Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина11.12.2002 

ЗАПРЕТ НА КУЛЬТУРУ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 2−9 декабря. — Введение во храм Пресвятой Богородицы. — Доклад «Газеты». — Комментарии министра. — Торжество разрушителей. — Радикальный ислам Татарстана. — Турецкая секта в России.

Русская Церковь отметила в среду один из двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом сообщает агентство «Интерфакс» В краткой информации изложена история праздника: «Когда Деве Марии исполнилось три года, родители повели ее в Иерусалимский храм, чтобы посвятить свое дитя служению Богу, исполнив, таким образом, обет, данный Отцу Небесному накануне рождения девочки. Священник, встретивший Марию в церкви, повел ее в алтарь, куда из всех людей только раз в году входил он сам с очистительной жертвенной кровью. Вручив дитя воле Божьей, родители Марии вернулись домой, а девочка осталась жить в помещении для девственниц, которое находилось тут же, при храме».
Агентство «РИА-Новости» публикует более подробный рассказ: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо покрыта глубокой тайной. Но в церковном предании сохранились сведения, что в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу… Согласно учению Православной Церкви, смысл этого праздника — предвозвестие благоволения Бога к человеческому роду, проповедь спасения и обетование пришествия Христа».
На сайте «Вести.Ru» размещена также информация этнографического характера, причем с довольно оскорбительным комментарием: «В старину на Руси христиане ассоциировали праздник Введения не столько с Богородицей, сколько с началом настоящей зимы, ее вступлением в свои права». Сама по себе фраза загадочная и неказистая. Она словно написана для того, чтобы сыграть роль «связки» и пристегнуть «народный» кусок текста к православному. Хотя, на самом деле, противопоставление «народного» и «православного» — больше послереволюционный штамп, прочно «отпечатавшийся» в головах некоторых журналистов.
Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы публикует «Православная газета». Обращаясь к верующим, архиепископ говорит: «В этот праздничный день мы приходим в храмы Божии, чтобы отдать благодарную дань почтения Пресвятой Владычице нашей Богородице. Чтобы Она, видя наше усердие к Ней и к соборной молитве, ниспослала нам свою благодать, свою милость и покровительствовала бы нам во всех наших нуждах и печалях, помогая нам в исцелении наших недугов духовных и телесных. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим радостным праздником и желаю многих милостей от Пречистой Богородицы. Пусть Пресвятая Владычица наша поможет нам нести пост Рождественский, ибо и Она, как мы видим, и постилась, и молилась, и всегда была всем сердцем своим устремлена к Богу. И Господь посещал Ее Своими милостями и Своей благодатью. По Ее молитвам и ныне да пошлет Он Свое благословение на наши труды».
Однако светские СМИ больше заинтересованы не православными праздниками, а «сенсационными» буднями. На этой неделе добычей сенсаций занималась «Газета»: «В распоряжении ГАЗЕТЫ оказался сенсационный документ — проект доклада к совместному заседанию Совета безопасности, Государственного совета и Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ. Доклад посвящен религиозному экстремизму. Над ним работали 32 чиновника и один эксперт под руководством Ахмада Кадырова и министра Владимира Зорина. В религиозные экстремисты чиновники записали католиков, протестантов, сектантов, иностранцев — всех, кроме православных, буддистов и пока иудеев. Российских католиков и протестантов записали в экстремисты». Так об этом рассказывают сами журналисты. Далее цитируется текст документа. Сначала перечислены угрозы безопасности России, в число которых входят: «Римско-католическая церковь, объявившая «территорию России «церковной провинцией», протестанты, «представители иностранных псевдорелигиозных общин» (иеговисты, муниты, саентологи и другие), сатанисты (из текста не ясно — свои или заморские), исламские экстремисты, «попытки навязать российскому обществу идею цивилизационного конфликта и якобы неразрешимых противоречий между христианами и мусульманами».
Затем рассказывается об «образовании федерального органа, ведающего проблемами национальных и государственно-религиозных отношений». «По сведениям ГАЗЕТЫ, один из претендентов на пост главы этого министерства — Ахмад Кадыров. По ряду экспертных оценок, сама постановка вопроса о Министерстве культов свидетельствует о том, что даже в рабочей группе нет полного единства и далеко не все ее участники проводят «линию РПЦ». Далее приводятся примеры наиболее «абсурдных» предложений по части наведения порядка в религиозной сфере: например, «выработать единую (письменную) форму согласия родителей… на участие несовершеннолетних в деятельности религиозных организаций» или требование «наложения временного, до вынесения судебного решения, ареста тиражей изданий книжной продукции спорного содержания».
По мнению журналистов, «в этом докладе сфокусированы все современные идеологические тенденции религиозно-государственных отношений — именно поэтому он производит впечатление не цельного продукта, а «борьбы мнений».
И можно было бы понять возмущение журналистов столь странным докладом, если бы не одно «но» — никто (видимо, кроме журналистов «Газеты») не знает, откуда взялся доклад о религиозном экстремизме. Так, например, министр РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики Владимир Зорин заметил, что «этот документ ему незнаком». «Не могу анализировать, что это за текст, но ряд приведенных в нем цитат не может быть употреблен в документах такого уровня», — сказал он, добавив, что «такой текст не выйдет из рабочей группы», сообщает «Мир религий». По его словам, «в тексте доклада, над которым работают эксперты, «нигде нет знака равенства между какой-либо конфессией или религиозной организацией и экстремизмом» и «подчеркивается, что ислам — это религия мира». «Сегодня экстремизм — это серьезный вызов нашему обществу, — заметил он, — но всех людей, которые работают над этим докладом, беспокоит, чтобы понятие экстремизма не ассоциировалось ни с конкретной национальностью, ни с конкретной конфессией».
На сайте «Седмица.Ru» также размещен комментарий на «сенсационный» доклад в публикации «Государство и конфессии: перспективы взаимоотношений»: «На основании этой публикации (вопрос о степени достоверности доклада оставим на совести опубликовавшего его издания) сообщалось о том, что «к религиозным экстремистам в России вскоре могут отнести католиков, протестантов, сектантов, — всех, кроме православных, буддистов и иудеев». Редакция «Седмицы.Ru» не намерена разбирать подлинные мотивы, вызвавшие появление публикации, которая имеет явные черты «черного пиара»: была ли эта акция направлена лично против Зорина и Кадырова или имела цель в очередной раз бросить тень на Русскую Православную Церковь и столкнуть ее с другими конфессиями. Думается, что более целесообразным будет предоставить слово Владимиру Зорину».
На сайте опубликован доклад министра «Проблема гуманитарной политики государства, современный уровень межконфессиональных отношений и основные подходы к решению этих проблем». По его мнению, «отличительной чертой сегодняшнего дня является процесс складывания качественно новых, партнерских отношений между государством и религиозными организациями».
В частности, министр пишет: «Религиозная палитра России многоцветна. В то же время в стране до сих пор нет концепции государственно-церковных отношений. Единственным документом, на который мы можем опираться при формировании этих отношений, является Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях в Российской Федерации», принятый в 1997 г. Страна нуждается в совершенствовании законодательства о религии, но первым шагом на пути совершенствования законодательства, на мой взгляд, все же должно стать принятие соответствующей концепции».
Эта концепция должна «противодействовать очень серьезному заблуждению, которое сейчас активно внедряется в общественное сознание: тезису о принципиальном противодействии ислама и христианства, особенно, православного христианства. Нельзя забывать о том, что в России накоплен опыт мирного, партнерского взаимодействия между исламом и Православной Церковью». Также он затрагивает проблему религиозного образования, совместную работу государства и религиозных организаций по разработке и реализации гуманитарных программ поддержки неимущих, детей-сирот, инвалидов, реабилитации наркоманов и т. д. Не менее важно, по словам Владимира Зорина и «противодействие деструктивным сектам и организациям, которые сейчас очень активно внедряются на территории нашей страны».
Однако, несмотря на «накопленный опыт», о котором говорит министр Зорин, «деструктивными» оказываются не только секты, но и некоторые организации, принадлежащие к «традиционному» мусульманству. Ситуация в Набережных Челнах, где была разрушена православная часовня, продолжает развиваться: «Челнинский городской суд встал на сторону разрушителей православной часовни», сообщает «Русская линия». «Набережночелнинский городской суд отменил 4 декабря постановление главы администрации города о выделении земельного участка под строительство церкви святой мученицы Татианы… разрешение на возведение храма и отвод земель подписано еще в 1994 году тогдашним мэром Набережных Челнов Р. Алтынбаевым». По мнению истцов, «отвод земли для православного храма был осуществлен незаконно, так как по городскому генплану, принятому в 1973 году, на этом месте предусматривалось строительство культурно-зрелищного центра. Кроме того, заявители требуют признать незаконным выделение из городского бюджета 450 тысяч рублей на перенос храма и «немедленно» вернуть указанные средства… городской суд рассмотрел этот иск и согласился с его доводами».
В сообщении на эту тему на сайте «Мир религий» также сказано, что «представители ответчиков, а также городской прокуратуры и православного прихода выразили несогласие с решением суда, заявив, что подадут апелляцию в Верховный суд республики». Также в сообщении указывается, что «первоначально храм собирались возводить возле соборной мечети, недалеко от здания администрации Набережных Челнов. Затем, учитывая пожелание мусульман, строительство было перенесено в район парка Победы. На этом месте первоначально возвели деревянную часовню, которую в 1999 году сожгли неизвестные».
Создается впечатление, что часть жителей Татарстана объявила «подпольную войну» любым проявлениям «русского» — от государственности до алфавита. На той неделе против поправок к закону о языках народов высказались татарские депутаты, на этой — «Исполком Всемирного конгресса татар просит президента отклонить поправку о кириллице в закон о языках народов РФ» «Принятие поправки Госдумой РФ и одобрение ее Советом Федерации создает в стране новую ситуацию, когда неотъемлемые права народов оказываются узурпированными», — говорится в обращении, распространенном в понедельник. Члены исполкома заявляют, что «принятие поправки приводит к прямому вторжению в сферу полномочий субъекта Федерации и свободного волеизъявления татарского народа, переживающего серьезные трудности в своем национально-культурном развитии».
По сообщению «Радонежа», Союз православных граждан расценил это заявление как «очередной акт сепаратизма, очередной вызов Российской государственности».
В заявлении, в частности, говорится: «В самом Татарстане давно существует государственная религия — это ислам самого радикального толка, который вытесняет не только Православие, но и умеренных мусульман. Так, Фарид Салман, представитель Верховного Муфтия Россия Талгата Таджуддина, утверждает, что сторонники умеренных исламских структур вытесняются из Татарстана. Радикальный ислам получает в Татарии государственное финансирование — из казны оплачивается исламский университет, массовое строительство мечетей. «Татарский общественный центр» развернул кампанию в поддержку террористов, захвативших заложников в «Норд-Осте». Одновременно имеют место массовые нарушения прав и свобод православных жителей Татарстана, которые насчитывают половину его населения. Святейший Патриарх Алексий Второй в письме президенту Татарстана Шаймиеву прямо сказал, что межрелигиозная и межнациональная ситуация в республике далека от нормы. …Скажем прямо — «межконфессиональная гармония в Татарстане» является пропагандистским мифом официальной Казани».
Однако, несмотря на то, что «верховный муфтий России попросил президента не допустить возврата латиницы в татарский язык», возникает ощущение «неконтролируемости» процессов, происходящих в среде мусульманских религиозных организаций. Об этом же говорит и сам муфтий, «недоумевая, почему вместо «используемой почти целый век понятной всем кириллицы некоторые писатели и языковеды Татарстана развернули в средствах массовой информации кампанию за переход на латиницу». В другом коллективном письме, подписанном группой представителей татарской диаспоры Башкирии, есть ответ на это «недоумение»: «Изменение нашей письменности приведет к оторванности всего татарского народа, в том числе и проживающего в самом Татарстане, от русской культуры, ее бесценного наследия». Отрыв от России, разделение крупного сообщества на множество мелких — очень удобная политика для тех, кто живет по принципу «разделяй и властвуй». Сейчас мы наблюдаем, как под звуки разрушаемой часовни происходит «разделение». Впереди «властвование». Нами.
В русле этой политики в Россию внедряются разного рода секты. В том числе и исламские. Об этом материал в «Московском комсомольце», названный «Аллах с нами. Расследование «МК»: турецкая исламская секта успешно осваивает Россию». В статье говорится о том, что «на территории России функционирует более 30 лицеев, колледжей, школ, финансируемых экстремистской турецкой сектой «Нурджулар». «Наша задача — формировать исламское мировоззрение. Именно так мы сможем захватить Россию без всякого джихада». Это — цитата из выступления перед братьями по вере лидера запрещенной в Турции секты «Нурджулар» Фатхуллы Гюлена».
В 1992 году на базе одного из профтехучилищ был создан дагестано-турецкий колледж: «Заведение быстро приобрело известность и престиж, поскольку обучение велось на двух языках — английском и турецком, а выпускники могли продолжить обучение в Турции. Через некоторое время в республике появилось еще несколько «совместных» учебных заведений, в Дербенте и вовсе был открыт лицей, полностью аналогичный махачкалинскому… Так или иначе, МДТК в 2000 году успешно прошел аттестацию. Но в том же году 15 турецким преподавателям, сеявшим «разумное, доброе, вечное» в МДТК, и трем учителям дербентского лицея и его директору Несиму Катану был запрещен въезд в Россию. Основанием для выдворения из России стала «деятельность, выходящая за рамки функциональных обязанностей преподавателя лицея». До перестройки это называлось — шпионаж». «Еще интереснее развивалась ситуация в Карачаево-Черкесии», где турецкий лицей появился в 1994 году. И лишь через шесть лет работы, «в январе 2002 года приезжает комиссия Минобразования РФ из Москвы и выявляет грубейшие нарушения Закона об образовании. Образовательный уровень учащихся — гораздо ниже, чем у их сверстников из обычных средних школ; результаты аттестации лицея — фальшивка… Но — все еще только начинается… Особый интерес спецслужб вызывает директор лицея Боджа Тарык. …специально для беседы с Тарыком в начале 2002 года в КЧР приезжают представители ФСБ РФ. В ходе допроса Боджа Тарык признает, что Международный карачаево-черкесско-турецкий лицей задумывался и действовал как структурное подразделение — да, вы угадали — все той же экстремистской секты «Нурджулар», а фонды «Эфляк» и «Уфук» на самом деле возглавляют функционеры секты».
Далее в статье автор Светлана Метелева рассказывает о деятельности фундаменталистской секты «Нурджулар»: «Ее возглавляет проживающий в США имам Фатхулла Гюлен… экстремистская секта контролирует около 30% турецкого капитала, а функционеры «Нурджулара» вынашивают планы использовать фактор исламского экстремизма для формирования на евроазиатском пространстве тюркской империи «просвещенного» шариата… В ее планы входит и подготовка около 3 тыс. боевиков-камикадзе. По информации российских спецслужб, члены секты поддерживают постоянные контакты с чеченскими боевиками». Располагая большими средствами, секта делает упор на создании своих образовательных учреждений: замысел сектантов «глобален донельзя: нынешние ученики в будущем должны занять ключевые посты в экономике, науке и управленческих структурах России и стран СНГ и лоббировать интересы секты. Кстати, многие чеченские боевики являлись выпускниками этих медресе, лицеев и других подобных спецшкол». Дальше авторы рассказывают об одной из московских школ, в которой изучают «Турецкий язык» и «Культуру Востока», а праздничными днями, которые отмечают ученики школы-интерната N56 являются «День Турции, День турецкого учителя — а в праздновании помогает попечительский совет». Добрым попечителем оказывается турецкий фонд «Толеранс» — мощное ответвление секты «Нурджулар». «Кто бы ни «сеял ветер» — «благотворительные фонды», экстремистские секты, — пожинать результаты придется только нам. А уж как впоследствии будут использованы проверенные, подготовленные и благодарные своим учителям кадры — одному Аллаху известно», — заканчивает статью автор.
На школьников «охотятся» не только исламские секты, но и американские, например, мормоны. Об этом рассказывает «Комсомольская правда». В Санкт-Петербурге на месте бывшего пункта приема стеклотары будет построен Центр мормонов (американская христианская конфессия), включающий церковь. Буквально в 50 метрах от будущего центра находится школа N 457. «И проповедники, по мнению родителей, могут с легкостью заманить в свои сети детей и молодежь. Кстати, школьный охранник рассказал нам, что мормоны недавно приходили сюда с религиозными книгами и листовками, но в здание их не пустили. Однако сами детишки уже успели побывать в реконструированной «стекляшке», — пишет автор Надежда Косицкая. Например, «старшеклассникам мормоны обещали помочь получить бесплатное образование в Соединенных Штатах». Были собраны подписи против строительства центра, но «в Комитете по делам религий нам рассказали, что эта конфессия не считается тоталитарной и существует в России на вполне законных основаниях. Кроме того, у мормонов очень грамотные юристы, а потому они пока не сделали ни одного неправильного шага». А по этому поводу есть известная пословица: «Не пойман — не вор».
Сегодня складывается такая ситуация, что если в российских школах дети не будут получать знания о православной вере и культуре, они получат другие знания, например о том, как поехать учиться в Америку, став мормоном. И эти знания далеко не безобидны. Именно поэтому вопрос о преподавании предмета «Основы православной культуры» — не просто дискуссия, а шаг в формировании будущего нашей страны. «Об отношении к религиозному образованию в странах демократии» рассуждает автор «Радонежа» З. Пейкова. С упованием глядя на «свободный Запад», либералы выступают против введения религиозного предмета в школу, между тем, «в странах демократии положение с религиозной социализацией обстоит совершенно иначе: ей никто всерьез не противостоит, как у нас, а религиозные ценности уважаются всеми. Церковь в состоянии управлять религиозной социализацией и в семье, и в школе, а в случае нежелательных явлений — сильна и искоренить их».
Школа на Западе — одна из ступеней социализации ребенка, две другие — семья и Церковь, и все эти три структуры действуют в едином русле: например, по данным опроса в Германии 1980-е гг. возможность для занятий по религии в школе имели 86,6% учащихся, воспользовались этой возможностью 82,4%, т. е. соотношение спроса и предложения на религиозные занятия составило 94,9%. Автор приводит ряд данных, из которых явствует, «что за годы советской власти Европа в деле религиозного образования успела уйти от нас далеко вперед, даже те ее страны, что были в то время нашими союзниками по социалистическому лагерю. Чтобы хоть в какой-то мере приблизиться в этой области к европейскому уровню, сегодня нам необходимо утроить усилия. Тем более что религиозное образование отнюдь еще не означает автоматизма в привитии религиозной культуры». Автор, опираясь на данные статистики, говорит о том, что «положение с религией в России до сих пор выглядит дико с точки зрения других стран».
«Нездоровый ажиотаж вокруг программы по «Православной культуре» поднят врагами России», — считает игумен Димитрий (Байбаков), руководитель Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии. «Можно изучать татарскую культуру, еврейскую культуру, украинскую, даже японскую…, — продолжил отец Димитрий, — Все они очень интересны и достойны уважения. Но до какого же колонийского состояния хотят низвести сознание русских людей, если «аборигенам этой страны» уже непозволительно изучать свою многовековую культуру!.. Это очень тревожный симптом, когда в XXI веке о вере говорят почти что терминами 50−60-х годов прошлого столетия, лишь добавив в характерную для того исторического периода лексику пару новомодных терминов, типа «плюрализм» и «толерантность"…». Руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священник Владимир Зайцев считает, что, даже если бы включение в школьный курс предмета «Православная культура» было обязательным для всех учеников, то это было бы «не большее насилие и безальтернативность, чем другие предметы, например — геометрия». Отец Владимир высказал также недоумение, почему преподавание «полового воспитания» в школах не вызывает ни у чиновников, ни у общественности потребности обсуждать необходимость этих знаний или предоставлять ученикам право выбора. В вопросе же знать или не знать культуру своей страны сразу выносится на обсуждение некое «нарушение прав и свобод».
«Так существует ли противоречие между наукой и религией?», таким вопросом задались авторы телепрограммы «Православная энциклопедия», текст которой опубликован на патриаршем сайте. Так Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», говорит о том, что «настоящая наука родилась по сути в недрах христианской культуры, и вне ее родится не могла, так как только христианство демифологизировало космос и создало условия для возникновения науки. Настоящая наука не возникла, например, в Китае, хотя отдельные достижения, которые можно назвать научными, у китайцев появляются намного раньше, чем в Европе. Наука не возникла и на арабском Востоке. Подлинная наука возникает лишь в европейской культуре, которая всегда имела два основания — античность и христианство».
Священник Димитрий Лин, рассуждая о науке и религии, отмечает: «Наука и религия — просто два аспекта познания мира человеком. Они не противоречат друг другу, а теснейшим образом взаимодействуют. Ведь наука, на самом деле, зиждется на вере. Так, всякая наука предполагает, что мир существует, и он — познаваем. Эти положения невозможно экспериментально проверить, то есть любой человек науки верит в то, что мир есть».
На сайте «Русской линии» опубликовано мнение директора Института Русской Литературы Ран («Пушкинского Дома») Николая Скатова по вопросу необходимости преподавания «Основ православной культуры». Он уверен, что этот предмет — «насущная потребность современной школьной педагогики». «Положение с преподаванием истории и словесности в школе я считаю катастрофическим. В новых программах, в которых эти предметы уже не являются базисными, закладывающими основы мировоззрения, на изучение русских классиков отводится все меньше времени… Экспертный совет по литературе Министерства образования России, в котором, кстати, нет ни одного писателя или крупного ученого-литературоведа, намерен вычеркнуть из школьных программ «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», «Мертвые души», «Преступление и наказание"… Словесность, литература не могут быть на периферии, это базисные предметы. Есть опасность, что их преподавание не только останется на нынешнем примитивном уровне, а вообще сведется на нет авторами школьных программ, планирующими ввести в школе «единый экзамен». Это будет удар по самосознанию нации».
На прошлой неделе получила развитие еще одна, обсуждавшаяся ранее тема — выдача Ахмеда Закаева России датскими властями не состоялась. «Глава Минюста РФ считает политически мотивированным отказ Дании выдать Закаева России», сообщает по этому поводу «Интерфакс». Он обратил внимание на то обстоятельство, что российская сторона представила датским властям все необходимые материалы, относящиеся к делу А.Закаева. «Уверен, что у датской стороны были все основания для экстрадиции российского гражданина, обвиняемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений», — сказал Ю.Чайка.
Но «датская юстиция не поверила российским свидетелям», сообщает «Страна.Ru». «Ахмед Закаев освобожден из-под стражи и может покинуть Данию», говорится там же. И хотя другие страны, например Бельгия, посчитали доказательства противоправной деятельности Закаева более чем убедительными, Дания сочла возможным отпустить Закаева. По сообщению «Интерфакса», Закаев «не боится, что его задержат в других странах — отказ Дании принять российские доказательства его причастности к террористической деятельности заставит другие страны сделать то же самое», за что, наверное, отдельное «спасибо» он может сказать газете «Известия».
Проблема расколов и разделения снова была актуальна на этой неделе. Константинопольский Патриархат официально отмежевался от неканонической организации, именующей себя «Украинской автокефальной соборноправной церковью» и претендующей на духовную власть в России и на Украине, сообщает «РИА-Новости». Письмо Константинопольского Патриархата стало ответом на запрос Московского Патриархата относительно информации, распространенной по итогам состоявшейся 24 ноября в Киеве пресс-конференции руководителя «Украинской автокефальной соборноправной церкви» Моисея Кулика. Ряд украинских СМИ, в частности, сообщил, что Патриарх Константинопольский Варфоломей якобы назначил Моисея «митрополитом Киевским и всея Руси — Украины»
О ситуации, сложившейся в Русской Зарубежной Церкви в интервью «НГ-Религиям» рассказывает известный деятель русской эмиграции Глеб Рар в материале «У Карловацкой церкви будущего нет».
По его словам, отделение Зарубежной Церкви от Московского Патриархата произошло тогда, «когда начались гонения в самой России, это вынудило эмигрантов по чисто политическим, а не каноническим причинам отказаться от церковного подчинения Москве». На вопрос журналиста Марка Смирнова о единстве Русской Церкви в наши дни, Глеб Рар говорит: «Конечно, дальнейшее разделение — это абсурд и грех. Мы надеялись, что в 1991—1992 годах воссоединение РПЦ и Русской Православной Церкви Зарубежом произойдет автоматически. И многие знакомые мне священники РПЦЗ тогда думали об этом. Однако все сорвалось из-за позиции митрополита Виталия (Устинова) — бывшего первоиерарха РПЦЗ, который всегда был уверен, что с Москвой иметь дело нельзя. В свое время он служил священником в лондонском приходе. Там был один храм, который англичане предоставляли и Московской Православной Церкви, и Зарубежной. И когда наступал черед служить Виталию, он заново освящал престол, чего московские священники, в частности Антоний (Блум), никогда не делали».
Также он отмечает, что «каких-то дальних перспектив у зарубежников нет. РПЦЗ нанесла огромный вред тем, что наплодила в России огромное количество всевозможных расколов. Поэтому в России необходимо наводить порядок. Я считаю, что это нужно делать даже в законодательном порядке. Мне кажется, что России необходимо использовать опыт современной Латвии, по законам которой официальную регистрацию от каждой конфессии может иметь только одна централизованная религиозная организация. Остальные могут существовать, но только в качестве неформального религиозного объединения, не имеющего юридического статуса».
Говоря о механизме возможного воссоединения, Глеб Рар ссылается на Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Он сказал мне: «Передайте вашим архиереям, что мы предлагаем восстановить евхаристическое общение, после чего РПЦЗ может стать зарубежным экзархатом Русской Православной Церкви, сохранив за собой нынешнее самоуправление». Конечно же, я сразу сообщил об этом митрополиту Виталию, но никакой реакции на это от него я не получил».
В том, что такое воссоединение необходимо, Глеб Рар уверен: «Каждый раскол порождает новые расколы. РПЦЗ из неканоничной, но политически оправданной и признаваемой белой эмиграцией Церкви превращается в секту». В заключение беседы он говорит: «Пусть каждый в своем приходе молится и делает свое дело вне зависимости от того, кому он подчиняется — Святейшему Патриарху Алексию или митрополиту Лавру. Я за то, чтобы и в зарубежных храмах поскорее начали возносить имя Святейшего Патриарха. И за то, чтобы мы не злобствовали друг против друга».
Пока в России обсуждают проблемы образования и государственной политики в отношении религий, «у жителей США появилась очередная забава», пишет корреспондент «Утра.Ru» Андрей Лапшин. «Отныне любой желающий может купить… прописку в раю. Нужно для этого не так уж и много — всего каких-то пятнадцать долларов… Впрочем, придется отдать деньги еще за доставку документов, однако, как вы сами прекрасно понимаете, все это мелочи по сравнению с возможностью вечно наслаждаться безмятежной жизнью». Свидетельство о регистрации представляет собой «обыкновенную пластиковую карту, на которую нанесено имя ее владельца». Кроме того, «прописавшемуся присылают бумаги, заверяющие подлинность приобретенного документа». «Компания Ticket to Heaven, Inc. не несет никакой ответственности в случае, если прописка не поможет их клиентам. По крайней мере, именно это написано на сайте торговцев билетами в мир иной. Это, конечно, грустно: хотелось бы все-таки каких-то гарантий. Однако есть и радостные вести. «Райскую карточку» может приобрести любой желающий: католик, протестант, иудей, мусульманин, православный, буддист или кто-либо еще. Главное, как утверждают представители загадочной компании, — «не предавать свою веру». Вот такой дикий гибрид страсти к наживе и политкорректности. Говорят, пользуется бешеным успехом. Надо еще в качестве приложения продавать индульгенции. Опыт уже накоплен, а рынок сбыта — значительно расширился…

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика