Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина21.08.2002 

ПРИВИВКА ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 12 — 19 августа. Успенский пост. — Риторический тупик. — Отлучение православных от Ватикана. — Пантюркизм в Башкортостане. — Рекомендации Минобразования. — Беспокойство протестантов.

Прошедшая неделя для православных ознаменовалась началом Успенского поста. Такое событие не обошли вниманием и средства массовой информации. В связи с этим хотелось бы отметить публикацию на сайте «Правда.ру» «В России начинается Успенский пост». Эта статья необычно для светского издания, тем более апеллирующего (хотя бы и через название) к «рупору КПСС», рассказывает о том, что такое Успенский пост, с чем он связан: «Успенский пост — подготовка души и тела верующего, очищение и сосредоточение перед важным праздником — Успением Пресвятой Богородицы, которое православные празднуют 28 августа по новому стилю». В статье упоминается предание, сохраненное церковным историком Никифором Каллистом, согласно которому Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». Также приводятся цитаты из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского, рассказывается о праздниках Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излагается история, связанная с появлением Нерукотворного Образа: «В иконе поражали глаза Спасителя — живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него… Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа». Далее идет объяснение того, как правильно соблюдать Успенский пост, а в завершение приводятся рецепты постных блюд.
По сравнению с этим материалом все остальные «светские» публикации вроде той, что размещена на «Эхе Москвы» под названием «Сегодня у православных верующих начинается Успенский пост, который продлится две недели», выглядят дежурными отписками. В тексте, занимающем три абзаца, авторы стараются сообщить о происхождении поста, приводят этнографические данные, а также упоминают и о «народных приметах». Аналогично поступили РТР, ОРТ и многие другие СМИ.
Изрядно затасканную тему отношений с Ватиканом касается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем интервью телекомпаниям «CNN» и «APTN. Полный текст под названием „Спровоцированный Ватиканом конфликт ослабляет общехристианское свидетельство светскому обществу и инорелигиозному миру“ размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви. В интервью снова говорится об отрицательном отношении Православной Церкви к учреждению католических епархий. Также указывается, что прекращение диалога с Папой Римским произошло не по вине православных: „Не по нашей вине произошло осложнение отношений Русской Православной Церкви с Ватиканом. Как и в случае с визитом Папы на Украину, именно католики стали инициаторами конфликта“. Однако митрополит Кирилл указывает, что нельзя „игнорировать тот факт, что Православная и Католическая Церкви являются значимыми духовными силами в современной Европе, которые сообща могут дать общехристианский ответ на вызовы современной цивилизации“. В этой ситуации „спровоцированный Ватиканом конфликт ослабляет общехристианское свидетельство перед светским обществом и инорелигиозным миром“.
По всей видимости, стороны уже исчерпали свой запас риторических фигур, и в ближайшее время вряд ли можно ожидать каких-то новых идей в интерпретации православно-католических отношений. При этом католики, не забывая рассказывать всему миру о том, как их притесняют в России, не бездействуют. „Ватикан отлучил православных семинаристов от католических знаний“, — сообщает газета „Известия“. Как выяснили „Известия“, Католическая Церковь прекращает обучение русских православных семинаристов в духовных учебных заведениях Ватикана (что, по здравом размышлении, можно только приветствовать). Часть наших семинаристов уже вернулась обратно в Россию, остальные отправятся на родину в ближайшее время. Католические семинаристы и священники, обучавшиеся в российских православных учебных заведениях, уехали на родину еще раньше. „Таким образом, конфликт, возникший из-за создания в России четырех католических епархий, затронул одну из самых древних линий духовных контактов Первого и Третьего Рима“, — утверждает газета.
По сведениям „Известий“, негласное решение о прекращении доступа православных семинаристов к библиотекам Ватикана, к методикам и технологиям, накопленным в католических учебных заведениях, было принято после того, как в Риме побывала немногочисленная делегация Русской Православной Церкви. Авторы, Константин Гетманский и Дмитрий Руднев, утверждают, что православные, принявшие „в штыки“ решение Ватикана, окончательно испортили все отношения, что и сказалось на образовании. Однако затем вдруг оказывается, что иерархи Ватикана приняли решение лишить православных студентов из России возможности получать образование на своей территории „в качестве ответа на высылку из России двух католических священнослужителей“. Здесь очевидно нарушение логики и сведение воедино двух разных проблем — взаимоотношения двух Церквей и деятельности МИДа в отношении иностранных граждан. Возникает впечатление, что у авторов в голове эти структуры слились воедино. Хотя, скорее всего здесь пример современной „фрагментации“ сознания, когда мир существует в виде кусочков мозаики: его можно складывать произвольно, не обременяя себя и других законами логики, знаниями и анализом. Далее в статье следует ссылка на Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой получают образование представители Католической Церкви: „С чем это связано, мы не знаем… Последний диплом мы вручили католическому священнику, специализировавшемуся на иконописи, летом прошлого года“, — рассказал представитель академии. Рим же от комментариев воздерживается.
Внимание журналистов привлекла высылка из Башкортостана членов турецких радикальных исламских группировок. Так, информация об этом появилась на сайте „Благовест-инфо“. В тексте говорится о том, что „за пределы Башкортостана выслана группа граждан Турции, являющихся последователями запрещённых у себя на родине радикальных исламских объединений „Сулейманджи“ и „Нурджулар““. Исламисты содержали „благотворительный пансионат для сирот“ в г. Октябрьском, где осуществляли воспитание детей „в духе пантюркизма и религиозного фанатизма“. Лидер группы Чалышкан Сейди, прибывший в г. Октябрьский в 1998 году, путём мошенничества заручился поддержкой местных властей. Отрекомендовавшись в администрации города сотрудником Управления по делам международных пансионатов Турции, он заявил, что представляет деловые круги своей страны, которые желают оказать помощь в деле воспитания одарённых детей из малообеспеченных семей и сирот, а также заинтересованы в налаживании взаимовыгодных экономических связей. Гость пообещал денег и международный аэропорт. Еще не получив аэропорта, администрация безвозмездно передала туркам в аренду на 20 лет здание детского сада и помогла получить в министерстве образования республики Башкортостан лицензию на образовательную деятельность. Спустя полгода городское управление образования в связи с жалобами родителей провело проверку деятельности учреждения. Комиссия выявила многочисленные факты телесных наказаний, ограничения детей в пище и сне. Эта практика осуществлялась без согласия воспитанников и их родственников. На приобретение продуктов питания для воспитанников выделялись мизерные средства. В учреждении не имелось никаких книг, кроме религиозной литературы „Сулейманджи“ и „Нурджулар“, которая служила пособием для изучения арабского и турецкого языков. При этом, напомню, учреждение было „образовательным“. Но не это взволновало администрацию. Не получив обещанных инвестиций, а также аэропорта (который стоило бы назвать „Нью-Васюки“), руководство города также решило проверить деятельность пансионата; в результате налоговые органы выявили ряд серьёзных финансовых нарушений.
Аналитическая статья о вышеупомянутой ситуации „Из Башкирии выдворены турецкие исламисты“ размещена на сайте „Седмица.Ру“. В статье А. Журавского говорится о том, что „Россия в последнее десятилетие стала объектом для различных геополитических интервенций, в том числе и исламистских. Так, геополитической стратегией Турции на постсоветском пространстве является трансляция идей т. н „туранизма“. Эта идеология предполагает создание государства „Великий Туран“ на территории, где проживают тюркско-исламское население. Помимо Турции в Великий Туран должны войти оба Азербайджана (в том числе иранский), поволжские республики (Башкортостан, Татарстан, Чувашия), а также Крым, Астраханская область и т. д. Поэтому не случайно, что пантюркистские организации наиболее активны в трех поволжских республиках, где проживают три больших тюркских этноса — татары, башкиры и чуваши (хотя последние — православные по вероисповеданию)“.
Деятельность пантюркистских организаций и фондов в субъектах Российской Федерации уже давно ни для кого не является секретом, — сообщает автор. Общеизвестно, что рассадниками пантюркистских идей часто служат турецкие лицеи. Случай с лицеем в Башкортостане — не единственный в России. В июне этого года стало известно о закрытии в Карачаево-Черкесской Республике турецкого лицея по причине „пропаганды экстремистских идей“. Имелось ввиду культивирование в лицее пантюркистских идей „Великого Турана“. В статье говорится о том, что на территории России в последние годы было открыто несколько десятков турецких лицеев. Проверки по линии министерства образования России обнаружили, что турецкие „миссионеры“, работающие учителями в различных национальных лицеях, чаще всего не имеют педагогического образования и стажа работы по специальности или же их дипломы не соответствуют российским стандартам. Образованная по распоряжению министерства общего и профессионального образования РФ комиссия установила также, что проверенные ею в Республике Татарстан татаро-турецкие лицеи вообще не имеют свидетельств о государственной аккредитации, а соответственно права выдачи аттестатов государственного образца. Далее подробно рассказывается о самих течениях, представители которых активно „образовывают“ российских детей. „Нурджулар“ — это суфийское братство, которое было организовано в Турции шейхом Бадиаззаман Саид Нурси (Baddizzuman Said Nursi) (1870−1960)… Несколько лет назад братство „Нурджулар“ (или „Нурсилар“, „Нурси“) было запрещено турецкими властями. Дело в том, что братство исповедует не только пантюркистскую, но и исламистскую идеологию. А это уже грозит основам светской государственности Турции, т. е. идеям, заложенным великим турецким реформатором Кемалем Ататюрком».
«Природа не терпит пустоты… Можно сказать, это — аксиома религиозного опыта. Наивное и романтическое отношение к иностранной благотворительности иногда оборачивает горьким разочарованием. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке… Еще одна аксиома. Только эта мышеловка ловит человеческие души, а в качестве сыра выступают инвестиции в лицеи, школы и прочие не вполне прозрачные для государственного и общественного контроля структуры», — заканчивает статью автор. И в этой ситуации уже не интересно — как могут открывать школы те, у кого нет лицензии, нет специального образования. Интересно другое — почему можно создавать турецкие лицеи, где нет никаких книг, кроме религиозных, а любая попытка создать в России русскую школу — вызывает приступ ненависти как у журналистов, так и у чиновников. Сразу же раздаются обвинения в национализме и шовинизме. Высказывается забота о том, что детей нужно уберечь от «этого». А по сути их уберегают от самих себя, от своей страны, от своего будущего.
В унисон с предыдущей публикацией звучит сообщение, появившееся на сайте «Завет.Ру» «Министр образования РФ о введении в школах предмета «Основ православной культуры». В нем приводится речь министра образования о том, почему у нас нет предмета, посвященного Православию, и почему его не будет: «У нас в стране нет учебника «Основы православной культуры», на который мы ориентируемся. На данном этапе у нас есть очень много учебных пособий по этому предмету. Я подчеркиваю — не учебников, а именно учебных пособий по «Основам православной культуры». Они не имеют грифа «Рекомендовано Министерством образования РФ», в них стоит другой гриф «Допущено Минобразованием». Разница между грифами в том, что если написано «рекомендовано», то мы должны его обязательно использовать. Если же стоит гриф «Допущено», то это значит, что учебник не противоречит стандартам образования». Это, оказывается, первая причина. Вот учебник по валеологии, «рекомендованный» к преподаванию в школах, есть, а учебника «Основы православной культуры» — нет. Как будто в России сегодня количество и качество валеологов достигло такого уровня, что не изучать их невозможно, а вот Православие — не дотянуло, еще слабовато в своем развитии…
Вторая причина, указанная министром, в том, что, оказывается, желая преподавать такой предмет в школе, «мы во многом забегаем вперед, потому что вопрос о введении этого предмета в масштабах страны не стоит». Опять же логика — хромает. Ну, так поставьте этот вопрос — и мы «не будем забегать вперед». От кого это зависит? От Папы Римского? Или от министра образования России? Третья причина — «в школах стоит очень остро вопрос о том, кто будет преподавать «основы православной культуры». Выяснилось, что для того, чтобы преподавать этот предмет, мало быть специалистом. Надо обязательно иметь педагогический опыт и умение работать с детьми». Из всех, перечисленных министром причин, — последняя заслуживает, пожалуй, наибольшего внимания. Специалистов, действительно, нет. Но ведь если не начать их готовить — они не появятся. Но, это, видимо, министра устраивает. Замкнутый круг — вопрос не стоит, а значит, нет преподавателей; нет преподавателей, а значит вопроса тоже нет…
В общем и целом складывается впечатление, что журналисты и чиновники больше всего не хотят, чтобы у России было свое лицо, отличное от «глобалистской» физиономии, которая уже заглядывает в «окно из Европы». В связи с этим они и «беспокоятся». «Российские протестанты обеспокоены высказываниями Германа Стерлигова», сообщает «НТВ.ру». По сути, в этой информации интересен следующий абзац: «Решительное несогласие российских протестантов вызвало и то, что Стерлигов связывает национальную идею России только с православием. «Слова господина Стерлигова показывают нам человека, который, по-моему, не представляет, в чем состоит суть православия. Национальная идея России, о которой так много говорят в последнее время, не может быть религиозной в светском обществе, ведь в нашей стране Церковь отделена от государства… Более того, я считаю, что подобные высказывания в широкой прессе наносят урон репутации Русской Православной Церкви, так как в словах г-на Стерлигова могут найти свою опору различного толка националистические экстремисты». А, по словам Сергея Ряховского, Стерлигов «явно играет на популярности Русской Православной Церкви»». Может, Стерлигов на этом и играет, но в данном случае интересно другое. Как же представляет себе национальную идею России российский протестант Сипко? Или г-н Ряховский? «Если тезисы Стерлигова будут воплощены в жизнь, считает Ряховский, «за бортом «идеи» останутся 20 миллионов этнических мусульман, иудеи, буддисты, протестанты!». Как же они жили до революции, когда Православие было национальной идеей? Те же буддисты и иудеи? По всем историческим данным — очень неплохо, лучше, чем в светской Европе, например. Так к чему же сознательно превращать русских в националистов? И какая же может быть демократия, когда большинство подчиняется меньшинству — буддистам, протестантам, иудеям?
По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, «80% населения нашей страны относит себя к православным верующим. Православие доказало, что на протяжении веков оно объединяло людей. Я считаю, что православие как национальная идея не затронет интересы верующих других конфессий. Большинством из оставшихся людей будут мусульмане, число которых составляет на сегодня 15 миллионов, а оставшиеся 1,5% населения, конечно, никто не сможет игнорировать или притеснять».
Между тем, разговоры о Православии как национальной идее — не более, чем разговоры. На деле же происходит совсем по-другому — торжество сект, оккультизма и обмана. Но в рамках закона. «Мосгорсуд не нашел оснований» для ликвидации Московской сайентологической церкви, оставив без изменения решение Никулинского суда столицы. Иск с требованием запретить деятельность сайентологов подало Главное управление Минюста по Москве. Однако, как установил Никулинский суд, сайентологическая церковь продолжает действовать и в ее действиях не удалось обнаружить нарушений законодательства. 18 июля Мосгорсуд подтвердил это решение. Между тем, в странах Европы секта Хаббарда запрещена как деструктивная. Но здесь нам Европа почему-то не указ…

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика