Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 28 октября — 3 ноября. — Задачи православной миссии. — Эхо теракта. — В ожидании мусульманского президента. — Дело о разрушении часовни. — Священник в военкомате.
На прошлой неделе в подмосковном пансионате «Поляны» открылся третий Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил приветственное послание участникам съезда, сообщает сайт «Newsru.com». В приветственном слове патриарх отметил, что в настоящее время «одной из самых главных задач православной миссии является утверждение православного образа жизни как нормы общественного бытия». По мнению Патриарха, православные миссионеры должны «сделать современные средства коммуникации орудием православной миссии». «Мы не имеем права не использовать огромный потенциал СМИ и современных средств коммуникаций», — отметил он. В работе съезда принимают участие около 300 делегатов, представляющих более чем 100 епархий Русской Православной Церкви. Полный текст обращения Патриарха опубликован на сайте «Седмица.Ru». С докладом «Миссионерское служение Русской Православной Церкви и вызовы современного мира» на съезде выступил председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Касаясь современных проблем православной миссии в России, он отметил, что «полнота и успех современной миссии как христианского свидетельства зависит во многом от того, насколько мы избежим крайностей одномерного понимания роли и значения православия. Сегодня можно встретить „ультраправую“ или „ультралевую“ христианизированную богословско-религиозными фразами идеологию, что является псевдохристианством». В докладе предпринята попытка охарактеризовать современное «миссионерское поле», «с его сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира». Во-первых, отмечает архиепископ Иоанн, «данные демографических подсчетов говорят, что соотношение христиан и нехристиан постепенно изменяется. Если в начале XX века население планеты составляло около полутора миллиардов человек, и из них около полумиллиарда принадлежало к христианству (то есть каждый третий исповедовал Христа), то к концу XX века на 6 миллиардов народонаселения Земли приходилось около 1 миллиарда 800 миллионов христиан (т.е. количество соотношения уменьшилось не в пользу христиан). Все чаще христианам приходится свидетельствовать о Христе в положении меньшинства в безразличной, а порой отрицательно-агрессивно настроенной по отношению к ним окружающей среде». Во-вторых, «в XXI веке мир вступил в эру построения информационного общества, для которого характерно создание единого глобального мирового информационного пространства… „Информационная эра“ наступает в процессе тихой информационной революции, так как не вызывает каких-либо социальных катастроф. Однако при этом стремительно меняются ценности нравственности и культуры, которые были базовыми для предыдущих эпох. В духовной сфере это приводит к появлению новых религиозных движений, которые могли появиться только в „информационную эру“ (например, „виртуальные религиозные сообщества“ в глобальной сети Интернет и т. п.)». В-третьих, ответом на глобальный мировой процесс развития, в котором главным организатором выступает США, «служит все нарастающий поиск путей альтернативного развития человечества». Самой мощной и легко принимаемой идеей, противостоящей глобалистской «информационной эре», является так называемая «архаизация», то есть возвращение человечества к «истокам», где нет места прогрессу и цивилизации. «В духовной жизни архаизация обозначается крайним фундаментализмом и появлением новых религиозных движений, спекулирующих на протестных антиглобалистических чувствах людей». Как правило, архаизация… «влечет за собой пробуждение интереса к неоязыческим культам и, как следствие, прямое противостояние Православию в исторической ретроспективе». Архиепископ отмечает, что «миссионерская деятельность Русской Православной Церкви напрямую должна быть направлена на обеспечение духовной безопасности, на единение всех слоев общества на основе подлинных христианских ценностей и защите священного дара жизни». Чтобы правильно избрать методы восстановления утраченного в тоталитарную эпоху влияния и значения Православной Церкви, ответить на вызовы современного мира, «необходимо хранить преемственность (которую часто называют „верностью отцам“), иметь духовную трезвенность, то есть быть „солью“ современного общества», отмечает докладчик. Рассматривая собственно стратегию миссионерской деятельности, архиепископ говорит о том, что нельзя «в своей миссионерской стратегии допускать смешение средств и целей. Например, одно лишь распространение изданий Святого Евангелия само по себе не приведет к научению народов Благой Вести и не передаст опыт богообщения, не создаст евхаристической общины. Поэтому мы не можем оценивать миссионерскую работу по количественным характеристикам „крещеных, но не просвещенных“ людей… Настала пора серьезных богословских, социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе». Приводя в пример Притчу о Сеятеле, архиепископ рассуждает о дифференцированном подходе в миссионерской деятельности к людям: «Сегодня нам необходима миссионерская стратегия, учитывающая социологические, психологические и другие значимые характеристики просвещаемых людей. При этом нам всегда надо помнить предупреждение Господа: Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10. 16). Из светских СМИ на миссионерский съезд обратил внимание сайт «Время Новостей», опубликовав статью «Православие — норма жизни». В статье говорится о том, что «РПЦ призывает священнослужителей к активной проповеди среди россиян». Также вскользь упоминается приветственное послание Патриарха Алексия: «Основная цель съезда — разработка и принятие Миссионерской декларации. Этот документ должен обосновать православное понимание миссии, определить аудиторию, к которой должна быть обращена проповедь Евангелия, определить необходимые качества современного миссионера и способы проведения миссионерской проповеди». Приводятся некоторые цитаты и из выступления архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна: «Самая действенная работа по пресечению прозелитизма заключается в активности священников нашей церкви, в их проповеди среди нашего народа». Тема прошедшего теракта на прошлой неделе продолжала «звучать» как в светских, так и в религиозных СМИ. РИА-Новости сообщает: «Религиозные лидеры мира осуждают акт террора в Москве». В адрес Патриарха Московского и всея Руси Алексия II поступают телеграммы соболезнования от религиозных лидеров мира в связи с террористическим актом и захватом заложников в Москве. Сайт «Радонежа» публикует подборку комментариев по поводу захвата заложников в Москве, прозвучавших в эфире этой радиопрограммы. В тексте приведены мнения протоиерея Владислава Цыпина, священника Владимира Вигилянского, диакона Андрея Кураева, историка М. Назарова и других. Архимандрит Лонгин, настоятель Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, отметил: «В очередной раз изумляет и приводит в негодование та жадность, с которой наши СМИ обрушиваются на такие события и неприкрытое наслаждение от самого факта, что наконец-то есть, о чем говорить, чем заполнить эфирное время, что смаковать и на чем паразитировать. Я не могу подобрать иного слова… И второе — это тот объем этой политкорректной лжи и чуши, которая выливается на каждого слушателя, на каждого зрителя, на каждого читателя. Действительно, есть ситуации, когда необходимо употреблять силу: власть не напрасно носит меч, и власть должна помнить это». Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма во имя св. мчц. Татианы при Московском университете, касаясь проблемы терактов, говорит: «Да, конечно, молитва и любовь — первое дело и первый долг православного христианина. Но не может не возмущать даже не сам чудовищный факт произошедшего. В конце концов, от нелюдей, с которыми идет противостояние Российской державы, можно ждать и этого, можно ждать и худшего. Возмущает та мера неправды откликов и комментариев с различных трибун, ступеней, степеней и ветвей власти и не власти, которые раздаются ныне. Нас по-прежнему пытаются уверить в том, что в нынешнем противостоянии нет никакого религиозного подтекста». Отец Максим напоминает, что ислам бывает разным: «Есть ислам инкультурированный, включенный в российскую или иную государственную действительность… И у Российского государства был такой опыт инкультурации ислама в нашу действительность — в XVIII, XIX столетиях. Этот опыт является одним из самых уникальных за всю историю человечества». Но есть и другой ислам: «Это тот исламский фундаментализм, который некогда поражал православных греков Византии, православных славян Сербии и Болгарии, православных грузин и армян-христиан. Это тот исламский фундаментализм, с которым соприкоснулась Российская держава в эпоху средних веков Нового времени. Это тот исламский фундаментализм, который крал русских людей еще в XIX столетии в рабство в Бухарское и Хивинское ханство. Это тот исламский фундаментализм, с которым мы встречаемся ныне». Однако ислам не только не смущен участием своих представителей в терактах, но еще и пользуется моментом, чтобы выторговать себе у власти особые, невиданные привилегии. Таким лоббированием мусульманских интересов активно занялся бывший православный священник Али Вячеслав Полосин, советник Совета муфтиев России, на круглом столе «Религия и выборы». Али Полосин подчеркнул, что управлять мусульманами должен только мусульманский правитель. А поэтому «необходимо, чтобы в немусульманском государстве, как Россия, во власти присутствовало некое мусульманское лицо, авторитетное для исламской уммы». «Татарстан: участникам разрушения часовни в Набережных Челнах предъявлено обвинение», — сообщает сайт «Религия и СМИ». Прокуратура Набережных Челнов предъявила обвинение по двум статьям УК РФ трем женщинам, участвовавшим в разрушении стены строящегося православного храма Святой Татианы (подробнее об этом — в одном из прошлых обзоров). Нионелла Фазлыева, Альфия Зиннурова и Марзия Шакирова должны ответить по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). По факту разрушения стены ведется следствие, собранные доказательства вины участников акции в скором времени будут переданы в суд. Материальный ущерб, нанесенный зданию, оценивается в сумму более 30 тыс. рублей, сообщает АРН «Regions.ru» — электронная газета «Интертат». Об этом же сообщает и агентство «Русская линия». В сообщении говорится, что, по словам Нионеллы Фазлыевой, участвовавшей в разрушении стены храма, она не имеет «ничего против православия и русских». Однако убеждена, что возле парка не должны строить религиозных и культовых сооружений — ни православных, ни мусульманских, а нужно строить театр, как и предполагалось ранее. Впервые в стране в составе призывной комиссии появился священнослужитель. Несмотря на то, что работники культа согласно закону не могут входить в состав призывных комиссий, инициатива одного из райвоенкоматов г. Орла получила одобрение властей, и заинтересованную реакцию в СМИ. Газета «Известия» публикует статью «Каков поп — таков и призыв», в которой авторы Сергей Ждакаев и Дмитрий Руднев подробно рассказывают о том, зачем оказался нужен священнослужитель в призывной комиссии: «Главная цель работы священника с призывниками — «выявить негодяев, которые, прикрываясь верой, отказываются идти в армию». Таким образом, создан прецедент: церковь становится еще одним инструментом борьбы с массовым «откосом» от армии». Военные сами обратились к служителями Православной Церкви за помощью: «Задача священника — понять, действительно ли призывник является последователем религиозной организации, членом которой он себя заявляет», — рассказал «Известиям» секретарь Орловско-Ливенской епархии отец Иоанн Троицкий. «Есть негодяи, которые, прикрываясь верой, отказываются идти в армию, — подтвердил «Известиям» военный комиссар Советского района Орла Владимир Маргарид. — Дескать, убеждения не позволяют мне брать в руки оружие и по закону мне должно быть предоставлено право на альтернативную службу. … мы решили ввести в комиссию духовное лицо. Как и любой член комиссии, отец Михаил задавал вопросы: кто родители, веришь ли в Бога, в какой приход ходишь, кто твой духовный наставник? Побеседовал 5 минут и говорит: все нормально. Или: ты не прав, сынок, нет у нас такой секты. И как только появился в комиссии человек в рясе и с крестом — больше ни одного случая отказа от армии», — рассказывают авторы. Орловский опыт, считает военный комиссар, должен получить всероссийское распространение. Однако его коллега, заместитель тульского облвоенкома Владимир Першин в этом не уверен. Православный священник, считает Першин, не может входить в призывную комиссию ни по закону, ни по здравому смыслу: православие не запрещает военную службу. Статью «Батюшка не спасет от «дедушки» опубликовал сайт «Утро.Ru». В статье также рассказывает о новом опыте Орловской области, при этом автор оговаривается: «православное христианство, в отличие от протестантства, не предусматривает запрета на военную службу, поэтому не очень понятно, почему разъяснительную работу с ребятами проводит православный священник». На сайте «Седмица.Ru» в материале «Украинская Церковь против нового религиозного закона» опубликовано обращение предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Верховную Раду Украины. В обращении говориться о том, что Украинская Православная Церковь неоднократно заявляла о необходимости усовершенствования действующего Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Вместе с тем она много раз настаивала на необходимости включения ряда основных положений, без которых новый Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» не будет приемлемым для Украинской Православной Церкви. На официальном сайте Украинской Православной Церкви также говорится об обращении Митрополита Владимира, Кроме того, указывается, какие положения, по мнению Митрополита, должны быть включены в законопроект: признание государством особой роли канонического Православия в истории Украины, в становлении и развитии духовности и культуры ее народа; предоставление Церкви в целом статуса юридического лица; отмену нормы о поочередном служении; возвращение в собственность Церкви всего церковного имущества, которым владеет и пользуется государство; предоставление права заниматься производственной и хозяйственной деятельностью самим религиозным организациям. «Ни одно из замечаний Украинской Православной Церкви учтено не было, а внесенные рабочей группой поправки сделали законопроект менее демократичным, чем ныне действующий Закон», — говорится в сообщении. Там же размещен и полный текст письма. Между тем, председатель Госкомрелигий Виктор Бондаренко, к которому выдвигаются претензии в связи с невниманием к заявлениям Украинской Православной Церкви, отвечая на них, сказал, что «учесть все замечания и достичь полного консенсуса чрезвычайно сложно, ибо каждая конфессия имеет свое видение законопроекта». С некоторым раздражением Виктор Дмитриевич отвечал на вопросы, «в которых намекали на некомпетентность его ведомства в вопросах религии или каким-то образом выражали сомнение в необходимости существовании этой структуры. В этих случаях господин Бондаренко резко менял тон и всячески старался «посадить» собеседников, отвечая вопросом на вопрос и пытаясь уличать их в некомпетентности в свою очередь», — говориться в сообщении. «Мир религий» публикует информацию «Президент Белоруссии утвердил поправки к закону о свободе вероисповеданий». В сообщении президентской пресс-службы, информирующей об этом событии, отмечается, что данный закон направлен на создание необходимых условий для деятельности зарегистрированных религиозных организаций, недопущения религиозной экспансии в Белоруссию, а также предотвращения развития в республике деструктивных сект и оккультизма. Закон поддержали ведущие религиозные объединения страны, среди которых Православная и Римско-Католическая Церкви, мусульманское и иудейское республиканское объединение, а также объединение Евангелическо-Лютеранской Церкви. В то же время свое недовольство законом выразили представители ряда протестантских организаций, конференции Адвентистов седьмого дня и некоторых других религиозных объединений. «Весьма примечательно, — говорится в сообщении пресс-службы, — что поступившие жалобы на закон написаны по одному шаблону». «В жалобах отмечается, что возражения вызывают такие положения закона, как, например, проведение религиоведческой экспертизы издательской продукции, которая, по замыслу создателей закона, необходима во избежание распространения изданий деструктивных религиозных течений или литературы, оскорбляющей религиозные чувства представителей других конфессий. Нарекания противников закона вызывает также введение более строгого подхода к вопросам регистрации религиозных организаций. «Нельзя не отметить, что ажиотаж вокруг данного закона поддерживался определенными политическими силами, которые спекулировали на религиозных чувствах людей», — подчеркивает пресс-служба». То же самое можно сказать и некоторых российских изданиях, которые, сообщая о белорусском законе, без малейшего смущения называют его «тоталитарным», «самым жестоким» или «недемократическим». Обсуждение и реакцию в СМИ вызвал на этой неделе и «праздник ведьм» — «Хеллоуин». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий направил письмо министру образования Свердловской области Владимиру Нестерову с просьбой поддержать прошения родителей, чьи дети учатся в государственных учебных заведениях, и оградить их от празднования «Хеллоуина», сообщает «Православная газета». В обращении архипастыря говорится: «Уже несколько лет мы получаем самые негативные отзывы о последствиях этих «культурных» экспериментов над душами детей. С сожалением можно констатировать, что эта привнесенная извне мода приживается на российской почве не в силу своей конструктивности, красоты и назидательности, а лишь потому, что провоцирует и оправдывает выплеск вовне самых низменных страстей человеческой души. Мы прекрасно знаем слова Священного Писания, что помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт.8,21), но это не значит, что подобным образом, нам взрослым, стоит потакать прорастанию семенам зла… Наше общество не слишком духовно и нравственно здорово, чтобы в местах получения образования и воспитания приобретать опыт баловства с инфернальными силами… Очень странными нам кажутся аргументы некоторых преподавателей иностранного языка о том, что таким образом они знакомят детишек с национальными особенностями страны. Почему-то для этого выбран один из самых одиозных праздников, а другие, такие как День благодарения или День матери, просто обходятся стороной. Никто, как кажется, на преподавателей языков не возлагал функций преподавания этнографии или религиоведения тех стран, которые изучаются, и уж тем более не через вживание в роль. Мы нигде не слышали, чтобы в английских или американских школах, изучающих углубленно русский язык, праздновался праздник Всех Святых в Земле Российской просиявших… С грустью должен отметить, что наших национальных святых, их дни памяти, даже в русских школах почти не отмечают». Министр образования Свердловской области Владимир Нестеров пошел навстречу просьбе архиепископа и выступил против внедрения новой «традиции». Областное министерство образования направило руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений письмо, подписанное министром образования. В тексте письма говорится: «Министерство общего и профессионального образования области отмечает все более широкое распространение в образовательных учреждениях области различного рода мероприятий, связанных с «празднованием кануна дня всех святых». В связи с этим Владимир Нестеров просит обратить внимание на недопустимость использования детского живого интереса ко всему необычному и таинственному без должного профессионального педагогического осмысления сути проводимых мероприятий. «Как показывает практика, заимствование отдельных традиций в отрыве от социокультурного контекста не является средством, позитивно влияющим на становление системы ценностей ребенка. В подобных случаях «празднование кануна дня всех святых», как правило, сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка», — считает министр образования. Однако такое отношение к чуждому российской культуре празднику вызвало возмущение журналистки «Утра. Ru» Ирины Орениной. В статье «Анафема одного праздника» она выступила в защиту Хеллоуина. Сначала она рассказывает о предыстории праздника, всячески упирая на его безобидность и задор. Говоря же о религиозной составляющей Хеллоуина Ирина Оренина пишет: «Ночь, когда, по слухам, темные силы получают временную власть над миром, вследствие чего законопослушные христианские граждане не должны терять бдительности и перманентно отпугивать от себя всяческую нечисть. В частности, одарять нищих едой и милостыней. А также зажигать свечи в память об умерших. Отсюда, собственно, и происходит условно страшная (на самом деле довольно симпатичная) тыква — полая, с вырезанными глазами и ртом и зажженной свечой внутри». «С одной стороны — лишний повод подурачиться вволю, с другой — плотно угостить себя, любимого», — делает вывод Ирина Оренина. Автор выбирает эстетический подход к событию: «Вообще, при желании любой праздник можно организовать красиво и весело. Даже «Самый предпоследний день последней недели текущего месяца» — и тот можно отметить с размахом и изяществом. Было бы желание». И желание у автора есть. Но она хочет «заразить» этим неудержимым желанием остальных, да вот незадача: ее «точка зрения резко разнится с той, которую нам преподносят православные священники». Далее автор демонстрирует недюжинную иронию, апеллируя к достаточно убогому современному штампу об относительности добра и зла: «Впрочем, они (священники) все время бьются за паству на невидимом фронте войны добра со злом… которая вечна, если учесть изрядную относительность понятий «добро» и «зло»». Так что же так задело веселую и празднично настроенную журналистку? Как оказалось, именно письмо архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. А также реакция министра образования Свердловской области, который (о, ужас!) согласился с архиепископом. Политкорректная журналистка назвала этот факт «омерзительным», обругав министра образования «офицером при генерале (то есть при его высокопреосвященстве Викентии)». Далее автор, как ей кажется, опровергает слова архиепископа Викентия путем риторических вопрошаний вроде такого: «Если его высокопреосвященство Викентий разбирается в педагогических вопросах лучше школьных учителей, почему бы не уступить ему портфель министра образования Свердловской области?». Хочется, в свою очередь, спросить Ирину Оренину — ежели она столь смела и образована, что рискнула назвать реакцию министра «омерзительной» и публично осудить его, что же она не идет в министры образования, хотя бы Свердловской области, а прозябает в достаточно посредственном издании на должности журналиста? «В Днепропетровске протестуют против празднования Хэллоуина в школах», — сообщает агентство «Русская линия». «Этот языческий обряд, приобретший в наше время черты костюмированного карнавала, символизирует не что иное, как шабаш нечистой силы. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, в годы пастырского служения в Канаде, был свидетелем того, как после празднования Хэллоуина маленький мальчик несколько недель выл по-волчьи. Священник Украинской Православной Церкви, духовный наставник православного культурного центра «Лествица» Игорь Собко считает, что в данном случае можно говорить о духовном терроризме, где наши дети являются заложниками, а террористами — те образы, которые им сегодня предлагают. Есть еще один аспект проблемы — юридический. Согласно украинскому законодательству, школа отделена от церкви. От православной, католической, иудаистской и так далее. Но, как оказалось, не от сатанинской. Поскольку именно сатанинский праздник Хэллоуин завоевывает здесь все большую популярность. Несколько лет назад американская «Церковь сатаны» открыто провозгласила этот день своим праздником, цель которого — демонстрация поклонения дьяволу», — говорится в сообщении. Также социологи считают отмечание подобных праздников одной из самых тревожных примет времени: «по их мнению, празднование Хэллоуина и подобных мероприятий свидетельствует о кризисе культуры, когда люди перестают различать добро и зло. Доказательство тому многочисленная оккультная периодика, издания сатанинских книг и компакт-дисков», — говорится в сообщении. «Красноярск: в ночь Хеллоуина вандалы осквернили Троицкую церковь», сообщает сайт «Русское небо». «Акт вандализма был совершен в так называемый «Хеллоуин». В эту ночь в Красноярске вандалы краской забрызгали икону, написанную на стене Троицкой церкви, а снаружи на стенах алтарной части православного храма нарисовали красной краской сатанинские знаки. Неизвестные лица осквернили также пять могил бывших настоятелей храма, которые находились на территории церкви». В общем, повеселились… Прошлая неделя завершилась Дмитриевской родительской субботой. Подробно об этом дне рассказывает «Православная газета». В августе 1380 года преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем. Великий князь победил, и эта великая победа стала началом освобождения России от монголо-татарского ига. Возвратясь домой, князь поспешил к преподобному Сергию. Совершив поминовение усопших воинов, он предложил Церкви ежегодно поминать убиенных воинов в субботу, ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), т. е. перед днем его Ангела. Впоследствии эта суббота получила статус родительской. «Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся», — говорится в статье. Далее рассказывается о том, как правильно поминать усопших по канонам Православной Церкви. «Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит, становятся «участниками небесных наград». Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому же они располагают души к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов».