Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина25.10.2002 

РЕЛИГИЯ — ПЛОХОЙ ТОВАР
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 14 — 21 октября. — Покров Богородицы. — Приморский скачок. — Соглашение в Грузии. — А США против. — «Антироссийский шабаш» на Украине. — Анафема «филаретовцам». — Неудобный медиа-продукт.

14 октября Православная Церковь отмечала праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. О том, с чем связано празднование этого дня, в чем его смысл рассказывает «Православная газета». «Случилось празднуемое ныне событие в середине X века в Константинополе в царствование императора Льва Премудрого. Во время всенощного бдения во Влахернском соборе, где хранилась риза Пресвятой Богоматери, Ее омофор и часть пояса, молились святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видят они величественную Жену, идущую от Царских Врат. Около Нее святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах предшествуют Ей и многие следуют сзади, воспевая гимны и духовные песнопения… И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Божия Матерь, обливая слезами Свой лик. Окончив молитву, Она подошла к престолу и стала молиться там о предстоящем в храме народе. После этого Богородица сняла со Своей главы блистающее покрывало и распростерла над предстоящими людьми… После ухода Богоматери покрывало стало невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать». Праздник Покрова Божией Матери, говорится в статье, «один из самых утешительных для нас». Владычица мира вместе с пророками, апостолами, святителями, мучениками и всеми святыми молится за весь христианский мир и покрывает всех христиан Своим божественным покровом.
К сожалению, в статье не указана историческая подоплека события: ведь в тот день решалась судьба Константинополя. Окруженный жестокими врагами, город доживал свою последнюю ночь. Поэтому-то собрались жители в Храм, поэтому горячо молились Господу и Небесной Заступнице, обращаясь с просьбами о помощи. Явление Богородицы, ее чудесный Покров защитили город от нападения врага, а его жителей от смерти. Ибо на следующее утро после явления Пречистой Девы, противник внезапно снял осаду и оставил город. Возможно, именно «неполнота» в «Православной газете» повлияла и на публикации в светских СМИ — еще более урезанные и краткие. Так, например, «Интерфакс» «сообщает», что лишь о том, что «однажды на рассвете святой Андрей увидел Богородицу, которая шествовала к храму по воздуху. Помолившись, Дева Мария подошла к престолу, сняла с головы покров и простерла его над головами молящихся». Эта информация дополнена фактами фольклорного и этнографического характера: «На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: „На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается“, „На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима“. Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы».
Еще более практичная и бодренькая информация под названием «Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь» появилась на сайте «Правда.Ru». О самом празднике рассказывается в одном абзаце. Затем же опять следует разная «сопутствующая» информация бытового и прикладного характера.
«На Приморье обрушились иностранные миссионеры», сообщает сайт «Седмица.Ru». Автор Наталья Афанасьева рассказывает о недавно прошедшем заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при администрации Приморского края, на котором был рассмотрен вопрос о деятельности иностранных миссионеров в регионе. В решении Комиссии отмечается, что «устранение государства из религиозной сферы позволило развернуть бесконтрольную деятельность иностранным миссионерам, имеющим целью дезинтегрировать духовное единство народов России, привить им чуждые духовные стандарты и ценности». Также особое внимание комиссия обратила на ряд настораживающих негативных тенденций: использование миссионерами методик психологического воздействия на слушателей, уклонение миссионеров от контроля за их деятельностью, привлечение малолетних детей, приобретение недвижимости через подставных лиц в селах и районах края. Автор материала не ограничивается сухим рассказом о заседании, а приводит комментарий сопредседателя Комиссии, руководителя департамента общественных связей и информации А.В. Смирнова по поводу ситуации в области религиозного миссионерства в Приморском крае. По словам Смирнова, в последние десятилетие в Приморье растет интерес к религии: «никогда еще религиозная жизнь в Приморском крае не была такой интенсивной. Сегодня в регионе действуют 266 религиозных объединений 22 конфессий. За последние 12 лет их численность возросла почти в 10 раз. Кроме того, на территории края действуют около 350 религиозных групп». При этом, сопредседатель Комиссии отмечает, что в последнее время «произошел резкий всплеск миссионерской деятельности иностранных организаций… По данным, которыми располагает наш департамент, за 8,5 месяцев этого года на территории края зарегистрировано столько же миссионеров, сколько их побывало у нас за последние 3 года». Резко увеличился приток миссионеров из Южной Кореи и США: «Для сравнения: в 2001 г. из США приехали 67 человек, в этом году — 114; из Южной Кореи в 2001 году прибыли 65 человек, в этом году — 265. Скачок в два с половиной раза!»
Такая ситуация беспокоит дальневосточных чиновников, прежде всего, «с точки зрения безопасности государства». Далее он отмечает, что действовавший некогда в Приморье закон о религиозных организациях, более жесткий, чем федеральный, был «приведено в соответствие с общероссийским законодательством, что и открыло дорогу иностранным миссионерам. В связи с этим заходит речь об ужесточении закона: «религиозной экспансии извне должен быть поставлен какой-то заслон. Сейчас такого заслона нет». В справке, приложенной к основному тексту, сообщается, что Комиссия рекомендовала изучить вопрос о подготовке проекта закона Приморского края о религиозной деятельности на территории края, а также предложила главам администраций муниципальных образований согласовывать возможность прибытия и деятельности иностранных миссионеров на территории города или района. В свою очередь краевому Департаменту общественных связей и информации рекомендовано давать разрешение на прибытие иностранных миссионеров только при наличии согласия на то руководства городов и районов края. Пока это единственная возможность перекрыть поток миссионеров и лжепророков из человеколюбивой Америки.
Одной из наиболее обсуждаемых тем прошлой недели стало подписание президентом Грузии Эдуарда Шеварднадзе и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II «конституционного соглашения», в соответствии с которым Православие фактически возведено в ранг государственной религии, сообщает «Мир религий». Подписание документа произошло в день традиционного народного праздника «Мцхетоба-Светицховлоба» в древней столице Грузии — Мцхете в кафедральном соборе Светицховели. В начале XI века он был построен на том самом месте, где в IV веке была возведена первая в Грузии христианская церковь. По сообщению интернет-издания, президент Грузии подчеркнул, что этот документ призван сыграть «историческую роль в строительстве независимого государства, будет способствовать объединению нации в единый кулак для решения стоящих перед страной задач». «Главная цель «конституционного соглашения» — дать возможность Церкви активнее участвовать в жизни общества, как это принято в цивилизованных государствах», — сказал Католикос-Патриарх всея Грузии. Данный документ подтверждает, что Православие в Грузии — «не только вероисповедание, но и необходимый фундамент для возрождения страны». По словам вице-спикера грузинского парламента Георгия Церетели, «конституционное соглашение» по своему содержанию равносильно объявлению Православия государственной религией в Грузии. Оно определяет принципы взаимоотношений между государством и Православной Церковью, формы и сферы сотрудничества между ними, уточняет вопросы собственности и имущественных прав. В соответствии с соглашением, духовные лица не будут призываться на обязательную воинскую службу, в государственных правительственных учреждениях на добровольных началах будут изучаться предметы православной веры. Государство и Церковь правомочны осуществлять совместные программы социального обеспечения населения и другие мероприятия, сообщает «Мир религий».
Об этом же пишет информационное агентство «РИА-Новости». В информации говорится о том, что сам документ содержит 18 пунктов. Одним из пунктов соглашения грузинское государство подтверждает факты причинения материального и морального ущерба церкви в XIX—XX вв.еках, особенно в период советской власти в Грузии в 1921—1990 годах, и как владелец части конфискованного у Церкви имущества, признает обязанность частичного возмещения убытка. Кроме того, собственностью Церкви становятся все православные храмы на территории Грузии — как действующие, так и требующие восстановления.
Газета «Известия» разместила статью Дмитрия Руднева «Православие назначено государственной религией», посвященную тому же вопросу. В статье, кроме приведенной выше информации, приводятся мнения некоторых грузинских политиков. «Православная Церковь отныне будет состоять в гораздо более тесном сотрудничестве с государственными институтами, — заявил корреспонденту «Известий» вице-спикер грузинского парламента Георгий Церетели. — В ряде силовых структур появятся капелланы — священники, духовно окормляющие подразделения армии и МВД. Священники также придут в тюрьмы к заключенным. После ратификации соглашения изучение православия в государственных учебных заведениях станет обязательным. Главная выгода, которую получило государство в результате соглашения с Церковью, — это гармония в обществе», — приводит мнение вице-спикера газета. Представитель Православной Церкви в парламенте Грузии Георгий Андреадзе в интервью «Известями» сказал, что стоимость того имущества, которые государство не может вернуть Церкви, например, здание парламента Грузии, расположенного на месте одного из тбилисских соборов, будет компенсирована «некими другими ценностями». В перечень материального имущества, которое будет передано Грузинской Православной Церкви, войдут не только строения религиозно-культового назначения, но и обыкновенные дома, сельскохозяйственные земли и лесные угодья.
Подписание соглашения, в котором отведена должная роль Православию, не могло оставить равнодушными сторонников «религиозных меньшинств», к которым, как известно, относятся представители «хельсинкской комиссии» конгресса США. Сообщение об этом разместил портал «Религия и СМИ»: «Защита прав религиозных меньшинств в Грузии стала предметом состоявшейся сегодня в парламенте Грузии встречи представителей «хельсинкской комиссии» Конгресса США и парламентария Гурама Шарадзе, известного радикальным отношением к распространению в Грузии нетрадиционных религиозных учений. В ходе встречи, которая проходила за закрытыми дверями, представители «хельсинкской комиссии» Майкл Окс и Гамильтон Нокстеймс выразили протест против нарушения прав религиозных меньшинств в Грузии и потребовали активизировать действия правительства для их защиты». Однако представитель грузинского парламента не «испугался» американского гнева и «в свою очередь сообщил гостям свое мнение о деятельности религиозной секты «Свидетелей Иеговы», заявив, что «иеговисты действуют против конституции Грузии».
В то же время все более обостряется ситуация на Украине. Причем, существует сразу же несколько болезненных тем, которые активно муссируют как украинские, так и российские СМИ. Одной из таких тем стало сообщение о предстоящем визите Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украину. Разного рода националисты и либералы, мечтающие об «окончательном» отделении от всего прошлого и о поглощении Украины «Европейским сообществом» подняли страшный шум, старательно доказывая всему миру свою «независимость» и ретивость. С протестом против такой, безусловно, спланированной и богато финансируемой кампании, выступил народный депутат Украины Леонид Грач. Об этом сообщает агентство «Русская линия». Леонид Грач подчеркнул: «Участившиеся выпады прозападных ультра-националистических, раскольнических сил против всего, что связано с российской интеграцией, с нашей общей историей, грозят стать визитной карточкой Украины. В последнее время к таким инсинуациям как демарши «людей с плакатами» против российского посла на Украине, как вопли против газотранспортного российско-украинского консорциума, как возведение в ранг национальных героев вояк из УПА, как ярое неприятие идеи придания русскому языку статуса второго государственного, был присоединен и вопиющий по своей циничности шаг — навешивание оскорбительных ярлыков на Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Он говорит о том, что на Украине националистами затеян «антироссийский шабаш». «Одновременно кучка борцов за «чистоту религиозных рядов» от имени якобы «миллионов украинских православных христиан» объявляет главу Русской Православной Церкви персоной non grata на Украине, разбрасываясь при этом истерическими «пророчествами» насчет «раздора и ненависти» в случае визита на Украину Алексия II». По мнению Леонида Грача, «такие провокационные выступления — стыд для всей страны, которую руками своих же славянских братьев пытаются окунуть с головой в болото, выбраться из которого в одиночку все равно никому не дано».
«В Одессе назревает религиозный скандал», сообщает сайт «Религия и СМИ». 14 октября в Одессе возле строящегося Спасо-Преображенского собора собралось так называемое «народное вече». Около двух десятков представителей националистических партий и блоков — УНА-УНСО, «Украинского братства» и ряда других требуют передать собор «Киевскому патриархату». Националисты выставили пикет во время богослужения в честь праздника Покрова Божьей Матери. На установленных напротив собора щитах — рисунки с изображением женщины в украинском веночке, ее лицо пересекает колючая проволока. Под рисунком надпись: «Русификация — геноцид Украины». Несмотря на то, что УПЦ Киевского патриархата имеет в Одессе около десятка церквей, националисты претендуют на главную святыню города, которая возводится на средства православных граждан Одессы.
Предшествующие события, в которых принимают активное участие «филаретовцы», вынудили архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана выступить с окружным посланием «Об анафематствовании двуцерковной ереси УПЦ КП», сообщает сайт «Православие в Украине». Архиепископ Ионафан классифицировал филаретовский раскол как ересь против 9-го члена Символа веры — «Верую… во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», — основываясь на правилах Православной Церкви, а также на действиях отлученного от Православной Церкви лидера УПЦ-КП Михаила (Филарета) Денисенко, неоднократно заявлявшего о возможности «существования двух самодостаточных семей Православный Церквей». По мнению архиепископа Ионафана, «Киевский патриархат» Михаила Денисенко превратился в неопротестанскую секту с внешним сохранением православной обрядности». При этом, руководствуясь принципом акривии (применения в полной силе священных канонов) и принимая во внимание тяжесть содеянного раскола, правящий архиерей Херсонской епархии УПЦ, дабы явить раскольникам из УПЦ-КП и УАПЦ степень их удаления от благодати Святого Духа и вражды против Церкви Христовой, благословил: «Все священнодействия святых Таинств (Крещения, Миропомазания, Покаяния, Венчания, Рукоположения, Маслособорования, Причащения), совершенные священниками-самосвятами УПЦ-КП и УАПЦ на канонической территории Херсонской епархии УПЦ, с самого начала считать недействительными, безблагодатными и неспасительными. Их следует заново полностью повторить в храмах канонической Украинской Православной Церкви». Также он благословил всех православных молиться о возвращении заблудших в лоно спасительной Православной веры, о прекращении вражды, помня, «что следует любить всех людей, даже если они и неправославные».
Большой аналитический материал «Вера в мире коммуникаций» размещен на сайте «Религия и СМИ». Автор Александр Морозов, член Гильдии религиозной журналистики Медиасоюза, предпринимает попытку проанализировать место религии, веры в современном медиа-пространстве. Он отмечает, что «новости конфессий и деноминаций, старых институциональных религий и более поздних религиозных движений и сект занимают незначительное место в общем массиве современной тематики масс-медиа. Религия далеко уступает политике, экономике, спорту, шоу-бизнесу, экологии. Автолюбительство, корпоративная культура (психология менеджмента, карьера и т. д.), здоровый образ жизни, туризм и т. д., — вся эта тематика представлена в современных СМИ гораздо шире и подробнее, чем религия». Это связано с тем, что религия не вписывается в формат современных СМИ, главная цель которых — успешно продаваться. Коммерческий успех напрямую связан с потребительским отношением к информации: «Религия — «плохой товар» с точки зрения потребительских интересов телезрителей, радиослушателей и читателей массовых изданий. Что касается информационно-политического блока, который повсеместно жестко контролируется из интересов политических стратегий, политкорректности и т. д., то и здесь религия является «неудобным», а то и «опасным» товаром». Между тем, по мнению автора, «религиозные события — или религиозные контексты — продолжают проникать в самое ядро перемен»: это и исламская составляющая современных новостей, и Косово. Однако, «стратегия… медиа, безусловно, имеет свои постулаты применительно к конфликтам. Важнейший из них: выводить за скобки религиозную составляющую и делать акцент на экономических причинах, имущественном расслоении и неравенстве, в крайнем случае — на этнических истоках противостояния». Так как «религиозная составляющая обладает пугающей безысходностью. Здесь речь идет о «последних ценностях», «предельных основаниях», о которых по существу невозможно вести диалог, а потому переговорные процессы бесперспективны», то есть, опять же — практического применения в современном понимании этого слова — нет. Кроме того, проблема осложняется тем, что среди современных СМИ, живущих «одним днем», религиозные сообщества и медиа также оказываются «лишними». Это связано с тем, что «религия слишком «перегружена», обладает слишком большими контекстами, она слишком плохо поддается адаптирующим процедурам СМИ. Медиа «работают с очень короткими бэкграундами текущих событий». С другой стороны, «в православной традиции вербализация веры — это богословие святых отцов и учителей Церкви. Ядро этого богословия, как известно, уделяет очень мало внимания объяснительным процедурам. Это — богомыслие, которое радикально направлено не к вербальным результатам, а к преобразованию человека в молитвенной и литургической практике… Православие потому и является подлинным хранителем святоотеческой традиции, что оно и сегодня — менее всего «этика», «учение», «поведенческий кодекс». В восточно-христианской традиции подлинный аскетический опыт таков, что от него нет прямых проекций в публичную сферу, в рациональное богословие, а тем более в идеологию». Автор делает вывод, что сегодня религия представлена в СМИ в двух направлениях. Первое — «институциональные» новости, т. е. новости Церкви как социальной институции, как «организации» — то, что укладывается в современную «практичность». Второе — обращение к Церкви как «источнику моральной оценки событий». По мнению Александра Морозова, «для Церкви это — колоссальная проблема», так как иерархия вынуждена вырабатывать некий публичный язык, который отвечал бы запросу медиа. По его мнению, пока попытки выработать такой дискурс были неудачными. «В результате главной проблемой для современного богословия становится не секуляризация «внецерковного» мира, а секуляризация самого церковного сознания. К этому опасному для Церкви процессу «обмирщения» церковного сознания привлекает внимание в своих последних выступлениях профессор Московской духовной академии Алексей Осипов», — утверждает автор.
«Одним из главных заблуждений, перечеркивающим любые, даже правильные, честные размышления о православии, является суждение о Церкви как о некоей организации, совмещающей функции нескольких министерств: культуры, просвещения, образования, социального обеспечения, иностранных дел, пропаганды и так далее.», — говорит священник Владимир Вигилянский в своем интервью, озаглавленном словами Достоевского «Русский человек без Бога дрянь». Еще десять лет назад Владимир Вигилянский был весьма благополучным литературным критиком, членом Союза писателей, редактором, издателем, работал в перестроечном «Огоньке», русскоязычных «Нью-Йорк таймс», «Московских новостях» и других демократических изданиях. Сегодня же, говоря о своем священстве, отец Владимир считает это событие «вполне закономерным итогом жизни». Еще 17 лет назад он впервые выбрал священство. Но тогда обстоятельства в лице сотрудника КГБ помешали осуществлению этого желания. Рассказывая о себе, отец Владимир говорит: «Я типичный самоучка. В Москве среди духовенства таких неучей, как я, можно перечесть по пальцам. Единственное, что помогает, — среди моих духовных наставников были и есть не только образованные, но и очень, я бы сказал, благодатные личности. Именно они научили меня в православии видеть дивную красоту догматичности, истинный смысл каноничности, глубину ортодоксальности, величие консервативности и бесконечно любить все это». Говорит отец Владимир и о жизни Церкви: «Попытки раскола постоянно сопровождают жизнь Церкви, есть они и сейчас. Я имею в виду удары не извне (к действиям воинствующих безбожников Православная Церковь привыкла), а изнутри. Главную опасность нужно ждать от трех сил: «обновленцев» протестантского толка, не признающих церковного Предания, мечтающих о разрушении церковных границ и слиянии всех христианских конфессий; «обновленцев» сектантского толка, отвергающих соборность православия и строящих из своих приходов отдельную от всех церковь; и, наконец, от тех православных священников, которые делают все, чтобы Русская Православная Церковь подчинялась Папе Римскому». Церковная журналистика, считает священник Владимир Вигилянский, пока еще «далека от идеала»: «Почти нет нужных как воздух православных газет и журналов, обращенных из церковной ограды к людям нецерковным. Что же касается «светской» печати, то проблемы Церкви ее интересуют очень, но писать о них со знанием дела журналисты не могут… Людям нецерковным понять трудно, что Церковь — это Тело Христово. Что главой ее является не правящий архиерей, не Московский или Римский епископы, а Сам Иисус Христос. В Церкви могут быть какие угодно грешники, в том числе и церковные иерархи, но к самой Церкви это не имеет никакого отношения».
Там же, на сайте «НГ-религии», опубликовано интервью с другим священником — отцом Иваном Охлобыстиным. Предваряя беседу, автор Алла Благовещенская, пишет: «Ставший известным в 90-е годы деятель отечественного постмодернизма Иван Охлобыстин стал православным священником во многом из-за небольшой поломки автомобиля на трассе Москва-Ярославль». Сам отец Иван так рассказывает об этом событии в своей жизни: «Однажды меня попросили подвезти до Софрино митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима). Мой джип стоял на ремонте, поэтому я взял «Ниву» у жены. В дороге прокололось одно колесо, это произошло далеко от технической службы. У меня была «запаска», и вместе со мной митрополит катал колеса до технической службы, помогал их прокачивать. Для меня владыка Владимир был великим человеком! Я его очень почитал и считал великим писателем, а тут… такой лютый конфуз. В дороге у нас было гигантское количество времени, чтобы митрополит рассказал мне о своей жизни, а я — о своей. Он сказал мне: «Напрасно ты потерял так много времени. Ты родился священником»». Далее он рассказывает о своем детстве, о своей семье, о своей работе: «я писал сценарий для фильма по воспоминаниям Патриарха и параллельно вел работу над фильмом «Жития святых». Снято уже три серии по 26 минут каждая». Сейчас отец Иван, по его словам, занимается «программой реабилитации священнослужителей и бизнесменов в кинематографе, литературе и средствах массовой информации».
Говоря о русской национальной идее, Охлобыстин отмечает, что «у каждого народа есть своя великая национальная идея. Она, как правило, одна и та же: всех победить, всех покорить и всех завоевать. А великая русская идея направлена на то, чтобы не дать реализоваться никакой другой национальной идее… В России ведь «утонули» все: и Гитлер, и Наполеон… «Утонут» и другие. Если уничтожать всех и останется только один русский, он ни за что на свете не даст развиться какой-нибудь национальной идее. Все равно русский, несмотря ни на что, умудрится добраться до «красной кнопки». А вообще… это может показаться немного экзальтированно, но русскому человеку лучше всего соответствует образ духовенства. Наш народ душевный, и в этой душевности заложена наша суть».
«Русская Православная Церковь участвует в оказании гуманитарной помощи жителям Косова», сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви. Акция «Москва — сербам Косова и Метохии» была организована Правительством Москвы, Главным управлением гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы и Русской Православной Церковью. Груз общим весом более 260 тонн включает в себя теплые вещи, печи, полевые кухни, холодильники, а также иконы и богослужебные принадлежности для церквей и монастырей Косовского края, говорится в сообщении. Маршрут колонны пройдет через Воронеж, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Бургас. На границе Болгарии и Македонии колонну встретят воины из российского контингента международных миротворческих сил. Прибытие в Косово ожидается 25 октября.
Информацию под названием «Сербия теряет кириллицу» публикует агентство «РИА-Новости». В сообщении говориться, что Синод Сербской Православной Церкви обратился к общественности страны с призывом сохранить сербское национальное письмо — кириллицу. Как передает корреспондент РИА «Новости», в последнее время в Сербии выражается обеспокоенность вытеснением кириллицы латиницей. Недовольны таким положением дел Академия наук и культуры Сербии и целый ряд общественных организаций. В Сербии создан национальный комитет по защите кириллицы. К сожалению, констатирует Сербская Церковь, кириллица исчезает из общественной и культурной жизни не только среди республик бывшей Югославии, но и в самой Сербии и СРЮ. Из более 800 газет лишь небольшое количество, включая церковные, набирается кириллицей. Сербская Православная Церковь отвергает мысль, что стремление Югославии войти в Европу «подразумевает отказ от национальных и культурных особенностей».
На сайте «Правда.Ru» опубликована речь иеромонаха Серафима (Роуза), сказанная им в 1973 году на Зимней Свято-Германовской молодежной конференции. Предваряя речь о. Серафима, иеродиакон Макарий пишет: «Почему русскому читателю так важно узнать, что рассказывал молодым американцам о. Серафим про Православие в Америке почти четверть века тому назад?.. Выйдя на свободу, Россия получает сполна и от сладких, и от горьких ее плодов, о худшем из которых — ядовитом духе омiрщвления — так подробно говорит о. Серафим. Русские испытывают их пока в привычном виде — потеря совести, утрата дружбы, удушающая мерзость по телевизору, половое «воспитание» в школах, — а на Западе между тем распространяются новые, прежде незнакомые формы: вместо национализма — подчинение «международному сообществу», вместо любознательности и жажды знаний — массовый идиотизм, вместо свободы слова и мысли — «политическая корректность»». Другая причина в том, что «наша православная вера, независимо от места, времени, национальности, языка и обычаев, остается верою Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, истинным христианством, — если, конечно, мы исполняем свое многократное обещание «сами себя и друг друга и всю нашу жизнь отдать Христу». А если нет — то и говорить не о чем».
Из самого выступления же хочется процитировать такие слова: «Мы часто впадаем в характерное заблуждение. Нам кажется, «вот если бы мне куда-нибудь уехать, переменить обстановку, — тогда у меня все наладилось бы…», — но смысла в этом, как правило, никакого. Начинать надо прямо здесь, прямо сейчас. Чем это труднее, тем лучше: преодоление трудностей, борьба за веру — этого нам как раз больше всего не хватает».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru