Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина06.01.2003 

ВОПРОСЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 23−30 декабря. — Священный Синод. — Методсовет для «Основ Православной культуры». — 38 тысяч подписей «за». — Чего боятся либералы (пугливые либералы). — За равенство всех и вся.

В четверг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Накануне о предстоящем заседнии сообщило агентство РИА «Новости». «Одной из основных тем прошлого заседания Синода стала канонизация некоторых христианских подвижников XX века и включение их в Собор новомучеников и исповедников Российских, которые претерпели мученическую смерть за православную веру в годы советской власти, — говорится далее, — Не исключено, что в ходе нынешнего заседания Священный Синод рассмотрит вопрос о канонизации настоятеля Киржеманского храма в Мордовии отца Константина. В ноябре 1918 года отец Константин был распят большевиками на алтарных вратах собственного храма».
Открывая заседание Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поприветствовал членов Священного Синода Русской Православной Церкви, поблагодарил всех за молитвы о выздоровлении. Также Патриарх особо напомнил о факте захвата заложников в театральном центре на Дубровке: «Я думаю, что нам в наших сегодняшних решениях Священного Синода непременно нужно еще раз отметить факт захвата заложников в ходе террористического акта, который был осуществлен в Москве. Мы должны вновь возблагодарить Бога за то, что несмотря на гибель многих наших сограждан, все же удалось избежать неизмеримо большего числа жертв». Полный текст речи Патриарха Московского и всея Руси Алексия II опубликован на патриаршем сайте.
Там же подведены краткие итоги прошедшего Синода.
Более подробно о принятых решениях рассказывает агентство «Русская линия»: «…осудив международный терроризм, сеющий смерть и разрушение, злоупотребляющий чувствами верующих в низменных и преступных целях, Священный Синод выразил глубокое соболезнование семьям погибших и тем, кто пострадали во время теракта, и вознес хвалу Господу за избавление от смерти и увечий большинства заложников благодаря самоотверженным усилиям сотрудников правоохранительных органов… Признано необходимым изучение вопроса о формировании в епархиях Русской Православной Церкви межприходской системы экстренной пастырской помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях (террористические акты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и тому подобное). …Во исполнение соответствующего Деяния Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, Священным Синодом благословлено восполнить Собор новомучеников и исповедников Российских XX века новообретенными именами угодников Божиих, благословив их для общецерковного почитания. Заслушав доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся в Москве 16−17 декабря 2002 года VII Всемирном Русской Народном Соборе, посвященном теме „Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России“, Священный Синод выразил удовлетворение результатами этого представительного церковно-общественного форума и одобрил его итоговый документ — Соборное слово. …Сочтено полезным расширение и утверждение существующей во многих регионах Российской Федерации и других стран СНГ практики преподавания в государственных и муниципальных школах основ православной культуры и этики на добровольной основе, в рамках регионального или школьного компонентов образовательной программы».
О некоторых решениях Священного Синода подробнее сообщают светские СМИ, В частности, агентство «Интерфакс» рассказывает о решении Синода, ввести «в Русской Православной Церкви систему экстренной пастырской помощи людям в чрезвычайных ситуациях». «Выразив благодарность духовенству, оказавшему людям молитвенную и пастырскую поддержку на месте трагедии, члены Синода призвали власти и общество сделать все для сохранения в России межнационального и межрелигиозного мира, «дабы силы зла не смогли противопоставить друг другу чад разных народов — христиан, мусульман, последователей иных религий, неверующих людей»
Страна.Ru рассказывает о новых назначениях управляющих епархиями, сделанных Синодом Православной Церкви. Там же сообщается о том, что Русская Православная церковь «будет взаимодействовать с государственными образовательными учреждениями». «На заседании Священного Синода было рекомендовано правящим архиереям использовать опыт регионов Российской Федерации, где в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в течение ряда лет успешно осуществляется преподавание учебных курсов «Основы православной культуры». …Сочтено полезным расширение и утверждение существующей во многих регионах Российской Федерации и других стран СНГ практики преподавания в государственных и муниципальных школах основ православной культуры и этики на добровольной основе, в рамках регионального или школьного компонентов образовательной программы. Священным Синодом рекомендовано правящим архиереям шире использовать возможности преподавания православной культуры и этики в государственных и муниципальных школах, развивать взаимодействие с государственными образовательными учреждениями и органами управления образованием в области подготовки педагогических кадров, разработки содержания образования, его учебно-методического обеспечения».
Именно в русле принятых Синодом решений принято решение создать «методсовет по изучению опыта преподавания православной культуры». Об этом рассказывает «Мир религий». Научно-методический совет по изучению опыта преподавания в средних школах православной культуры намерено создать Министерство образования РФ: «Договоренность об этом достигнута на состоявшемся в столице заседании Координационного совета по взаимодействию этого ведомства и Русской Православной Церкви»
О проблеме преподавания предмет «Основы православной культуры» и о том, ущемляет ли эта школьная дисциплина права других конфессий подробно говорит митрополит Кирилл во время «горячей линии» в газете «Известия»: «Считаю, что дискуссия, которая сегодня развернулась вокруг этого вопроса, носит очень идеологизированный характер. Создается впечатление, что страсти нагнетаются с какой-то скрытой целью. С точки зрения Конституции и закона, в любом учебном заведении России могут преподаваться основы религиозных знаний. Сам факт преподавания таких предметов не является нарушением принципа отделения церкви от государства и школы от церкви. Доказательством этому является мировой опыт. Практически во всех странах, на которые мы любим ссылаться, и в которых строго осуществляется принцип отделения школы от церкви, преподаются основы религиозных знаний. Для того, чтобы преподавание этих основ действительно соответствовало российской Конституции и Закону о свободе совести, необходимо соблюсти одно единственное условие: добровольность. На этом же условии настаивает и церковь, потому что, как гласит русская пословица, невольник — не богомольник, и никого силой невозможно сделать верующим… Совершенно очевидно, что религиозная мотивация помогает человеку сохранить нравственность. Если сегодня нравственность является условием выживания нашего общества, а в каком-то смысле и всей человеческой цивилизации, то почему же мы отказываем религии в праве сделать все для того, чтобы изменить к лучшему нравственное состояние личности и общества. Глубоко убежден, что сегодня в обязательном порядке нужно включать изучение основ веры в наше школьное образование при соблюдении тех условий, о которых говорилось выше. Ссылки на то, что мы живем в многоконфессиональной стране, также не могут быть приняты во внимание, потому что принцип добровольности и вариативности полностью исключает принудительное обучение православию тех, кто принадлежит к другим религиям или тех, кто по иным соображениям не желает с этими основами знакомиться».
Вопрос о необходимости введения в школу предмета «Основы православной культуры» беспокоит не только политиков и газетчиков. Уже 38 тыс. человек из 43 регионов России высказались за то преподавание этой дисциплины. Эти подписи поставлены под открытым письмом Президенту России В.В. Путину: «За краткий срок жизни одного поколения мы наблюдаем, как искореняется понятие Родины, разрушается семья, спивается еще недавно трудолюбивый и талантливый народ, значительная часть молодежи поражена наркоманией, ей внушаются чуждые нашей культуре нравственные ценности: культ насилия, жестокости, золотого тельца, развращенность. Народ утрачивает духовно-нравственные нормы жизни, которые веками воспитывались в нем в соответствии с высочайшими идеалами христианской культуры. Для восстановления духовных сил народа и его потенциала необходимо вернуться к своим истокам и помочь прежде всего молодому поколению обрести историческую память, подлинные нравственные ценности. …мы просим Вас: ввести в образовательных государственных и муниципальных школах на всех образовательных ступенях и уровнях учебный предмет «Основы православной культуры»; обеспечить представителям Русской православной церкви участие в разработке и экспертизе учебных программ для общеобразовательной школы, проводимых Министерством образования РФ; принять законодательные акты, предусматривающие ответственность за нравственное и духовное растление детей и молодежи, в том числе за массовое растление их средствами массовой информации, за проведение разрушительной антигосударственной информационной политики» и так далее.
Сила сопротивления со стороны противников нового предмета столь велика, что возникает подозрение, что эти люди чего-то очень боятся. Чего же? Автор обозрения «Радонеж» А. Богатырев в статье «Пляски на поминках» задается вопросом: «Почему либералы боятся Православия»: «… что же плохого в том, чтобы школьники узнали о духовном источнике, из которого черпали вдохновение наши великие соотечественники? Чем страшна религия, основным догматом которой является любовь? Любовь не только к единоверцам и единоплеменникам, но и к врагам». «Может быть, опасна для общества проповедь нестяжания и целомудрия? Похоже, так оно и есть. Когда индустрия информации и развлечений учит брать от жизни все и любой ценой, а потом это все профукать на блудниц и в казино, христианские добродетели становятся опасным препятствием. …Конечно же, есть отчего беспокоиться хозяевам СМИ и их высоким покровителям», — пишет автор, приводя в пример концерт, посвященный памяти жертв «Норд-Оста» как наиболее яркий пример торжества «современных ценностей».
Проблема традиционных и новомодных ценностей не менее остра сегодня в Татарстане. «Шаймиев за равенство татарского и русского языков в Татарстане», — туманно сообщает агентство «РИА-Новости». Как передает корреспондент РИА «Новости», «Шаймиев выступил во вторник на сессии Госсовета Татарстана при обсуждении хода реализации республиканского закона «О языках народов Республики Татарстан» и Государственной программы республики по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан. «По вопросу латиницы мы сами не определились до конца, включая и президента республики, — признал Шаймиев. — Сегодня разговор не об этом. Сначала надо восстановить статус, я имею в виду в содержательной части, татарского языка. Тогда будет легче ставить правила графики». При этом, не определившись еще с тем, нужна ли им латиница, Шаймиев уже намерен отстаивать ее, чтобы оказать услугу татарам, проживающим за пределами Татарстана. Это, видимо, тем, которые живут в России.
Федеральные органы власти также не дают татар в обиду, решая на самом высшем уровне вопрос о проведении паломничества российских мусульман к святым местам в Саудовской Аравии. В частности, в следующем году министерства и ведомства предполагают провести следующие мероприятия: оказать «содействие по вопросам обеспечения безопасности российских граждан при пересечении границ и в ходе пребывания на территории соответствующих государств», оперативно довести «информацию о всех особенностях порядка проведения паломничества», в связи с обострением обстановки вокруг Ирака «осуществлена проработка вариантов их доставки воздушным транспортом»; уже проведена работа с иракскими властями на предмет «обеспечения беспрепятственного транзита для российских паломников»,… ЗАО Авиакомпания «Евразия» намерена выполнить чартерные рейсы по перевозке паломников, в том числе: 5 рейсов по маршруту Махачкала- Джидда-Махачкала, 1 рейс по маршруту Казань-Джидда-Казань и 1 рейс по маршруту Москва-Джидда-Москва при условии, что духовные управления мусульман обеспечат достаточное количество паломников для этих рейсов, а также решены вопросы вакцинации паломников, и другие проблемы, связанные с хаджем. Полный сервис.
«В Набережных Челнах исчерпан конфликт, связанный с разрушением стены православного храма», — сообщает «Интерфакс». Глава администрации Набережных Челнов Рашит Хамадеев заявил «о выделении городскими властями нового участка земли под строительство православного храма». Архиепископ Анастасий по итогам встречи с Р. Хамадеевым также заявил, что конфликт исчерпан: «мы пришли к такому компромиссу: я поставил вопрос так, чтобы было решение главы администрации об отводе земельного участка в другом месте. Мы нашли, сами выбрали этот участок, причем намного лучший, рядом с центром города. Администрация города нашла возможность оказать спонсорскую помощь в возведении храма, в частности, нулевой цикл строительства будет осуществлен за счет средств города».
Сообщения о предстоящем рождении клонированного ребенка на прошлой неделе получили свое развитие: Секта раэлитов в США объявила о том, что первый клон — родился. «Сенсационное сообщение от имени секты сделала в штате Флорида ее представительница Надин Гари. Она проинформировала журналистов, что первое в мире клонирование человека осуществила компания «Клонэйд» под руководством химика Брижитт Буасселье, также члена секты раэлитов».
В сообщении «Newsru.com» рассказывается о секте раэлиан: «эти люди верят, что жизнь на Землю принесли инопланетяне, которые посетили планету около 25 тыс. лет тому назад. Глава секты «пророк» Раэль учит, что все живое на Земле было создано космическими пришельцами с помощью генной инженерии. В 1997 году при финансовой поддержке секты была организована компания Clonaid, которая должна воплотить конечную цель раэлиан — добиться бессмертия с помощью клонирования».
Там же говорится и о том, что «пока ученые относятся к данному сообщению с понятным скепсисом… пока не удалось получить подтверждение, что ребенок действительно является клоном». А российские ученые считают, что если и родившийся ребенок и вправду клон, то жизнь его будет совсем не сладкой: «Результаты опытов по клонированию животных показали, что в большинстве случаев выявлялись различные аномалии развития. А жизнь клонированного человека станет кошмаром, так как уже к 30 годам он превратится в старика». Об этом заявил директор Института молекулярной генетики РАН Евгений Свердлов.
Главный акушер Минздрава Владимир Серов считает, что клонирование может стать выходом для России в сложной демографической ситуации. На это можно перефразировать слова профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца» о том, что «разруха не в сортирах, а в головах». Так и с рождаемостью: главная проблема, к сожалению, не в том, что рождаемость снижается из-за здоровья, а в том, что большинство молодых россиян и не хочет рожать детей. Если же быть более точным, то беда именно в том, что «хочу» или «не хочу» стали решающим критерием жизни, в том числе и будущего нашей страны.
В статье автора «Известий» Татьяны Батеневой «А была ли девочка?» приведены комментарии врачей. Врач из Новосибирска, Лидия Ярославцева, комментируя сообщения о сенсационном событии отмечает: «Человек давно хочет почувствовать себя Богом».
«Клонирование человека вызовет глубокий нравственный кризис, предупреждает РПЦ». «Если клонирование человека действительно состоялось, то для православных христиан это очень тревожный факт», — передает слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина сайт «Мир религий». «Есть сомнения, что клонированный ребенок вырастет здоровой и полноценной личностью, но даже если это будет так, то возникают две глубокие нравственные проблемы»: во-первых, «каково человеку будет жить, зная, что он всего лишь чья-то копия», во-вторых, «почему столько денег и сил вкладывается в эксперименты по клонированию?». По мнению Всеволода Чаплина, «все дело в том, что за этими опытами стоит стремление богатых, ни во что не верящих гордецов жить на Земле вечно». Русская Православная Церковь не осуждает клонирование отдельных органов, сказал священник, но если люди-клоны будут выращиваться для эгоистического стремления другой личности дать себе вторую, третью, сотую и так далее жизнь, то возникнет глубокий нравственный кризис». «Болезнь и даже смерть с точки зрения христианина не всегда зло, и если человек горделиво пытается сделать свою земную жизнь «вечной», презрев данные Богом законы, то он обрекает на глубокое несчастье себя и на невыразимые страдания — своих клонов, особенно если эти человеческие существа обречены будут быть «запчастями», — сказал представитель Русской Православной Церкви.
О проблеме смерти, бегства от смерти, справедливости и вечной жизни, в частности, говорит и митрополит Кирилл в «горячей линии», организованной газетой «Известия»: «Бог есть источник жизни и любовь. …Смерть, болезнь и страдания являются результатом греха. …Понять невинные жертвы с человеческой точки зрения невозможно, потому что человек, будучи ограничен условиями земного существования, мыслит исключительно в категориях реального опыта. Этот реальный опыт исключает загробную жизнь. Мы знаем о вечном существовании человеческого духа из божественного откровения, но мы не имеем опыта приобщения к этому вечному существованию. Именно поэтому смерть представляется нам катастрофой, самым страшным из того, что может произойти с человеком. Ничто по глубине страдания не может сравниться со смертью. Смерть — это бездна страдания и апогей человеческого несчастья. Бог прибывает вне времени и вне пространства. … Бог видит и знает все, что произойдет с человеком, все, что проживет человек, как в земной жизни, так и в вечности. И для него смерть — не катастрофа, а переход из одной комнаты в другую. Вот этому отношению к смерти учит и церковь. Она учит человека не бояться смерти, но одновременно учит и не искать смерти. Христианское отношение к жизни и смерти помогает нам мужественно встречать испытания и самою смерть, сохраняя внутреннюю силу и способность жить дальше». Жизнь же — «вечная» — на сегодняшней земле для православного человека — отнюдь не радостная перспектива…
Однако чем больше человек пытается подчинить себе мир, утверждая свое «могущество», тем больше он испытывает на себе сопротивление этого мира. В статье «Невидимый мир. Мой дом — моя крепость?» на сайте «Правда.Ru» иеромонах Викентий (Мельник) рассказывает о том, что делать, если «у кого-то в квартире стали происходить странные вещи — падать или летать предметы, раздаются какие-то стуки, звучат отдельные слова, могут появляться тени, призраки, огоньки, человека охватывает необъяснимый страх». «По Своей великой милости и любви Господь ограждает нас, и обычно бесы прямо на грешников напасть не могут, а борются с ними через помыслы, болезни, нападения других людей… А в обычных квартирах бесы — «домовые» появляются, как правило, за довольно тяжкие грехи обитателей, открывших к себе прямой доступ духам тьмы. И если это случилось — не ждите добра… Не верьте сказкам о добрых домовых». Так что же делать? «Если появились непрошеные «квартиранты», следует сразу же бежать к священнику, и попросить его освятить жилище по чину Православной Церкви. Но этого мало. Труд священника будет напрасен, если сами живущие в квартире не изменят свою жизнь. …Человек, не имеющий покрова Божией благодати, заступления Ангела-Хранителя, служащий своим страстям и похотям, станет легкой добычей падших духов, будет снова повторять свои ошибки, которые на этот раз могут оказаться роковыми. Как сказал Господь (Мф. 12, 43−45) один бес может выйти, а семеро войти».
После упоминаний о псевдочудесах от человека (клоны) и от нечистых (домовые) хочется рассказать о настоящих чудесах, о чудесах, которые посылаются Господом для укрепления верующих и обращения тех, кто далек от Православной Церкви: «На Урале в тридцатиградусный мороз зацвела верба», — сообщает «Православная газета». «Эта новость пришла к нам с большим опозданием, однако то, что случилось в Свято-Троицком архиерейском подворье города Невьянска в ночь с 3 на 4 декабря, иначе, чем чудом назвать нельзя. Вот как рассказывает о произошедшем явлении ключарь подворья отец Георгий Вахрушев: «Я не раз слышал, что на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в некоторых храмах нашей страны распускалась верба, но относил это то ли к климатическим условиям того места, где находится храм, то ли к аномальной для декабря высокой температуре воздуха. И вот такое случилось нынче в нашем храме!». На Урале начало нынешнего декабря, как помнят многие, ознаменовалось тридцатиградусными морозами. Но, тем не менее, продолжает рассказ батюшка, «вечером 3 декабря прихожане храма заметили необычно вспухшие почки на ивовом дереве, что растет на церковном дворе в пяти метрах от самого здания храма. Молитву начали прямо на улице, у дерева. Кто-то заходил в храм погреться и вновь возвращался, потому что с каждой минутой дерево все явственнее подавало признаки своего оживания. И в полночь, прямо на глазах у 5−6 человек показались на ветках белые пушистые цветочки"… Сам молебен и момент распускания почек на ветках был заснят на видеокамеру. Позднее, при просмотре съемки, было обнаружено и «необычное свечение вокруг дерева, словно сотни маленьких огонечков протянулись от веток дерева куда-то ввысь».
В Новосибирске перед Рождеством проходит выставка, на которой выставлены колокола, отлитые Новосибирским опытным заводом цветного литья. Отлитые колокола названы во имя русского императора Николая II и его семьи. «К колоколам на Руси издавна относились как к живым существам. Им давали имена, к ним обращались в минуты отчаяния, их даже… наказывали! Известна история о том, как Борис Годунов велел сначала отрубить ухо и язык у колокола в Угличе, который звонил в день гибели царевича Дмитрия, а потом сослать его в Сибирь». Эта семья колоколов — проект вовсе не коммерческий. «По окончании Рождественской выставки в краеведческом музее колокола будут переданы церкви Николая Угодника в Заельцовке. Там они и зазвучат. Каждый своим голосом. А голос у каждого особенный, неповторимый, как у любого человека. Как у каждого невинно убиенного ребенка в семье Николая II», — рассказывает автор Станислав Поляков.
На прошлой неделе католический мир отмечал Рождество. В Вифлееме оно «получилось невеселым», — пишет в статье «Без елки и без Арафата» автор «Независимой газеты» Андрей Правов. «Обстановка в Вифлееме во время торжеств по случаю Рождества по западному календарю оставалась довольно напряженной. … Впервые за многие годы на Ясельной площади не была установлена елка. Городские власти тем самым выразили протест в связи с продолжающейся оккупацией Израилем палестинских земель. «Сейчас Вифлеем — печальный город», — сказал журналистам его мэр Ханна Насер. Ему вторят и многие жители Вифлеема, которые указывают, что у них нет поводов для радости и веселья, когда гибнут палестинцы, а в городах Западного берега реки Иордан и в Газе практически ежедневно проходят израильские армейские операции… Кстати, в Рождественскую ночь в окрестностях Вифлеема израильтяне провели операцию по арестам лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями».
По сообщению «Русской линии», Израиль выступает не только против политики Арафата, но и против всех, кто, так или иначе, связан с палестинским лидером: «израильские министры против утверждения владыки Иринея Патриархом Греко-Православной Церкви». «Правительство Израиля уже не первый год противится назначению Иринея Патриархом из-за его слишком тесных связей с Арафатом. Без утверждения его кандидатуры Израилем он не может исполнять многие официальные функции, в том числе и распоряжаться недвижимостью, принадлежащей Церкви. В случае своего назначения Патриархом Греко-Православной Церкви он сможет передать под управление ПА, как обещал ранее, значительную часть Старого города и кварталы западного Иерусалима, которые построены на землях, принадлежащих Греко-Православной Церкви». Пресс-секретарь министра внутренней безопасности Узи Ландау заявил, что «министр продолжает противиться назначению Иринея и прекрасно осознает опасность, которую он представляет для Израиля».
Россия пока же еще только готовится к Рождеству. Однако по мнению автора «Независимой газеты» Сергея Юрова, «Большинство россиян так и не научились отмечать этот праздник». «В XX веке отношения между нами и Рождеством не складывались. … Первого января до обеда город вымирал. Седьмого января страна, как обычно, созидательно трудилась. Мы … превратили Родину в среднее между погостом, помойкой и пепелищем. Нам, похоже, давно пора возвращаться — вперед в Историю, то есть в том числе и к Рождеству, которое есть скорее перспектива, чем ретроспекция. Ибо с Рождества стартовала Новая История, а «наша эра» всего-навсего эвфемизм от «Р.Х.». …Одиннадцать лет назад в России Рождество было реабилитировано, восстановлено в правах выходного дня. Верующие теперь могут сходить в храм, не отпрашиваясь с работы. …У абсолютного же большинства из нас нет никаких навыков празднования Рождества. Нам приходится начинать с нуля, но в этом есть и преимущества. Необжитое пространство, пустое место всегда неуютно, но всегда открыто для творчества. Большинство, вероятнее всего, привычно потянется к «оливье» и «Столичной"….Это не совет, но если у вас в день Рождества найдется возможность пообщаться с ребенком, расскажите ему про то, как две тысячи лет назад могущественная Римская империя затевала перепись населения в глухой и отсталой провинции, как Марию с Иосифом не пустили в гостиницу, как Сын Человеческий родился в хлеву, как над Ним загорелась Звезда».
Сайт «Радонежа» публикует «Слово на Новый год» архиепископа Никона (Рождественского). «Полночь — время таинственное, время святое, самое удобное для уединенной и для церковной беседы с Богом. И сколько поучительных воспоминаний соединяется для христианина с этим священным часом полуночи! Сколько событий в истории домостроительства нашего спасения совершилось в этот час! В ночь бывали Богоявления древним патриархам и пророкам, в полночь поразил Господь первенцев Египетских, в полночь вывел Он Израиля из Египта, в полночь родился Господь наш в вертепе Вифлеемском, в полночь, по древнему преданию, Он крестился во Иордане, в полночь был предан Иудою, в полночь воскрес из мертвых, в полночь приидет судити живых и мертвых… Поистине, то будет страшная полночь для всего мира, для всей вселенной! …Мы до того стали немощны, немощны больше духом, чем плотию, что очень редко встречаем полночный час в храме Божием и на церковной молитве. Еще держится святой устав встречать воскресшего Господа в полночь на Пасху, да вот, слава Богу, с недавнего времени стали и Новый год встречать полночною молитвой. Но — увы! Грустно, больно вспомнить, что многие-многие собратья наши хотя и не спят в этот час, но лучше бы уж спали!.. Забывая, что и дни, и часы, и минуты жизни нашей в руце Божией, не слушая звона церковного, зовущего в храм Божий, они спешат встретить Новый год со звоном бокалов, с возглашением здравиц, с пожеланием друг другу счастья, а какого счастья — и сами не знают! Не знают того, что и счастье наше все — в руце Божией! …Одно для всех несомненно: все мы подошли ближе к смерти, многие из нас, несомненно, встречают Новый год уже в последний раз: а разве это кто назовет счастьем? … И в трепете вопрошает душа: уже не исполняются ли сии грозные пророчества возлюбленного ученика Христова в наши дни? Не сбываются ли на наших глазах все те признаки близкого дня суда Божия, о каких говорил Господь: когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях?.. (Мф. 24, 33). … Уже не стучится ли в дверь человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога… Еще «удерживающий» удерживает его появление, но надолго ли? Вот, братие, какие размышления приходят мне на сердце в эту таинственную новогоднюю полночь. Знаю, что для многих жизнерадостных людей они покажутся безотрадными, угнетающими. Но не лучше ли познавать «знамения времени», чем беззаботно предаваться бессмысленному веселью в такой час? Надобно и то помнить, что для каждого из нас в отдельности час суда Божия несравненно ближе, чем всеобщий страшный Суд Христов. Единою подобает умрети, потом же суд. А смерть подстерегает нас на всех путях наших. От нее никуда не уйдешь. Так не лучше ли заблаговременно размышлять о ней, готовиться к ней? Это предохранит нас от многих грехов. Еще ветхозаветный мудрец сказал: помни последняя твоя и во веки не согрешиши. Да и к Страшному Суду Божию всеобщему надо всегда быть готовым. О сем великом дне Господь сказал: будьте готовы, ибо не знаете ни дня ни часа, когда Сын человеческий приидет (Мф. 24, 44). Се гряду яко тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидали срамоты его! (Откр. 16, 15). О, если бы совесть наша позволила нам воскликнуть с тайновидцем-Богословом: ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика