Русская линия
Православие и современность Марина Бирюкова01.08.2012 

Пламенный Серафим России

1 августа Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает Преподобный Серафим Саровский Чудотворецвеликое событие в истории России — канонизацию преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и первое обретение его мощей.

Это произошло в 1903 году, накануне Русско-японской войны, накануне так называемой революции 1905 года, незадолго до Первой мировой и до Великой русской катастрофы. Может ли оказаться случайностью то, что Саровский старец, почитавшийся в народе и ранее, был прославлен именно тогда — на страшном пороге российской истории?

Огромное значение для прославления старца Серафима имели труды будущего митрополита, а тогда еще архимандрита Серафима (Чичагова). Потомственный военный, полковник, духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, в зрелом возрасте принявший священный сан, а затем, по вдовстве, монашеский постриг, он написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой немало страниц посвящено жизни и чудесам преподобного Серафима. Вручив эту книгу императору Николаю II, архимандрит Серафим получил бесценную поддержку: сопротивление канонизации всенародно почитаемого святого было прекращено именно волевым решением государя. Дальнейший путь митрополита Серафима (Чичагова) — это путь мученический: после революции он, престарелый и больной человек, подвергался многим арестам и ссылкам. Большевики припомнили ему участие в прославлении Серафима Саровского; это стало одним из пунктов обвинения в очередном уголовном деле. В 1937 году неспособного уже ходить митрополита вынесли из дома на носилках и отвезли в Таганскую тюрьму. На допросе он сказал своим палачам, что гонения на христианство всегда кончались его победой, — и был расстрелян на Бутовском полигоне. Митрополит Серафим прославлен в 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви как новомученик.

Но вернемся в начало ХХ века, к прославлению преподобного Серафима. Вот что говорится в «Деяниях Святейшего Синода» от 29 января 1903 года:

«Преосвященным Тамбовским Димитрием дважды, в начале и конце 1897 года, представлялись в Святейший Синод собрания копий письменных заявлений разных лиц о чудесных знамениях и исцелениях, совершившихся по молитвам отца Серафима. Не находя еще тогда благовременным приступать к окончательному суждению о прославлении Саровского подвижника. Святейший Синод дважды подтверждал настоятелю Саровской пустыни продолжать вести запись могущих быть новых чудесных знамений по молитвам старца. В минувшем 1902 году, 19 июля, в день рождения старца Серафима, Его Императорскому Величеству благоугодно было воспомянуть и молитвенные подвиги почившего, и всенародное к памяти его усердие, и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца. Святейший Синод, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего важного дела, нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам старца Серафима, обследованные надлежащим образом, не представляют никакого сомнения в своей достоверности. поручил преосвященному митрополиту Московскому произвести их (мощей — Ред.) освидетельствование. 11 января сего года митрополит Московский Владимир и епископы Тамбовский Димитрий и Нижегородский Назарий, присоединив к себе Суздальского архимандрита Серафима и прокурора Московской Синодальной конторы князя Ширинского-Шихматова и еще четырех духовных лиц, произвели подробное освидетельствование гроба и самых останков отца Серафима, о чем и составлен ими особый акт за собственноручною всех подписью. Посему Святейший Синод. подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение: благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою. При докладе сем представлены были на Монаршее усмотрение подлинный акт освидетельствования всечестных останков отца Серафима и краткое описание случаев чудодейственной помощи его прибегавшим к его заступ­лению. На всеподданнейшем докладе о сем Святейшаго Синода, Государь Император соизволил Собственноручно начертать: „Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления“».

Само же прославление состоялось, как уже сказано, 1 августа, 19 июля по старому стилю, в день рождения Саровского старца, в Саровской пустыни, при огромном стечении народа со всей России, в присутствии всей императорской фамилии. Государь и великие князья на своих плечах перенесли носилки с гробом из церкви святых Зосимы и Савватия в Успенский собор Саровской пустыни. Все опустились на колени, когда митрополит Антоний (Вадковский), один из последовательных сторонников канонизации Саровского старца, под пение «Хвалите имя Гос­подне.» снял крышку гроба. Митрополит и архиереи приложились к мощам первыми, императорская фамилия — за ними. Чудеса происходили у всех на глазах — слепые прозревали, согнутые распрямлялись, хромые отбрасывали костыли.

Таково было первое обретение мощей преподобного; но нельзя здесь не сказать о втором, которое мы будем вспоминать 15 января. Всем известно, что после октябрьского переворота большевики объявили войну Церкви и — едва ли не в первую очередь — мощам святых. 17 декабря 1920 года мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 года увезены. В конце 20-х годов мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в Московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Есть основания полагать, что они находились там до 1934 года, когда Страстной монастырь был взорван.

Обнаружены были мощи преподобного в 1991 году в музее религии и атеизма, который находился тогда в Казанском соборе, в Санкт-Петербурге. Вот как сообщал об этом событии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской Лавры 12 января 1991 года, на следующий день после подписания протокола о передаче святых мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви:

«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Первая святыня, которая была возвращена, — мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: „Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!“. Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания. Сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи. Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».

Рака с мощами преподобного Серафима была установлена в Богоявленском кафедральном соборе для всенародного поклонения; а затем начался великий, Всероссийский крестный ход из Москвы в Дивеево, к месту окончательного упокоения мощей преподобного Серафима. В 1991 году, когда все то, что связано с Церковью, не было еще привычно «среднестатистическому» россиянину, это событие на многих произвело сильнейшее впечатление и многих обратило к вере отцов.

Одним из первых в России храмов, освященных во имя Саровского чудотворца, стал новопостроенный саратовский храм, заложенный еще до прославления. В декабре 1903 года чин освящения совершил священномученик Гермоген (Долганев), епископ Саратовский и Царицынский. С 1913 года настоятелем Свято-Серафимовского храма стал священник Михаил Платонов, священномученик, расстрелянный большевиками в 1919 году. С именем преподобного Серафима неразрывно связана история русского новомученичества. И это тоже неслучайно.

В 1935 году Свято-Серафимовский храм в Саратове был закрыт постановлением постоянной комиссии по культуре ВЦИК саратовского края. Но в начале 90-х он стал одним из первых храмов, возвращенных Церкви и восстановленных. Возрождению Серафимовской церкви предшествовало необычное событие: два анонимных жертвователя передали епархии чудом спасенный ростовой образ преподобного Серафима на холщовом свитке. И ныне эта бесценная реликвия находится в храме, имеющем с 2005 года статус архиерейского подворья.

В Дивеево, к преподобному Серафиму, едут сегодня тысячи православных паломников — не только из России, но и из-за рубежа. Тысячи людей получают благодатную помощь по молитвам ему — одному из любимых святых России, пламенному ее Серафиму.

Подготовила Марина Бирюкова

Газета «Православная вера», № 14 (466), 2012 г.

http://eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60 889&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru