умирать». И пророк все время напоминал окружающим, какие великие знамения Господь сотворил при исходе, помог так, что даже фараон помешать исходу не сумел. Эти напоминания почти дословно повторялись раз, другой, третий, пятый. Кто-то жалуется, что утомительно читать в Библии повторы, и зачем они? Как зачем? Обычному человеку многократно надо одно и то же объяснять, чтобы он крепко усвоил. Это и преподаватели, и родители знают прекрасно. Повторенье — мать ученья. Но в этих повтореньях пасхальной истории слышится еще и другой, не педагогический отзвук.
Ветхозаветное сказание о пасхе — это еще и литургические строки. Повторы здесь, такие же, как в нашем богослужении, не столько информативные, сколько молитвенные. Повторяемые строки книги Исхода, судя по всему, и составляли часть богослужения во времена Ветхого Завета. Вспомним, Моисей вывел народ из Египта — совершить богослужение, праздник Господу, поставить людей перед Богом живым, вложить в их уста благодарственную молитву за избавление (см. Исх. 15:1−19). Какую молитву? В церквах и сейчас воспеваются на утрене слова песни, которая прозвучала, когда яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема.
Господь избавил людей от погони и еще спасет, укрепит и утешит. Люди, бежавшие из Египта, связали свою дальнейшую судьбу с Господом. Духовная связь Бога и народа Божия носит именование, взятое из обыденной жизни, — завет. Что такое завет? Две стороны договариваются между собой. Господь будет помогать народу, а народ будет жить по воле Божией, по заповедям, которые через пророка открыты. Стремясь каждый день хранить заповеди, люди творят волю Божию, и Вседержитель благословляет их. Основных заповедей десять, их можно найти во второй книге Моисеевой. Кроме десяти заповедей в Исходе есть еще много законоположений. По книге этой можно составить даже судебный сборник. Естественно, что к пророку приходили за судом, по спорным вопросам. Пророк вникал в суть дела, вопрошал Господа, выносил решение. Вот и открывается перед нами во второй книге Моисеевой не только освобождение из египетского рабства, но, говоря современным языком, — начатки правосознания. Люди учатся жить в свободе, быть самостоятельными, полностью отвечать за свои поступки по закону перед Богом и людьми.
Помимо заповедей, помимо молитвы на избавление и пасхального празднества в пустыне, пророк дает народу регулярное богослужение. Как это важно! И еще, это связано с хранением заповедей. Одна из заповедей: «Помни день субботний» (Исх. 20:8). Исполнение заповеди о субботе предполагает, что один день в неделю обязательно посвящается духовным делам. Бытовые хлопоты в этот день под запретом. Нарушение запрета влечет за собой тяжкие последствия. У людей появляется свободный день недели, не для повседневной суеты, а для самого главного, для спасения души. Забота о самом главном становится регулярным занятием.
Господь дает повеление Моисею и о священстве. Учреждается иерархия. Первосвященник, священники и левиты будут служить Богу. Как Ему служить? Господь открывает и это. Книга Исход перечисляет виды жертвоприношений и различные обряды, порядок ежегодных праздников. Где служить Богу? В походном храме. Господь определяет, каким ему быть. После окончания всех работ в храме его освящают. И Господь видимым образом являет Свое присутствие в храме.
По сути, освящением храма и завершается книга Исхода. Было это на второй год после освобождения народа из египетского рабства. Прочные основы дальнейшей духовной жизни народа заложены. Исход завершен. От Египта в этот момент их слишком многое отделяет.