Обзор публикаций СМИ по религиозной тематике: 5 — 12 августа. Споры о церковной земле. — Чужой пиар. — Жертвы сект. — Декрет Папы о грехе. — Вера негодяев.
Прошедшая неделя для светских и православных изданий, пишущих о Православии, прошла под знаком «земельного вопроса». Проблема передачи земель Церкви волновала журналистов гораздо больше духовных вопросов и перспектив собственного спасения и религиозного бытия страны. И это, в общем, понятно. Земля — она вот, рядышком. Можно рукой потрогать. Можно отдать. Или отнять. А вот со спасением — перспективы туманны и весьма неопределенны. Камешком, вызвавшим обвал публикаций по проблеме землепользования, послужила информация «Иван Стариков призывает определить статус церковных земель до конца года», опубликованная, в частности, на сайте NTVRU. В статье сообщается о том, что председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Иван Стариков заявил о том, что законопроект «Об определении правового статуса земельно-имущественного комплекса Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в РФ» должен быть разработан уже в текущем году: «Он напомнил, что действующий Земельный кодекс и подписанный в конце июля президентом страны федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ не предусматривают права пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования. В связи с этим необходимо внести поправки в недавно принятые законы и вернуть конфессиям право постоянного бессрочного пользования земельными участками». В информации также приведены слова сенатора о том, что «до революции Церковь была очень эффективным собственником, и есть основания полагать, что она может им стать и в наши дни», так как на церковных землях всегда применялись самые передовые технологии. Между тем, заявление И. Старикова не вызвало восторга — ни у журналистов, ни у чиновников. На сайте «Мир религий» появляется сообщение о том, что Сенатор от Рязани И. Морозов призывал «не спешить с решением вопроса о передаче земель РПЦ». При этом, Морозов опасается «нежелательных последствий». О ком конкретно он заботится, стараясь уберечь от этих самых последствий — остается не ясно. Сам г-н Морозов свою позицию поясняет туманно: «Передача земель Церкви — шаг преждевременный, наше общество к этому не готово в силу ряда объективных причин и в частности из-за того, что мы столкнемся с новым экономическим переделом». Также он вспоминает об исторической справедливости и реституции земель. Далее оказывается, что дело даже не в экономике и исторической справедливости, а в «этической и нравственной стороне», которая у сенатора оказывается непосредственно связана с налогами и коммерческой деятельностью, которую Церковь вести не может. В общем, «Сенатор от Рязани придумал тысячу резонов, чтобы не возвращать землю Церкви», считает агентство «Русская линия». Журналистов агентства удивляет лукавство аргументации Морозова: «Он даже на защиту кулаков готов встать, только бы не допустить восстановления исторической справедливости в отношении Церкви. Рязанский сенатор делает вид, будто не знает (а может, и в самом деле не знает?), что Русская Православная Церковь ведет речь о передаче земель, на которых стоят монастыри и храмы, а не земель сельскохозяйственного назначения. Для решения этого вопроса совсем не обязательно принимать закон о реституции, который может привести к нескончаемым имущественным спорам, тут все в руках законодателя». 8 августа агентство «Интерфакс» публикует комментарий Патриарха Алексия, в котором он еще раз разъясняет позицию Православной Церкви по отношению к «земле»: «Русская Церковь не претендует на возвращение всех ее дореволюционных владений». Далее поясняется, что «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что Русская Православная Церковь может претендовать на возврат лишь тех земель, которые уже находятся в церковном ведении и используются монастырями для хозяйственных целей». Глава Русской Православной Церкви напомнил, что проблему возврата церковных земель он обсуждал недавно на встрече с руководителями Совета Федерации. «К сожалению, — отметил патриарх, — они начали не с того конца, а раструбили прессе о трех миллионах гектаров… Между тем, сегодня вернуть эти земли невозможно, поскольку на них стоят города, предприятия, заводы и другие здания», — заявил предстоятель. Об этом же в материале «Святейший Патриарх уточнил позицию Русской Православной Церкви по земельному вопросу» сообщается и на сайте «Седмица.ру». "Православная газета" сообщает о том, что «Дмитрий Аяцков и Константин Титов — за возвращение земли Церкви». При этом «губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков подчеркнул, что он выступает за передачу православным монастырям и церквям земель, принадлежавших им до революции». Вместе с тем, полагает руководитель Саратовской области, этот процесс займет довольно продолжительное время и должен осуществляться поэтапно. Эту идею поддерживает и губернатор Самарской области Константин Титов. Он сообщил, что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится. Мнение митрополита Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии, опубликовано на сайте «Кредо.ру»: «Из вопроса о передаче земель Церкви просто взяли и сделали пиар», — считает он. Митрополит Сергий сообщает, что «вопрос о передачи земель Церковь в последнее время не ставила». Стоит вопрос о возвращении храмов в собственность Церкви, что включает в себя вопрос о земле, на которой они располагаются. До сих пор ни одного храма еще не было передано в собственность, несмотря на постановление Касьянова по этому вопросу. По этому постановлению считается, что если храм — памятник архитектуры, тогда должен бесплатно передаваться участок земли, на котором он находится. Если же это вновь построенный храм, то в таком случае Церковь должна платить за землю, на которой он расположен. Вторая проблема касается сельскохозяйственных земель: «Монастыри, которые встали уже на ноги, попробовали взять землю. Где-то получилось удачно, где-то неудачно. Вот, например, со Сретенским монастырем, с Даниловым монастырем, с Троице-Сергиевой лаврой — это все положительные примеры. Это образцовые хозяйства… но мы никогда не ставили вопрос, чтобы получить в пользование всю землю, которую имели до революции, в свою собственность. Это невозможно, потому что сейчас на этой земле стоят заводы, поселки, какие-то дома», — полагает управляющий делами Московского Патриархата. Митрополит Сергий отмечает, что, по его мнению, «вопрос о земле» использовали для пиара, который явно идет не на пользу Православной Церкви. «У нас нет никакого желания взять землю, сдавать ее куда-то, зарабатывать на этом. У нас честное отношение к земле», — подводит итог митрополит. Другая проблема, о которой сообщается в СМИ — проблема сектантства и деятельности сектантов. Так, на территории Сумской епархии действуют «представители УПЦ-КП, которые, прикрываясь именем Православия, занимаются явным оккультизмом». Об этом сообщается в статье «С жалобами на здоровье обращаются жертвы „вычиток“ филаретовского „священника“ — оккультиста». Епископ Сумской и Ахтырский Иов охарактеризовал их оккультную практику как «шаманизм в православной упаковке». «Так, «протоиерей», он же «благочинный» областного центра, Александр Двинятин осуществляет в сумском Воскресенском соборе «Киевского патриархата» т.н. «вычитки». Преосвященнейший Владыка Иов сообщил, что «К духовенству кафедрального собора часто обращаются обманутые сумчане, которые побывали на этих «службах». Они жалуются на плохое самочувствие и подавленное состояние. По их свидетельству, так называемый священник Александр Двинятин использует, по всем признакам, оккультные методики, чернокнижничество и магические ритуалы. Например, определение порчи по свечам и прочие языческие непотребства». После сообщений в областной прессе о душепагубности подобного рода практики и предупреждений со стороны духовенства Украинской Православной Церкви, филаретовский «священник» Александр Двинятин прислал в адрес главного редактора газеты составленное по всем юридическим правилам официальное письмо с требованием опровержения и угрожая судом. При этом Двинятин утверждал, что ни в чем оккультном замечен не был и вообще он — «лицо образованное, закончил Киевскую семинарию» (понятно, что филаретовскую). Практика «сутяжничества» очень легко и прочно приживается в разного рода подобных «организациях». В то же время любые попытки православных предложить ввести законодательные ограничения для деятельности сектантов сразу же порождают волну обвинений в тоталитаризме и отсутствии толерантности. Между тем, вопрос деятельности религиозных организаций требует своего решения. Об этом заявил митрополит Мефодий, выступив за ужесточение госконтроля за религиозной деятельностью. В своем интервью епархиальной газете «Воронеж православный» по случаю 20-лeтия назначения на воронежскую кафедру митрополит Воронежский и Липецкий Мeфодий (Нeмцов) высказался в пользу обязательной государственной регистрации религиозных организаций. В целом положительно оценив федеральный закон 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», митрополит Мeфодий заявил, что «время вносит свои коррективы и, может быть, в перспективе возникшие недоработки будут решены». По мнению иерарха, «деструктивные религиозные организации должны действовать в четко ограниченном правовом поле». В качестве примера «недопустимого положения вещей» митрополит привел конфессиональную ситуацию в Воронeжской области: «На сегодняшний день здесь действуют 17 конфессий, официально зарегистрированных в органах юстиции». Но этим числом, подчеркнул иерарх, религиозные организации в Воронежской области не ограничиваются: «Помимо них, насчитывается большое количество других религиозных групп. многие из них действуют на территории области без государственной регистрации, а некоторые группы прикрываются статусом «общественных организаций"… У нас открыто действуют даже те секты, которые в других странах, например, в Германии, Франции и даже в США, давно запрещены». Католики в свою очередь решили облегчить свое существование и упростить отношения с Всевышним. Для этого «Папа Римский ввел в церковном календаре день отпущения грехов», — сообщает «Мир религий». Папа Римский Иоанн Павел II решил установить в литургическом календаре день, когда все верующие католики мира смогут получить отпущение грехов. Этим днем отныне станет первое воскресенье после Пасхи, которому присваивается имя «Воскресенье милосердия Господнего». Для отпущения грехов верующий может обратиться в любой храм. Однако предварительно ему необходимо выполнить четыре обязательных условия: исповедаться в собственных грехах у священника, причаститься, обратиться к Господу с молитвой и совершить акт христианского смирения. Папский декрет предоставляет прихожанам дополнительную возможность очищения от грехов. При этом, странно выглядит само выражение — «дополнительная возможность» очищения от грехов. Подразумевается, что в таинстве исповеди очищение грехов — неполное. И значит, само таинство оказывается несколько ущербным. Вообще, страсть к дополнительным, зачастую механическим, способам «очистки» свойственна католичеству еще со времени индульгенций, когда определенная плата оказывалась достаточной для того, чтобы быть «безгрешным». Раньше эта проблема решалась только во время так называемого Святого года, провозглашаемого Римско-Католической Церковью один раз в 25 лет. И вот, всего полтора года после окончания празднований великого юбилея, декретом Папы католики расширили свои шансы спастись. Газета «Россия» не преминула сочинить на эту тему «Притчу о грехе»: «Собрал Бог ангелов с архангелами на совет. Что и как там порешили, мне неведомо. Одно знаю точно: грех отменять не стали. Но придумали-таки своеобразный ход. Новшество решили опробовать на католиках. Ранним утром в ворота Ватикана постучался белый странник с крыльями за спиной. — Кароль Войтыла, он же Раб рабов Божьих, он же Верховный Первосвященник Вселенской церкви, он же Папа Римский Иоанн Павел II, здесь живет? — спросил странник у заспанного охранника. …Когда на следующий день Папа вышел из спальни, в его голове сложился план спасения миллионов человеческих душ от мук совести… И теперь весь католический мир может вздохнуть свободно. Не нужно больше носить в себе свои грехи и мучиться совестью в ожидании святого года — года отпущения всех грехов, который наступал каждые 25 лет. Теперь можно грешить чаще. Каждый год в первое воскресенье после Пасхи, в День воскресения милосердия Господнего, каждый католик может обратиться в любой храм, и ему отпустят все грехи. Честно говоря, хорошо, что такой опыт небожители решили поставить не в православной России. Ведь у нас, очень хочется в это верить, совесть еще чего-то значит. Во всяком случае, перед тем как согрешить, мы еще думаем, чем этот грех обернется. А дальше каждый поступает по своему разумению». Статья Дэвида Капелена под названием «Почему христианство теряет свои позиции в Америке?» появилась на сайте «Правда.ру». По сути, это даже не статья, а обличительный памфлет в адрес американцев: «Большинство американцев называют себя христианами. Они дважды выбирали главой своего государства Билла Клинтона — сексуального хищника и патологического лгуна, который считал убежденных христиан своими врагами, а радикальных гомосексуалистов своими друзьями… Сегодняшние христиане застыли на границе между своей некогда великой иудейско-христианской культурой и нынешним неоязычеством в духе Содома и Гоморры», — утверждает автор. По мнению американского журналиста, можно говорить об общем упадке христианства: «Америка полна людей, которые верят в то, что Иисус Христос умер за их грехи и что эта вера гарантирует им место на небесах… Помните, Клинтон ходил в церковь. Это весьма распространенная форма «христианства», негодяи избирают ее себе в качестве оправдания. Это позволяет им жить с сознанием, что они спасутся, и при этом отвращает многих людей от истинного христианства… Христианские церкви в Америке нуждаются в возрождении». Далее автор говорит о том, что и сама Америка нуждается в возрождении. На самом деле, многое, написанное в статье американца, можно сказать и про сегодняшнюю Россию: «Их семейная жизнь на грани краха, а дети носят серьги на языке. Они считают себя знатоками жизни и увлекаются виртуальной порнографией. Некоторые христиане, почувствовав себя спасенными, вовсе не стали от этого более христианами. Раньше у них хотя бы был страх перед гибелью, а теперь нет и этого. Они перестают быть искренними христианами, почувствовав, что преисподняя им уже не угрожает». При этом мы уже давно не говорим о том, что нашей стране нужно возрождение. Духовный подъем, связанный с возрождением Православия, возрождением Церкви. Мы считаем, что, встав на путь демократии, мы решили свои проблемы. Мы упрямо копируем американцев, пытаясь доказать всем, что мы уже не хуже их. Может быть, мы и не хуже. Только что же в этом хорошего? Так хотелось бы быть лучше…