Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина27.12.2002 

ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16−23 декабря. — Любимый русский святой. — Православная основа экономики. — Альтернативная история религий. — Очень личные размышления. — Мусульманские разногласия. — Что сказал министр?

На прошлой неделе, 19 декабря, Русская Православная Церковь отмечала праздник святителя и чудотворца Николая. «Он настолько популярен, что стал даже „действующим лицом“ множества русских народных сказок. Его память Русская Православная Церковь чтит дважды в год», — сообщает «РИА-Новости».
"Православные чествуют Николая Угодника", сообщает сайт «Вести». Святитель Николай «родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне — территория Турции) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. С детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия… Несмотря на великую кротость духа, Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. А на 1-м Вселенском Соборе в 325 году святитель в пылу обличения даже ударил по щеке еретика Ария, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако затем святые отцы пришли к выводу, что дерзновение Николая было угодно Богу, и восстановили его в святительском сане. Святитель Николай скончался около 345−351 годов, в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне».
«Православная газета» публикует в этот день поздравление архиепископа Екатеринбургского и Уральского Викентия: «почитая память святителя Николая Чудотворца, который милостиво помогает нам во всем, мы должны также думать о том, чтобы самим жить богоугодно, жить по заповедям Божиим. Ибо он, имея большое дерзновение к Богу, помогает нам, имея в виду, чтобы мы обратились к Богу, жили по Боге, жили по заповедям Христовым. Это есть главная цель его помощи нам, чтобы помочь нам в наших бедах, а мы, будучи благодарны ему за его милость, старались жить благочестиво, богоугодно и нравственно», — говорится в послании.
В статье Елены Киселевой «Любимый российский Святой», опубликованной на сайте «Правда.Ru» рассказывается как о самом святом, так и о чудесах, совершенных Николаем Угодником: «Случилось это в 60-е годы прошлого, XX столетия. Жила на окраине нашего города одна старушка и очень бедствовала… К тому же так случилось, что и мизерную пенсию свою потеряла. Что делать? Пошла в горсовет попросить помощи. Только там ей отказали, и ушла бедная ни с чем. Села горемычная на скамеечку в сквере у здания исполкома горсовета и так запечалилась, что не заметила, как к ней подошел старичок: „Что, голубушка, закручинилась? — спросил он ласково. — Отчего печальна, родненькая?“. Поделилась своей бедой старушка, тронутая сердечным участием незнакомого человека. А старичок подал ей узелок и сказал: „Успокойся, милая, этого тебе на всю твою жизнь хватит“. И исчез, прежде чем успела старушка даже слово вымолвить, чтобы поблагодарить благодетеля. Пришла домой, подняла глаза в уголок, где висели иконы. „Да это же был сам Николай, Угодник Божий! Как же я сразу не признала в старичке нашего Чудотворца?“ — изумилась старушка и пала ниц перед иконой Святителя». Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!
Седьмой Всемирный русский народный собор открылся в прошлый понедельник в зале Церковных Соборов московского храма Христа Спасителя. Об этом рассказывает газета «Известия» в статье «Под рыночную экономику подвели православную основу». В этом году тема собора была обозначена как «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России». «По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, тема Собора вовсе не свидетельствует о том, что РПЦ собирается усиливать свои позиции хозяйствующего субъекта. Позицию церкви в данном вопросе, сказал владыка, можно охарактеризовать как позицию невмешательства в экономику, — пишут авторы Наталья Коныгина и Алексей Крижевский, — Именно поэтому ораторы больше говорили не о роли своих общин в экономической жизни страны, а о проблеме куда более глубокой — совместимости религиозного образа жизни с экономической деятельностью». Однако как, работая и зарабатывая, не впасть в другую крайность- любостяжание? «Православные священники … были единодушны: спасение — в благотворительной деятельности. Государство же должно взять на себя заботу о перераспределении материальных благ в пользу тех, кто не может сам трудиться».
«Всемирный русский народный собор выступил за усиление роли государства в экономической жизни страны», — так определяет «повестку дня» Народного Собора агентство «РИА-Новости». Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сообщил мнение большинства членов Собора, которые «считают, что государство сегодня недостаточно участвует в экономическом процессе». В то же время, по его мнению, «экономическое процветание предполагает и духовное оздоровление человека. Он подчеркнул также, что церковь должна устраивать места молитвы и на производстве, и в сельском хозяйстве, и на транспорте».
Автор «Независимой газеты» Иван Щукин также отмечает выступление на соборе митрополита Кирилла: «Наибольший интерес вызвал доклад митрополита Кирилла… В своем выступлении Кирилл заявил, что „единственным законным собственником всех земных богатств является Бог, а мы — только пользователи этих богатств“. В связи с этим иерарх отметил, что Церковь благословляет труд, цель которого — обеспечение себя и своей семьи хлебом насущным. Что же касается сверхприбыли, то она может быть оправдана только тогда, когда ее получение направлено на помощь ближнему».
«Владимир Путин направил приветствие участникам Русского народного собора», сообщает сайт «Newsru.com». «В приветствии, в частности, говорится: «Тема вашего обсуждения — «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» — волнует всех, кто размышляет не только о сегодняшнем дне страны, но и о ее будущем, о благополучии грядущих поколений. Уверен, что без укрепления духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ, невозможно поступательное развитие российского общества, формирование эффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду, повышение благосостояния граждан»
«Патриарх Алексий II призвал к возрождению трудовой и деловой этики», — сообщает «Страна.Ru». «В приветствии к участникам открывшегося в понедельник в Москве 7-го Всемирного русского народного собора Патриарх подчеркнул, что «для России жизненно необходимо возрождение трудовой и деловой этики, ориентации на творческий, производительный труд и на помощь ближнему, особенно тому, кто не может сам заработать себе на хлеб». «Православная Церковь благословляет всякий труд, направленный на служение ближним и соответствующий христианским нравственным нормам». Патриарх выразил сожаление по поводу того, что «в наше время иерархия общественных ценностей все чаще определяется принципом житейской пользы при нарастающем равнодушии к духовному состоянию человека». Патриарх Алексий «выразил убеждение в том, что «будущее — за идеалами справедливого и высоконравственного общества» и что «нынешний Собор поможет нам осознать это», — сообщает интернет портал.
Полный текст приветствия участникам VII Всемирного русского народного собора опубликован на сайте «Седмица.Ru».
Итоговый документ — «Соборное слово VII Всемирного русского народного собора» опубликован на официальном сайте Русской Православной церкви. В частности, в тексте говорится: «Труд ныне редко является почетным и уважаемым, его значимость оказывается принижена. Средства массовой информации превозносят легкую наживу и праздность, отбивая у людей стремление к созидательной работе… Нужно научиться решительно отвергать преступную аморальность в экономике, отказывать в сотрудничестве бесчестным и нечистоплотным людям… Экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой, милосердной, обращенной к человеку, а не к одним лишь деньгам и товарам. Нам необходимо вполне осознать: цель хозяйствования — это, прежде всего, благо людей, молодых и пожилых, сильных и слабых, ныне живущих и тех, кто придет им на смену… Возвращение людям радости труда неразрывно связано с нравственным и религиозным просвещением. Школа призвана не только давать сумму знаний, но и давать личности духовную опору, воспитывать честного и добросовестного труженика, подлинного гражданина Отечества… Все мы — народ, государство, Церковь, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, наука, гражданское общество — должны воспринимать экономику России как область своей заботы и своих созидательных усилий».
Однако проблема участия школы в общем нравственном и духовном возрастании — под большим вопросом. Предмет «Основы православной культуры», из-за которого уже около месяца кипят газетные бури, не только не будет обязательной школьной дисциплиной, но теперь «он будет дополнен курсом о других мировых религиях», — об этом сообщает сайт общества «Радонеж». «Отметив, что «без знания основ Православия невозможно понять Достоевского, Толстого, да и многие картины художников-классиков на библейские сюжеты», Минобразования констатировало необходимость учитывать и то, что «наша страна — многонациональная и многоконфессиональная». В этой связи, подчеркивается в сообщении, министерство «планирует на конкурсной основе в 2003—2004 гг. подготовить программу и учебную литературу по предмету «История мировых религий», представленных в России», — говорится в сообщении.
На сайте «Религия и СМИ» опубликована статья Кирилла Михайлова «Православная культура» между обществом и государством», в которой автор анализирует новое послание из министерства образования с разъяснениями по поводу факультативности предмета. «Сообщение Министерства образования призвано прояснить позицию государства и развенчать некоторые свежеиспеченные мифы… Хочется надеяться, что разъяснения Минобразования снимут остроту проблемы. Однако этого не произойдет до тех пор, пока либеральная общественность будет воспринимать введение «Основ православной культуры» как попытку придать школьному образованию религиозный характер». Далее автор указывает, что «критики инициативы Минобразования не видят или не желают видеть другой более важной проблемы»: «государство не может позволить себе игнорировать вопросы воспитания новых поколений своих граждан. Само по себе современное российское государство не является ни источником, ни носителем системы ценностей, поскольку не имеет внятной идеологии. Ценности европейской цивилизации, так называемый гуманизм потерпели крах еще в прошлом столетии, для современной Европы политкорректность стала важнее правды. В этой ситуации для молодого российского государства было бы безумием терять целые поколения, которые вырастают инвалидами души, не отличающими правого от левого. …Пока ведется дискуссия по вопросу о преподавании в школе православной культуры, искажение фактов и агрессивные нападки на государство и Церковь могут только помешать поиску решения, приемлемого как для общества, так и для государства»
Сайт «Радонеж» размещает «Очень личные размышления» диакона Андрея Кураева, названные «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма». В статье Андрей Кураев рассуждает о разнице между богословским и культурологическим образованием: «Граница между религиозным образованием и культурологически-религиоведческим проходит вот где: если преподаватель считает, что ту информацию, которую он дал, дети должны принять личностно, перевести в свою жизнь, если на экзамене оценка будет зависеть от того, согласен ты с учителем или нет, как часто ты ходишь в храм, постишься и так далее — вот это будет религиозное образование…Только один призыв уместен на уроках основ православной культуры: «подумайте!». Далее автор задается вопросом — нужен ли предмет основы православной культуры? «Что является альтернативой (то есть отрицанием) «основ православной культуры»? — «Без-основательное не-православное бес-культурье». Одним из проявлений бескультурья является религиозный экстремизм… Если большинству народа отказывают в праве изучать свою культуру — всегда ли в ответ будет покорная реакция? …Во-вторых, потому, что появившаяся у некоторых мусульманских лидеров привычка шантажировать «второй Чечней» является дурным свидетельством о самом исламе. Отчего это любое несогласие воспринимается ими как повод к гражданской войне? Как вы воспитываете своих прихожан, если по вашим же словам они только и ждут повода сорваться в джихад? В-третьих, потому, что знание ребенком, принадлежащим к культуре меньшинства (в данном регионе) основ религиозной культуры народа, среди которого он живет, следует расценивать как нечто и уместное и желательное и полезное», так как именно этот предмет может стать «лекарством от экстремизма».
С другой стороны, отмечает автор, сегодня существует проблема преподавания нового предмета, однако, именно для того, чтобы уберечь детей от «православных суеверий» также нужно знать, что такое православная культура: «Основы православной культуры — это, в частности, рассказ о том, как не потеряться в Церкви, не потерять в ней ориентации. Это рассказ о сложности. И о том, что даже святые не всегда были согласны между собою. И о том, что не надо и сегодня бояться дискуссий. Предупрежденный об этой сложности человек поостережется ломать свою судьбу о совет случайно встреченного монаха, призвавшего (ввиду наступления «последних времен») разрушить обычную колею жизни, семью, бросить работу или институт. Человек, знающий основы православной культуры, готов к тому, чтобы при встрече с такими наставлениями хотя бы про себя сказать: в Церкви есть иные мнения по этим вопросам…».
«Теперь осталось только обсудить вопрос о том, откуда оно возьмется — это самое «корректное преподавание» такого предмета, — пишет Андрей Кураев, — Надо бы отказаться от всякой «штурмовщины», не бросать лозунгов «православие — в массы». Помнить мудрую поговорку: «невольник — не богомольник». Учесть опыт неудач — как своих предреволюционных, так и неудач советских идеологов. Без азарта и обязаловки спокойно и продуманно торить дорогу… А пока надо просто не мешать работать с детьми тем православным педагогам (и священникам), у которых это получается. И еще — создать в школах атмосферу терпимости к таким педагогам. Церковным же людям надо освоить интонацию культурологического анализа и беседы вместо интонации проповеди… Вот после этого и я повторю вопрос, который задал Никита Михалков на той памятной теледискуссии: «Братцы, чего испугались-то?».
Между тем, в среде мусульман нет согласия по вопросу о том, вреден ли дня них предмет «Основы православной культуры» или нет. Несколько недель назад заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман по делам России, муфтий Фарид Салман поддержал министра образования Филиппова в его попытках ввести новый предмет в школьную сетку, однако глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выступил против подобной практики: «В отличие от другого лидера российских мусульман Толгата Таджудина, поддержавшего введение «Основ православной культуры», имам Московской Соборной мечети резко отрицательно высказался о новом предмете. Равиль Гайнутдин считает, что, несмотря на факультативность предмета, чиновникам предлагается внести его в учебный план, что приведет к нежелательным последствиям, так как подобная «факультативность» лишает детей права выбора». Вообще, слово «выбор» стало настолько популярным в последние десять лет, что большинство забыло о том, что для того, чтобы «выбрать» надо знать. Как можно сделать выбор, не зная, что ты будешь учить энтомологию или этимологию. Присваивая же младенцам право на выбор, взрослые лишают детей не только выбора, но и знания. И снимают с себя всякую ответственность — мол, дети выбрали… Лукавство, да и только. Ведь дело оказывается на самом деле не в том, преподавать ли предмет «Основы православной культуры» в школе или нет, дело не в праве выбора, дело в том, что в директиве министерства многие увидели повод — высказать, выступить против, лишний раз ткнуть пальцем в Православие и православных, лишний раз стукнуть себя кулаком в грудь и утвердить свою самобытность. В ущерб всему остальному. И всем остальным.
Министр образования РФ Владимир Филиппов, отступивший под натиском СМИ, и согласившийся на разработку курса «Истории мировых религий», объясняет необходимость его появления тем, что «школьники не понаслышке должны знать, что такое ваххабиты». Интересно, понял ли кто-нибудь, что сказал министр? Школьники НЕ ПОНАСЛЫШКЕ должны знать. То есть, на деле? Понаслышке — это «на слух», то есть, фактически, на уроке. А вот не понаслышке о том, кто такие ваххабиты, знают бывшие заложники «Норд-Оста». Не дай Бог нашим детям узнать об этом «не понаслышке».
По мнению муфтия Салмана Фарида обострение конфликтов на псевдо-национальной и религиозной почве, в том числе и в связи с новым школьным предметом, — ни что иное, как современный пиар. Об этом он пишет, обращаясь к Президенту России Владимиру Путину: «Центральное духовное управление мусульман России выражает свое глубокое беспокойство относительно предпринимаемых сегодня политической группировкой С.Н. Градировского — П.Г. Щедровицкого усилий, направленных на провоцирование межрелигиозных и межнациональных столкновений между православными и мусульманами России. Люди, мало что понимающие в исламе и этнически не имеющие отношения ни к мусульманам, ни к русским, разворачивают агрессивную деятельность по созданию так называемого «русского ислама», тем самым, стравливая православных и мусульман. Мы воспринимаем такую ситуацию как проявление скрытой ненависти к Исламу и проявление враждебных намерений по отношению к российским мусульманам. Не может быть никакого отдельного «русского ислама», это — бессмыслица». Далее муфтий объясняет, что «основная идея проекта «Русский ислам» — «выделение» из мирового ислама (по сути — создание) так называемого «русского ислама», который планируется искусственно культивировать в Российской Федерации». По мнению духовного управление мусульман, «проект «Русский ислам» направлен на дестабилизацию политической ситуации в России, на разжигание межрелигиозных и межнациональных конфликтов и, в дальнейшем, на разрушение федеративной устойчивости и государственной целостности Российской Федерации… По нашему мнению, проект «Русский ислам», включающий кампанию по принудительной исламизации православных русских России, есть намеренная провокация, направленная на стравливание православных и мусульман России. Деятельность группировки С.Н.Градировского — П.Г.Щедровицкого и стоящих за ними людей, по нашему глубокому убеждению, носит антигосударственный и антиконституционный характер».
В прошедшем на той неделе прямом телемосте президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян, коснулся и проблем терроризма. Об этом, в частности, пишет газета «Московские новости». «…международный терроризм фактически объявил России войну с целью отторжения территорий и раскачивания ситуации в мусульманских регионах… Надо представлять степень опасности, но не поддаваться панике», — отметил Президент.
Говоря же конкретно о связи религии и терроризма, Владимир Путин заявил о недопустимости возникновения межнациональной и межконфессиональной розни, «тем более — в условиях активизации террористов, прикрывающихся исламскими лозунгами». «Целью бандитов, целью террористов является посеять рознь между народами и конфессиями Российской Федерации. И мы ни в коем случае не должны дать им этого шанса», — передает слова В. Путина сайт «Newsru.com». «У нас есть нечто общее, что для нормального цивилизованного современного человека является высшей ценностью — у нас общее Отечество. Мы все соотечественники и должны относиться друг к другу как члены большой семьи, как братья и сестры», — сказал глава государства. Он отметил, что «большое, неоспоримое преимущество нашей страны заключается в том, что на протяжении столетий, на протяжении более тысячи лет создан определенный баланс между христианством, иудаизмом, между христианами и мусульманами». Президент назвал «бредовой идеей» создание всемирного исламского халифата. Эта идея, подчеркнул глава государства, «ничем не отличается от идеи мирового господства, с которой в свое время совершали преступления фашисты, только они это делали по расовому и этническому принципу, а здесь упор делается — на религиозный».
Видимо, для того, чтобы усугубить проблему и создать впечатление неадекватности Православной Церкви, несколько недель назад прошел ряд публикаций о предстоящих канонизациях Ивана Грозного и Григория Распутина (в частности, в «МК»). «РПЦ не собирается канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина», — сообщает «Мир религий». Об этом «Интерфаксу сообщили «источники в Московской Патриархии»: «Собеседники агентства напомнили недавние слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который назвал идею канонизировать того и другого попыткой спровоцировать разделение среди народа Божия. «…Тема канонизации Распутина и Грозного сознательно муссируется противниками Русской Церкви с целью ее дискредитации, — отметил один из источников в Патриархии. — Это те же самые, крайне маргинальные группы, которые выступали и продолжают выступать против индивидуального номера налогоплательщика (ИНН)».
Попытки секуляризировать общество и вытеснить религию на обочину жизни в некоторых странах вполне удались. «В Германии есть города, которые покинул Бог», пишет «Мир религий». «Для многих немцев посещение церкви или даже просто обращение к религиозной тематике представляется просто абсурдным… По-немецки Рождество называется «Weihnachten», то есть, «священная ночь». Таким образом, непосредственно на день рождения Сына Божьего немецкое название праздника не указывает. …оказалось, что большинство молодых людей и понятия не имеет, что речь идет о Рождестве Христовом. Вопросы … о том, кто такой был Иосиф, и, вообще, когда и где родился Христос казались в этой ситуации вообще неуместными. Люди постарше еще знали ответы. Те же, кто помоложе, ничуть не смущаясь, отвечали, что Рождество придумано американцами, чтобы получать подарки». В связи с этим, «все больше родителей хотели бы, чтобы их дети посещали конфессиональные, будь-то евангелические или католические, дошкольные учреждения, конфессиональные гимназии».
Не менее странная ситуация сложилась с праздником Рождества и в Нью-Йорке: там «иудаизм с исламом борются с христианством», сообщает агентство «Русская линия». «Библейские сценки, традиционно украшавшие школы, в нынешнем году объявлены городским управлением образования «религиозными», в то время как еврейские меноры и исламские звезды и полумесяцы таковыми сочтены не были. Управление образования Нью-Йорка, обосновывая свое решение, утверждает, что лишь осуществляет политику разделения церкви и государства».
«Католики Нью-Йорка подали в суд на департамент образования города за дискриминацию христиан». «В качестве истцов выступают две организации: Католическая лига и Правовой центр Томаса Мора. Поводом для обращения в суд стал запрет департамента помещать в школах «ясли» или другие рождественские украшения религиозного содержания… «Политика департамента образования состоит в том, чтобы разрешать устанавливать в школах елки, меноры в честь хануки и полумесяц в честь окончания рамадана каждый год, — заявил президент Католической лиги Уильям Донохью. — Это возмутительно, что власти разрешают одни религиозные символы и запрещают другие. Католики устали от дискриминации со стороны бюрократов, которые каждый раз говорят, чтобы мы довольствовались елками». Авторы иска не хотят, чтобы суд наложил запрет на установку какой-либо религиозной символики в школах Нью-Йорка, они требуют, чтобы отношение ко всем религиям было равным. «Раз уж в школах разрешены меноры, должны быть разрешены и их христианские эквиваленты», — убежден Томпсон.
Тема празднования предстоящего светского праздника Нового года и православного Рождества поднята протоиреем Александром Шаргуновым, одним из постоянных авторов журнала «Русский дом»: «Празднование Нового года — это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это также нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется». При этом он указывает на то, что «разность дат» не дает нам забыть о все более усиливающейся «расцерковленности общества» и напоминает о том, что «мы должны позаботится сохранить в неприкосновенности наше «священное время» — богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования наших праздников со святыми всех веком наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события».
На сайте «Русское воскресение» опубликовано «Обращение Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви по случаю международного дня прав человека». «Вопреки международному присутствию, большинство косовских сербов ежедневно подвергается жестокой дискриминации и сталкивается с нарушением элементарных человеческих прав, в то время, как албанские экстремисты продолжают запугивание и давление на оставшееся неалбанское население с целью устроения этнически чистого албанского общества», — говорится в обращении.
«Более 200 000 сербов по-прежнему живут в качестве беженцев в собственной стране, Сербии и Черногории, в исключительно тяжелых условиях и нищете… Те немногие сербские беженцы, которые вернулись в районы населенные косовскими албанцами, вынуждены жить в полной изоляции лишенные элементарной свободы передвижения и безопасности вне их небольших сельских анклавов. Почти все города Косово стали практически полностью этнически чистыми албанскими территориями… Практически все сербские монастыри находятся в изоляции во враждебном окружении местных мусульман албанцев, которые немилосердно уничтожают оставшиеся христианские памятники», и так далее.
В заключение документа говорится о том, что «хотя Косово и Метохия находится под протекторатом ООН, с более чем 30 000 прекрасно вооруженных миротворцев НАТО этнические репрессии и нарушение элементарных человеческих прав продолжаются», но, несмотря на то, что многие игнорируют обращения Сербской Православной Церкви, она «будет продолжать свидетельствовать истину в надежде на то, что правда восторжествует, а также на то, что все жители Косово и Метохии, невзирая на их национальную и религиозную принадлежность, смогут жить в мире и стабильности»
Однако, похоже, скоро Сербия прославится не только «миротворчеством» американцев, но и рождением первого ребенка-клона, которое ожидается в январе 2003 г. Об этом рассказывается на сайте «Седмица.Ru». Другое сообщение о клонировании появилось на сайте «Мир религий»: «Первый клонированный ребенок может родиться в Канаде в ближайшие две недели. Об этом объявили представители базирующейся в провинции Квебек международной секты «Рэйлиенс», члены которой исповедуют нетрадиционную религию».
На патриаршем сайте размещены материалы, посвященные духовно-нравственной проблематике экспериментов по клонированию человека. Так, здесь опубликовано интервью с членом-корреспондентом РАН Леонидом Корочкиным, доктором медицинских наук, профессором, cпециалистом в области изучения молекулярно-генетических механизмов индивидуального развития, руководителем Лаборатории молекулярной биологии развития в Институте Биологии развития РАН. Он утверждает, что вопрос о появлении человеческой души и личности тесно связан с проблемой клонирования человеческих эмбрионов. «Седмица.Ru» также публикует Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека».
Другие комментарии по этому поводу, опубликованные на патриаршем сайте, прозвучали в передаче «Православная энциклопедия». В частности, священник Антоний Ильин говорит: «Церковь выступает против клонирования человека — так называемого репродуктивного клонирования. Такое клонирование — это действительно вызов замыслу Божию о человеке. Человек свободен и уникален, потому что с самого момента его естественного зачатия реализуется уникальная и неповторимая программа развития личности. В случае клонирования мы имеем дело с попыткой тиражировать один и тот же человеческий организм с уже заданными генетическими параметрами. Дело в том, что акт зачатия — это акт сотворчества Бога и человека. А в случае клонирования этому сотворчеству места не находится». По его мнению, сообщения о клонировании, появившиеся в прессе, — не более, чем «утка» и скорее «элемент саморекламы со стороны ряда занимающихся клонированием ученых, которые в общем-то являются аутсайдерами в мировом научном сообществе» (Антинори — в их числе).
Останавливаясь на вопросе о нравственности познания, отец Антоний отмечает, что есть «путь к тому познанию, которое берет начало со вкушения того самого запретного плода, который привел к грехопадению праотцев. Я думаю, что где-то на каком-то метафизическом, бессознательном скорее, уровне в падшем человечестве и рождается это неудержимое стремление клонировать человека во чтобы то ни стало и попытаться достичь физического бессмертия. Мы, христиане, веруем во всеобщее воскресение людей Божественной силой, потому что Воскресение Христово — это залог грядущего воскрешения каждого человека. А физическое бессмертие — это по сути окончательное утверждение смертности и тленности, потому что исторический человек — это человек греховный, он должен умереть для того чтобы родиться новым человеком, для вечности».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика