Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16 — 21 сентября. Рождество Богородицы. — «Перестраховщики». — Эмансипированная литература. — Межконфессиональная дисгармония. — Война миров. — Игра в «третий лишний».
21 сентября православный мир отмечал праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Подробная статья о том, с чем связан этот праздник, размещена на сайте «Православной газеты»: «Пресвятая Матерь Божия родилась у родителей весьма почтенного возраста. Иоаким и Анна были праведны перед Богом, чисты сердцем, соблюдали заповеди Божии и всем были известны своим смирением и милосердием. Но прошло 50 лет их брачной жизни, а у них так и не было детей. Но Господь не оставил Своих избранников, уповающих на Него и не отчаивающихся в своем горе. Ангел Божий явился праведной Анне и возвестил чудесную весть: „Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и в семени твоем благословятся все народы земные. Имя твоей дочери будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру“. Дева Мария родилась в Назарете. „Сей день Господень, радуйтеся людие!“ — воспевает в этот день Православная Церковь, выражая чувство благоговейной радости о рождении Той, Которая послужила великому делу спасения рода человеческого». В статье рассказывается о том, что сразу после грехопадения Господь возвестил о спасении людей (Быт. 3,15), но Спаситель не приходил на землю более пяти тысяч лет. «Много было причин этому, но одной из главных была та, что во все это время не родилось столь чистой и достойной девы, которая могла бы восприять и носить в себе Невместимого Бога. Нужно было, чтобы род человеческий прошел долгий ряд испытаний в праотцах, патриархах, пророках, царях, чтобы могло явиться это чудо духовной, нравственной и телесной чистоты в развращенном роде человеческом. В рождении Девы Марии разрешилось не только неплодство праведных Иоакима и Анны, но и неплодство всего человеческого рода», — говорится в статье. И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. «Слабые душой и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве… И вот такую заботливую Покровительницу, Мать, обнимающую в Своей любви всех и каждого, усердную Заступницу, неотступную Ходатаицу ныне даровал Господь земле в лице назаретской Девы, теперь окруженной на небесах славою Царицы Небесной. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!». Краткую информацию о празднике разместили и светские информационные порталы, в частности, «Интерфакс» — «Православные верующие отмечают Рождество Пресвятой Богородицы». В сообщении агентства кратко изложена история рождения Божией Матери. Более подробно сообщает о событии агентство «РИА-Новости». Кроме освещения фактической стороны вопроса, журналисты говорят и о том значении, которое имеет для православных этот праздник: «Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов и, как говорится в праздничных церковных песнопениях, явилась „Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших“. Христиане верят, что Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства дьяволу, что это радостное событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни». Вновь на прошлой неделе была поднята тема предстоящей переписи населения. В статье «Переписчики не будут спрашивать о вере» автор «НГ-религий» Роман Лункин утверждает, что пункт о вероисповедании не включен в список вопросов Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре этого года, поскольку именно «такое решение принято после обсуждения этого вопроса с лидерами крупнейших религиозных организаций страны». Опасения религиозных лидеров, потребовавших исключить вопрос о вере, автор объясняет страхом: «Страх, что если о какой-либо общине узнают всю информацию и смогут „вычислить“ всех ее членов, то их легче будет преследовать, если государственная политика вдруг изменится». У представителей таких традиционных для России религий, как ислам, буддизм и иудаизм, сохраняется желание «перестраховаться», отмечает он. При этом автор сообщает, что ученые, в частности представители Института этнологии и антропологии РАН, обращались в Госкомстат с просьбой включить пункт о религиозной принадлежности в анкету для переписи. «Объяснялась эта просьба тем, что сведения о конфессиональной принадлежности помогут развитию государственной политики в области религии и определению „приоритетов в отношении к этноконфессиональному большинству населения“». Однако власти не захотели определения «приоритетов», даже в целях «серьезных научных исследований». Причины такого решения отчасти объясняет сталинская перепись, которая «показала, что большинство взрослого населения по-прежнему считало себя верующими. Православными себя назвали 63%». Именно после переписи 1937 года вопрос о вероисповедании был исключен из анкеты. Автор указывает на то, что во многих странах мира вопрос о вероисповедании включен в переписную анкету: «Заполняется эта графа на добровольной основе». В России же, по мнению Романа Лункина, «власть пошла навстречу религиозным организациям». Хотя не очень понятно, как были бы ущемлены права тех или иных религий, если бы графа «вероисповедание» значилась в опросных листах, которые заполняются на добровольной основе. Возможно, представители мусульманства, иудаизма и буддизма просто испугались, что число верующих окажется не столь «внушительным», как хотелось бы. А потому и решили «перестраховаться». Кстати, представители Русской Православной Церкви, напротив, выражали сожаление об отмене пункта «вероисповедание». Правда, об этом ничего не говорится в статье «НГ-религий"… "Патриарх призывает россиян принять участие в переписи», сообщает «НТВ.ру». В сообщении цитируются слова Патриарха Алексия: «Я думаю, что те, кто распространяет слухи о том, что не надо брать паспорта, не надо участвовать в переписи, на самом деле только сеют смущение в сердцах и в сознании людей». Он отметил, что сегодня нет оснований отказываться от участия в переписи. «Ведь никаких вопросов, которые могли бы смущать человеческую совесть, в опросном листе нет», — сказал Патриарх. Об этом же сообщает и «Страна.ру». В сообщении говорится о том, что «предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что переписи совершаются на протяжении всей человеческой истории. „Рождество Господа нашего Иисуса Христа совершилось в Вифлееме, потому что Божия Матерь и праведный Иосиф должны были прийти в град Давидов — Вифлеем, откуда произошел род Давидов, — в связи с переписью населения“, — сказал Патриарх. „В XIII веке, в трудное для Руси время татаро-монгольского ига, святой благоверный великий князь Александр Невский, приехав из Орды, убеждал соотечественников в том, что нужно участвовать в переписи и не выступать против нее, дабы не вызвать нового пагубного нашествия“, — сказал Патриарх». В сообщении Радио «Радонеж» по этой проблеме говорится, что «Святейший Патриарх Алексий призвал россиян вне зависимости от религиозной принадлежности принять участие в переписи населения». В сообщении приводятся слова Патриарха: «Нам необходимо знать, сколько же всего россиян живет на земле. И чем больше это число, тем лучше мы будем осознавать величие нашего народа, величие России». Также журналисты отмечают, что Патриарх, подверг критике тех, кто сеет в связи с предстоящим событием ложные слухи, смущая верующих людей. Литературная проблематика на этой неделе оказалась в центре внимания журналистов газеты «Новый Петербург», опубликовавших статью «Православный наблюдатель: русская женщина и дьявол либерализма». «В русской культуре идет последний этап ловли женских душ. Именно женских, потому как женщина в России, в культуре Православия — это самое чистое и светлое: это дом, семья, мать. И осквернить эти понятия — значит победить Россию», — утверждает автор А. Мурашов. Далее в статье автор рассматривает «творчество» двух писательниц: чуть было не ставшей лауреаткой премии «Национальный бестселлер» Ирины Денежкиной с ее романом «Дай мне» и Елены Стяжкиной с романом «Паровозик из Ромашково». Автор отмечает, что вопрос существования женской литературы не нов: «сколько в свое время шуму наделала одна только мадам Жорж Занд! Но тогда величина нравственного вреда, наносимого социальному сознанию, измерялась только защитой женщинами прав носить штаны и курить в общественных местах. Теперь же вопросы, предлагаемые так называемой „новой либерализированной женской прозой“, выходят за рамки формального равноправия и идут дальше — пропагандируют откровенную распущенность». Автор указывает на то, что в русской литературе прочно закрепилось маргинальное направление, цель которого состоит в «вызывании сочувствия к откровенной нравственной распущенности, преподносимой под соусом попытки провинциальной барышни жить по меркам столицы, в легитимации в общественном сознании образа вора или наркомана». Свобода в понимании современных авторов — «это этакая правильная столичная житуха: полная освобожденность от рутинной морали и природой заложенной ответственности женщины. В понимании Стяжкиной и Денежкиной мораль, понятие о необходимой компоненте женской сдержанности так же мешает жить, как длинная юбка при входе и выходе из общественного транспорта. Этим духом и наполнены либерализированные сочинения означенных писательниц». Надо отметить, что подобное «направление» современные авторы ошибочно выводят из гоголевской «Шинели» или из Достоевского. Хотя, на самом деле, так далеко ходить не стоит. Корни современной эмансипированной литературы уходят в советскую, кондовую, социальную литературу в ее худших проявлениях, с ее схематичными героями, предсказуемыми сюжетами, выхолощенными текстами. Только советское «позитивное и боевое» с резвой непосредственностью заменено на «негативное и уныло-отвратительное». Но автора статьи интересуют даже не столько проблемы литературы, сколько вопросы женской нравственности. По мнению А. Мурашова, «вопрос противостояния православной этики либеральной культуре стал уже вопросом жизни и смерти самых важных понятий ЖЕНЩИНЫ И СЕМЬИ». «В русской православной этике образ женщины — это образ Божией Матери, самый почитаемый и светлый образ. И именно желающие расшатать наши устои, дискредитируя доминирующий социальный идеал, расшатывают идеал прочной семьи веры в семейное счастье, подсовывая русской женщине суррогат идеала индивидуалистского подхода к жизни, потребительского подхода, где нет места семье, верности и детям, но есть пьянство, легкая жизнь, любовники и наркотики», — отмечает автор. Газета «Россiя» публикует статью «Антихрист на продажу», в которой описывается «опыт общения с колдунами». Корреспондент газеты «решила проверить на себе, насколько они эффективны» Для этого автор материала Н. Аманова нашла нужное объявление: «Магистр черной и белой магии решает личные, семейные, финансовые и другие проблемы в течение трех дней"… и в тот же день отправилась по указанному адресу». В статье автор рассказывает о своих посещениях магистра магии: за один раз он не «решил проблемы» журналистки, после чего она отправляется к нему снова, но теперь уже для того, чтобы получить обратно деньги за «неудачный сеанс», а, по сути, а обман. «Как выяснилось, за год „работы“ находчивый студент сколотил капитал в десятки тысяч долларов». Далее автор цитирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу 1 июля 2002 года, где впервые предусматривает административное наказание за нарушение установленного законом порядка занятия народной медициной (целительством) и предпринимательской деятельности без специального разрешения. Также приводятся слова директора Федерального научного центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России Алексей Карпеев: «Среди целителей и знахарей полно мошенников, психически больных и некомпетентных людей. По закону заниматься медицинской практикой должны граждане с высшим или средним медицинским образованием. На деле — 99% целителей такого образования не имеют». Статья создает у читателя представление об оккультистах и колдунах как об обычных мошенниках. Но у этой проблемы есть и другая сторона, о которой пишет доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов), что служит в храме преп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов и руководит Душепопечительским центром по реабилитации лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма, мнение которого автор также упоминает в статье: «Страшное явление, прочно пустившее корни в России, — это оккультизм, так называемые знахари, целители, экстрасенсы, биоэнергетики, маги, колдуны, шаманы. Уход людей в оккультизм увеличился. Человек, заболевая, ищет мгновенного и легкого исцеления. А все оккультисты говорят, что они излечивают безболезненно от всех болезней — безоперационным, бестаблеточным путем. Конечно, за определенную мзду. В наш реабилитационный центр, где работают врачи-священники, врачи-психиатры, психотерапевты, психологи, невропатологи, терапевты, педиатры, такой огромный наплыв больных и пострадавших от оккультизма, что мы не справляемся!». Остается только радоваться, что сама автор не пострадала от посещения «магистра магии», в то время как, по свидетельству специалиста, работающего в данной сфере, для очень многих людей общение с подобными «шарлатанами» не проходит безболезненно и бесследно. «Радио «Радонеж» публикует заявление Союза православных граждан по поводу нарушений прав и свобод православных граждан России, проживающих в Татарстане. Авторы заявления приводят ряд фактов, которые свидетельствуют о попустительстве властей Татарстана в отношении вандалистских актов, совершаемых на территории республики: «Православные челнинцы все эти годы являются свидетелями развязанной татарскими националистическими кругами агрессивной истерии против строительство православных храмов в городе, грубо попираются права большинства его православных жителей. Скажем прямо — «межконфессиональная гармония в Татарстане» является пропагандистским мифом официальной Казани», — заявляют авторы. Также Союз недоумевает, почему бездействуют «те структуры, которые созданы с целью защиты целостности России и прав всех ее граждан. Например, руководство Приволжского федерального округа никак не реагирует о ситуации в Набережных Челнах, хотя прекрасно о ней осведомлено!». Авторы цитируют слова представителей ислама, утверждая, что «в результате лоббистских усилий «потурчившихся» деятелей администрации Приволжского округа… министерством образования России разрабатывается «комплексная программа поддержки исламского образования в РФ». Нам, православному большинству, и не снилась такая роскошь!», — говорится в заявлении. Авторы обращаются к государственной власти России с требованием навести в Татарстане конституционный порядок, обеспечить соблюдение прав и свобод всех граждан России, проживающих в этом субъекте Федерации, а также обратить самое пристальное внимание на указанные выше тенденции в конфессиональной политике администрации Приволжского Федерального округа и лоббистов аналогичной политики в структурах государственной власти в Москве. Вновь на этой неделе поднималась проблема взаимоотношений православных и католиков. На сайте «НГ-религии» опубликована статья «Война польских и русских святых». Свой материал автор Иван Казаков начинает с указания на то, что «нынешний сезон Большого театра в Москве впервые за всю его историю открывает не традиционная оперная постановка Михаила Глинки «Иван Сусанин», а чистая иноземщина. Вместо русской патриотической оперы на сцене Большого нам покажут «Турандот» Джакомо Пуччини». Он отмечает, что давняя московская традиция оказалась нарушенной в угоду нынешним либеральным настроениям: искусство (а с ним и общество) хотят «сделать менее патриотичным, а все более политкорректным и европоцентричным». «Словно в ответ на эту новость, пришедшую из Москвы, костромичи — земляки Сусанина подняли вопрос о его заслугах не только перед Отечеством, но и перед Православной Церковью», — говорится далее. В конце августа во время визита Патриарха Алексия в Кострому студенты Сельскохозяйственной академии обратились к предстоятелю Русской Церкви с вопросом, когда же их земляк будет прославлен и причтен к лику святых покровителей Земли Русской. «Как сообщили об этом российские информационные агентства, Его Святейшество благосклонно откликнулся на этот призыв костромичей». Далее автор, ссылаясь на «таких, которые уверяют нас», озвучивает «политическую версию» возможной канонизации Сусанина: «Духовные власти намеренно задумали это, чтобы насолить польским католикам и лично Папе Римскому в отместку за то, что они объявили блаженным католического иерарха, который поддержал восстание против Российской империи». Далее автор рассказывает, что «в ходе своего последнего визита в Польшу Иоанн Павел II, находясь в своем родном городе Кракове, совершил мессу под открытым небом в присутствии множества верующих, во время которой провозгласил блаженным Сигизмунда-Феликса Фелинского, архиепископа Варшавского… с 1863 по 1883 год находившегося в ссылке в Ярославле за поддержку Польского восстания 1863 года». В статье цитируется книга Е. Толмачева «Александр II и его время», где описано то самое восстание: «Католическое духовенство, пользуясь огромным влиянием среди населения, всеми силами стремилось возбудить в стране недовольство русским правлением. В церковных процессиях, выходивших из костелов, принимали участие лица разного звания… Они проходили по городу, неся польские национальные знаки и эмблемы, распевая национальные гимны, осыпая ругательствами и насмешками встречавшиеся им по пути русскую полицию и войска. Первой была манифестация в июне 1860 года в Варшаве во время похорон вдовы генерала Совинского, убитого во время восстания 1831 года. Стараниями польского духовенства на похороны собралось несколько тысяч поляков. Придя на православное кладбище, они надругались там над могилами православных, разразились потоками ругательств и угроз против русских. Участники манифестации оторвали от гроба шлейф, разорвали его на мелкие части и раздали их толпе». Автор статьи отмечает, что помимо «архиепископа Фелинского за участие в антиправительственных выступлениях репрессиям были подвергнуты 294 ксендза». Он делает вывод, что «Римско-католическая Церковь впервые за последнее время… начала процесс канонизации архиепископа, деятельность которого носила чисто политический характер. Если же учесть вышеприведенную цифру репрессированных ксендзов, то объектов для подобных канонизаций еще очень много». И. Казаков отмечает, что в свое время Польское восстание вызвало огорчение не только в Санкт-Петербурге, но и в Риме, что тогдашний Папа Римский Пий IX так оценил деятельность ксендзов: «Тем не менее это печальное дело». «Нынешний понтифик почему-то запамятовал историю Римской Церкви и его родины. Национализм, будь то русский или польский, никогда не создаст нужной, живой и благодатной почвы для взаимопонимания Церквей и народов», — делает вывод Иван Казаков. Статья под названием «Ватикан активно включился в игру против воссоединения Белоруссии и России» опубликована на сайте «Отечество». Автор Кирилл Фролов исследует влияние католического фактора на формирование идеологии украинского и белорусского сепаратизмов, берущего свои корни в униатстве. В частности, автор утверждает, что «важнейшей антироссийской политической акцией стал визит Иоанна-Павла Второго на Украину в 2001 году, когда понтифик собрал под своим крылом всех, кто делает Украину эпицентром антироссийских интриг. После визита Папы греко-католики принимают решение о переносе своей резиденции в Киееве, где на левом берегу начинается строительство огромного кафедрального униатского собора, который строится прямо напротив величайшей православной святыни — Киево-Печерской Лавры и прямо ей противопоставляется. Летом 2002 года Синод украинских униатов был принят Леонидом Кучмой. После этой встречи появляется распоряжение президента Украины о том, что местные власти должны содействовать греко-католикам в создании своих регионалдьных структур. Таким образом, униаты становятся государственной церковью на Украине, вопреки тому, что большинство ее граждан принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата». Теперь, по мнению автора, украинские греко-католики «перешли в активную атаку по разрушению Российско-Белорусского Союза, против самой идеи воссоединения Западной и Восточной Руси». Свои аргументы автор строит на анализе недавних заявлений президента Беларуси Лукашенко, который пригласил Папу Римского посетить Минск. Эти слова Лукашенко представителями униатов, в частности главой римо-католиков Гузаром, были расценены, как позитивный шаг в обретении республикой независимости от Москвы. «Аналитики указывают также, что гражданин США кардинал Гузар, он же — глава Украинской греко-католической церкви, рассматривается известными политическими кругами в Штатах как преемник Иоанна-Павла Второго. Они согласны поддержать его кандидатуру, если Гузару удастся победить в процессе создания т.н. «Украинской поместной церкви», которая после отрыва от Московского Патриархата неизбежно приплывет в ватиканскую пристань, и в деле окончательного отрыва Украины и Белоруссии от России», — завершает свой материал автор. Агентство «Русская линия» сообщает: «Английские церкви перестали вдохновлять прихожан». Один из ведущих британских христианских журналов Christianity + Renewa magazine предложил церкви поменять интерьеры храмов, так как по мнению автора статьи, журналиста Джон Бакериджа, «храм пугает человека, в него приходящего, и это неправильно». Неправильно же это потому, что храмы, пугая нервных прихожан, «не могут вдохновить человека на раскаяние». В качестве церквей, заявил Бакеридж, лучше всего использовать переоборудованные кинотеатры. Другой церковный деятель — «настоятельница церкви в городе Бат Джой Фостер также считает, что для современной молодежи в качестве места раскаяния подходит скорее кинотеатр. В подобных местах молодежь чувствует себя более раскованно и свободно, что, по ее мнению, очень важно для раскаяния». Надо только не забыть сделать подставки под стаканчики с поп-корном и продавать у входа «Кока-Колу». И вперед, на покаяние с комфортом… В Екатеринбурге будет открыт первый храм с круглосуточным режимом работы, сообщает агентство «Новый регион». Это будет домовой храм для уральских рожениц при Уральском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества Минздрава России. В настоящее время в выделенном институте помещении начинаются ремонтные работы. Это достаточно просторный зал на первом этаже с отдельным входом. «В созидаемом храме особо примечательны две вещи. Во-первых, он разместится в бывшем траурном зале патологоанатомического отделения, который был за ненадобностью упразднен. Построенный для встречи со смертью, теперь он будет служить торжеству жизни: ведь одной из основных функций храма будет крещение, то есть рождение в новую жизнь, появляющихся здесь на свет Божий младенцев. К слову сказать, низкий уровень материнской и младенческой смертности — показатель высочайшей квалификации работающих здесь специалистов. И второе, не менее значимое — храм будет открыт круглосуточно. Это также связано со спецификой института. Роды проходят и днем, и ночью. Соответственно и волнующиеся и переживающие родственники в институте находятся круглосуточно. Теперь у них будет возможность помочь молитвой своим и женщинам, и рождающимся детям, да и самим успокоиться». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий по готовности храма освятит его в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.