Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 сентября — 6 октября. — Новое разрушение храмов. — Неожиданный ход газетчиков. — Встречи Патриарха. — Отречение от оккультизма. — Вокруг переписи. — Путь Воронежского митрополита.
Одной из наиболее острых тем прошлой недели, получившей отражение как в светских, так и в религиозных СМИ, стала тема разрушения стены строящегося православного храма святой Татианы в Набережных Челнах. По сообщению сайта «Лента.ру», стену храма сломали члены ветеранской организации: «около 30 активистов с помощью старых балок за полтора часа сломали стену в метр высотой и 7 метров длиной. Члены организации считают, что в центре города рядом с парком Победы не должно быть никаких религиозных сооружений. Как заявила председатель совета ветеранов Фазлыева, «ветераны не дадут ничего строить на месте, где возводился храм». Настоятель храма Косьмы и Дамиана отец Олег, отвечающий за постройку новой церкви, назвал эти действия варварством. По его словам, причиненный ущерб составил около 40 тысяч рублей. Сообщается, что ранее установленную на месте строительства храма деревянную часовню уже дважды поджигали, причем во второй раз она сгорела дотла. Поджигатели найдены не были. По сообщению агентства «TatNews», которое цитируется на сайте «Седмица.ру», люди, разрушившие часовню, на самом деле были активистами ВТОЦ (Татарский общественный центр): «Часовню громили около 9 часов утра в основном люди пожилого возраста, представившиеся «членами совета ветеранов отдельных микрорайонов Набережных Челнов» (позднее эта информация не подтвердилась). Приехавшие на место происшествия сотрудники милиции без труда узнали в погромщиках активных участников всех «мероприятий», которые проходят в Набережных Челнах по инициативе ТОЦ». Агентство напоминает, что год назад активисты ТОЦ почти аналогичным образом уже заявляли свой протест против строительства храма. По сообщению журналистов «TatNews», «суть конфликта заключается в том, что активисты ТОЦ не хотят продолжения строительства храма святой Татьяны, которое на протяжении нескольких лет идет на общественных началах и на общественные средства (пожертвования прихожан, спонсорская помощь). Вместо православного храма ТОЦевцы предлагают возвести татарский кукольный театр, несмотря на то, что такой театр в городе уже давно существует». Руководство строительно-монтажного управления (СМУ), которое ведет строительство храма, заявило представителям СМИ, что намерено ходатайствовать о возбуждении уголовного дела по факту разрушения фундамента часовни. В свою очередь, одна из активисток ТОЦ, женщина преклонного возраста, не пожелавшая представиться, заявила буквально следующее: «Несмотря на то, что земля под строительство храма выделена на законных основаниях, мы все равно будем его разрушать — столько раз, сколько его будут отстраивать заново». На сайте «Седмица.ру» опубликовано интервью с протоиереем Олегом Богдановым, настоятелем храма св. Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана в Набережных Челнах, благочинным Закамского округа Казанской епархии, руководителем строительства храма святой Татианы. Он отмечает, что подобные «акции» — «это далеко не первый случай, когда ТОЦ — «Татарский общественный центр» — провоцирует выступления против нас. Это организация, которая давно всем известна пропагандой националистических настроений и воинственного исламизма. Аналогичные случаи у нас были совсем недавно. Сначала татарские националисты поджигали деревянное здание часовни. Потом, прошлым летом, разворотили площадку, приготовленную под новый храм. Нам не давали восстанавливать ее. Даже ложились на дорогу, не пропуская нас к месту строительства. Свои действия ТОЦевцы мотивируют близостью будущего храма к парку Победы (хотя эта территория к парку Победы не относится, что подтвердила горадминистрация). По мнению националистов, возведение православного храма у парка Победы будто бы оскорбляет ветеранов войны и труда, среди которых есть мусульмане и атеисты». По словам протоирея Олега Богданова, «сами ветераны войны заявили, что не имеют никакого отношения к ТОЦ и тем людям, которые действовали якобы от их лица. Мы и сами не верим, что ветераны, которые прошли войну, смогли бы поднять руку на святыню. А потом ворочать каменные глыбы по полторы тонны весом и таскать тяжелые бревна старики вряд ли смогли бы. Это дело молодежи из ТОЦ». Отец Олег также пояснил, что планируется построить храмовый комплекс, который помимо церковных построек включал бы в себя и здание для местного филиала Православного Свято-Тихоновского богословского института и другие православные учебные заведения — гимназию, начальную школу: «Мы уже заложили этот комплекс на отведенном нам участке, но националисты подняли страшный шум. Часовню, которую мы построили на этом участке, несколько раз поджигали и оскверняли… Но православный комплекс в Набережных Челнах все равно будет». Там же, на сайте «Седмица.ру» приводится интересный документ, подтверждающий причастность к разрушению храма татарского общественного центра: постановление расширенного заседания правления Набережночелнинского ТОЦ «О нецелесообразности строительства церковного комплекса в 21 комплексе вопреки генплану застройки города» В постановлении заявляется, что «строительство комплекса церквей вместо культурного центра, предусмотренного генпланом, не вызвано заботой об удовлетворении духовных потребностей верующих». В целях «сохранения межнационального согласия, предотвращения религиозной вражды между мусульманами и православными жителями города расширенное заседание правления ТОЦ» постановляет, во-первых, обратиться в Прокуратуру г. Набережные Челны с просьбой предпринять правовые действия, чтобы отменить постановление, разрешающее строительство часовни, во-вторых, информацию об этом «довести до широкой общественности через СМИ». Документ подписал председатель Набережночелнинского ТОЦ Ф.Г.Тазиев. Видимо, разрушение строящегося храма — это и есть способ довести мнение ТОЦ до широкой общественности? «Духовное управление мусульман Татарстана осудило разрушение православной часовни», сообщает «НТВ.ру». В распространенном в пятницу обращении пресс-центра ДУМ РТ отмечается, что «не могут быть истинными мусульманами те, кто своими руками разрушает религиозные храмы». «Осуждению подлежат те, кто в узкокорыстных целях пытается использовать религию», — подчеркивается в обращении ДУМ РТ. «Особое беспокойство Духовного управления вызывает тот факт, «что к этому инциденту причастны люди, которые должны быть примером для подражания подрастающему поколению»», сообщает «НТВ.ру». Также говорится о том, что «прокуратура Набережных Челнов возбудила уголовное дело по факту разрушения часовни. В правоохранительных органах есть данные на 20 человек, которые участвовали в этой акции». С осуждением варварского поступка псевдо-ветеранов выступил и совет муфтиев России, сообщает со ссылкой на «Коммерсант» агентство «Русская линия». Председатель Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин заявил, что такие случаи «неприемлемы для взаимоотношений между православными и мусульманами». «Веками мы жили в мире и дружбе бок-о-бок, и с уважением относились друг к другу и к культовым сооружениям», — сказал муфтий. Между тем, противодействие строительству православных храмов оказывают не только верующие других конфессий, но и представители власти. «В Челябинской области местные власти закапывают котлован строящейся церкви», — такая информация появилась на сайте «Религия и СМИ». «В селе Хомутинино Увельского района Челябинской области местные власти пытаются воспрепятствовать строительству храма. В настоящее время прихожане православного прихода в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы села Хомутинино вынуждены наблюдать, как трактора закапывают котлован, предназначенный для фундамента будущей церкви», говорится в сообщении. Также отмечается, что приход начал строительство храма на пожертвования прихожан с благословения Патриарха Алексия и архиепископа Челябинского и Златоустовского владыки Иова. Далее рассказывается, что «прихожане, собрав средства, получили землеотвод, юридически грамотно оформили все необходимые документы и начали строительство — вырыли котлован. Однако с конца 2000 года после смены власти Хомутининского сельского муниципального образования приход начал испытывать на себе давление: сначала прихожан лишили помещения, а теперь закапывают котлован… Никаких юридических оснований на подобные действия местные власти не имеют — обжаловать прежние решения можно только в суде. Но пока, не аргументируя свои действия, местная администрация использует свою власть для необоснованных притеснений». Никаких объяснений «странным» действиям местной администрации в сообщении не приводится. На сайте «НГ-Религии» появилась статья «Неожиданный ход Московского Патриархата», посвященная сообщению о возможном визите Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Украину. По мнению автора материала Олега Недумова, это сообщение свидетельствует о том, что «руководство РПЦ и украинская оппозиция вскоре найдут общий язык». Автор отмечает, что «последний раз Алексий II был в Киеве в начале 90-х. В течение более чем десяти лет Патриарх воздерживался от пастырских визитов на Украину, несмотря на то, что там находится значительная часть приходов Московского Патриархата. Руководство Русской Православной Церкви объясняло это неурегулированностью межцерковных отношений на Украине, имея в виду агрессивную политику «самостийных» церковных группировок и украинских греко-католиков в отношении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата». Далее автор пытается понять, «почему сейчас Патриарх все же решил посетить Украину». На первый взгляд, считает О. Недумов, заявление о визите, сделанное после встречи Патриарха с представителем официальных властей Украины, может свидетельствовать о том, «что Патриарх решил таким образом поддержать Леонида Кучму в трудный для него момент». Однако автор замечает, что «режим Кучмы обречен и следующим президентом Украины скорее всего станет представитель оппозиции». И, мысля в системе координат политической выгоды, Олег Недумов делает вывод о том, что вряд ли бы «Патриарх решил открыто поддерживать заведомо проигравшую политическую силу. Гораздо более вероятным представляется, что Алексий II решил посетить Украину, чтобы наладить контакты с представителями оппозиции». Далее автор указывает на влиятельность Православия и Русской Православной Церкви среди украинцев. А значит, это «влияние» будет использоваться политиками как определенный «резерв». «Не исключено, что Московский Патриархат пообещает предоставить Украинской Православной Церкви автокефальный статус, — считает журналист. — Со своей стороны, лидеры оппозиции должны будут надавить на руководство «самостийных» церковных группировок, с тем чтобы они согласились вернуться под юрисдикцию УПЦ МП». Публикация в «НГ-Религии» уже получила резкий отзыв на одном из сайтов. «Отечество.орг» публикует материал «Светская журналистика о религии — триумф некомпетентности». Автор Кирилл Фролов считает, что «НГ-Религии» открывают кампанию «политических спекуляций вокруг визита Патриарха Алексия Второго на Украину». По словам Кирилла Фролова, Олег Недумов «и ранее был известен как автор экзотической конспирологии, не имеющей ничего общего с действительностью». Далее вспоминаются предыдущие «ляпсусы» журналиста, любящего делать «громкие заявления». Затем цитируется уже последняя статья О. Недумова с комментариями К. Фролова: «Наш сказитель утверждает, что «даже партии антимосковской направленности воздерживаются от критики в адрес УПЦ МП». Ой ли? Не поленился бы Недумов взять интервью у «УНСОВцев», чей вербовочный пункт, откуда «бойцы» шли воевать с «москалями» на стороне чеченских боевиков, находился прямо в резиденции главы «КП» Филарета Денисенко? Или у активистов блока Виктора Ющенко, таких как Лилия Григорович, Василий Червоний, лично участвовавших в кровавых захватах православных храмов?». Также автор критического материала эмоционально выступает против главного тезиса Недумова, напоминая, что Патриарх осуществляет прежде всего пастырский визит. «Православные Церкви России и Грузии добиваются восстановления прежних братских отношения между народами двух стран», сообщает агентство «Интерфакс». Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал православных верующих России и Грузии противостоять попыткам политиков внести разделение между братскими народами двух стран. По информации агентства, в пятницу глава Русской Православной Церкви встретился в своей рабочей резиденции с представителями политической элиты Грузии и общественными деятелями грузинского происхождения, которые живут в Москве. «Гости Алексия Второго привезли ему в дар символическую миллионную подпись под призывом восстановить братские, добрососедские отношения между единоверными народами России и Грузии». Эту подпись поставил настоятель церкви Святой Троицы в Тбилиси протоиерей Илия Пасидзе. Первые же подписи принадлежат Зурабу Церетели, Георгию Данелии, Зурабу Соткилаве, Коте Махарадзе и Нани Брегвадзе. Миротворческая акция под названием «Россия — мой сосед» проходила в Грузии с тех пор, как обострились отношения между двумя странами, и получила благословение главы Грузинской Православной Церкви Патриарха Илии, говорится в сообщении. В СМИ также освещалась и прошедшая на прошлой неделе встреча Патриарха Алексия с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. На встрече Патриарх напомнил Шарону «о необходимости возместить ущерб, нанесенный израильскими солдатами Дому паломника в Вифлееме», сообщает «РИА-Новости». Дом паломника в Вифлееме, принадлежащий Русской духовной миссии в Иерусалиме, был захвачен и фактически разорен израильскими военными в апреле текущего года во время осады церкви Рождества Христова. После этого израильские официальные лица пообещали возместить нанесенный ущерб. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что недопустимо использовать религиозные объекты в военных целях. Об этой встрече пишет также и информационный портал «Страна.ру». Автор материала Мария Свешникова отмечает, что предстоятель Русской Православной Церкви «уже несколько раз выражал протест РПЦ в письмах, направляемых президенту и премьер-министру Израиля Моше Кацаву и Ариэлю Шарону. И получал ответы. В частности, израильская сторона заявляла о намерении создать комиссию по оценке ущерба, который был нанесен принадлежащему Русской Православной Церкви Дому паломника в Вифлееме, и в последующем возместить этот ущерб. К сожалению, о том, что ответил Патриарху Шарон на этот раз, узнать не удалось». Кроме встречи с израильским лидером, Патриарх провел встречу и с генеральным секретарем исполкома Организации освобождения Палестины Махмудом Аббасом (Абу Мазеном), на которой пожелал Арафату «мужества, душевного и телесного здравия», сообщает «НТВ.ру». Патриарх Алексий напомнил, что Русская Православная Церковь «поддерживает любые усилия, направленные на мирное решение ближневосточной проблемы», и выразил надежду на то, что Россия «будет принимать в этом самое активное участие». При этом Патриарх особо отметил, что для возобновления мирного процесса очень важно прекратить гибель людей: и палестинцев, и евреев. Только после этого, подчеркнул он, можно будет «в результате диалога достичь мира на многострадальной земле». «Православные христиане не могут без боли думать о том, что человеческая кровь проливается там, где зародилось христианство, где проповедовали пророки и подвижники», — сказал предстоятель Русской Церкви. «В Крестовоздвиженском монастыре Екатеринбурга совершен чин отречения от оккультизма», сообщает агентство «Новый Регион». Один из бывших сектантов, прошедший и харизматическую «Новую жизнь», и небезызвестную «Церковь Христа», был присоединён к Православной Церкви через исповедь и чин отречения от прежних заблуждений. Совершивший этот чин настоятель монастыря иеромонах Флавиан (Матвеев) так прокомментировал событие: «Сектанты дают людям иллюзию того, что мы, к сожалению, оказываемся порой не в состоянии дать: человеческое участие, душевное тепло. Но Божию благодать невозможно остановить. Если человек ищет истину, то он ее найдет. Вот еще один пример. Годы в секте, и — нахождение истины». На сайте «Религия и СМИ» опубликовано интервью Патриарха Алексия, посвященное проблеме переписи населения. Патриарх заявляет, что «Русская Православная Церковь считает предстоящую перепись населения важным общенациональным делом… Значительно изменились экономические реалии, социальное положение людей. Активизировались миграционные процессы. Россия пережила несколько политических и экономических кризисов. Тяжелая демографическая ситуация сильно изменила облик народа. Поэтому очень важно знать, сколько людей живет на нашей земле, чем мы обладаем и что потеряли за прошедшие годы». По мнению Патриарха, «перепись будет способствовать собиранию сил нации для созидательного труда, трезвенному осознанию наших возможностей, проблем, перспектив на будущее». Патриарх напоминает, что «наши благочестивые предки не опасались участвовать в переписи ни в годы монголо-татарского ига, ни даже в 1937 году, когда, несмотря на страшнейшие репрессии, православные люди открыли двери переписчикам и открыто исповедовали веру во Христа». Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает, что «распространяя мрачные слухи, некоторые люди, подчас далекие от Церкви, но пользующиеся «православной» фразеологией, на самом деле работают на то, чтобы итоги переписи стали ложными, чтобы верующие россияне, их положение, их образ жизни, их трудности оказались вне внимания государства». На вопрос о том, будет ли лично Патриарх участвовать в переписи, предстоятель Церкви ответил: «Как гражданин России считаю участие в переписи своим долгом». Также он отметил, что Русская Православная Церковь не возбраняет верующим работать переписчиками, так как «Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей. Убежден: труд переписчиков послужит благополучию и процветанию нашего Отечества, возрождению его могущества и славы». Также Патриарх по просьбе журналиста обращается к жителям России со следующими словами: «Мы — сыны и дочери России, и мы в ответе за ее будущее. Только совместными усилиями нам удастся разрешить множество стоящих перед народом проблем. С этими мыслями хотелось бы призвать всех сограждан, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности, принять участие во Всероссийской переписи населения». На сайте «НГ-Религии» опубликовано интервью с митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым). Оно названо «У меня и в мыслях не было стать иерархом». Марка Смирнова, ответственного редактора этого религиозного приложения, интересует мнение одного из влиятельных иерархов Русской Православной Церкви по проблемам современного церковного строительства, религиозно-государственных отношений, диалога с Ватиканом. Вначале митрополит рассказывает о годах своей молодости, отмечая при этом, что с юности у него была единственная цель в жизни — «служить Церкви». В интервью он отвечает на нападки тех, кто обвинял митрополита в связях с КГБ, в использовании связей: «Я скажу прямо: без протеже, без покровительства ничего не происходит и не происходило, и ничего удивительного здесь нет. Скажем, когда решался вопрос моей архиерейской хиротонии, Патриарх Пимен при мне разговаривал по телефону с Советом по делам религий при Совете министров СССР, он способствовал моему избранию, и я это знаю. И я не скрываю этой поддержки Святейшего. Нигде в мире не бывает так, что человек пришел с улицы и ему говорят: вы будете завтра епископом или директором завода». Также митрополит Мефодий защищает Церковь от обвинений журналистов в «неблагополучии»: «На солнце, по-моему, тоже есть пятна, но, тем не менее, оно греет и грешного, и праведного. Так и в богочеловеческом организме, в Церкви есть то, что мы привносим, но это ничуть не умаляет той святости и духоносности, которые есть в самой ее природе». Воронежский архиерей отмечает, что «увеличение числа слушателей духовных школ и священнослужителей еще не означает высокого уровня новых церковных кадров», выступает против использования священного сана как средства наживы или получения власти над людьми. Митрополит Мефодий указывает, что «при рукоположении в священники нужен очень строгий предварительный отбор, чтобы не нанести непоправимый урон нашей Церкви, оградить ее от проникновения деградировавших личностей». Из наиболее острых проблем в сфере церковно-государственных отношений иерарх выделяет именно неоформленность этих отношений: «Они не имеют правового статуса, а построены de facto на существующих добрых взаимных отношениях. Пока идет наработка материала, который дал бы нам возможность определить свое положение в правовом поле, в рамках существующих законов». Сам митрополит Мефодий в отношениях между Церковью и государством «кардинально менять ничего бы не стал, потому что взаимоотношения нашей Церкви и государства в лице президента и правительства развиваются сегодня нормально… Но я бы считал, что эти отношения надо укрепить, то есть законодательно оформить». Далее рассматривается вопрос кодификации современного канонического права, поднимается проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, отношений с Ватиканом и проч. На сайте «Русское воскресение» появилась статья, посвященная «Светлой памяти старца протоиерея Николая Гурьянова». Она написана иеромонахом Нестором (Кумышом) и первоначально опубликована в газете «Православие и жизнь» (Санкт-Петербургская епархия), N9−10, 2002 г. Автор говорит о том, что отец Николай «был дан нашей Церкви в один из самых ответственных моментов Ее бытия». Статья очень по-доброму и искренне рассказывает о том, каким он был — протоиерей Николай Гурьянов: «Старец нашего времени уже самим фактом своего существования, в силу своей деятельности заслуживает глубокого почитания и сохранения памяти о нем со стороны всей Церкви Христовой, всего народа Божия. Явление отца Николая можно считать феноменом русской религиозной жизни конца XX столетия». Автор рассказывает о детстве и юности старца, о том, что «он сформировался и сложился как подвижник необычайной силы не только без необходимого руководителя, «чудесне, по особому смотрению Божию», но и в самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в стране была развернута беспримерная кампания по ее ликвидации». Рассказывается и о том, что в другие, не менее тяжелые времена, времена, когда разрушалась страна после перестройки, «всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви, оказавшемуся в весьма неблагоприятных для дальнейшего роста условиях, для поддержания духа требовалась закваска совершенно особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая… Поистине, он был теми «дрожжами», на которых всходила, всходит и еще будет всходить русская православная религиозность». Автор вспоминает некоторые случаи из жизни о. Николая, говорит том, что приезжающим «он говорил то, что касалось сокровенной сути именно его жизни… Любовь, снисхождение и долготерпение по отношению к ближнему были главными пунктами его наставлений». «Батюшка был человеком глубочайшей веры и ни на секунду не сомневался в Божием покровительстве, распростертом над каждым верующим человеком и над всей Церковью в целом. «Все будет так, как вам надо», — часто говорил он боязливым людям, как бы говоря, что никакие обстоятельства не властны над христианином, если в нем есть подлинная, несомневающаяся вера. В старце не было и мельчайшей части той болезненной истерии, которой охвачены и одурманены сегодня многие в Церкви, Эта истеричность, порождаемая нашим безверием, нагоняет на нас пустой страх и заставляет нас энергично бороться с какими угодно химерами, только не с подлинными врагами нашего спасения», — пишет автор. «Он был ровесником века и пережил все страшные катаклизмы русской и мировой истории XX столетия… Бурное и жестокое время, сломавшее не одну судьбу и привнесшее громадные перемены в сознание людей, не смогло повлиять на идеалы его души: несмотря на стремительный водоворот истории, которым и он, как человек своего времени, был захвачен, эти идеалы остались неколебимы никакой внешней силой и, пожалуй, в результате пережитого еще глубже вросли в тайники его боголюбивой души. Его внутренняя «клеть», выстроенная на фундаменте евангельских заповедей, выдержав все удары извне, оказалась сильнее всех ужасов времени и безмерно возвысилась над веком сим. В этом смысле его удивительная жизнь может быть примером для всех тех, кому кажется, что в условиях апокалиптического конца нет никакой возможности во всем и до конца соблюсти верность Богу».