Русская линия
Православие.Ru Егор Коврижкин25.07.2012 

Не-пионерский лагерь

Времена пионерских лагерей давно прошли Лагерь *Звезда Вифлеема*. А с ними — и представление о лагере, качество отдыха в котором оценивалось приобретенными за лето килограммами и близостью моря. Сегодня задачу обеспечения досуга и отдыха ребенка каждая организация решает по-своему. В лагере все — разнообразие тематик, атмосфера, насыщенность и содержание программ — определяется мировоззрением руководителя, его представлением о пользе и ответственности за ребенка.

Все программы лагеря Звезда Вифлиема — это сюжетно-деятельностные игры. Где внутри игрового пространства разворачивается настоящая приключенческая миссия, в которой ребенку интересно думать, творить, исследовать, совершать собственные открытия, принимать совместные решения и учиться брать на себя ответственность. Созданная сказка, по сути, оказывается не игрой, а маленькой прожитой жизнью, дающей бесценный опыт.

О том, что воспитывать в современных детях, какими должны быть педагоги, что хорошего в «Хрониках Нарнии» и какие стереотипы разрушает детский православно-ориентированный лагерь «Звезда Вифлеема», нам рассказал его создатель Егор Коврижкин.

***

— Сегодня многие родители не доверяют такой форме отдыха,>как детский лагерь, на что есть веские причины. Почему все-таки вы занимаетесь этим делом? Каковы ваши представления о современном детском лагере?

 — Я в детстве тоже успел побывать в пионерских лагерях и тоже не доверяю этой форме отдыха. С самого начала при создании проекта «Звезда Вифлеема» хотелось уйти от стереотипных представлений о пионерском лагере.

В первую очередь речь идет о необходимости работать с детьми в небольших группах. В отличие от пионерского лагеря, где детей в отряде от 25 до 40 человек, мы работаем с группами из 12−16 детей.

Небольшое количество детей в группах позволяет ставитьЕгор Коврижкин

В наших программах развитию способности к сотрудничеству и конструктивной коммуникации уделено особое внимание.

Следующий стереотип о лагере наиболее ярко представлен в известном советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните, товарищ Дынин оценивал эффективность работы лагеря в граммах прибавки к весу у каждого пионера? «Что ни день — 100 грамм, а то и 150….»

С самого начала мы замышляли создать лагерь, который развивал бы в ребенке свободную и ответственную личность, способную самостоятельно начать свой собственный путь христианской жизни.

У меня был опыт преподавания в воскресной школе. Поэтому я не понаслышке знаю о том, что преподать детям истины из закона Божия — это лишь первый и далеко не самый важный шаг в становлении будущего христианина. Гораздо более важным представляется заинтересовать подростков вопросами о смысле человеческой жизни и сущности человеческой свободы. Поставить их перед необходимостью самостоятельно разбираться в том, как устроено мироздание и как выбрать свой собственный путь по жизни. Таким образом, программа лагеря выстраивается не на основе правильных прописных истин, которые должны быть заучены детьми, а на основе актуализации перед детьми вопросов, на которые им предстоит отвечать в течение, возможно, всей их жизни. Если говорить научным языком, то речь здесь идет о формировании у детей субъектной позиции по отношению к собственной жизни и к вере.

Следующий стереотип можно сформулировать так: главное, чтобы вожатые были хорошие. Если говорить про православный лагерь, то обычно требуется, чтобы вожатые были православными — а все остальное Господь устроит.

Поскольку наши программы связаны с развитием у детей способности к самостоятельному мышлению, сотрудничеству, конструктивной коммуникации, развивают в детях способность к совместному творчеству, к совместной выработке стратегий деятельности, началам сценирования и проектирования, то от воспитателя, помимо веры, требуется еще очень многое.

Наш педагогический коллектив — это наше главное достояние. Мы очень серьезно подходим к вопросу отбора и подготовки кадров. Естественно, в лагере воспитателями работают только верующие воцерковленные люди, для которых вера — не музейное достояние, а основа жизни. В нашем лагере на каждой из программ ядро коллектива составляют опытные воспитатели, работающие не первый год. В течение всего года мы проводим для них курсы повышения квалификации и даем им возможность постоянно оттачивать свое педагогическое мастерство в рамках тренингов, клубных встреч с детьми, творческих студий и других мероприятий. Новые люди, желающие сотрудничать с нами, обязательно проходят курс занятий в «Школе практической педагогики». Обычно из 40−50 человек, приходящих к нам на собеседование, для дальнейшей работы с детьми после обучения мы приглашаем восемь-десять.

Такой жесткий отбор связан с тем, что воспитатель должен демонстрировать не только веру, но и умение самостоятельно размышлять, умение работать в команде, умение руководить детским коллективом и вести за собой. Собственно, он должен демонстрировать все то, чему мы хотели бы научить детей, а это — редкие способности.

— Лагерь «Звезда Вифлеема» создает свои программы на основе сюжета сказок «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Однако Льюис — не православный автор. Нет ли здесь опасности посеять в детях заблуждения западного общества, чуждые Православию?

 — Льюис — христианский писатель. По его собственным словам, он написал свои сказки «Хроники Нарнии» для того, чтобы в доступной для детей форме представить основные законы мироздания, каким оно видится христианской традиции. Нарния — это сказка. И как сказка, она имеет право на то, чтобы быть упрощенной моделью реальности. Однако это модель, в которой прослежены основные аспекты христианской картины мира. Например, мир Нарнии создан из пустоты единым Творцом по имени Аслан. В этом мире разумные существа получили от Творца дар предельной свободы выбрать Добро или зло. В этом мире есть множество ярких героев и рыцарей, жертвующих самым ценным, что у них есть, ради сохранения и развития Нарнии как мира, в котором разумные существа свободно следуют воле Творца. Этот мир существовал до тех пор, пока в нем были разумные существа, которые сознательно избирали путь к Творцу, путь по его воле. И этот мир завершил свое существование, когда в бою за Аслана перед лицом религиозного безразличия и алчности пал последний рыцарь.

Именно поэтому мы считаем, что по мотивам этой сказки можно создавать программы христианского воспитания детей в мире, где граница между добром и злом давно стерта. В первую очередь нам важно восстановить именно ее, утвердив в сознании детей, что единственным мерилом того, что есть Добро, а что зло, является Творец мира, а отнюдь не человек с его ненасытным стремлением к покою и комфорту.

Я согласен с тем, что в «Хрониках Нарнии» есть ряд моментов, которые вызывают недоумение. В частности, автор называет действия Аслана в мире «древней магией», что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо. Именно поэтому мы не строим программ по сюжету самих сказок, а используем созданную Льюисом модель мира для своих собственных сюжетов, в которых создаем своих собственных героев, четко различающих магию и чудо Божие. У нас есть несколько программ, основной задачей которых является понимание детьми, в чем состоит онтологическая подмена магии и в чем отличия истинной веры в Бога, дающей силы действовать на благо мира и общества.

— В июне этого года лагерь «Звезда Вифлеема» проводил свою программу в Израиле. Расскажите, пожалуйста, в чем специфика этой программы.

 — Это был наш первый опыт. Святая Земля — место традиционного христианского паломничества к местам, связанным с жизнью Спасителя.

На наш взгляд, сегодня, в обществе потребления, смысл паломничества сильно искажен. Многие современные «паломники» едут к святыням за исцелением и «исполнением благодатью». Таким образом, в сознании современного человека Бог превращается в служебную силу, обеспечивающую комфорт и благоденствие людей в ответ на совершение людьми ряда ритуальных действий.

Наша программа создана для того, чтобы открыть детям изначальный смысл паломничества к святыне. Этот смысл видится нам в том, что человек приходит не для того, чтобы что-то получить, а для того, чтобы отдать самое драгоценное, что у него есть, — свое время и силы, — на служение Богу.

В течение 10-дневной программы мы посещаем на Святой Земле только несколько основных мест: это храм Гроба Господня, Иудейская пустыня, древний Иерихон, Сорокадневная гора, река Иордан, Галилейское море, гора Фавор. При этом к посещению каждой святыни мы готовимся вместе с детьми, разбираясь в Священном Писании, в значении этого места в истории. Через различные творческие формы мы включаем детей в осмысление сложных ситуаций, связанных с тем или иным святым местом. Важнейшим для нас является пробудить у детей живой интерес к священной истории, дать детям почувствовать себя ее живыми наследниками.

Однако эта программа предполагает много активности, много подвижных игр. Как и в подмосковных программах, здесь особое внимание уделено обучению детей сотрудничеству. На наш взгляд, сотрудничество есть первый шаг к умению совместно с другими людьми, соборно искать и постигать Бога и Истину.

С Егором Коврижкиным беседовала Юлия Руденко

http://www.pravoslavie.ru/guest/55 016.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru