Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина16.10.2002 

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ СПОРЫ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 7 — 14 октября. — О Синоде без умолчаний. — Под европейский горшок. — Споры о теологии. — Белорусский закон о религиях. — Идеологическая интервенция США. — Вандализм в Татарстане.

7 октября 2002 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Информацию об этом разместил официальный сайт. Полный отчет о заседании Святейшего Синода представлен на Патриаршем сайте «Седмица.Ru» под названием «Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви». Эта публикация уникальна, поскольку впервые сразу после окончания заседания Синода опубликован его полный протокол, а не пересказ основных решений. Так, в сообщении «Седмицы.Ru» приведены имена новых святых, включение которых в Собор новомучеников и исповедников Российских благословил Священный Синод (эти имена отсутствуют в сообщении ОВЦС). Полная открытость и прозрачность перед читателями свидетельствует о новых тенденциях в информационной политике Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь «выступила с серией предложений в связи с углублением интеграционных процессов в Европе», сообщает агентство «РИА Новости». Как передает корреспондент РИА «Новости», Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата «распространил в понедельник заявление в адрес так называемого Конвента „Будущее Европы“, который начал свою работу в марте 2002 года в Брюсселе и продолжит до апреля 2003 года». Конвент намерен проанализировать интеграционные процессы в Европе за предшествующие годы и определить направления их развития на будущее. Доклад Конвента будет представлен в ЕС. Проведение Конвента, отмечается в заявлении Русской Православной Церкви, «свидетельствует о том, что Европейский Союз находится в преддверии глубоких перемен. Он готовится перейти на качественно новый уровень интеграции, а также принять в свой состав новых членов в Центральной и Восточной Европе». В обращении Русской Православной Церкви говорится, что «для многих верующих граждан источником универсальных ценностей являются Божественные заповеди, в то время как для людей неверующих они имеют другие источники происхождения». Далее отмечено, что «расширение Союза на Восток не должно быть экспансией чуждых стандартов культуры и образа жизни, проявлением диктатуры центров власти Западной Европы. В расширенном ЕС каждая культура и народ должны иметь гарантии на самовыражение, доступ к механизмам принятия решений, особенно по вопросам, касающимся их собственной судьбы». Такой гарантией может стать принцип разделения компетенции между уровнем Союза, национальными государствами и регионами. Например, представляется целесообразным сохранить разнообразие законодательства, регулирующего статус семьи, биоэтические проблемы, систему образования. В заявлении подчеркивается, что «для стран православной традиции, как и для отдельных западных стран, неприемлемы юридические нормы, разрешающие эвтаназию, гомосексуальные браки, наркоторговлю, употребление наркотиков, содержание публичны домов, порнографию». Кроме того, Русская Церковь отмечает необходимость сохранения всего многообразия исторически сложившихся моделей церковно-государственных отношений в Европе. По сути, выступив с таким заявлением, Русская Православная Церковь первая заговорила о том, что Россия и страны СНГ имеют право сохранить свою уникальность, имеют право отличаться от «европейских стандартов», которые усердно сегодня стараются навязать странам бывшего Союза, всех подстригая под «европейский» горшок.
Другой темой прошедшей недели, вызвавшей множество откликов как в светских, так и в православных СМИ, стала тема теологического образования в стране, а также роль и степень возможного участия религиозных объединений в общем и специальном образовании. «В Москве открылась научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования», сообщается на официальном сайте Русской Православной Цервки. Организаторами конференции выступили: полномочные представители Президента Российской Федерации в Центральном, Приволжском, Южном федеральных округах, Министерство образования Российской Федерации, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации, Межрелигиозный совет России. В работе конференции приняли участие представители традиционных религий России. «По мнению выступающих, религиозное образование может осуществляться при обязательном учете свободного волеизъявления детей, их родителей и не противоречит светскому характеру российской системы образования. Была отмечена необходимость государственной поддержки религиозного образования, совершенствования законодательной базы для партнерства государства и религиозных объединений в сфере образования и воспитания», говорится в сообщении. «В школах может появиться новый предмет», делают вывод из доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла журналисты «РИА Новости». По сообщению агентства, митрополит предложил ввести в российских школах предмет об основах православной, исламской, буддистской или иудаистской религиозной культуры «в рамках регионального компонента, то есть компактного проживания верующих данной конфессии». По его словам, «правильное сочленение» общеобразовательных стандартов с региональным религиозным компонентом образования обеспечит воспитание толерантности в молодых российских гражданах. «Светская школа, — подчеркнул митрополит Кирилл, — это школа, свободная от клерикальной власти, а не умалчивающая о существовании религиозных убеждений», — цитирует «РИА Новости».
В сообщении «Какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?» на сайте «Мир религий» приводятся выдержки из выступления на конференции полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. Он выступил против государственной поддержки изучения основ католической культуры в средних школах России. Полпред отметил, что оплотом нравственности россиян являются традиционные для России религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, а значит, их потенциал государство должно «в полной мере задействовать» при воспитании молодежи. Выступая на конференции, Полтавченко отметил, что значительная часть населения страны поддерживает идею включения подобного предмета в перечень школьных дисциплин. Таким образом, делает вывод автор сообщения, «получила поддержку государства инициатива Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о выведении основ православной культуры в программу средних школ».
Мнение другого политика, Сергея Кириенко, по вопросам образования и взаимодействия государства и религиозных конфессий, приводит «РИА Новости». Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко считает сферу образования главной «зоной совместной ответственности и совместных действий российского государства и религиозных конфессий». По его словам, светское государство должно быть «равноприближенным к основным религиозным мировоззрениям». Он пояснил, что образование — это не только вопросы финансирования, наличие стен, парт и учебников. Образование — это система мировоззрения. «Причем, ценности атеистического мировоззрения, — отметил Кириенко, — заложены в постсоветских учебных курсах уже подспудно». Наличие теологических факультетов и кафедр в светских вузах, по мнению Кириенко, обогатит богословскую мысль современной гуманитарной мыслью, а также повысит уровень компетентности выпускников светских университетов (особенно журналистов). Кроме того, Кириенко полагает, что «в рамках религиозного образования можно говорить о конфессиональном образовании, подразумевающем подготовку священнослужителей, и о светском образовании, подразумевающем подготовку просветителей и воспитателей», — цитирует слова политика агентство.
Газета «Известия» также осветила на своих страницах прошедшую на прошлой неделе конференцию. В статье «Пастыри на потоке» автор Георгий Ильичев при участии Алексея Крижеского и Ирины Подлесовой с ироническими комментариями также цитирует всех вышеупомянутых политиков. Возможно, что насмешливый тон статьи — лишь попытка привлечь читателя, сделать материал «живеньким», хотя складывается впечатление, что авторы «Известий» недовольны возможным появлением религиозных предметов в школе, и очень хотят передать свое недовольство читателю. Например, цитируя председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Виктора Зоркальцева: «Мы уже в третий раз собираемся, чтобы обсудить эту тему. Пора ставить точку», журналисты глубокомысленно добавляют: «Первая точка поставлена. Впереди многоточие». Фраза сама по себе не глубокая и не умная. Но зато создается впечатление, что уж «Известия"-то знают, как надо делать. Но молчат до поры до времени. В то же время, ни одного серьезного аргумента «против» авторы не приводят. Для газетной критики это, видимо, лишнее.
На сайте «Страна.ру» вопросу о духовном образовании посвящен материал «Получат ли конфессиональные вузы возможность давать госдиплом?». В сообщении говориться, что «длинный перечень задач конференции «скрывает» две главных проблемы — как можно сделать конфессиональное образование соответствующим государственному стандарту «Теология» (в частности, для того, чтобы выпускники религиозных учебных заведений имели возможность преподавать в школе). И — какие религии, кроме Православной и в каком регионе могут получить государственную поддержку при внедрении в образование предметов, касающихся хотя бы их культурно-исторической стороны». В статье отмечено, что «перемены в образовании необходимы, о чем достаточно убедительно говорят и результаты опросов. О том, что так думает большинство говорят данные, опубликованные компанией monitoring.ru. В ходе социологического опроса респондентам задавался следующий вопрос: «Как Вы относитесь к введению в школах уроков православной религии?» Ответы на него распределились следующим образом: 36% мужчин и 44% женщин положительно относятся к введению такой дисциплины в школах. Причем, чем старше человек, тем он увереннее заявлял о необходимости уроков православной религии для школьников. 17% мужчин и 13% женщин равнодушно относятся к такой инициативе». Далее в сообщении говориться о стандарте «теология». Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл уверен, что государственным служащим, вводящим стандарт «теология», следует учитывать, что религиозное образование относится «к вопросам нравственности, вопросам выживания нашего общества, в котором отсутствует дисциплина, способность к самоограничению и самоконтролю». Владыка видит значение понятия «светскость» как антипода всякого клерикализма и участия клерикалов в жизни общества, что в условиях Западной Европы привело к стремлению снять «власть духовенства в обществе». Таким образом, по мнению митрополита Кирилла, «светское религиозное образование будет способствовать подготовке бездуховных религиоведов. В связи с чем, считает митрополит Кирилл, «необходимо создать такой теологический стандарт, который будет давать право на альтернативу».
Следует отметить, что на конференции состоялась презентация нового сайта — Образовательного портала Учебного комитета Русской Православной Церкви.
Не менее оживленно на этой неделе обсуждался и принятый Белоруссией новый закон о религиях. «Лукашенко готов подписать закон о свободе вероисповедания в Белоруссии», сообщает «Мир религий». «Президент Белоруссии Александр Лукашенко не видит серьезных изъянов в принятом парламентом законе о свободе вероисповедания и готов подписать этот документ», — говориться в информации. По оценке А. Лукашенко, законопроект «расставил все точки над «i» окончательно, а также определил роль, место любой конфессии, действующей в государстве». Он сказал, что, скорее всего, подпишет закон, который, по его мнению, является сбалансированным документом. Президент Белоруссии отметил, что позиции Православной Церкви в Белоруссии укрепляются. «Это естественно, ведь православие в республике давно занимает подобающее место в обществе», — сказал глава государства.
Несколько материалов, посвященных новому религиозному законодательству Беларуси размещено на сайте «Седмица.Ru». В одном из них приводится статистика религиозных объединений этого государства. «Согласно информации, обнародованной председателем Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров Беларуси Станиславом Буко, на 1 августа 2002 года в Беларуси насчитывалось 2830 религиозных общин 26 конфессий, в том числе 1224 православных, 491 — христиан веры евангельской, 432 — римско-католических, 270 — евангельских христиан-баптистов. При этом, по словам председателя Комитета по делам религий и национальностей, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси установил, что около 80% от общего числа верующих относят себя к православным, 14% - к католикам, 2% - к протестантам», — говориться в сообщении.
Другой текст сообщает о том, что 2 октября Верхняя палата (Совет Республики) белорусского парламента одобрила новую редакцию закона «О вероисповедании и религиозных организациях». Представляя законопроект, председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров Станислав Буко отметил, что законопроект отражает отечественную религиозную специфику и содержит защитный механизм от религиозной экспансии. С просьбой наложить вето на проект закона обратились к президенту страны Александру Лукашенко активисты гражданской инициативы «За свободное вероисповедание». Обращение подписали представители четырех протестантских деноминаций, общин прогрессивного иудаизма, Белорусской Православной Автокефальной Церкви и обществ сознания Кришны. По мнению членов гражданской инициативы, новый закон противоречит международным актам и белорусской конституции, сообщает «Седмица.Ru».
Наконец, третий материал, посвященный религиозному законодательству Беларуси, содержит интервью с юристом Экспертного совета Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, председателем Республиканского общественного правозащитного объединения «ОЗОН» А.И. Алешко. Он отмечает, что «уравнительный подход ко всем вероисповеданиям» давал «возможность беспрепятственного развития и распространения сект как в виде незарегистрированных, так и в виде зарегистрированных религиозных организаций». А.И. Алешко указывает, что закон о вероисповеданиях не могли принять шесть лет из-за «активного противодействия со стороны организаций и групп, представляющих нетрадиционные для Белоруссии религиозные конфессии и культы, прежде всего, неопротестантского харизматического толка. В частности, используя своих лоббистов в органах государственной власти, они препятствовали вынесению проектов нового закона о вероисповедании на рассмотрение в Парламенте. Давление на законодательные органы со стороны противников нового закона было столь сильным, что сам факт прохождения нового закона о вероисповедании через Парламент можно считать чудом». Также он заметил, что большая часть белорусских граждан поддержала новый закон — в Республике было собрано свыше 220 тысяч подписей в поддержку этого законопроекта, а против — всего 500 подписей. Алешко говорит и о международном противодействии принятию нового закона «свыше 15 международных организаций, в том числе, и Евросоюз, выступили против нее. Глеб Якунин с Львом Пономаревым опубликовали в одной из центральных газет свое воззвание к парламентариям не принимать этот закон. Посольство США пригласило Владыку Филарета и руководителей 5 конфессий на собеседование». Кроме защитных механизмов от распространения сектантства, в законе «предусмотрена возможность заключения соглашений между государством и конфессиями в различных областях, например, в здравоохранении, образовании, в окормлении армии, заключенных исправительных учреждений, охране культурного наследия и т. д. Партнерство между государственной властью и традиционными религиями и конфессиями, безусловно, будет способствовать консолидации нашего общества вокруг его духовных, культурных и государственных ценностей, а значит, — отвечает не только узкоконфессиональным, но и национальным, государственным интересам Республики Беларусь».
Агентство «Русская линия» цитирует слова президента Беларуси А.Г. Лукашенко: «Мы всегда будем поддерживать Православие», — говорит он. Белорусский лидер отметил, что позиции Православной Церкви в Беларуси укрепляются. «Это естественно, ведь православие в республике давно занимает подобающее место в обществе», — сказал глава государства. «Православие — определяющая религия в белорусском государстве, которая оказывает сильнейшее влияние на проходящие в республике общественно-политические процессы. Мы поддерживали и будем поддерживать православие в Беларуси», — подчеркнул Лукашенко.
Между тем, новый закон о религиях, принятый в Белоруссии, вызвал резкое недовольство… в Америке. Агентство «Навiны зь Беларуси» сообщает: «Американские правозащитники встревожены новым белорусским законом о религии». По информации агентства, глава Хельсинкской группы США Кристофер Смит выразил «огромное беспокойство ситуацией, сложившейся вокруг свободы вероисповедания в Беларуси», после того, как белорусский парламент принял скандально известный законопроект о религии. «Этот репрессивный закон содержащейся в нем дискриминацией религиозных меньшинств наносит огромный удар по религиозной свободе и тем самым нарушает международно признанные стандарты в сфере прав человека», — заявил Смит. «Режим Лукашенко создал самую бедственную в Европе ситуацию с нарушениями прав человека, — заявил Смит. — Этот режим грубо нарушает всяческие свободы: свободу слова, самовыражения, выступления и вероисповедания». Беспокойство американца понятно — ведь любое отклонение от «стандарта «made in USA» это удар по мировому господству «супердержавы».
Между тем, Америка поучает не только Белоруссию — ведь еще столько стран «не соответствуют мировым стандартам политкорректности и толерантности». «Госдеп США внес Россию в список стран — «нарушителей свободы религии», сообщает сайт «Религия и СМИ». Кроме России в список нарушителей попали правительства Китая, Кубы, Северной Кореи, Вьетнама, Лаоса и Мьянмы. Серьезную озабоченность США вызывает ситуация в Саудовской Аравии, Судане, Иране, Ираке, Пакистане, Индии, Узбекистане и Туркмении, где продолжаются преследования религиозных меньшинств. Среди бывших советских республик острой критике подвергнута также Белоруссия. Единственной страной в мире, где за последний год произошло существенное улучшение ситуации в области свободы религии, назван Афганистан, избавившийся — как известно, с помощью американских войск — от режима талибов. Что касается России, то, по мнению авторов доклада, ее правительство в целом стремилось либерально применять закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1997 года, но иногда использовало его отдельные положения для ограничения свободы религии.
Между тем, «железобетонная заботливость» Америки — это целая стратегия, направленная на разрушение и искоренение духовности. Такое мнение в статье «Crusade: идеологическая интервенция США», размещенной на сайте «Правда.ру», высказывает Михаил РОМАНОВ, кандидат биологических наук, уже пять лет проживающий и работающий в Америке. Автор отмечает, что в Великобритании, США и других высокоразвитых странах проводится пагубная политика: «идет борьба за порабощение людских умов и душ. Чтобы «зомбировать» и контролировать собственное население в США, например, создана не только грандиозная система информационной пропаганды, но и расставлены сети из тысяч и тысяч так называемых церквей». В качестве примера М. Романов приводит «самый «краткий» список церквей, расположенных только в одном городе Лэнсинге (штат Мичиган) и округе»: «568 церквей (в смысле, организаций, а не зданий) или приравниваемых к ним учреждений для города со 127 тысячами жителей. Список этот далеко не полный». При этом из названия невозможно понять, к какой из ветвей христианства, а скорее псевдохристианства, относятся указанные церкви. Автор отмечает, подобная ситуация в любом другом штате или городе: «на телевидении существуют круглосуточные каналы, транслирующие передачи якобы религиозного, христианского характера. Что там можно увидеть? Собрания людей, больше походящие на сеансы Кашпировского или поп-концерты, дурманящую промывку и продувку мозгов, бесноватых, харизматических лидеров этих «церквей», но ничего, что было бы от Духа Святого». М. Романов указывает, что «из трех указанных в списке православных церквей только одна русская, дни которой, по-видимому, сочтены. Против нее идет самая настоящая необъявленная война… Что творится сейчас по отношению к американской католической церкви, вы, наверно, и сами хорошо знаете». Автор уверен, что «церкви, принявшие эстафету от апостолов и имеющие более чем 1000-летнюю историю, т. е. православная и католическая, здесь не то что никому не нужны, против них здесь тайно и явно борются. Скажу больше: религия вообще в Америке не нужна тем, кто заправляет этой страной, общество насквозь пронизано антирелигиозной атмосферой, насаждаются аморальные принципы. А церквей тут организовано такое невиданное количество только для того, чтобы еще больше затуманить умы людские, растащить в буквальном смысле тело Христово по бесчисленным дорогостоящим красивым клубным заведениям и концертным залам, называемым почему-то церквями». Он делает вывод, что «цель всей американской политики — захватить мировое господство, навязать всему миру свою американскую псевдокультуру, свои американские «стандарты», в том числе и «религиозные», уничтожить в человеке духовность, нравственность и национальное достоинство. Архитекторы этой политики прекрасно усвоили кредо древних завоевателей: разделяй и властвуй». Также М. Романов замечает, что для того, чтобы уничтожить народ, «достаточно одержать идеологическую победу». Именно с этой целью «засылают полчища «крестоносцев"… Идет самая настоящая идеологическая интервенция». Именно поэтому-то такую озабоченность вызывают в Америке новый закон о вероисповедании в Белоруссии и противостояние иеговистам в Грузии, а также любой намек на усиления влияния Русской Православной Церкви в России.
На прошедшей неделе получил свое развитие скандал с разрушением православного храма в Набережных Челнах. «Алексий II призывает главу Татарстана наказать вандалов, разрушивших православную часовню в Набережных Челнах», — сообщает Интерфакс. Называя нападение на часовню «варварским», Алексий II обращает внимание М. Шаймиева на то, что оно стало отнюдь не первым в этом городе и было совершено «националистически настроенными кругами, за которыми, по многим свидетельствам, стоит радикальная организация «Татарский общественный центр», известная резкими антироссийскими и антиправославными заявлениями и акциями». Полный текст открытого письма Патриарха к М. Шаймиеву опубликован на сайте «Седмица.Ru».
Патриарх Алексий II призвал президента Татарстана защитить христиан, сообщает «РИА Новости». «Хотелось бы надеяться, — пишет Патриарх, — что правоохранительные органы города и республики проявят большее внимание к сложившейся тревожной ситуации, по справедливости наказав виновных и сделав все для недопущения посягательств на православные храмы в будущем».
На сайте «Религия и СМИ» опубликован аналитический материал Владислава Краева «Татарстан: что стоит за атакой на православную часовню?». Автор напоминает о самом событии, а затем отмечает, что нет ничего удивительного в том, что этот «случай» произошел в Набережных Челнах: «название города на протяжении последних лет не раз попадало в сводки новостей в компании с нехорошими словами «экстремизм», «ваххабизм» и «терроризм». В. Краев вспоминает случаи, произошедшие в городе ранее, и связанные с мусульманскими экстремистскими движениями: «Как отмечает казанский журналист Дмитрий Михайлин, не случайно «в качестве форпоста ваххабиты избрали не Казань и не какой-либо другой город республики, а Набережные Челны — город, на 95 процентов состоящий из людей «пришлых». В статье отмечено, что к фактору «безродства» добавился и «исламский фактор». Раньше экстремистская активность местных националистов была направлена против политики федерального центра, сейчас же выбрана новая цель — Русская Православная Церковь. Почему? Видимо, потому, что все предыдущие попытки не вызвали желаемого эффекта — подрыва межнационального мира в Татарстане с одновременной дестабилизацией властной системы самой республики, считает автор. Также, это еще одна попытка добиться радикализации исламского духовенства. «В заключение, попытаемся представить, что строящаяся мусульманская мечеть разрушена каким-нибудь «Русским общественным центром», например, в Челябинской области, где проживает множество татар-мусульман. Что, плохо представляется? И слава Богу».
По поводу разрушения часовни в Татарстане высказался и уполномоченный по правам человека в России Олег Миронов. Он потребовал от администрации Набережных Челнов (Татарстан) принять меры по защите прав православных верующих.
По сообщению агентства «Религии и СМИ», в Татарстане нарушаются права православных кряшен. В течение всего 2002 года кряшены России не могли получить возможности провести свой Всероссийский съезд в Татарстане, хотя большинство кряшен России проживает именно в Татарстане. Отказали кряшенам и в Удмуртии (после согласования вопроса с администрацией Президента Татарстана). Несмотря на конституционное право кряшен записаться при Всероссийской переписи так, как они считают необходимым, татарстанское руководство предприняло такие меры, которые никак не могут быть признаны законными и очевидным образом нарушают права человека. Помимо серьезного давления со стороны татарстанских СМИ, которые призывают кряшен записываться татарами, вернуться в ислам и не играть на руку московским шовинистам, кряшены испытывают и мощное административное давление. Уже в эти дни, когда идет Всероссийская перепись населения, в кряшенской деревне Гришкино Менделеевского района жителей заставляли записаться татарами под угрозой отключения газа, увольнения с работы и разделения деревни на две части. В одном из кряшенских сел Лениногорского района переписные листы были заполнены заранее с внесением в графу национальность — татарин, а переписчики ходят с копиями. Согласно предварительным исследованиям ученых Института этнологии и антропологии РАН, а также мониторингу кряшенских общественных организаций, кряшен насчитывается в Татарстане около 210 тысяч человек. Но уже сегодня очевидно, что процент фальсификаций переписи может составить до 80%.
Радио «Радонеж» опубликовало пресс-релиз, своеобразный ответ руководству «Радио «Маяк», заявившему на прошлой неделе о том, что в радиоэфире не проводится политика сокращения православных передач. «Маяк» и не думал ничего опровергать, утверждают журналисты «Радонежа». В 1995 году «тогдашнее руководство «Маяка» предоставило нам возможность размещения двух пятнадцатиминутных программ радио «Радонеж» в недельной сетке вещания. Сегодня на «Маяке» в неделю выходят две четырехминутные (!) программы радио «Радонеж», да и те руководство «Маяка» решило теперь выпускать в эфир глубокой ночью. В этих обстоятельствах заявлять о том, что сокращение в последние годы православного эфира на государственном радио имеет место лишь «якобы», крайне глупо. В пресс-релизе руководства «Маяка» заявляется, что ««Маяк» самостоятельно формирует свою программную политику и, учитывая интерес слушателей «Маяка» к религиозной тематике, самостоятельно производит программу «Символ веры», которая выходит в эфир каждую неделю по четвергам в отрезке 21.00−22.00… и отвечает принципу многоконфессиональности Для того, чтобы «самостоятельно формировать свою программную политику», руководству радиостанции надо, по крайней мере, быть осведомленным о выпускаемых в эфир программах. С сожалением вынуждены констатировать, что в случае руководства «Маяка» этого не наблюдается: «каждую неделю по четвергам в отрезке 21.00−22.00» «Маяк» выпускает программу, которая называется не «Символ веры», а «Выбор веры». Содержание ее, может быть, и отвечает «принципу многоконфессиональности», как он понимается авторами программы и руководством радиостанции «Маяк», но вряд ли отвечает выбору веры, сделанному Россией». Журналисты заявляют, что «непрекращающиеся попытки подтолкнуть россиян к изменению этого выбора, попытки вытеснить Русскую Православную Церковь на обочину общественной жизни России путем, в частности, выдавливания Церкви из СМИ, являются по сути антинародными и антигосударственными деяниями».
К сожалению, СМИ на постсоветском пространства практически все занимают подобную позицию — антинародную и антигосударственную. Сначала это была реакция перестройки, теперь же — оплачиваемая политика, подаваемая под соусом «современной журналистики — журналистики катастроф». Один из редакторов крупной газеты как-то признался, что был бы счастлив, если бы каждый день взрывались дома, случались бы ураганы и падали бы метеориты. Но этот западный стандарт, главное условие которого — привлечь внимание, захватить читателя, имеет страшное последствие — рассказ о катастрофе порождает другую катастрофу, рассказ об убийстве — десятки других убийств, зло порождает зло. И это, безусловно, антинародно и самоубийственно для страны. «Зато не скучно», — скажут журналисты. Но и не весело. Просто страшно…

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика