Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина12.09.2002 

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ИНКУБАТОРЕ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 2 — 9 сентября. Юбилей Бородинского сражения. — Физиология глупостей. — Псевдонимика с придыханием. — Бей попов, спасай Россию! — Приют для брошенных детей. — Оккультный агитпроп в вузе.

Не прошлой неделе страна отмечала юбилей Бородинского сражения. Широко в средствах массовой информации не упоминалась, но, тем не менее, эта тема не обошла наши издания. Вот что об этом сообщает РТР в статье «Бородино отмечает 190 лет великого сражения»: «8 сентября — 190 лет великому сражению, переломившему ход войны 1812 года. По Бородинскому полю парадным маршем прошли войска в обмундировании той эпохи, с боевыми знаменами русской армии. Кульминацией „Дня Бородина“ стало театрализованное сражение». Также в информации указывается, что «День Бородина» вспоминали и в центре Москвы: «В одном из древнейших монастырей столицы — Сретенском — отслужили панихиду по воинам, павшим в этой битве». Дело в том, что «после Бородинской битвы в Сретенском монастыре был расположен госпиталь, в котором было множество раненых солдат и офицеров. Огромное количество из них умерло от ран. Здесь, в Сретенском монастыре, они и были похоронены. Память их свято чтилась. Но после Советской власти кладбище было упразднено».
На этом вразумительные сообщения, касающиеся Православия, в светских СМИ, как ни грустно, заканчиваются. То же, что было опубликовано, содержательным, поучительным и трезвым — не назовешь. Так, на сайте СМИ.ру и в газете «Версия «Совершенно секретно» появилась публикация под названием «Физиология слухов: Путин и церковь», сочинил которую Валентин Шевченко. В статье автор резво пытается проанализировать взаимоотношения «президента В. Путина и Российской Православной Церкви» (использование термина «Российской» вместо «Русской» отнесем также к степени компетентности автора). Этот самый «анализ» отношений между президентом и Православной Церковью автор начинает с проблемы взаимоотношений Путина и Ватикана. Обходным, как говорится, манером. Он пересказывает историю с папским письмом, направленным в Кремль, сокрушаясь, что Папа до сих пор не получил ответа от президента России. При этом удивительна и наивна вера журналистов в то, что Владимир Путин должен немедленно отвечать Римскому Папе на любой его вопрос, как будто бы понтифик — непосредственный, и очень строгий начальник, российского президента. Далее вновь кратко пересказывается история конфликта — теперь уже православия и католичества, возникшего в связи с агрессивной политикой Католической Церкви. Автор утверждает, что этот самый конфликт загнал бедного президента в угол, так как ответить Ватикану Путин не может — боится «церковного наказания» со стороны Патриарха, а ответить уж очень хочется (по крайней мере, автору статьи), так как это было бы полезно «для международного авторитета Путина».
Шевченко всячески пытается внушить читателю мысль о том, что президент — не самостоятельный политик, по крайней мере, в вопросах православно-католических отношений. При этом как-то забыто то, что эти самые отношения — проблема церковная, а не светская, и что Путин не должен ее решать и не будет это делать, даже если у него возникнет большое желание. Просто потому, что не сможет — не его епархия. А кроме того, у президента ведь на шее и чеченские террористы, и выборы в Красноярске, и наводнения на юге России, и пожары в Подмосковье и прочие проблемы, требующие именно президентской политической воли…
Автор же настолько погружается в проблему, а скорее, в свои фантазии, что не может думать ни о чем другом, а лишь о том, что «отношения президента с РПЦ переходят в иное качество». Причем аргументы о том, что качество стало и вправду «иным», выглядят очень натянуто и неубедительно, например, такой: «Символичной выглядит и другая новость об укреплении отношений президента и РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II намерен пригласить Владимира Путина посетить в следующем году Свердловскую область. Была определена точная дата визита — с 14 по 16 июля 2003 года. Главная цель приезда Патриарха — освящение Храма-на-Крови, который возводится в Екатеринбурге на месте расстрела царской семьи. Алексий II сообщил о своем намерении просить президента России присутствовать на этой торжественной церемонии». Что же здесь особенного? У Патриарха есть «намерение» пригласить президента в один из городов страны, которой управляет Путин. Сам Президент еще не ответил — ни отказом, ни согласием. Обычная рабочая ситуация, связанная с протоколом, и не более того. Но автору очень хочется, чтобы было иначе, чтобы то, что Путин «во время панихиды по погибшим на «Курске» не просто важно стоял со свечой, как это делали раньше первые лица, а действительно молился» — было бы черным-черным пиаром, направленным на то, чтобы пленить верующих набожностью президента. Но, похоже, что это пленило только Валентина Шевченко. Потому что верующие — они больше на себя смотрят, свою душу пытаются разглядеть, а совсем даже не чужую, пусть даже и президентскую.
Но по-настоящему отличилась на прошлой неделе газета «Известия». В ней было опубликовано сразу несколько материалов, касающихся введения в школе предмета «Основы православной культуры». Информационным поводом для написания статей стало введение в ряде школ этой дисциплины. В материале «Любая церковь сегодня — это бизнес» собрана якобы «подборка писем» от читателей газеты, в которых выражается отношение простых граждан к подобным «нововведениям». Почему подлинность писем вызывает сомнение? Редакция заявляет о том, что «и верующие, и неверующие» участвовали в дискуссии и высказались «против обязательного преподавания религиозных предметов в государственной средней школе». На самом деле, из всех писем только в одном автор называет себя верующим. Но на самом деле, содержание письма выдает человека достаточно далекого от Православия и веры вообще.
Его автор, Владимир Дебольский, категорично заявляет: «Никаких попов в светской школе!». После такого выкрика и еще ряда не менее агрессивных высказываний автор сообщает, что сам он пришел к религии (!) через искусство, а также благодаря изучению оставшихся от дедов «Библии, Евангелия и Ренана». Возникает вопрос, как сюда попал Ренан? Например, по признанию известного православного автора Н.Е. Пестова, именно книги Ренана оттолкнули его, молодого тогда человека, от веры и от Православной Церкви. Дальше автор письма с гордостью сообщает, что его «младшие сыновья (близнецы, 11 лет) изучают православие вне школы, читают церковнославянские тексты, и им не надо объяснять содержание той или иной иконы, как и картины на библейский сюжет. Они с удовольствием поют в церковном хоре». В конце письма автор все-таки оговаривается, что он «никогда не испытывал необходимости и желания быть оцерковленным в какую бы то ни было веру, хотя и крещен в православии». То есть, опять же к респондентам, выражающим мнение православных, г-на Дебольского отнести нельзя.
Некий г-н Ренанский, судя по всему, пишущий под псевдонимом, обвиняет Православную Церковь в том, что она «не только не смогла противостоять большевизму, но и сама значительно советизировалась». Видимо, автор письма весьма успешно все 70 лет противостоял большевизму и возымел моральное право критиковать Церковь, которая подвергалась жесточайшим гонениям и разрушениям.
Госпожа А. Якунинская сообщает, что появление в школе предмета «Основы православной культуры» — «это настоящая чума». Не дай Бог, конечно, автору пережить НАСТОЯЩУЮ чуму, но все же такая экзальтированность выглядит слишком наигранной. И ведь чего боится автор? Того, что население окончательно утратит «свое последнее достояние — драгоценную, бывшую энциклопедической систему высшего академического образования». Остается только поражаться как раз-таки необразованности автора. В России дореволюционной, где, кстати, обязательно преподавался Закон Божий, образование было энциклопедическим и дало стране массу ученых, гениев и талантливых тружеников. Советское образование было построено по тем же принципам, что и дореволюционное, то есть оно было фундаментальным, энциклопедическим, если автору так нравится это слово. А вот демократическая школа, существующая, например в Европе и Америке, строит образование по иному принципу — принципу фрагментарности. Мол, главное — специализация, а остальное изучается кусочками, для того, чтобы сложить в голове учеников нужную правящей идеологии мозаику. Действительно, есть опасность того, что ТАКАЯ школа придет и к нам. Но ее приход связан скорее с либералами, осуществляющими реформу образования, нежели с введением «Основ православной культуры», предмета, который мог бы создать ту самую платформу, на которой строились бы базовые, фундаментальные дисциплины, апеллируя в православной культуре при изучении, например, литературы и истории, рожденных Православием.
Некоего также явно «псевдонимизированного» Ф. Духовного пугает «вероятность скачка из ХХI века в далекое прошлое и неизбежность усложнения и без того непростых межнациональных отношений». При этом автор видимо, также не знаком с историей и не знает, что вся наука вышла из стен монастырей, что именно Православие было той движущей силой, которая помогала развиваться и крепнуть России, избегая национальной розни. На самом деле, для православных несвойственно вообще понятие национальной розни, оно — порождение языческих культов, царивших в XX веке. Сегодня термин «национальная рознь» (как и религиозная) стал удобной длинной палкой, которую можно достать в любой момент и ударить того, кто не нравится.
Не менее безграмотное письмо прислал и Александр Кудинов, заявив, что «любой грамотный человек знает, что бога нет». Интересно только, как он это узнал? Вот, например, архиепископ Лука, грамотный человек и всемирно известный хирург, верил в Бога. А когда ему с ехидцей говорили, что мол, вот в космос летали, а Бога там не видели, он отвечал: «Я много раз делал трепанацию черепа, да вот только ума там не видел». Так что — это как раз тот случай. Далее автор заявляет: «Если священнослужители заявятся в школу, то я возьмусь за оружие». Надеемся, что правозащитники, равно как и прокуратура, не оставят без внимания подобных заявлений, прямо призывающих к терроризму против инакомыслящих.
В общем, это не все письма, и даже не самые злые. Прочитав их, хочется сделать несколько выводов. Подборка составлена так, чтобы вызвать у читателя раздражение и злость «против попов». Обвиняя Церковь в нетерпимости и насилии, авторы заявляют о готовности «взяться за оружие», тем самым пропагандируя ту самую «рознь и насилие». Все письма написаны на удивление похожим стилем — истеричным, нервным, агрессивным. В качестве примеров приведу цитаты из разных текстов: «Хранительница святынь с ублюдочной трубопроводной экономикой», «нельзя пускать ее (РПЦ) в школу», «никаких попов в светской школе не должно быть», «РПЦ рвется под госкрыло» и т. д. Создается впечатление, что изначально был написан один (или два-три) основной текст, который затем разбили на абзацы и подписали разными именами. Такая технология применяется в медийно-политических кампаниях, когда, например, все сотрудники издания пишут «письма в редакцию». Или один кто-то, поднаторевший, старается. Что же касается упомянутой «подборки», то уж больно похожи между собой письма. Как будто их писали люди с головами, сделанными на конвейере. А может, так оно и есть, и в такую газету пишут только такие люди с такими головами?
В общем, никакого мнения народа не получилось, вышло хоровое пение в инкубаторе. Для того, чтобы как-то разрядить обстановку, «Известия» стыдливо напечатали мнение митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, который сказал, что «Православие — основа и государственности России, и ее культуры. Знакомство c историей, культурой и этикой этой религии вовсе не означает и не предусматривает принятия православия в качестве государственной религии и идеологии. А вот воспитательная польза от введения таких предметов в школе несомненна».
В завершение темы, связанной с введением в школу предмета «Основы православной культуры» хотелось бы сослаться на слова Святейшего Патриарха Алексия к представителям средств массовой информации, сказанное в Православной гимназии «Радонеж». Патриарх сказал: «Для православной педагогики важно не только образование, но и воспитание. Совсем недавно в местечке Топорково неподалеку от Сергиева Посада, на месте заброшенного пионерского лагеря, открыт приют для мальчиков. С помощью благотворителей мы восстановили обветшавшие корпуса. Теперь новый приют может принять 250 мальчиков. Сейчас там живет около 50 детей. По их отзывам, им там нравится. В основном, в приюте содержатся дети-сироты, брошенные родителями или убежавшие из дома… Приют в Топорково — лишь один из примеров социального служения Церкви. Мы надеемся, что и дальше будем развивать самые различные направления православного образования и воспитания подрастающего поколения».
Также предстоятель Русской Православной Церкви высказался и по поводу «дискуссии», развернувшейся в упомянутой газете: «Недавно в «Известиях» были опубликованы письма людей, возмущенных тем, что вводится изучение основ именно Православия. Я же неоднократно говорил, что традиционные религии нашей страны при компактном проживании последователей этих религий могут и должны преподавать основы своих этики и культуры. Но корни 80% населения России уходят в Православие, сама культура нашей страны зиждится на православном основании, а каждый образованный человек должен знать культуру своей страны. Сегодня, после 70 лет атеистического воспитания, мы не можем ставить вопрос о преподавании в школах Закона Божия, но настаиваем на преподавании основ истории православной этики и культуры. Я думаю, что этот предмет не сможет оскорбить ничьи религиозные или атеистические чувства, а наоборот, будет способствовать расширению познаний человека. «Известия» посвятили вопросу введения в школьную программу основ православной культуры целую статью. Прочитав ее, я удивился: авторы утверждают, что хотят представить разные взгляды, однако православная точка зрения был выражена лишь короткой заметкой митрополита Ташкентского Владимира, а в основном обзор содержал резкие выпады против «внедрения» Церкви в школы. Мы не хотим «внедряться» в школы. Мы хотим помочь процессу воспитания. Церковь, государство и муниципальные власти в равной степени заинтересованы в нравственном здоровье нашего общества. Нам надо сделать все возможное для того, чтобы не потерять подрастающее поколение».
На прошлой неделе получила развитие другая, связанная с образованием, тема — ситуация в Уральском госуниверситете, где проводятся оккультные семинары и проч. К ректору университета уже обращались по этому поводу студенты. И получили отповедь. В этот раз с письмом к г-ну Третьякову обратились священники — выпускники Уральского университета. Они «призывают ректора В.Е.Третьякова положить предел пропаганде в стенах государственного вуза оккультизма и коммунизма».
На сайте агентства «Новый регион» опубликовано письмо священников, в котором они бьют тревогу по поводу того, что «ведущий государственный вуз Урала неуклонно превращается из академического научного и учебного заведения в площадку для пропаганды сомнительных идей оккультизма, глобализма и коммунизма». Батюшки обращают внимание В.Е.Третьякова на прошедшую 16−18 августа в стенах УрГУ «научно-педагогическую конференцию «Идеи Нового мира в современной науке, практической педагогике и социальной жизни». «Данное мероприятие, по информации священнослужителей, организовали оккультные общественные организации «Мир через культуру» и «Выбери свое будущее». Среди выступающих и участников конференции, кроме последователей религиозных доктрин Рерихов, были последователи культа Анастасии, выдуманной Владимиром Пузаковым, взявшим себе красивую кличку «Мегре»; секта Мирзакарима Норбекова, третий курс духовных упражнений, которого обещает достижение 300 оргазмов от одного акта с духами; представители тоталитарной неоязыческой секты «инглингов»; последователи бахаизма, Саи Бабы, Аюрведы, а также разнообразные экстрасенсы, «ясновидцы», контактеры и гадалки», — сообщает агентство. В письме священников указывается, что «все эти господа совершенно очевидно далеки от вопросов педагогики и тем более культуры, не говоря о каких-то этических нормах поведения». Далее священники обращают внимание ректора на то, что в прошедшей конференции принял участие один из самых одиозных «педагогов» оккультного мира Толгат Акбашев со своим «ноосферным образованием». Этого субъекта неоднократно выгоняли из разных регионов страны, и вот теперь он появился у нас, с весьма нелестными отзывами о Министерстве образования, которое не воспринимает его идей. В письме приводятся факты абсурдных и совершенно антинаучных лекций, с которыми выступают «целители», «просветители», «оккультисты» и прочие «открыватели». Батюшки обратили внимание ректора и на то, что на территории университета идет открытая политическая пропаганда и агитация за коммунистическую партию, с которой представители рериховского и сродных ему оккультных направлений связывают свое будущее.
В конце письма священники задают В.Е.Третьякову целый ряд вопросов. Собирается ли университет в дальнейшем предоставлять площадки для подобных оккультных конференций? Будут ли приняты какие-либо меры к тем преподавателям, которые дискредитировали научное имя университета? Планируются ли какие-либо профилактические мероприятия относительно студентов, которые могут стать объектом оккультной пропаганды? Письмо подписали руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священник Владимир Зайцев; руководитель Отдела культура Екатеринбургской епархии, настоятель храма во имя Владимирской иконы Божьей Матери на Семи ключах священник Андрей Канев и руководитель канцелярии Екатеринбургской епархии, настоятель храма во имя Святителя Николая на Синих Камнях священник Алексий Яковлев.
К этому хотелось бы добавить только одно — почему бы газете «Известия» не провести опрос по поводу внедряемого в высшей школе оккультизма и прочего мракобесия, напечатав предварительно хотя бы только один материал — письмо священников — выпускников университета, людей, которые с болью смотрят, как храм науки превращается в «избушку на курьих ножках»?
«Православная газета» сообщает о том, что в Сысертской области на Урале сгорел Симеоно-Аннинский храм. Прихожане храма уверены в том, что «церковь сожгли сатанисты. Их уверенность строится на том, что за несколько дней до трагедии стены храма и его входные двери были исписаны богохульными надписями, пятиконечными звездами и тремя шестерками. Примечательно, что среди ругательств, написанных на стенах стоящего на улице Большевиков храма, были, по свидетельству сотрудников прихода, и такие: «Прав был Ленин, что гнал вас из церквей», «Мы еще посмеемся, а вы поплачете», «Как я вас всех ненавижу»». В другой информации сообщается, что ущерб от пожара составил несколько миллионов рублей. «От храма осталась, в общем-то, только коробка стен. Вместо пола — почти выгоревшие лаги, вместо крыши — небо над головой. Не надо быть большим специалистом в строительстве, чтобы понять, что для того, чтобы хоть как-то привести храм в порядок, потребуется несколько миллионов». Там же можно узнать банковские реквизиты Симеоно-Аннинского храма для сбора пожертвований.
Если же в России пока деятельность сатанистов вызывает отвращение и ужас, то в Америке все обстоит иначе. «Американский суд признал право сатанистов на исполнение ритуалов», сообщает портал «Инфо-Ньюс». «Администрация американской тюрьмы Грин Ривер приостановила проведение некоторыми заключенными ритуалов, свойственных приверженцам «церкви сатаны», но выяснилось, что это противоречит закону. Руководство опасается такого вероисповедания, но конституция — на стороне сатанистов. В соответствии с американской конституцией и тюремными правилами, любой заключенный имеет право на отправление религиозных обрядов независимо от его вероисповедания», — рассказывается в статье. Проведение обрядов было запрещено, а заключенные-сатанисты обратились в суд. Суд признал за «потерпевшими» право на выполнение ритуалов. Политкорректность восторжествовала. Только странно, что эта самая «политкорректность» заменила людям справедливость. А «толерантность» используется вместо добра и милосердия. Причем не везде, а в строго ограниченных местах и по отношению к некоторым избранным субъектам. Суррогаты становятся обыденными и привычными, вкус правды и свет справедливости и милосердия — невыносимыми. А потому и вызывают ненависть. Ненависть сатанистов, журналистов и просто тех, кто пишет в газету «Известия».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru