Русская линия
Православие.Ru03.08.2012 

Народ Божий и идолы современности

I?i?ie EeeyПророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. Мужественная проповедь пророка через страдания и наказания с помощью Божией остановила его на этом гибельном пути.
Многое из того, что мы видим сегодня в обществе христиан, перекликается с ветхозаветной историей. Люди, искренне считающие себя христианами, превратили в идолов свои увлечения или привычки. Многие греховные проявления стали повседневностью или даже нормой общественной жизни даже тех, кто называет себя христианами.
Сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с вопросами: что, по-вашему, можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? к каким последствиям ведет поклонение им в жизни каждого отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации? каких идолов каждый из нас должен сокрушить в своем сердце?

+ + +

Игумен Сильвестр (Стойчев). Киев. 2012 Игумен Сильвестр (Стойчев), преподаватель Киевской духовной академии и семинарии (Киев):

— Идолопоклонство тема сложная, можно даже сказать тонкая. В Ветхом Завете язычники — поклонники идолов — по крайне мере во внешнем культе были отличимы от израильского народа. И ветхозаветные пророки, яркий пример, св. пророк Илья, как раз сегодня вспоминается Церковью, обличали свой народ за уклонение в чужие, языческие, культы с их отвратительными «богослужением» и идолопоклонством. Но в наше время идолопоклонство часто внешнее не так явно, не так очевидно противопоставляет себя истинной религии. Эта ситуация, когда под, казалась бы, традиционным благочестием живет совершенно иное восприятие жизни, и есть наиболее опасна форма идолопоклонства. Таким идолом может быть все, что угодно, в том числе и сами по себе вполне правильные и приемлемые вещи.

Вся суть идолопоклонства именно в том, что что-то начинает ставиться во главу угла, что-то начинает полностью определять мышление и поведение человека, и это что-то не вера в живого Бога — Бога Авраама, Исаака, Иакова. При таком положении человек внешне может восприниматься верующим, церковным, но внутри он живет совершенно другим, и в переломные моменты он выбирает этого своего, родного, им созданного идола вместо Бога. Я знаю, и думаю таких примеров известно много, когда люди уходили из Церкви потому, что им не понравилось какое-то высказывание священника на проповеди, или позиция Церкви по конкретному вопросу. И вот этот самый конкретный вопрос, часто пустяковый, оказывался настолько близким, по-настоящему своим, что ради него порывали с Церковью.

Вот такого идолопоклонства надо бояться больше всего: когда идол не столько внешний, сколько внутренний и служат ему со всяким усердием, и дороже он единства церковного, веры и Самого Бога. Апостол Павел говорит о таком скрытом идолослужении, как о своей правде ведущей к разрыву с Богом «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). У того же апостола Павла сказано «не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23) и в сегодняшний день хочется сказать: не делайтесь рабами идей, которые могли бы разъединить нас с Богом.

+ + +

Священник Димитрий Шишкин, (Симферопольская епархия). 2012 Священник Димитрий Шишкин, настоятель прихода в честь Покрова Божией Матери в селе Почтовом (Симферопольская епархия):

— Культ Ваала, против которого восстал со всей святой ревностью пророк Илия, в первую очередь отчуждал народ от истинного Богопочитания. И именно на это нам надо обратить особенное внимание, потому что все прочие мерзости — это только следствие отпадения души от Источника истины и чистоты.

В наше время место древних языческих культов заняло самозабвенное служение страстям: гордости, сребролюбию, блуду, чревоугодию… Самое страшное заключается в том, что все эти страсти преподносятся и пропагандируются как нечто нормальное и естественное, то, к чему можно и нужно стремиться, в то время как страсти в своем «свободном» развитии губят человеческую душу. Вместо покаяния нам предлагается упоение грехом, вместо борьбы — безоговорочная капитуляция перед ним.

И если мы не говорим, что «идолослужители и развратители народа должны быть убиты», как того требовал Ветхозаветный Закон, то по крайней мере надо признать, что пропаганда греха — это деятельность, заслуживающая порицания.

Причина нынешнего лавинообразного распространения греха именно в безнаказанности, в том, что грех, даже в крайнем — «смертном» — его проявлении, не называется злом. Причем наказание не предполагает обязательно крайнюю степень суровости, но оно должно быть чувствительным, оно должно понуждать человека к размышлению о своем поведении и о его последствиях.

Святой пророк Илия проявлял в своей жизни ревность по Богу, совершенно «не гуманную» с современной точки зрения. И это момент, на котором также хочется остановить внимание. Часто мы в своем отношении ко греху, к его распространению хотим быть «добрее Бога», попуская и потворствуя тому, чего в человеческом обществе быть не должно во избежание погибели самого этого общества. Так, пророк Илия собственноручно убил 450 идольских жрецов (см.: 3 Цар. 18: 40), и с точки зрения современной системы ценностей — это безусловное и ужасное преступление «против человечности», за которое святому пророку, вне всякого сомнения, грозил бы какой-нибудь международный трибунал в Гааге.

Но вот что оказывается: с точки зрения библейской, этот «грех» не считался даже и грехом. И вот почему. Потому что высшая ценность человеческой жизни — это чистота и святость, то, что вводит человека в благодатную вечную жизнь в согласии с Богом. А вот соблазн забвения истинной веры, соблазн распространения лжи и всевозможных гнусностей оказывается настолько опасным, что встает вопрос выбора между духовной гибелью народа и гибелью тех, кто этот народ духовно и нравственно разлагает. Жесткий выбор, пусть и не приемлемый нами сегодня во всей полноте, но напоминающий об одной важной вещи: нет в жизни ничего важнее, чем сохранение духовного и нравственного здоровья — как в отношении души конкретного человека, так и в отношении семьи и общества. И если все мы не будем сознательно и последовательно заботиться о сохранении этого здоровья, если не будем пресекать распространение греховного соблазна (пусть даже не таким «радикальным» образом, как пророк Илия), то грех на нас будет неизмеримо больший, чем в случае «попрания прав» мерзости, желающей осквернить весь мир.

+ + +

Иеромонах Макарий (Маркиш) Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

— Вопрос осложняется тем, что современный духовный ландшафт представляет собою пандемонизм, анархическую сумятицу многообразных демонов: мелких и крупных, локальных и глобальных, то содействующих, то противодействующих друг другу. Вероятно, в этом есть своя губительная логика.

Говоря о последствиях, могу лишь снова повторить гипотезу о том, что люди, истомленные сумбуром мелких неправд и обманов, в итоге с готовностью поклонятся одной большой, цельной лжи — то есть антихристу.

В этой связи решающим участком фронта становится защита человеческой свободы. Если ветхозаветные пророки порицали народ за жестоковыйность — несгибаемость шеи, нежелание поклониться Истинному Богу, — то сегодня диалектическая кривая вывела нас к обличению гибковыйности, готовности вывернуть шею под любое ярмо, молчаливой покорности любому бесу или бесенку.

Фразы вроде «говорят…», «я слышал, что…», «прочитал в Интернете…», «в газете написано…», «видел по телевизору…» звучат в устах наших гибковыйных сограждан как исповедания веры. Каких-то эдик-лимоновых, сергей-удальцовых, лев-пономаревых, чьи-то мятежные половые органы, новые газеты, радио-свободы и прочие отбросы воспринимают они с тем же вниманием, с каким их дедушки и бабушки воспринимали секретарей парткомов.

Психологически это понятно: им требуется муть в глазах и шум в ушах, чтобы затмить и заглушить Христа. Чем яснее сегодня Он виден и слышен на государственной и социальной арене, тем плотнее муть, тем громче шум, тем сильнее тяга к ярму. Недаром их дети и внуки столь же сосредоточенно и с той же самой целью по уши сидят в Интернет-играх и в лже-музыкальной долбиловке.

Выход?.. Он не так прост. К свободе невозможно принудить. Освобождение всегда начинается изнутри, с противопоставления себя своему поработителю, с внутреннего отторжения от него. И здесь у нас есть основания для оптимизма: российское общество, пройдя сквозь детский возраст, преодолеет свою всеядность и доверчивость, выработает брезгливость и невосприимчивость к вышеупомянутым агентам влияния. Тогда, глядишь, их и финансировать перестанут.

+ + +

Священник Леонид Петров, Бухара. 2012 Священник Леонид Петров, настоятель храма Архистратига Михаила г. Бухары (Ташкентская и Узбекистанская епархия)

— Действительно, весь Ветхий Завет есть время ожесточенного противостояния. Пророки, возвещающие волю Божию, боговидцы Судьи, пытающиеся вернуть избранный народ на путь истинного поклонения. И иудеи, которые, несмотря на множество знамений, принимали идолопоклонничество окрестных языческих племён.

Какой яркий пример этого. Первосвященник Аарон, обеспокоенный долгим отсутствием Моисея на горе Синай, отливает золотого тельца для поклонения. Всего лишь несколько десятков дней хватило, чтобы иудеи забыли о всех запретах на поклонение идолам. И это повторялось множество раз, отступления происходят всё чаще и к I веку до нашей эры избранный народ порабощён римлянами, действуют различные иудейские секты, влиятельная группа саддукеев не верит основным положениям своей же религии.

И вот, наступает Новый Завет, время не Закона, а благодати.

XXI век.

«Золотые тельцы» уходят в прошлое. Но идолы остаются. Они лишь принимают более современный вид. Что же относится к наиболее «почитаемым» идолам современности?

Затрагивая этот вопрос, нужно, в первую очередь, сказать, что идолы перестали быть только «домашними терафимами», а приобрели в наше время самые разные формы. Точнее сказать, на каждого человека теперь уготовано по соблазну. Вкус каждого может быть удовлетворен, на каждую прихоть и пристрастие человека готов идол, человеку только остается поклониться ему.

Наиболее опасной категорией являются духовные соблазны. Разве не возведена в ранг идола «свобода» во многих западных странах. Уже забывается простая человеческая мудрость, что «свобода кулака человека заканчивается там, где начинается чужое лицо», глумление над христианскими ценностями уже не называется оскорблением чувств верующих, а всего лишь свободой самовыражения. Грехи, о которых ещё сто лет назад никогда бы не сказали в приличном обществе, стали не грехами, а особенностью некоторых категорий людей, их правом на личную и свободную жизнь. Но ведь если эти грехи выносятся на обсуждение, проходят содомские шествия и некоторые протестантские церкви венчают содомские пары — это становится не только их свободой, но и ущемляет свободу тех людей, которые живут нравственно и не хотели бы видеть открытые демонстрации тяжких грехов.

Особо хочу упомянуть также связанные с идолом ложно понятой «свободы» активные попытки внедрить в России так называемую ювенальную юстицию. В ней свобода дана, по сути, только детям, которые могут отказаться и от воспитания, и от исполнения порученных родителями добрых дел, в сущности, и от самих родителей. Какие бы они не были. А родители принуждены молчать, так как иначе рожденный ими ребенок может легко подать на них в суд за моральное насилие.

Человек невоцерковленный, не знающий учения Спасителя, может создать себе идола и из греха. Разве мало сейчас людей, которые говорят спокойно о своих грехах, упиваются ими, выносят на всеобщее обозрение и радуются, когда кто-то ещё становится сопричастен ему в его беззаконии. Разве это не служение греху? А служение всегда подразумевает объект служения.

Второй категорией «почитаемых» идолов являются современные популярные музыкальные исполнители, актеры, певцы. Вместо того, чтобы приобщиться Богу на воскресном Богослужении, сотворить дела милосердия, значительная часть современной молодежи гораздо охотнее проведёт время в клубе, на концерте своего любимца. Вместо изучения Священного Писания большая часть времени тратится на собирание вещей, связанных с этим почитанием. И вот здесь нужно уточнить. Кто виноват в этом в первую очередь? Почему многие священнослужители почти постоянно слышат от людей, приходящих в Храм: «Почему это произошло? Почему он (она) стали такими? Ведь мы всё делали для своего ребенка, ни в чем ему не отказывали, откуда у него столько злобы?» Отказывали, и отказывали в самом главном. Стремясь к благополучию временного тела, отказывали в христианском воспитании с самых ранних лет. Поэтому сейчас так много родителей, которые стали не нужны своим детям, которые вместо того, чтобы жить отпущенное время в окружении детей и внуков, находятся в домах престарелых и приютах. Потому что им не показали пример, их не научили пятой заповеди о почитании родителей. Да и всем остальным заповедям заодно. Для человека в вечности не будет иметь никакого значения, в каком институте он учился, насколько престижной была его работа, как хорошо одевали его в детстве родители.

То есть мы плавно перешли ещё к одной форме идолов современности — к идолу «материального благосостояния». Ему люди тоже служат очень усердно, иногда без выходных, для того, чтобы пропитать тело, которое подвержено болезням, скорбям и в итоге смерти. А бессмертную душу пропитать времени уже не остается.

Можно много приводить примеров из современной жизни общества, но, на мой взгляд, основными идолами современности является поклонение своим грехам, свобода греха и культ материального благосостояния.

К каким последствиям ведет поклонение им в жизни каждого отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации?

Из Библии мы знаем, что Господь избавил нас от рабства греха, проклятия и смерти. То есть мы стали свободными, так как свобода в Боге есть истинная, непреходящая свобода.

Поклонением современным идолам человек опять возвращает себя в состояние рабства. Даже если не замечает этого. Раб не свободен, раб не волен поступить так, как он хочет, только, как ему прикажет хозяин. Если человек попадает в рабство греху, освободиться из этого рабства очень сложно, а если он и не подозревает о своем духовном состоянии, то и невозможно. Как невозможно лечить человека, который уверяет, что он здоров и запрещает позвать врача. В этом рабстве проходит человеческая кратковременная жизнь, к одним грехам прибавляются другие, человек связан ими и в таком состояние приходит к Богу. Но если человек всю свою сознательную жизнь служил идолам греха, как он может быть слугой Бога.

В масштабе страны и нации то же рабство грехам имеет не только духовные, но и социальные последствия. Демографический кризис, связанный с тем же поклонением материальному благосостоянию, нежеланию обременять себя детьми из-за возможной потери комфорта, распространение смертельных болезней из-за смертного греха блуда, распри между родителями и детьми, нежелание служить на благо своей родине и культ потребления говорят о том, что современное человечество ставит культ тела превыше духовного благосостояния души и тянется к земле. Хотя с раннего детства нужно тянуться к Богу, стремиться к святости по словам Спасителя: «Будьте совершенны, как Я совершен».

Страна ослабляется, и повторяется ветхозаветная история иудеев, служащих Ваалу, пребывающих в мерзостях земных и, как следствие, попадающих под власть окрестных народов.

Написав все это, вспомнилось, что в первую очередь нужно начинать с себя. И с меня, и с каждого человека. «Народ святой», христиане, упоминаемые в Апостоле должны стремиться бороться со своими «идолами», грехами и пристрастиями, стремиться к святости нашего Господа. И этим преображать не только себя, но и людей, окружающих нас. По слову святого преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя» совершается и доныне. Многие тысячи людей отвратились от пути поклонения греху, видя примеры подвижников и старцев современности. Преодолеть идол самости, гордыни превознесения себя, превращение страстей тела в идол — вот задача каждого из нас.

Задача нелёгкая, связанная с падениями и подъемом, искушениями «мира сего», но задача выполнимая, как показали нам примеры святых.

И когда говорят, что сейчас люди не те, это неправда. Во времена первых христианских подвижников и мучеников искушений и идолов было не меньше.

+ + +

Иерей Андрей Сикоев, Берлин (РПЦЗ). 2012Иерей Андрей Сикоев, клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине (РПЦЗ):

— Сегодня мы видим в мире немало соблазнов, и тут надо понимать, говорим ли мы о людях православных, которые живут церковной жизнью, или о тех, кто церковной жизнью не живет. Между тем идолы нынешние такие же, как и в прежние времена. Сам Господь говорит: не можете служить и Богу, и маммоне. Соответственно, маммона, или имущество, деньги, бытовое благополучие, очень соблазняет людей. Здесь также есть искушение идолов для верующего — он же находится среди окружающих его людей, в обществе, которое большей частью не живет духовной жизнью.

В этом и состоит наша борьба: вновь и вновь осознавать, где пролегает путь надежды и любви, где заложена истина, и находить спасение. Поистине великое утешение и счастье — быть православным и жить в Православной Церкви.

Второй, практически вездесущий, идол нашего времени для многих людей, в том числе для детей и молодежи — это телевизор и Интернет, которые обрушивают буквально вал информации и дезинформации. Пользование ими при неправильном отношении может стать настоящим идолослужением. За примером далеко ходить не надо: посчитайте, сколько времени проводят дети перед «ящиком», засоряя, мягко говоря, мусором свои мозги и сердца!

Третий идол, с которым надо ежедневно бороться, — это все виды удовольствия, все те увлечения, что связаны с самоутверждением материальных благ. Нередко в комнатах подростков и молодых людей можно видеть фотографии и плакаты «звезд» телеэкрана, шоу-бизнеса. Наши дети поклоняются этим лжекумирам, носят их изображения на своей одежде, бездумно растрачивают себя и свое время на их концертах. А что они получают взамен? Лишь душевную пустоту. Если человек пытается найти свое счастье вне Бога, то это не что иное, как идолослужение.

Да, сегодняшний мир насыщен явлениями, связанными с угрозами идолопоклонства. Но в то же время я хочу выразить надежду и радость в связи с тем, что народ православный, наша паства уже начинает это осознавать, проявляя все большее внимание к наставлениям Церкви в данной сфере, ища путь праведный. Особенно молодежь. Еще одним свидетельством тому стал проходивший у нас в этом году Православный молодежный съезд приходов Берлина.

Как только мы находим с молодыми людьми общий тон беседы, они с доверием и открытостью подходят к пониманию проблемы современного идолопоклонства, точно чувствуют, где истина. Ведь стоит только возбудить совесть — и, с помощью Божьей, уже можно начинать новую жизнь — без идолов, заключающих в себе опасность саморазрушения.

+ + +

Священник Андрей Давыдов, Суздаль, иконописец. 2012Священник Андрей Давыдов, настоятель Христорождественского и Никольского храмов города Суздаля, иконописец:

— Задача любого идола от начала рода человеческого — подменить реальность на что-то такое, чего нет. Единственная реальная жизнь, которая у нас есть, — это та самая минута, которую мы сейчас проживаем. Нам очень непросто это осознать, но на самом деле только это и есть реальность. Однако наше сознание все время пытается куда-нибудь улететь и увлечься чем-то, чего нет.

Истинная реальность проста. Это наша жизнь, это то, что перед нами. Самый важный человек — тот, который стоит прямо перед тобой; самое важное дело — то, которое непосредственно сейчас тебе нужно выполнять. Жизнь дарована нам Господом, и мы должны проживать каждую минуту как можно более полноценно, тогда как идол отвлекает нас на несуществующие реальности.

Такой несуществующей реальностью может быть, например, обладание богатством, которое само по себе не делает человека счастливым или лучшим, но ради которого он растрачивает драгоценные минуты своего существования. Такой несуществующей реальностью может быть власть. Один из появившихся в последнее время идолов — это виртуальная реальность. Интернет — идол в предельно откровенном виде, потому что этой реальности не существует. Тем не менее, мы вовлекаемся в нее и начинаем жить несуществующей жизнью по несуществующим законам, и эта виртуальная жизнь начинает в конце концов обладать нами.

Если заглянуть в Интернет, то 99,99% его — это абсолютная чушь. Вся система построена на том, что предлагается неважная информация, которая мгновенно вылетает из головы, чтобы ты вложил свои драгоценные силы и энергию во что-то, чего на самом деле нет. Тот же YouTube, который сейчас стремительно развивается, мгновенные sms, Twitter — что-то совершенно иллюзорное…

Виртуальное существование — один из наиболее привлекательных идолов, которые предлагает нам современность. Виртуальное существование в открытом виде — это когда человек начинает проживать не свою жизнь. В результате, подчиняясь сегодняшним идолам, человек становится управляем. Он живет не своей жизнью, в то время как реальная жизнь проходит мимо — в ней он оказывается совершенным ребенком, не способным решить самые простые и насущные вопросы, которые стоят перед нами, — отношения с близкими, коллегами…

В результате современный человек находится в мире каких-то игр и иллюзий, подсунутой ему надуманной информации, а вот духовный мир остается от него в стороне.

+ + +

Священник Димитрий Березин, с. Молоково (Московская епархия). 2012г.Священник Димитрий Березин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:

— Пророк Илия боролся с идолопоклонничеством среди израильского народа, среди народа, забывшего свою историю и забывшего Бога. Поклонение идолам нарушило ту связь, которую люди имели с Богом, и как следствие — между собой. Если корабль следует ошибочным ориентирам, это ведет его к гибели, корабль ли это государства или лодочка души человеческой.

Наше время тоже славится идолопоклонничеством, но это идолопоклонничество гораздо тоньше описываемого в 3-й Книге Царств.

Первый идол — деньги

Незаметно для нас, мы стали жить в обществе потребления, где человек как пылесос всасывает всех и вся. Все стало возможно купить, в том числе и улыбки и уважительное отношение «обслуживающего персонала», независимо оттого, что ты из себя представляешь, — «клиент всегда прав». Когда все покупается и продается, мы чувствуем зависимость только от одного — от денег, которые создают для нас этот земной рай. Поэтому приносим в жертву деньгам все свое время, свой сон, свои увлечения, свои отношения с семьей и друзьями, свое здоровье, — все начинаем измерять в деньгах. И незаметно продаем свою любовь, честность, совесть, мудрость и веру.

Одна страна даже написала на своих банкнотах: In God we trust (англ. Мы верим в Бога).

Если пару десятков лет назад дети мечтали стать космонавтами, учителями, водителями, то сейчас детская мечта звучит примерно так: «Я хочу заработать много денег, купить крутой джип, яхту». Заработать, чтобы купить, а не трудиться, чтобы создавать, исследовать, помогать.

Но ведь деньги — это всего лишь миф, предмет соглашения в обществе. Они имеют очень опосредованное отношение к реальности. Помните пачки «керенок», которыми даже печи топили в деревнях, — ведь тоже деньги когда-то были.

Второй идол — это «Я». Наша гордыня

«Я» — это самое главное, центр мироздания. «Я» всегда прав, «Мое» мнение очень важное, все для «Меня», все «Мои» желания надо исполнять. На человека «Я» смотрит сквозь призму того, выгоден ли он «Мне» или нет, делает «Мне» приятно или нет, поступает ли так, как «Я» хочу, или нет.

Этот идол всеяден.

Третий идол — блуд

Причем не только в телесных, но у духовных проявлениях. О том, что блуд телесный стал считаться чуть ли не подвигом, сказано уже много. И жертв у этих «подвигов» уже предостаточно — в России в жертву этому идолу приносятся каждый день более 4000 младенцев.

На этих трех идолах стоит современный мiр (именно так в церковнославянском пишется слово, означающее мир сей — вы не от мiра сего — Ин. 15:19). И так или иначе они вторгаются в жизнь каждого христианина. Важно осознавать это и стараться, живя в мiре, не увлекаться служением этим идолам и сокрушать их, прежде всего, своим личным примером.

+ + +

Священник Владимир Воронцов, Чимкентская епархия (Казахстан). 2012Священник Владимир Воронцов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сарымолдаево, Чимкентская епархия (Казахстан):

— Апостол Павел спрашивает: «Какое согласие между Христом и Велиаром?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6,15−16). Идолопоклонство — это прямое противление Истинному Богу, нарушение Его заповеди. Кто будет спорить, что невозможно одновременно прославлять Бога и, вместе с тем, поклоняться и служить идолам. Идолопоклонник отворачивается от Господа и противится Его Святой Воле. В годы пророка Илии идолопоклонство насаждалось нечестивыми правителями по всей земле. Изображениям Валов и Астарт приносились жертвы, им поклонялись и служили люди. Современному христианину сложно порой увидеть, что его окружают идолы.

В современном мире вряд ли мы увидим идола в классическом виде. Враг рода человеческого хитер и лукав. Он всячески пытается замаскировать свою ложь и коварство. Никто теперь не поклоняется истуканам. В качестве идолов выступают такие вещи, которые на первый взгляд могут показаться благими, необходимыми и даже незаменимыми: красота, комфорт, богатство, удовольствие, собственное достоинство… Три причины заставляют человека служить этим идолам: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). Указывая на эти причины, преподобный авва Дорофей пишет: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» («Душеполезные поучения», поучение 9).

Внешняя красота без заботы о состоянии души совсем не является красотой. Красота — это гармония, соразмерность всех частей целого. Когда понятие о человеке подменяется лишь представлением о его внешности — это уродство. Украсили плоть дорогим костюмом и косметикой, а душа в грязи, увы. Ф.М. Достоевский писал о красоте, что «что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». Такая «красота» есть ничто иное, как «похоть очей», она сопряжена с «похотью плоти» — стремлением к комфорту и удовольствию.

Вместо стремления принести пользу предлагается «принцип удовольствия». В Евангелии Господь говорит, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6,24). Служение этим идолам губительно. Оно отвращает человека от Бога. Без Бога человек обесчеловечивается, становится неуравновешенным, растерянным. Выбрал «красоту», а за ней скрывается «идеал содомский». Выбрал удовольствие и комфорт и уподобился блудному сыну, который и хотел бы насытиться кормом, предназначенным для свиней, но не мог. Похоть, страсть, по учению святых отцов насыщает бесов, а человека опустошает.

Особенно страшен идол богатства, сребролюбия. Священное Писание прямо говорит о любостяжании, что оно «есть идолослужение» (Кол.3,5). Служение этому идолу делает бессмысленным для человека такие понятия как любовь, милосердие, сострадание. Все покупается и все продается. Общество, отказавшееся от Бога ради идола денег, обречено на погибель, ибо ценности в таком обществе подменены бумагой. Дела заменены стоимостью, сам человек заменен его средствами и его положением в обществе. В таком обществе нет места для Бога, для вечности — только бесчувствие, бессердечие, смерть… О поклонниках этого идола Писание говорит, что «их бог — чрево» (Фил.3,19).

Не менее опасен идол славолюбия — тщеславия, собственное достоинство, самолюбование, гордыня. Апостол пишет: «вы храм Бога живаго» (2Кор.6,16). Служащий идолу собственного достоинства становится храмом мертвого бога. Я САМ живет в его сердце. «Я сам» не пустит ничто благое в сердце и душу. Все, что он будет делать, направлено ни на пользу душе, ни на пользу людям, а к славе человеческой. Пусть даже никто и не узнает (а при удобном случае «я сам» обязательно расскажет всем) о совершенных делах, достаточно «мне самому» гордиться собой и быть довольным собой.

Для поклонника идола славолюбия — «себя самого» важно не то, что необходимо и не то, что полезно и спасительно, а то что я хочу, что мне нравится. «Я хочу служить Богу», — увы, для скольких христиан важна первая часть фразы — «я хочу». Разве спасительно такое служение? Авва Дорофей учит: «тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю» («Душеполезные поучения», поучение 5). Отречение от своей воли есть первое условие следования за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24).

Как часто бывает, что христианин приходит на исповедь, чтобы «промыть перекисью водорода ранки», а в глубине души кроется гной и требуется «серьезная операция», «скальпель». Горько, когда тщеславие не дает человеку покаяться. Тщетными становятся молитвы, посты и подвиги.

Всякий идол рано или поздно будет разрушен. Какой прок в идолопоклонстве? Какая радость служить трухе? Святой Пророк Илия обратил Народ Божий от идолослужения к Истинному Богу. Будем молиться угоднику Божию, да его молитвами Господь вразумит нас узреть идолы, окружающие нас. И отвратит каждого христианина от поклонения истуканам, пускай внешне и привлекательным, но полным скверны.

Святый пророче Божий, моли Бога о нас!

+ + +

Диакон Сергий Плотницкий, Пинск, БелоруссияДиакон Сергий Плотницкий, руководитель социального отдела Пинской епархии Белорусского Экзархата:

— Увы, идолопоклонство начинается у нас с детства, когда родители, да и общество в целом, культивируют у своих чад потребительское отношение ко всему окружающему. И потом мы видим горькие плоды, когда молодые ребята, а затем и люди среднего возраста попадают в плен, прежде всего, такого идола, как деньги. Все материальные ценности, которые их окружают: ул. Кузнецкий Мост, 21/5 машины, шмотки, дома, становятся самоцелью, превращаясь по сути в тех же истуканов, которые были у язычников. Выйти на улицы и посмотреть вокруг — истуканы заполонили нашу жизнь, мы ходим буквально по языческим капищам…

Современный идолопоклонник постоянно хочет, чтобы сегодня у него было лучше, или, на его языке, «круче», чем вчера, и в этой гонке он забывает о самом главном — о том, что он должен думать о спасении своей души.

И слава Богу, что Господь дал нам такие испытания, как болезни. Это, пожалуй, единственный миг, когда человек может остановиться в той пагубной гонке и задуматься. Наверное, самое страшное — когда заболевает ребенок, потому что мы стали сейчас такие «железобетонные», что порой лишь детские страдания способны привести нас в чувство. Не секрет, что многие люди, особенно в крупных городах, приходят в храм, когда кто-то в семье заболевает, умирает и уже никакие врачи и целители не могут помочь. И вот только тогда, когда нас окружают такие скорби, мы можем посмотреть на свою жизнь здоровыми глазами. И выход здесь один — через Церковь, через осознание пути спасения.

Взять, например, наш небольшой город Пинск — 140 тысяч человек населения. Не потому ли, что столь мощно давит пресс современных идолов и увлечений, размыты духовные связи людей, оскудевают их души? Что уж тут говорить об огромных мегаполисах! И уж если люди вспоминают о Боге лишь когда у них беда, то, несомненно, очень важно, чтобы приходящие в храм люди оставались в нем. И мы должны приложить для этого все усилия, то есть духовно обогреть человека. Если он этого не ощутит, то отправится дальше, в какую-ту секту, где ему всегда «рады».

Могу сказать, что для меня, как священнослужителя, неимоверное счастье — нахождение возле Престола Божиего. С этим не сравнятся никакие материальные блага! Это радость, которая никогда не заканчивается, в отличие от материальных ценностей. Она постоянно наполняет твою душу. Поистине, сад, когда за ним ухаживают, становится прекрасным, благоухает и приносит замечательные плоды.

6 августа в Столенском благочинии Пинской епархии открывается молодежный епархиальный слет. В его насыщенной программе — обмен опытом работы среди делегатов от каждого благочиния, включая приходскую православную молодежь, а также вполне конкретные послушания. Так, ребята, во-первых, будут помогать врачам, медсестрам и санитарам больницы в деревне Бережное, ухаживая за престарелыми и больными людьми. Во-вторых, они займутся восстановлением реабилитационных мастерских для инвалидов в городе Столине. Пройдет также обучение по написанию грантов, связанных с социальной тематикой, — ребятам будет предложено самим написать проект гранта для своего прихода.

Наконец, в ходе слета мы организуем ряд встреч, весьма полезных для молодежи. Так, акушер-гинеколог города Столина расскажет о недопустимости абортов и их разрушительных последствиях как для матерей, так и для семей. А врач-педиатр посвятит свое выступление заботе о здоровье детей, тем более что Столин и Пинск — те города, которые больше всего пострадали во время Чернобыльской аварии, и сегодня там наибольшая распространенность онкологических заболеваний среди детей. Еще будет очень важная встреча делегатов слета с руководителем миссионерского отдела Пинской епархии отцом Иоанном Горбуновым, который раскроет секреты сектантских общин, вербующих в свои ряды молодежь, и расскажет, как с ними бороться. Кстати, мы также планируем пройти крестным ходом через три деревни, где наиболее мощное влияние сект.

Словом, как видите, наш православный молодежный слет — это тоже своего рода инструмент противодействия современным идолам. И глубоко символично, что он пройдет вскоре после празднования памяти пророка Божия Илии, который ревностно сокрушал идолов и был в огненной колеснице вознесен живым на небо.

Священник Димитрий Березин, Священник Андрей Сикоев, Священник Андрей Давыдов, Священник Владимир Воронцов, Диакон Сергий Плотницкий

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55 251.htm

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55 264.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru