Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина28.01.2003 

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ИДЕИ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 20−27 января. — Доверие к православной вере. — Закон о социальном партнерстве. — Основы религиозной культуры. — Институт свободной совести. — Осторожно: самодуры.

Минувшая неделя ознаменовалась рядом важных религиозно-политических событий. 22 января президент России Владимир Путин провел в Кремле рабочую встречу с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Патриархом Антиохийским и всея Востока Игнатием IV. Об этом сообщает «Интерфакс». Глава государства на встрече с Патриархами сказал о том, что «контакты руководства Русской Православной Церкви по укреплению православия являются поддержкой российской внешней политики». Также «он поздравил Патриарха Антиохийского и всея Востока Игнатия IV с присужденной ему Русской Православной Церковью наградой «Единство православных народов». Патриарх Игнатий, в свою очередь, выразил признательность Владимиру Путину за теплый прием. Он отметил, что «доверие к православной вере в мире определяется тем, как относятся к православию в России».
На уровне внутренней политики также происходят изменения, говорящие о том, что религиозный вопрос сегодня становится одним из ключевых: в Госдуме было создано межфракционное депутатское объединение «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России», которое намерено содействовать миссии традиционных религий в стране. «В среду состоялось первое учредительное заседание объединения, на котором было принято положение о его и избран координатор — первый заместитель председателя народной партии РФ, член группы «Народный депутат» Валерий Гальченко», — говорится в информации «Интерфакса». Среди целей, обозначенных в программе работы межфракционного объединения: «возрождение традиционной российской духовности, сохранение самобытности народов России, содействие миссии традиционных религий в жизни страны».
По сообщению газеты «Коммерсант», в Госдуму внесен законопроект о партнерстве Церкви и государства. Об этом в статье «Церковь и государство должны быть равны перед законом» от 24 января рассказывает Павел Коробов. Проект закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России» был внесен в конце декабря на рассмотрение Госдумы депутатом Сергеем Глазьевым. В связи с этим 23 января в Гербовом зале Госдумы прошел «круглый стол», инициаторами которого выступили парламентский клуб «Российский парламентарий», Союз православных граждан и разработчики законопроекта.
По словам Павла Коробова, «господин Глазьев специально подчеркнул, что его законопроект не претендует на то, чтобы изменить конституционный принцип отделения Церкви от государства, а просто «исходит из того, что государство и Церковь — самостоятельные субъекты права». Из этого следует, что взаимоотношения между Церковью и государством должны носить договорно-правовой характер. Новый закон, по словам Сергея Глазьева, «ни в коем случае не предписывает каких-либо обязательных для государства действий, просто государство должно признать за Церковью те юридические права, которыми она и так обладает. «Принятие этого закона не будет означать, что с завтрашнего дня все имущество Церкви будет возвращено и во всех детских садах и школах начнутся занятия по религиозному образованию. Все будет проходить на добровольной основе. Исполнение закона носит добровольный характер», — пояснил депутат Глазьев». С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
На государственном уровне продолжается решение вопроса о преподавании основ религий — теперь уже всех, традиционных для России. Об этом говорится в сообщении «РИА-Новости»: Межрелигиозный совет России /МСР/ создаст рабочую группу для выработки совместных рекомендаций по вопросу о преподавании в государственных и муниципальных школах основ различных религий. По сообщению Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, такое решение было принято на очередном заседании МСР 16 января в Москве. Участники заседания «в целом высказались за преподавание в школах основ различных религий, однако, отметив определенные расхождения в позициях, решили более детально проработать этот вопрос в рамках рабочей группы».
«Вопросы, касающиеся введения в общеобразовательной школе курса «Основы православной культуры» (ОПК), обсудили участники XIII Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ)», — сообщает сайт «Благовест-инфо». Все, выступавшие на конференции, «были едины во мнении о необходимости введения курса «Основы православной культуры». «Доклад декана ПСТБИ о. Киприана (Ященко) был посвящен анализу тех мифов, которые «искусственно насаждаются» многими СМИ вокруг проблемы ОПК. «Отсутствие социального заказа» о. Киприан опроверг результатами различных социологических исследований, согласно которым от 70% до 90% населения поддерживают введение «Основ православной культуры».
На сайте «Государство и религия» опубликовано «Заявление иеромонаха, доктора медицинских наук Анатолия (Берестова) от 22 января 2003 г. Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову по возбуждению религиозной вражды Л.А.Пономаревым и Е.В.Ихловым». В заявлении содержится просьба «незамедлительно возбудить в отношении исполнительного директора общероссийского общественного движения «За права человека» Л.А. Пономарева и «аналитика» указанного объединения Е.В. Ихлова уголовное дело по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Образующие состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, действия Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова выразились в их многократных и публичных клеветнических и глубоко оскорбительных для православных верующих нападках на учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры» и на православную культуру в целом».
Однако любые намеки на возможное сотрудничество государства и Церкви вызывают резкое неприятие со стороны… «Института свободы совести». Столь туманное название учреждения может ввести в заблуждение людей, знающих смысл слова «совесть». Однако заявление упомянутого института вносит предельную ясность в семантику этого слова и говорит о том, что сегодня понятие «совесть» стало весьма растяжимым. Институт свободы совести возмущен «сакрализацией власти и клерикализацией государства в современной России». Об этом сообщает агентство «Благовест-инфо». В документе, распространенном институтом, изложены факты, свидетельствующие о «попирании базовых принципов конституционного строя». К ним относятся следующие события осени-зимы 2002 года: конференция «Взаимодейстие государства и религиозных объединений в сфере образования»; Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ «Примерное содержание учебного предмета «Православная культура»; проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета РФ «О совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации»; проведение в Екатеринбурге под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» и т. д.
Подобные заявления неких псевдоинститутов (интересно бы было встретить хоть одного профессора свободы совести или хотя бы кандидата наук) могли бы вызывать только улыбку, если бы это был частный случай. Однако процитированный выше документ — лишь одно из явлений в целой череде событий и акций, направленных против религии в целом и Русской Православной Церкви в частности. Самым же характерной и демонстративной акцией со стороны людей «со свободной совестью» стала выставка, прошедшая в музее Сахарова. На сайте «Радонежа» об этой выставке и последовавших за ней событиях рассказывается так: «В Музее имени Сахарова … была развернута экспозиция под эпатирующим названием «Осторожно: религия!». На выставке, в частности, демонстрировали баночку кока-колы с надписью «Сия есть кровь твоя» — то есть слова, созвучные тексту евхаристического канона Божественной литургии. Была там и распятая на кресте нагая женщина с образом Богоматери между ног. Посетителям выставки предлагалось сфотографироваться, вставив свое лицо в отверстие, вырезанное в традиционном иконописном изображении Христа. Явная антихристианская направленность сборища естественно вызвала негодование верующих москвичей, и в минувшую пятницу днем шестеро мужчин вошли в выставочный зал и залили краской стены и «картины», разбили хамский витраж. На место происшествия был вызван наряд милиции, который и задержал оскорбленных православных… Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров считает неправомерной позицию Московской Патриархии в отношении выставки «Осторожно: религия!». Он заявил…, что у организаторов выставки не было намерения оскорбить чувства верующих. «Если бы мы считали, что выставка оскорбляет религиозные чувства, мы бы ее не открыли», — заверил Ю. Самодуров. Вместе с тем он допускает вероятность того, что некоторые люди, видевшие выставку, могли «почувствовать себя задетыми». Однако в этом вина не организаторов выставки, а неправильного понимания заложенного в экспонаты смысла, уверен он. «Многие работы современного искусства, в отличие от классического искусства, строятся не на прямом прочтении образа, а на понимании смысла образа от противного. К этому требуется привычка». Такая привычка, видимо, выработана лишь у современных «художников», у большинства населения же ее нет. Пока.
Официальную реакцию Русской Православной Церкви на погром в Музее Сахарова озвучил глава Отдела внешних связей Русской Православной церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Он назвал проведение выставки «Осторожно: религия» «прямой провокацией, создающей напряжение в нашем обществе». А протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, заявил «НГ»: «Конечно же, нельзя бороться незаконными методами против другого незаконного действия. Несанкционированное насилие — это не выход из положения. Но, в то же время, сама эта выставка бесспорно также является правонарушением. На ней, в частности, представлены картины художника, который один раз уже был осужден за оскорбление чувств верующих. По большому счету правоохранительные органы должны были пресечь ее открытие и привлечь к ответственности организаторов выставки, тогда дело бы не дошло до несанкционированного насилия», — сообщает «Независимая газета». В статье Дмитрия Симакина приведены и оправдания «правозащитников»: «как рассказала корреспонденту «НГ» председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева, она «убеждена, что эта выставка не носила агрессивного характера». «Правозащитники уважают все религии. Я сама не была на этой выставке, но скорее всего ее предметом была защита религиозных меньшинств. Мои предположения основаны на том, что правозащитные организации выступают против огосударствления Православной Церкви», — заявила председатель МХГ. Вот и идеологию под выставку подвели: убить «великанов», чтобы помочь «карликам». Хотя, на самом деле, подобные выставки вредны для тех и для других. И выгодны только «правозащитникам», получившим шанс устроить очередную истерику.
Однако, мнение хельсинкской группы не разделяют известные писатели, скульпторы и художники России, выступившие с открытым обращением по поводу событий 18 января в Музее Сахарова. В числе подписавших: писатели Валентин Распутин, Василий Белов, кинорежиссер Никита Михалков, математик Игорь Шафаревич, актер и режиссер Николай Бурляев, художник Илья Глазунов, скульптор Вячеслав Клыков, историк Михаил Назаров и другие. В обращении, в частности говорится: «С одним из участников выставки, Авдеем Тер-Оганьяном православная общественность столкнулась в 1998 г., когда в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы произошло кощунство, вновь напомнившее о временах oткрытого гонения на Церковь. На выставке работ современных художников в Манеже была представлена экспозиция: стенд, увешанный иконами. В приклеенной тут же листовке значилось. «Прекрасный материал для богохульства — Спас Вседержитель, Владимирская Божия Матерь, Спас Нерукотворный… Осквернение иконы в присутствии заказчика- 50 рублей. На глазах у посетителей были разрублены топором около десяти православных икон. «Художественный руководитель» т.н. галереи «Вперед» Тер-Оганьян заявил, что он «сознательно рубил, подписывал, продавал. Это такая форма надругательства». Против А. Тер-Оганьяна было возбуждено, расследовано и передано в суд уголовное дело, однако подсудимому удалось скрыться заграницу. Ныне он значится в каталоге выставки как гражданин Чехии». «Сегодня же обществу под видом терпимости к инакомыслию навязывается некая «толерантность». На деле это оборачивается тем, что маргинальные кощунники и сатанисты публично глумятся в центре Москвы над православными святынями, чувствуя свою полную безнаказанность, а наш народ оказывается фактически лишен возможности защитить от поругания свою веру, свои святыни. Ничего подобного невозможно представить в отношении ислама, буддизма, вообще любой из традиционных религий, не говоря уже об иудаизме. Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. Необходимо мобилизовать все силы, способные оценить, какого масштаба национальная катастрофа происходит на наших глазах. Иначе — конец. Иначе — предательство России, Православия, Христа, за которое не может нам быть прощения».
На сайте общественного движения «В защиту отечества» также опубликовано заявление О.А. Лочагиновой в Таганскую прокуратуру г. Москвы с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов и участников выставки «Осторожно, религия» в музее Сахарова.
На сайте «Независимой газеты» в статье Аллы Архангельской «Осторожней с иконами» также рассказывается о скандальной выставке и ее участниках: «возникает мысль, что кураторы выбрали чересчур однобокий принцип подхода к проблеме. Многочисленные «против» и немножко «за». Постмодернистское сознание не способно серьезно рефлексировать на тему религии. В лучшем случае получаются «мысли о себе"… А ведь казалось, что критерий ереси исчерпан до конца, а бунтовать «на тему» уже не актуально».
По мнению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «в любом обществе, а в России — сугубо, мы должны быть чувствительны к религиозным чувствам людей, и всякое оскорбление религиозных чувств должно квалифицироваться как преступление» — сообщает «Интерфакс».
По сообщению сайта «Мир религий» «организатор выставки «Осторожно, религия!», директор Сахаровского центра Юрий Самодуров считает, что его душа чиста».
Через несколько дней после происшедших событий «кощунственную выставку «Осторожно, религия!» закрыли». Сообщение об этом появилось на сайте «Седмица.Ru». «Происшедшее в Сахаровском центре, похоже, мало чему научило кощунников: директор музея полагает, что выставки с подобной тематикой нужно будет проводить и в дальнейшем, лишь предваряя их объявлением: «Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова приносит извинения посетителям, чьи добросовестные убеждения и глубокие чувства задеты темой выставки и представленными на ней работами. Мы считаем эту тему важной и не хотели Вас оскорбить».
Обозреватель сайта «Страна.Ru» Мария Свешникова утверждает, что «по одной из версий, организаторами «акта вандализма» были вовсе не несколько «ярых православных христиан», как представились музейным работникам сами хулиганы». «Антиправославную выставку в музее Сахарова разгромили ее организаторы», — говорится в статье «Заказчиками дебоша были сами устроители выставки, о которой до того момента было никому не известно, кроме них самих. Дело в том, что о месте нахождения Фонда и Музея им. Андрея Сахарова практически никому не известно. Расположен этот малоприметный особнячок (построенный и содержащийся на деньги Бориса Березовского) крайне неудобно, и добраться до него стоит больших усилий. Больше того, то, что дирекцией громко именуется «музеем», состоит из одного небольшого, поделенного пополам зала, в котором в самый наплыв одновременно приходят до 4−5 посетителей». Также автор отмечает, что «среди участников выставки нет ни одного профессионального художника». «Вообще православные, которых далеко не впервые «известные правозащитники» пытаются представить в роли кучки нелепо выглядящих и постоянно оправдывающихся неполноценных дегенератов-маргиналов, на удивление спокойно и тактично восприняли очередную эскападу и надругательство над их верой. В то время как общероссийское движение «За права человека» расценило реакцию православных иерархов на провокационную выставку как «проявление клерикального большевизма в нашей стране и распространение религиозного национализма». Размышляя дальше, автор пишет: «становится очевидным, почему за организаторов «выставки» неожиданно вступилось «Наше радио» (принадлежащее, как и малоприметный особнячок, тому же Борису Абрамовичу), кроме рекламы и бесчисленных прогнозов погоды обычно ни на что не обращающее внимания. Ди-джеи не перестают рассказывать об организаторах выставки, «людях тонкой организации и крайне интеллигентных, которым никогда в жизни не пришло бы в голову смеяться над чувствами православных». Видимо, тонкая организация сознания и подсказала этим господам выставить в музее Сахарова бутылку кока-колы с надписью «Сия есть кровь твоя».
О событиях в Сахаровском центре, а также о попытках московских властей установить памятник нечистой силе на Патриарших прудах рассуждает Максим Соколов в статье «Могущество неугомонного беса»: «Противники вандализма и фанатизма либо указывают, что в свободном обществе всяк имеет право заниматься чем угодно, в том числе и кощунствами — мы же не средневековые варвары какие-нибудь, чтобы гнать богохульников». С теми, кто просто не видит в кощунствах ничего неподобающего, спорить вообще затруднительно, но и тезис насчет решения проблемы в суде «вызывает известные сомнения»: «Рассмотрение в суде вопроса о честной Крови Христовой и Кока-коле с участием адвоката, объясняющего особенности художественной провокации, остранения, минус-приема и тому подобных интересных вещей, и кривляющегося концептуалиста, для которого суд — дополнительный хэппенинг и дополнительная реклама, иному человеку может показаться дополнительным умножением кощунства».
Ясно видя преемственность нынешних «концептуалистов, ударивших по поповщине», с зав. подотделом очистки Москоммунхоза П.П. Шариковым, Максим Соколов больше удивляется другому — «слиянию мужественных правозащитников с отмороженной богемой, поскольку бытовой тип правозащитника совершенно чужд продвинутости и скорее консервирует стиль и манеру интеллигентских кухонь четвертьвековой давности, где выпивали, разговаривали, не любили Степаниду Власьевну, но ни о каких антирелигиозных кощунствах сроду не промышляли». Обозреватель «Известий» напоминает, что «мяуканье комсомольцев в пасхальную ночь считалось в этой среде скорее отвратительной приметой Совдепии, нежели смелым актом борьбы за свободу слова». Так что «праведный академик и участник выставки трансвестит Мамышев-Монро, как-то в обкуренном виде сжегший свежеотремонтированную квартиру Б.А. Березовского, — это сильная эволюция правозащитной идеи».
Но если опыты новых «мяукающих комсомольцев» проходили все-таки в закрытом помещении, то «в случае с проектом памятника М.А. Булгакову на Патриарших прудах даже и этот довод не действует, ибо восхитивший московских начальников 12-метровый примус с нечистой силой предполагается воздвигнуть на открытом воздухе». По словам Максима Соколова, «примус на Патриарших, навяливаемый непонятливым гражданам с нечеловеческой серьезностью и упорством, по разряду пластического юмора провести никак невозможно, да юмор и предполагает камерность, а никак не 12-метровость. При столь болезненной тяге московских чиновников к дьявольщине остается предположить, что их обуял неугомонный бес и, обуянные бесом, они вскоре сольются в радости одной с концептуалистами из Музея Сахарова».
Олег Беляков, обозреватель «Радонежа», задается вопросом: «Случайна ли «новая антиправославная волна»?». По его мнению, она не только не случайна, но и имеет конкретную цель. И все акции по информационному и судебному уничтожению учебника «Основы православной культуры» и искоренению самого предмета из школьной программы, выставки и ситуация, складывающая вокруг бывших заложников на Дубровке, — это «либеральный реванш»: «Ностальгия по «перестроечному» влиянию демократических гуру, выливающаяся в страстное желание реванша, не дает покоя нынешним «вечно вчерашним». К этому стремлению восстановить утраченное идеологическое лидерство добавляется и своего рода ревность к Православию… Прежние увещевания о том, что рынок и реформы вот-вот все сами наладят, при открыто антироссийской позиции в чеченском вопросе делают опасения демократических фундаменталистов стать маргинальной и невостребованной обществом кружковой организацией весьма обоснованными. Но — и это надо сознавать — тем активнее будут предприниматься акции, направленные на реанимацию потускневших идеалов романтического либерализма».
Олег Беляков полагает, что «следует ожидать новых судебных процессов по поводу несоответствия законам тех или иных текстов или выступлений Церкви или православно-патриотических организаций. Не стоит забывать и том, что это только номинально, по очевидным результатам выборов либерал-демократы занимают весьма скромную в процентном отношении политическую нишу. На самом деле их влияние на реальную политику власти переоценить трудно — вспоминая антицерковный демарш того же г-на Волина, и оценивая общий вектор, скажем, той же экономической политики, справедливо критикуемый левыми: Е. Гайдар со товарищи жив, здоров и востребован по сей день». К этому можно добавить, что у либералов есть один наработанный прием для поддержания себя «на плаву»: это стравливание всех со всеми — православных с антиИННщиками, язычников с чеченцами, мусульман с евреями. И пока эта стратегия вполне успешно реализуется, причем в рамках всей страны. Конкретным примером может служить поддержание и прикрытие ваххабистских центров на территории Татарстана.
«Первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов заявил, что в центре России в ближайшее время следует ожидать всплеска активности ваххабитов. «Мы заметили, — передает слова Якупова Интерфакс, — что существует тесная связь с событиями на Северном Кавказе: только их как следует прижмут в Чечне, они начинают энергичнее действовать здесь. В последнее время они сдают в Чечне одну позицию за другой — значит, попытаются вербовать сторонников в центре России». Якупов отметил, что самыми «комфортными» для ваххабитов регионами Татарстана являются Набережные Челны, Альметьевск, юго-западные районы республики», — пишет Олег Недумов, автор «Независимой газеты», в статье «Ваххабиты окопались в Татарстане».
К внутренним проблемам и противоречиям России добавляется и внешнее давление: «США следят, как соблюдаются в России права верующих неправославных конфессий». При этом, следить за тем, как соблюдаются права верующих православных конфессии «Старший Брат» почему-то не намерен: «Делегация Комиссии США находится в Москве с 17 января и намерена покинуть Россию в ближайшую субботу. Ее представители уже встретились с уполномоченным по правам человека в РФ Олегом Мироновым, сотрудниками администрации президента, МИД и Минюста. По словам Ф. Гаер, Россия привлекла их внимание «в силу хрупкости ситуации, которая связана здесь не только с состоянием религиозных свобод, но и с состоянием свободы в целом».
Но каков идеал тех, кто работает в подобных комиссиях? Что ищут они в нашей стране, что хотят привнести? Большую статью под названием «Гражданская религия: pro et contra», посвященную понимаю религии в Америке и понятию «гражданская религия», опубликовал Владимир Легойда. В свое время американский социолог Роберт Белла развил теорию «гражданской религии». Владимир Легойда рассказывает читателям сайта «Религия и СМИ» о том, что же это такое и существует ли на самом деле «гражданская религия»: «догматы американской гражданской религии таковы: (1) Бог существует; (2) Его воля может быть выявлена и реализована через демократические процедуры; (3) Америка — это главный инструмент Бога в современной истории; американцы, Богом избранный народ, Новый Израиль: он совершил исход через океан и создал «град на холме», который служит путеводной звездой для наций, избравших путь демократии; (4) нация — это главной источник самоидентификации для американцев, как в религиозном, так и политическом смысле. … Что же касается собственно американской гражданской религии, то здесь налицо отдельное самостоятельное смысловое символико-ритуальное пространство (можно называть его религиозным, квазирелигиозным или даже крипторелигиозным). При этом данное смысловое пространство концептуализируется в традиционных религиозных рамках (наличие собственной догматики, агиографии, гомилетики) и фиксируется по всем правилам оформления религиозного культа (наличие своей литургики и обрядовости), не будучи при этом непосредственно связанным ни с одной конфессией».
К нападкам на Православную Церковь и Россию в последнее время активно присоединились и украинские либералы. На прошлой неделе они инициировали шумную кампанию, связанную с передачей священнослужителями Киево-Печерской лавры частицы мощей 17 святых праведников, в том числе и преподобного Ильи Муромца, в дар строящемуся в Ростове-на-Дону собору святителя Дмитрия Ростовского. «Мощи преподобного Ильи Муромца стали предметом политических спекуляций», сообщает сайт «Правда.Ru». «Депутаты Украинской Рады инициируют в связи с передачей мощей новый скандал между Россией и Украиной. Депутаты требуют возврата православных святынь на Украину. Громкие обвинения в адрес Русской Православной Церкви прозвучали от группы украинских депутатов. Фракция «Наша Украина», лидером которой является Виктор Ющенко, потребовала от кабинета министров страны срочно разобраться с передачей мощей в дар ростовскому храму, хотя речь в данном случае идет только о частицах мощей… смысл депутатских эскапад таков: мощи наших святых увозят в Московию, издеваются над историей украинского народа, расхищают наше национальное достояние. Уязвленные депутаты требуют поэтому возбудить уголовное дело против Московской Патриархии».
В сообщении пресс-службы УПЦ МП по этому поводу говорится, что «мощи угодников Киево-Печерских пребывают и будут пребывать во веки в нашей святой обители. Частички мощей наших преподобных есть во всех Поместных Православных Церквах, многих епархиях, монастырях и храмах. Они находятся и на Афоне, и в Иерусалиме, и это ничуть не умалило наших святынь, а лишь прославляет их». «А политическую провокацию из этого раздувают те люди, которые еще вчера были комсомольцами-атеистами, наследниками создателей ГУЛАГА, чьи руки по локоть в крови православных новомучеников, в том числе и киево-печерских, глумились над святыми мощами, выбрасывая их на улицы и выставляли в атеистических музеях. К примеру, нам недавно передали частицы мощей святителя Николая из Бари, преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры, частицу Животворящего Креста Господня из Иерусалима. Они теперь навечно в нашей обители. И никому в голову не приходит кричать о разворовывании святынь Италии, России, Израиля».
Там же, на официальном сайте Украинской Православной Церкви, говорится и о том, что «Филарет вывозил из Украины частицы мощей святых угодников сотнями не только до анафемы, но и после нее». Об этом же сообщает и «Русская линия».
По словам главы Синодальной богословской комиссии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископа Львовского и Галицкого Августина что «горе-патриоты упрекают УПЦ МП в непатриотизме», хотя сами «обманывают людей и являются незаконными и неканоническими». «Будущее за единой Украинской Православной Церковью», — заявил архиепископ Августин.
В Европе же на этой неделе обсуждалась проблема изменения правил, уже несколько столетий царящих на святой горе Афон. Евросоюз потребовал допустить женщин на эту, сугубо монашескую, территорию, напирая на то, что «все равны». Однако «министр культуры Греции Эвангелос Венизелос… подчеркнул, что устав древней православной монашеской республики, будучи уже закреплен в соответствующих актах Европейского Союза и в Конституции Греции, не подлежит дальнейшему изменению. Анализируя суть спорной резолюции Европарламента, Эвангелос Венизелос отметил, что на Афоне отсутствуют как таковые общественные места, которые были бы недоступны для посещения женщинами, ибо вся площадь этой самоуправляющейся области Греции является собственностью двадцати иноческих обителей». Одновременно «греческий министр выразил недоумение в связи с тем обстоятельством, что в фокусе внимания европейских парламентариев неожиданно оказался именно уклад жизни сообщества православных иноческих обителей Афона, а не, допустим, запрет для женщин участвовать в формировании правительства и реализовывать свои избирательные права в государстве Ватикан, входящем в Совет Европы», — цитирует слова министра сайт «Седмица.Ru».
На этом же сайте размещен большой материал преподавателя Свято-Тихоновского Богословского института А.В. Третьякова, посвященный вопросам возникновения и идеологии феминизма.
Однако Церковь нисколько не умаляет значение женщины — напротив, она с благоговением почитает лучших представительниц прекрасного пола. 25 января Православная Церковь отмечала день святой мученицы Татианы «и с нею в Риме пострадавших». Об этом рассказывает сайт «Правда.Ru». «Как гласит церковное предание, святая Татиана жила в Риме на рубеже II и III веков, во время жестоких гонениий на христиан. Ее отец, знатный римлянин, тайно исповедовал Христианство и воспитал свою дочь в христианском духе. Татиана не вышла замуж и отдала все свои силы на служение Богу. В тот период вся власть в Риме сосредоточилась в руках злейшего гонителя христиан Ульпиана. Татиану схватили и пытались заставить ее принести жертву идолу. Но в храме Аполлона, куда ее привели, дева вознесла молитву Христу — и произошло землятресение, языческий идол раскололся на части, а обломки храма погребли под собою жрецов. Язычники истязали Татиану. Во время пыток происходили многие чудеса: то палачи, о прозрении которых молилась святая, уверовали во Христа, то ангелы отводили от Татианы удары и избивали ее мучителей, то из ран ее вместо крови текло молоко и в воздухе разливалось благоухание. После страшных мучений Татиана предстала перед своими палачами и судьями еще более прекрасной, чем прежде. Язычники отчаялись сломить веру страдалицы и казнили ее. Вместе с Татианой был казнен и ее отец».
Газета «Известия» публикует статью настоятеля домового храма Мученицы Татианы при МГУ, протоиерея Максима Козлова «Почему Татьянин день — праздник студентов?». Подвергая сомнению традиционную версию о происхождении праздника, отец Максим так объясняет смысл покровительства святой Татианы российскому студенчеству: «Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны… И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — «один из». Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика