Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 августа — 2 сентября. Успение Богоматери. — Перепись и ее духовно-культурный смысл. — Преувеличенные слухи о смерти веры. — Путин против диктата конфессиям, либералы против Путина.
На прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала праздник Успения Пресвятой Богородицы. Краткую информацию об этом разместили центральные телевизионные каналы. Например, на сайте ОРТ сообщается, что слово «Успение» происходит от глагола «уснуть» и указывает на то, что по преданию Дева Мария после своей видимой телесной смерти вознеслась на небо. Этим, одним из самых почитаемых в народе, праздников завершается Успенский пост. «Православные празднуют Успение Богородицы», сообщает РТР. «Этот день в народе называют Богородичной Пасхой», — отмечает РТР, кратко рассказав о праздничном богослужении. РИА-Новости распространяет более подробную информацию о празднике в информации «В среду православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы». В частности, в статье пересказывается евангельское предание, согласно которому, «в конце земной жизни Богородицы Архангел Гавриил возвестил Пресвятой о ее грядущей кончине. Богородица перед смертью хотела проститься с учениками Иисуса, которые в то время проповедовали христианство по всей земле. По молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у Ее одра. Когда пришло время кончины Богородицы, Сам Иисус Христос явился у Ее одра и принял Ее душу в Свои руки… Согласно Библии, после смерти Богородицы апостолы похоронили Ее тело в пещере Гефсимании. Однако на третий день, желая утешить апостола Фому, опоздавшего на погребение, ученики Христовы открыли гроб Пресвятой Девы — и увидели в нем только погребальные пелены. Так они уверовали, что Богородица была с телом вознесена на небо». Православные христиане верят, что, телесно оставив землю, Богородица не перестала ходатайствовать пред Сыном за мир и Церковь Христову, и воспринимают праздник Успения как свидетельство тому. Другой темой прошедшей недели стала предстоящая перепись населения. Внезапно в СМИ был высказан интерес не только к этому событию, но и к мнению Православной Церкви по этому поводу. В общем, журналистов беспокоил вопрос — надо ли выяснять религиозную принадлежность или можно обойтись без этого. «В России нет потребности выяснять количество верующих при переписи», считает НТВ. В информации излагается мнение министра РФ Владимира Зорина, координирующего деятельность федеральных органов власти по реализации национальной политики. Он указывает, что ни одно из религиозных объединений России не настаивало на включении вопроса о вероисповедании в опросный лист переписи населения в октябре 2002 года. Также он утверждает, что «священнослужители практически обладают информацией о количестве верующих, это известно по людям, которые ходят на службы, совершают обряды». На основании этого он считает, что задавать вопрос о религиозной принадлежности во время переписи не имеет смысла. На том же сайте в статье «Ученые рассуждают о пункте „вероисповедание“ в опросном листе переписи-2002» приводится мнение российских ученых. Так, директор Института религии и права Анатолий Пчелинцев одобряет невнесение в анкету для Всероссийской переписи населения-2002 графы о вероисповедании. По его мнению, пункт о вероисповедании ничего не дал бы для определения объективных данных о количестве верующих разных религиозных объединений, так как «люди боятся указать истинное вероисповедание — особенно представители религиозных меньшинств». В общем-то мнение это — спорно, потому что сегодня как раз так «религиозные меньшинства всячески защищаются» на основании различных либеральных доктрин и законов, и о притеснении «малых» религиозных объединений речи не идет. Тот же А. Пчелинцев указывает, что в России «официально зарегистрировано около 21 тысячи религиозных организаций. Из них на долю Русской Православной Церкви приходится около 11 тысяч организаций, на долю протестантской конфессии — около 4 тысяч 700, на долю исламской общины — 3 тысячи». То есть, более трех тысяч организаций приходится на долю тех самых «религиозных меньшинств». Не так уж и мало, особенно если учесть что появились в России они сравнительно недавно. Позицию Анатолия Пчелинцева не разделяет советник Института этнологии и антропологии РАН Павел Пучков. С точки зрения этнологии и общего развития страны выяснение вопроса о вероисповедании граждан России весьма важно, считает он. Выяснение данного вопроса необходимо «прежде всего? потому, что Россия — поликонфессиональная страна, кроме того, религия оказывает существенное влияние на развитие страны в самых различных областях», отметил П.Пучков. Подобный вопрос ставился в ходе первой российской переписи населения 1897 года, «и было бы очень полезно узнать, какие изменения произошли», сказал ученый. Несмотря на все аргументы в пользу включения в опросный лист переписи данного вопроса, подчеркнул П. Пучков, «Госкомстат занял достаточно жесткую позицию», выдвигая подчас «несерьезные аргументы»: «Некоторые региональные сотрудники Госкомстата в качестве аргумента приводили следующий — это сильно увеличит нам работу». Ученый не исключил, что подобная позиция Госкомстата — «скорее всего, остатки крайне отрицательного отношения к религии, которое было у прежнего руководства». Мнение представителей Русской Православной Церкви транслирует информационный портал «Страна.ру» в сообщении «Отсутствие вопроса о вероисповедании «лишает перепись духовно-культурного смысла». Русская Православная Церковь «прямым образом заинтересована» в том, чтобы в опросный лист в рамках предстоящей всероссийской переписи населения был включен вопрос о религиозном вероисповедании, сообщает «Страна.ру», ссылаясь на заявление представителя секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священника Антония Ильина. По мнению священника, «это было бы очень и очень полезно со всех точек зрения» и «помогло бы выявить реальное процентное соотношение представителей традиционных религий и других религиозных объединений в России». Как отмечает «Страна.Ру», «представитель РПЦ указал на то, что статистика, согласно которой «порядка 70% граждан России связывают себя с православной традицией, часто подвергается сомнению и искусственно снижается». В этой связи опрос населения «показал бы истину, которую мы вовсе не боимся», сказал он». По мнению священника, отсутствие опроса по религиозной тематике «лишает перепись духовно-культурного смысла». Наличие графы о вероисповедании, по его словам, «помогло бы увидеть тот духовный, культурный контекст, в котором существует гражданское общество в России». «При переписи необходимо выяснить и вероисповедание, считает представитель Русской Церкви», сообщает агентство «Русская линия». Ссылаясь на слова священника Антония Ильина, агентство сообщает: «Гипотеза о том, что позиция РПЦ послужила причиной отмены графы, связанной с религиозной самоидентификацией в переписном листе, не имеет под собой никакого основания». Статью, тематически перекликающуюся с проблемой переписи и «пересчета» верующих, под названием «Слухи о смерти веры в Бога в России сильно преувеличены» размещает газета «Известия». В статье приводятся данные опросов, проведенных социологами фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Как уверяет газета, результаты этих опросов «окончательно похоронили миф о гибели православной народной души в нашей стране». Лишь 31 процент из опрошенных ФОМом (всего на вопросы ответили 1500 человек) признался, что не считают себя верующими. Все остальные причисляют себя к той или иной конфессии, причем больше всего среди них православных. Согласно опросу ФОМа, приверженцев других христианских конфессий в России около 2 процентов. При этом журналисты отмечают, что «несоблюдение жестких требований церковных канонов никак не мешает прихожанам исповедовать ту или иную религию… Никогда не читали библейских текстов (даже Евангелия) 60 процентов верующих. 81 процент опрошенных, считающих себя религиозными людьми, не соблюдал в этом году Великого поста и лишь 6 процентов респондентов держат его из года в год». Примерно так же дело обстоит и с соблюдением других обрядов и Таинств. Практически никогда не причащаются 72 процента прихожан, а реже раза в год исповедуются своему духовнику 8 процентов православных. Об уровне воцерковленности лучше всего говорит тот факт, что раз в месяц и чаще на исповедь ходят не более одного процента людей. Авторы статьи, тем не менее, делают оговорку: «Цифры зачастую так же правдивы, как и лукавы». Но даже если учесть погрешности при опросах, становится ясно, что до создания по-настоящему православного общества еще очень и очень далеко. К сожалению, оказывается, что большинство тех, кто причисляет себя к православным, практически не знают о Православии и не живут в Православии. Однако ситуация среди людей других конфессий — не лучше: «из считающих себя католиками 24 процента «скорее (но не совершенно) уверены», что Бог есть. Среди протестантов доля маловеров заметно выше — лишь 37% из них совершенно уверены в существовании Бога, 14 — «скорее уверены», 17 — «не уверены» и — самое поразительное — 31 процент «убеждены, что Бога нет»». По мнению социологов, сегодня разница между верующими и неверующими «состоит не в посещении религиозных служб, а в обращении к Богу с молитвой. В течение месяца религиозную службу посетил только один из трех твердо верующих петербуржцев, а молились семеро из десяти». Вопрос взаимоотношения религии и государства был поднят на этой неделе Владимиром Путиным, сообщает «Мир религий», отмечая, что президент выступил «против государственного диктата религиозным организациям». Путин подчеркнул, «что государство не должно диктовать религиозным объединениям, «как нужно поступать, кого выбирать, как объединяться». Напротив, государство должно «создавать условия для работы» религиозных организаций, «чтобы между ними и гражданами не было никакой стены». Журналисты «Инфо-Ньюс» из слов президента сделали другой вывод: «Путин: «Церковь должна заменить КПСС». Журналисты цитируют слова президента, добавляя к ним свои, не всегда удачные, комментарии: «Было бы ошибкой отделять человека от церкви» (хотя по самым скромным подсчетам, неверующих в России — подавляющее большинство), ибо «в настоящее время нет трудовых коллективов, партийных ячеек и организаций, как это было во времена КПСС, нет воспитателей и наставников, а значит никто, кроме религии не может донести до человека общечеловеческие ценности». О том, какие общечеловеческие ценности доносила до людей КПСС, президент скромно умолчал», — говорится в статье. Справедливости ради надо отметить, что Путин ни словом не обмолвился о том, что «Церковь должна заменить КПСС». Но богатая журналистская фантазия смело «завершает» мысль президента и даже великодушно дарит авторство, вынося в заголовок слова, которых никто не говорил. Более корректными постарались быть журналисты «Эха Москвы»: «Владимир Путин заявляет о ключевой роли религии. По его мнению, никто, кроме нее не может донести до человека общечеловеческие ценности». Информация написана в ерническом тоне, журналисты как бы слегка «изумляются» словам президента, недоумевая, что же случилось с президентом, что он дошел до «такого»: «Владимир Путин, выступая сегодня в Казани, неожиданно высказался о непреходящей роли религии… Путин подчеркнул, что необходимо помочь религиозным деятелям создать условия для работы, и делать все, чтобы между ними и гражданами не было стены. При этом Путин не сказал, какую именно религию он имеет в виду, а также, что он подразумевает под условиями для работы… Однако наибольший отклик, конечно же, вызвали слова о том, что только религия несет общечеловеческие ценности». Естественно, что «Эхо Москвы» не могло не ответить на слова президента. В роли рупора и «словесного дуэлянта» выступила вице-спикер Госдумы, одна из лидеров СПС Ирина Хакамада. Не удивительно и то, что она назвала заявление Путина «узким подходом к решению проблем общечеловеческих ценностей». Лидер группы Народный депутат Геннадий Райков также считает, что религия сама по себе вообще не может донести до человека общечеловеческие ценности. Далее в информации отмечается, что доносить подобные ценности призваны школа, вуз и прочие образовательные структуры. На самом деле, действительно религия не ставит перед собой такой цели — донести общечеловеческие ценности до людей. Просто насмешничающие сегодня журналисты как-то даже не задумываются, что именно из христианства выросли эти самые «ценности», которыми так сегодня гордятся «защитники свободы слова». Просто лишенные религиозного, православного основания они стали «самоценными», и от этого исказились и стали «феминизмом», «свободой слова», «правом имею» и пр. И здесь хотелось бы сослаться на слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сказанные в интервью газете «Трибуна», где он говорит о значении Православия для России: «О месте Русской Православной Церкви в ряду существующих в России конфессий весьма красноречиво, на мой взгляд, свидетельствует история нашей страны. Можно сказать, что именно принятие Православия в немалой степени способствовало превращению некогда разрозненных славянских племен в единый народ. Православие стояло у истоков российской государственности, породило богатейшую русскую культуру, сделало возможным вовлечение русского народа в семью великих наций Европы и мира. Благодаря Православию мы обрели письменность. Неоднократно в течение столетий именно Церковь спасала Российское государство от междоусобиц, распада и краха — в период феодальной раздробленности, в уже упоминавшееся Смутное время. Благодарность Православию и Церкви живет в исторической памяти народа — по разным оценкам, более семидесяти процентов наших сограждан связывают себя с Православием. Так что проблема «места» Православия есть, на мой взгляд, проблема желания или нежелания некоторых людей признать существующее положение вещей». Не менее активно в СМИ обсуждался судебный процесс над лидером Русской православной автономной церкви Валентином Русанцовым, именующим себя «митрополитом». «Растлитель в рясе получил 4 года условно» — под таким названием размещен текст об этом на РТР. В информации сообщается, что Русанцов признан виновным в «преступлениях против половой неприкосновенности личности» и приговорен к 4 годам и 3 месяцам тюремного заключения условно. «Фактически это первый в постсоветской России случай, когда церковному иерарху такого уровня, пусть даже и не связанному с Московской Патриархией, выносят столь суровый судебный вердикт», — говорится в информации. Обвинение уверено, передает РТР, что «митрополит Валентин оказывал давление на подростков». «По словам владимирского прокурора Игоря Егорова, в 1988 году Валентин Русанцов уже проходил по уголовному делу группы гомосексуалистов как участник, но тогда он не был привлечен к уголовной ответственности». «Священника-педофила приговорили к четырем годам условно и вечному проклятию», сообщает «Лента.ру». В статье пересказывается история судебного дела, приводится «послужной список» Русанцова: «В 1990 году архимандрит Анатолий Русанцов, настоятель Цареконстантиновского храма Суздаля, покинул свой пост и перешел сначала в Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ), а затем, через пять лет, основал собственную церковь — Русскую автономную православную (РАПЦ)». Далее, правда, делается оговорка, что Русанцова лишила сана сама Православная Церковь. Это было сделано после обвинений в гомосексуализме. Надо было бы еще указать и на то, что и из Русской Православной Церкви За рубежом Русанцов «ушел» не по собственному желанию. Далее в статье сообщается, что «в 2001 году духовный суд Суздальской епархии Русской Православной Церкви начал производство сразу по двум делам, имеющим отношение к Русанцову — «О ереси имя Божия в РПАЦ» и «Преступном сообществе гомосексуалистов, свившем свое гнездо разврата на самом верху церковного управления». 12 мая духовный суд выдвинул против священника 20 пунктов обвинения, включавших гомосексуализм, развращение малолетних, кражи и отчуждение имущества. После этого все материалы были переданы в прокуратуру, которая 29 мая возбудила соответствующее уголовное дело. Еще до приговора светского суда духовный суд приговорил его к анафеме. Теперь, если Русанцов не раскается, то он «не может быть удостоен по смерти своей погребения по христианскому чину и тело его не должно полагаться на православном кладбище». Надо отметить, что практически все СМИ попытались изобразить «дело Русанцова» объективно, по крайней мере, по их представлениям. За исключением портала «Кредо.Ру», опубликовавшего статью с «говорящим» названием «Долгожданная неправда». В анонимной статье расписываются «положительные качества» Русанцова, защищается он сам и его РПАЦ, гневно и пафосно обвиняются все остальные. Можно было бы не писать об этой статье — уж больно предсказуема она — от начала до конца. Просто появление ее и других материалов, связанных с делом Русанцова еще раз подтверждает «ангажированность» портала суздальскими раскольниками. Более того, создается впечатление, перерастающее в убежденность, что сам интернет-проект был создан именно под определенное событие, то есть суд. Создан заранее для того, чтобы суметь раскрутить издание до суда, а затем «впихнуть» журналистам нужную «русанцовцам» информацию. Такие «временные проекты» часто создаются в политике — под выборы или какие-то другие акции. Теперь это пришло и в религиозную журналистику. «Свобода слова», обильно сдобренная лукавыми попытками манипулировать журналистами и читателями. Свое продолжение на этой неделе имела и ситуация, связанная с запретом на въезд Далай-ламы в Россию. ««Яблоко» хочет помочь российским будистам увидеть Далай-ламу», сообщает НТВ. В информации сообщается, что депутат от «Яблока» Михеев направил депутатский запрос, в котором возмущается по поводу того, что «фактически МИД РФ взял на себя ответственность за «отлучение» российских буддистов от их духовного лидера». Также сообщается, что 10 сентября московское региональное отделение партии «Яблоко» проведет пикетирование МИД РФ в связи с отказом в выдаче въездной визы Далай-ламе, сообщает пресс-служба фракции. В общем, если буддистов можно понять, что партия «Яблоко» выглядит уж больно неуклюже — налицо и желание поднять рейтинг, сыграв на «попрании прав и свобод», и безразличие к насущным бедам и проблемам России. Судя по действиям лидеров партии — самая острая проблема в России сегодня связана именно с отсутствием Далай-ламы, а не с наркоманией, демографическим упадком, злобой стариков и цинизмом молодежи. Если руководство демократической партии убеждено, что это и вправду так, то пора сменить название и именовать партию Явлинского не «Яблоком», а «Лепестками лотоса», например. В завершение хотелось бы упомянуть информацию «Далай-лама критикует США». Ведь не Россию, куда его не пустили, не Китай, а США. С чего бы это он? Между тем, Америка продолжает активно участвовать во всех процессах и высказывать свое мнение по всем поводам, по которым успевает высказаться. Так, например, «Американский конгрессмен поучает Грузию», сообщает «Русская линия». Суть в следующем: некий американец, конгрессмен Кристофер Смит написал письмо. В нем он выразил обеспокоенность фактами насилия в отношении неправославных религиозных групп в Грузии. Печется Кристофер Смит о «религиозных меньшинствах», в частности, о секте «Свидетели Иеговы». Американский конгрессмен с недюжинными педагогическими задатками договаривается до следующего силлогизма: «Ограничением свободы слова, будь то религиозная пропаганда или прозелитизм, Грузия нарушает международные обязательства». То есть, прозелитизм — это составляющая свободы слова. Как, впрочем, и поучения никому неизвестного американца, предлагающего подойти к нарушителям свободы слова с «наиболее эффективным средством против уголовных преступлений» — Уголовным кодексом. Однако заботливость американца можно было бы принять за чистую монету, если бы не одно «но». Как сообщает агентство «Русская линия», согласно публикации грузинской газеты «Джорджиан Таймс» от 22 августа, филиал секты «Свидетели Иеговы» в Грузии финансируется армянским лобби Конгресса США. В этой связи, депутат парламента Грузии Ван Байбурд встретился в Тбилиси с одним из сотрудников посольства США в Грузии и попросил у него разъяснений по данному вопросу. Американский дипломат, однако, ответил, что посольство США в Грузии не располагает какой-либо информацией о финансировании конгрессменами США грузинского филиала секты «Свидетели Иеговы». И главное, становится понятно беспокойство американского конгрессмена Кристофера Смита — он страдает за свое дело, за своих. За свои кровные… И еще одна информация, связанная с Америкой. Она появилась на «Радо «Радонеж» и называется «Американские католики серьезно размышляют, приемлема ли проповедь о Христе». Рабочий комитет, в который вошли представители католической епископской конференции США и Национального совета синагог, объединяющего последователей консервативного и либерального направлений иудаизма, опубликовал документ об отношениях между католиками и иудеями. В тексте говорится: «Кампании, нацеленные на обращение евреев в христианство, уже неприемлемы для Католической Церкви с богословской точки зрения». Получается, что обращать в католичество нужно не иудеев, а православных, и как раз в Америке прозелитизм вовсе не приветствуется. И это «не приветствуется» дошло до того, что «католики подписывают документ, объявляющий проповедь о Христе «уже неприемлемой для Католической Церкви». «Не слишком ли далеко уже увело их пресловутое «аджорнаменто» — приспособление веры к отступившему от Христа миру?» — задают риторический вопрос журналисты «Радонежа». В итоге может оказаться так, что подобная «приспособляемость и политкорректность» сделают католиков Америки неотличимыми от остального мира. Мира, в котором и так дана установка на стирание граней — между грехом и праведностью, добром и злом, преступлением и подвигом. Но это не значит, что добро и зло действительно сольются и будут неразличимы. «Граница между добром и злом проходит по сердцу человека», — сказал Патриарх Русской Православной Церкви Алексий на торжествах в Костроме в честь праздника Феодоровской иконы Божией Матери. В информации рассказывается о визите Святейшего Патриарха в Кострому, а также приводятся его слова к молящимся: «Судьба Отечества неотделима от истории Церкви и ее святынь. В них наши предки обретали силы на труд и ратный подвиг. Сегодня Русская Православная Церковь вновь получает возможность воспитывать детей, помогать больным и одиноким, ободрять скорбящих, обращать заблудших. Сможем ли мы преодолеть временные нестроения и вновь обрести право именоваться Святой Русью, — зависит от нравственного выбора каждого из нас».