Комсомольская правда | Никита Михалков | 25.07.2012 |
«Комсомолка» уже сообщала о том, что новая партия «За нашу Родину» за основу своей программы взяла манифест знаменитого режиссера Никиты Михалкова «Права и правда». Мы спросили Михалкова об этом, а также о прошедшем кинофестивале, о строительстве нового здания для фестиваля и о кино вообще.
— Я рад, что нашлись люди, которым пригодился мой манифест. Но вступать в партию «За нашу Родину» я пока не планировал, — сообщил «КП» Никита Михалков.
— В Мордовии сейчас вакантное место министра культуры. И Вас бы хотели видеть на этом посту. Согласитесь?
— Вопрос серьезный, нужно его обдумать. Я, если честно, вообще не создан для министерской работы, так как не люблю ходить в галстуке. Если мне разрешат ходить там без него, то я согласен (смеется). А вот если будут какие-то идеи по поводу мастер-классов, встреч со студентами, то я с радостью приеду, так как очень люблю это.
— Сейчас много известных людей подписали письмо в защиту Pussy Riot. Не собираетесь ли вы вступить в их ряды?
— Я не люблю коллективных писем, стараюсь подписывать всё лично. Меня коллективная безответственность не устраивает, устраивает личная ответственность. Это письмо подписало 103 известных, именитых и популярных человека, и мне понятна их логика. Там нет ни одного имени, от которого нельзя было бы не ожидать подобного. Лично я убежден, что если бы существовало обратное письмо, то его бы подписали не 103 человека, а как минимум 10 млн, включая меня. Но я не готовлю ничего подобного, у меня есть точка зрения, и я от неё не отступаюсь.
— Как оцениваете итоги московского кинофестиваля? Конкурсная программа оказалась очень слабой. Возможно, стоит отказаться от принципа «премьерности»?
— Это принцип связан с законами фестиваля, и я не могу их изменить. Я не согласен с тем, что программа слабая. В моем списке отмечено 8 картин из 17, которые я бы хотел посмотреть. Среди них картина Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», картины «Орда», «Дверь», «Все копы ублюдки» и другие. Я был на многих фестивалях в жюри, и могу сказать, что такой уровень везде. Да, есть «обаяние имен» в Каннах, но это не значит, что «обаяние имен» влияет на качество картин. Вспомните, сколько народу приходило несколько лет назад на конкурсную программу. Тогда ходили лишь на элитные программы, а сейчас же заполняются огромные залы.
— Как вы оцениваете российскую программу?
— Это был просто криминал какой-то! Дом Кино чуть не развалился: люди сидели прямо на сцене. Я написал даже заявление по этому поводу, что давно предлагал его реконструировать, и если что-то там случится, то я не виноват. Но у нас, к сожалению, пока гром не грянет, мужик не перекреститься. Интерес к программе был огромный, и закрытие российской программы — лучшее тому подтверждение. Хочу верить, что через 3 года, пусть ещё не до конца обустроенный, но мы бы уже будем иметь свой фестивальный центр для ММКФ.
— На каком этапе сейчас находится создание этого центра? Приходят противоречивая информация.
— Я не комментирую слухи! Сейчас уже пишут, что я там торговые ряды строю! Не я его выбрал, а нам предложили это место. Не я пришел в «Лужники», поставив свою железную пяту! Предложили несколько вариантов, в том числе за 3-м транспортным кольцом, в «Крокус-Холле». Там всё замечательно, кроме того, что добираться сложно. Это значит, что половина гостей приедет туда к 11 вечера с нашими пробками. Если фестиваль проводить там, то нужно строить к нему отдельную дорогу или элитное метро. В «Лужниках» же есть возможность подойти к центру с воды, сделать красивый пирс. Место замечательное, и в том, что пустое пространство хотят отдать под фестивальный центр, не вижу ничего плохого, кроме моего имени, но я буду жить с ним ровно столько, сколько мне отдаст Господь. .К зданию примыкает спортивный зал «Дружба», которому 32 года уже. Строить центр со всеми прилегающими службами нужно либо такой же, как этот краб, что ужасно, либо это краб нужно переделывать. Идея в том, чтобы включить это место в общий ансамбль фестивального центра, оставив теннисные корты, но нужно, чтобы он был не такого вида, какой у него сейчас, иначе всё это превратиться в коммунальную квартиру, каждая комната в которой будет иметь свой стиль. Почему бы не сделать всё так, чтобы было естественно и красиво? Моя давняя мечта: устраивать теннисные турниры с приезжающими гостями и звездами. И уже в приглашениях писать, чтобы брали ракетку с собой. Кроме того, нужно чтобы там была гостиница для гостей фестиваля. Расхожая глупость, что «Михалков строит себе». Глупо отвечать на выдумки, вранье, сплетни и клевету. Уже сейчас работает целая бригада архитекторов и строителей, которые готовят для московской мэрии проект. Эта работа необходима, хоть и занимает много времени. На данный момент согласовано лишь место.
— Платит ли Московский кинофестиваль гонорары зарубежным звездам?
— Мы никогда не платим людям, приезжающим посмотреть нашу страну. Это принципиальный вопрос, поскольку они страшно избалованны олигархами. Я сам присутствовал на вечеринке, когда звезда мирового кино была на дне рождения и всё время искала глазами, чтобы узнать, чей же день рождения празднуют. Стоил её приезд огромных денег…
— Отбирали ли вы рекламные ролики, показываемые перед фильмом? Например, ролик чая с чабрецом?
— Нет, я не отбирал рекламу с чабрецом. Но я подумаю над тем, чтобы создать в следующем году специальную комиссию, которая займется отбором рекламных роликов, проведет отборочный конкурс и в качестве награды разрешит показывать их на ММКФ (смеется)
— Не так давно скончался знаменитый актер Владлен Давыдов, с которым вы приятельствовали.
— Это один из самых красивых артистов, который через всю жизнь пронес свой образ. Настоящей МХАТовец традиционной школы. Он снимался в последних «Утомленных», так как не смог сниматься Вячеслав Тихонов, Владлен продолжил его роль. Милейший человек, с огромным юмором, чудную книжку написал. Был любим, и умел любить, у него замечательный сын и супруга. Мне очень жаль, что это случилось. Но я думаю, тем, что он сделал, Давыдов свой образ вписал в историю навечно.
— Вы выступили с инициативой сделать программу для школьников «100 лучших фильмов"…
— Культура сейчас сильно упала, а культура понимания, знания кино — просто рухнула. Разговор идет не о том, чтобы старыми картинами кого-то воспитывать, а разговор о том, чтобы объяснить школьникам, почему именно та или иная картина в своё время стала культовой. Почему «Броненосец Потемкин» стала бумом. Многие же считают, из-за того, что это была революционная картина. А на самом деле она «выстрелила», поскольку Эйзенштейн подарил нейтронную бомбу продюсерам, доказав, что монтажом можно сделать всё что угодно, вызывать любую эмоцию. Эта картина — гимн монтажу. Когда он может быть превращен в философию, и им можно творить чудеса. Для людей знающих кино — это истина. Или почему выстрелила картина «Пролетая над гнездом кукушки», сценарий к которой никто не брал, а Милош Форман купил его за $ 5000, сделав гениальную картину. Разговор должен быть взвешенный, но он касается одной идеи: привить интерес к кинематографу, чтобы понять его продвижение, как кино меняло сознание людей, и почему эта картина именно в этот период была так востребована. «Унесенные ветром» сейчас смотреть тяжело, но когда фильм вышел, то вызвал просто шок. Нужно понять, что снимали в это время. Какая обстановка была в мире. Это же очень интересно. Таким образом, наша задача дать понять этим молодым ребятам, что кино это не просто стрелялка, страшилка и так далее, но это ещё и определенная сила, формируемая и вытолкнутая обществом на вершину. Мне говорят, что сейчас можно получить любую информацию, кликнув на компьютере, через секунду, но так или иначе, эта информация будет лишь сгустком, каплей в огромном море. Одно ясно: этим нужно заниматься, а не просто сделать список картин и отдать его в школы. Список так и будет лежать, его просто не найдут потом. Важно, чтобы к этому был проявлен интерес государства и была политическая воля государства. В любом случае, нужно что-то делать, но, возможно, вводить эту программу в школы нужно только факультативно.