Православная Москва | Иеромонах Игнатий (Шестаков) | 31.07.2012 |
Недавно большая делегация Сретенского ставропигиального мужского монастыря из Москвы посетила Косово и Метохию. Эта поездка явилась продолжением акции поддержки православного населения края, начатой весной нынешнего года. Своими впечатлениями делится с читателями газеты «Православная Москва» участник той поездки иеромонах Игнатий (Шестаков).
***
— Как делегация монастыря оказалась в Косово?
— Хор Сретенской духовной семинарии и насельники Сретенского монастыря посетили Косово и Метохию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приглашению епископа Рашко-Призренского Феодосия. Мы выступали с концертами в сербских анклавах, разбросанных по всей территории края, посещали храмы и монас-тыри. Одной из главных целей визита была передача средств, собранных в ходе акции, Сербской Православной Церкви, а конкретнее — семинарии, расположенной в городе Призрен.
Во времена Средневековья этот город являлся столицей Сербского государства. После оккупации Косово сербское население из города фактически было изгнано, а семинария закрыта. Точнее, она переместилась в центральную Сербию. Само ее здание, как и епископская резиденция, пустовали до 2004 года, затем они были разгромлены и сожжены толпой албанцев.
По решению Собора Сербской Православной Церкви осенью 2011 года в семинарии возобновились занятия. Был набран первый курс, состоявший из 11 человек, которые вместе с преподавателями приехали в Призрен. Сейчас они живут и занимаются в этом городе, по сути находясь в изоляции, потому что сербского населения здесь почти нет. Окружение в основном албанское, настроенное, мягко говоря, не очень дружелюбно. По крайней мере, вечером учащиеся не выходят за территорию семинарии по соображениям безопасности. Призренские семинаристы немножко моложе наших. В Сербии духовная семинария — это учебное заведение системы среднего образования, то есть семинаристы являются ровесниками наших старшеклассников: им по 14−15 лет. Учащихся опекают шесть преподавателей. Практически все время с ними находится и владыка Феодосий, который является ректором возобновившей обучение семинарии.
Основная часть нынешних воспитанников — либо уроженцы Косово, либо дети беженцев, покинувших этот край в течение последних десяти лет. Главная задача семинарии — воспитать очередное поколение будущих священнослужителей, которые корнями связаны с политой кровью землей и для которых дом и малая родина — именно здесь. Очень важно сохранить сербское православное присутствие в крае.
Мы решили поддержать наших собратьев потому, что Рашко-Призренская епархия находится в крайне тяжелом материальном положении. Сербского населения в крае осталось немного, и живут люди бедно. Благодаря помощи из России семинария после ремонта разгромленных корпусов сможет набрать еще один курс. Если бы Русская Православная Церковь сейчас не помогла, то прием новых учащихся был бы под вопросом, отметил епископ Рашко-Призренский Феодосий. В Призренскую семинарию мы привезли подарки из Москвы: каждому воспитаннику вручили Священное Писание на русском языке, труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, книги священномученика Илариона (Троицкого), митрополита Волоколамского Илариона, «Журнал Московской Патриархии» и журнал «Фома», аудио- и видеодиски. В общей сложности наша делегация пробыла в Косово три дня, и все эти дни были заполнены поездками, выступлениями, а главное — общением с сербским духовенством и простыми людьми.
— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы существования Сербской Православной Церкви в крае?
— Ситуацию в Косово и Метохии нельзя приукрашивать, но также не стоит слишком сгущать краски. Надо учитывать, что есть довольно-таки большие анклавы, где живут только сербы, и там церковная жизнь течет своим чередом. Богослужения совершаются во всех действующих монастырях, в приходских храмах.
Другое дело, что международные силы, ответственные за обеспечение стабильности в Косово, сейчас постепенно оттуда уходят. Ситуация, к которой все привыкли за последние десять лет, когда вокруг крупных православных монастырей и семинарии стояли подразделения миротворцев (так или иначе они могли защитить верующих от экстремистски настроенных албанцев), в корне меняется. Хотя и прежде не всегда делалось то, что было необходимо, но тем не менее формальная защита православных святынь существовала. В течение же последних двух лет миротворцы потихоньку покидают край и передают свои функции местной косовской полиции. Остался только один монастырь — Высокие Дечаны, который еще находится под охраной небольшого отряда итальянцев, но и те собираются вскоре уходить. Решение об этом принято на высшем уровне.
Формально существуют еще канцелярии международных органов в разных городах Косово. И, конечно, в случае каких-то агрессивных действий по отношению к ним представители Сербской Православной Церкви могут в те органы обратиться. Но надо понимать, что фактически православные сербы предоставлены сами себе. Защищать семинаристов и преподавателей в случае провокаций будет только местная косовская полиция.
— Как настроены местные жители? Они смирились с ситуацией или все же надеются на положительные изменения?
— Сербы, безусловно, надеются на изменения к лучшему. Большинство из них хочет остаться жить на своей земле, у своих святынь. У Сербской Православной Церкви нет никакой альтернативы: всем верующим людям того края понятно, что необходимо сохранить свои святыни в Косово. Ведь там — колыбель сербской истории. Косовское наследие — это такой культурный, исторический пласт, который является основой бытия сербского народа. Лишившись его, нельзя в полной мере остаться сербами ни в государственном, ни в церковном, ни в культурном отношении.
Православные монастыри Косово — величайшие христианские святыни, аналогов которым нет ни в одной стране мира. Люди, живущие там, не мыслят себя вне Косово, хотя, разумеется, понимают, что пребывают в условиях постоянного риска. И все же чемоданных настроений нет. Вернее сказать, они не господствуют.
Зачастую ситуацию, сложившуюся там, многие неправильно себе представляют, считая, что на севере Косово живут сербы, на юге — только албанцы. И, дескать, решением проб-лемы может стать отделение севера от юга с последующим присоединением к Сербии. Но, во-первых, главные православные святыни находятся именно в так называемой южной части Косово, и разделить край таким образом — это означает навсегда их потерять. Во-вторых, на юге живет не меньше сербов, чем на севере. Можно очень долго ехать на машине по южной части через десятки сербских сел. Селяне трудятся на земле, возделывают сады, ходят в храмы. Их нельзя просто взять и «отрезать»!
Конечно, там существует межнациональная напряженность, и в любой момент может произойти вспышка насилия, однако сербы, проявляя мужество, живут на своей родной земле.
— Чем мы можем помочь косовским сербам? В чем они особенно нуждаются?
— За рубежом и у нас в России немало организаций и отдельных граждан желают помочь Сербии. Но помощь должна быть адресной. В Косово много нуждающихся: есть семьи, потерявшие кормильца, есть немощные и старые люди, которым, к сожалению, не в состоянии оказать помощь государство. Поэтому наша с вами помощь очень важна, но — снова это повторю — она должна осуществляться по договоренности с сербами, и в первую очередь в координации с представителями Сербской Православной Церкви, потому что именно они, на наш взгляд, лучше всех знакомы с ситуацией.
Мы знаем, что храмам нужна церковная утварь, иконы и богослужебная литература. Многие церкви сейчас поднимаются из руин, но им не хватает убранства. Нужны средства на восстановление иконостасов и на подарки детям к великим православным праздникам. Сербская Православная Церковь на территории Косово и Метохии постоянно ведет благотворительную работу — это одно из основных направлений ее деятельности. Однако ее материальные возможности весьма и весьма ограничены.
Церковная программа помощи православным сербам Косово очень нуждается в информационной поддержке. Сейчас много сомнительных источников информации, много организаций, которые утверждают, что помогают сербам Косово, но делается это не всегда обдуманно. Надеюсь, что со временем появится интернет-ресурс, где будет размещена вся необходимая информация для желающих оказать помощь Косово и Метохии. Нужно, чтобы наши соотечественники имели возможность узнать об истории края, о судьбах сербов, живших и живущих там. Такой, к примеру, сайт мог бы стать площадкой, объединяющей всех, кому небезразлична судьба этого региона и его православных святынь.