Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина06.02.2003 

НЕДЕЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 27 января — 3 февраля. — Рождественские чтения. — Дети, Церковь и журналисты. — Министр не признал учебник. — Семья — малая Церковь. — Белоруссия: сотрудничество с Церковью.

26 января 2003 года в Государственном Кремлевском дворце Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл ХI Международные Рождественские образовательные чтения и возглавил первое пленарное заседание. Об этом сообщает сайт «Седмица.Ru». «В XI Рождественских чтениях принимают участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, государственные деятели, ученые, деятели культуры и образования… ХI Международные Рождественские образовательные чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, посвящены задачам, стоящим перед образованием и культурой России, и осмыслению их в свете Православия». В числе обсуждаемых проблем были вопросы «о значении Православия для возрождения и преображения жизни Российского общества, о православном осмыслении важнейших проблем современности, о воссоздании русской культуры образования, о воспитании подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству».
Там же опубликован и полный текст «Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии XI Международных Рождественских образовательных чтений». Говоря о возрождении духовной культуры, Патриарх Алексий отмечает, что далеко не все осознают то, какое значение это имеет для будущего страны: «Не стоит сердиться на тех, кто пока этого в должной мере не понял или не может избавиться от навязчивой боязни попасть под власть некоей новой идеологии. Кроме того, сегодня мы являемся свидетелями активной пропаганды, направленной против культурных ценностей нашего Отечества». «Судьба России, ее будущее — в руках педагогов, воспитателей и учителей… Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
По сообщению агентства «Благовест-Инфо» «участники XI Рождественских образовательных чтений поддержали инициативу главного редактора журнала „Русский дом“, предложившего создать федеральный православный телеканал». Александр Крутов считает, что современные СМИ «искусственно формируют у россиян «спрос на безнравственность»: «В результате разрушительного воздействия СМИ, считает главный редактор «Русского дома», современное общество «превращается в сборище ржущих и жующих тупоголовых кретинов, радостно ржущих над скабрезностями и матом пошляков-ведущих и хохмачей-артистов, аплодирующих гнусным откровениям якобы реальных героев шоу». По мнению редактора «Русского дома», создание православного телеканала «вполне реально»: «Нам необходимо, прежде всего, активнее участвовать в общественной жизни, давать оценку происходящим событиям в приходах, проводить своих людей в исполнительную, законодательную и судебную власть, в СМИ».
Проблема воспитания, поднятая на Рождественских чтениях, не оставила равнодушным и светского журналиста Александра Адамского, творящего для газеты «Время МН». Свое мнение на проблему воспитания детей и отношение к Церкви он изложил в статье «Дети и церковь». Автора смущает, с одной стороны, участие министра образования Филиппова и президента Российской академии образования Николай Никандров в Рождественских чтениях. С другой стороны — позиция правительства: «Как обычно, вынашиваются планы создания совета при министерстве для выработки концепции, стратегии, программы и так далее. Я абсолютно убежден, что создавать подобные советы при министерстве бесполезно. Вообще, … можно сказать, что образование — слишком сложная и серьезная сфера, чтобы доверять управление ею Министерству образования». О том, кому же можно доверить столь «сложную и серьезную сферу», автор не сообщает. Видимо, эта тайна известна только журналистам «Время МН». Но автор статьи сокрушается, что, не смотря на все усилия, его труды пропадают даром: «дискуссии в прессе практически никакого влияния на церковь и министерство не имеют, а явочным порядком происходит внедрение церковной идеологии в образование», чего бы г-н Адамский не хотел. Почему, опять же автор не объясняет. Это лишнее. Зато он укоряет государственных чиновников в отсутствии слаженной позиции и взывает к высшим, по его мнению, понятиям: «Но есть Конституция и законодательство. И, согласно российским законам, государство не вправе вмешиваться в религиозное самоопределение граждан и тем более насаждать религиозное обучение. А это значит, что любой родитель любой школы вправе сам решать, будет в школе изучаться одна из религий или не будет. Не просто ходить его ребенку на эти уроки или не ходить, а будет или не будет этот предмет преподаваться в школе. И подать в суд на школу, которая без его согласия ввела такой предмет. Что мы и рекомендуем нашим читателям». Вот какой молодец Александр Адамский! Научил бедных, загнанных в угол родителей, что делать — судиться и требовать возмещения ущерба: «Это, конечно, не «Норд-Ост», но сумма ущерба тоже может быть немаленькая». И сколь уместно упоминание Норд-Оста! Какая разница — чеченские террористы на вас напали или вводят в школе «Основы православной культуры» — бегите в суд, требуйте денег и ваши дети вырастут достойными сынами своих родителей и Отечества.
Министр образования Владимир Филиппов все еще пытается объяснить особо сообразительным журналистам, что «религию» в школах преподавать не будут. По сообщению сайта «Страна.Ru», Владимир Филиппов прямо заявил, что «Преподавать в школах религию нельзя, религию должны преподавать в специальных учебных заведениях», — пояснил он. Что касается школы, добавил министр, здесь можно говорить о преподавании «не культа и культовых знаний, а основ культуры». При этом министр решил отмежеваться от обсуждаемого и судимого российскими правозащитниками учебника «основы Православной культуры»: «министр сообщил, что такой учебник не поступал на официальную экспертизу в Министерство образования РФ. Вместе с тем В. Филиппов не исключил, что учебник мог поступить в школы, поскольку до лета 2002 года «любой человек мог написать учебник, а школа могла закупить учебник и по нему преподавать». В настоящее время принят закон, согласно которому для преподавания в школах могут использоваться только те учебники, на которых стоит гриф Минобразования России».
Решение проблем образования, воспитания, сохранения нравственной и духовной целостности — звенья одной проблемы — выживания России как государства и русских как нации. Демографический вопрос — это индикатор сегодняшней России — ее бед и проблем. Об этом говорилось на Всероссийской конференции «Демографический кризис как комплексная проблема», о которой рассказывается в статье «На России поставлен крест», опубликованной на сайте «Правда.Ru». «Среди множества интересных и ярких выступлений доклад доктора медицинских наук Игоря Гундарова все-таки выглядел настоящей сенсацией. По словам Гундарова, наука теперь официально признает то, что раньше категорично отрицала: наличие в человеке некой субстанции под названием «душа». Более того, ученые рассматривают болезнь этой самой души в качестве основной причины демографического кризиса». По словам ученых, «нынешний демографический кризис в России характеризуется не столько спадом рождаемости, сколько небывалым уровнем смертности. Медики даже говорят о сверхсмертности. Ежегодно население страны сокращается на 0,7 процента… Если угасание нации будет происходить теми же темпами, то через 13 лет россиян станет меньше на 15 миллионов». «Не обнаружив истоков демографической катастрофы в реальной действительности, ученые обратили свои взоры в сторону ирреального мира. Отцы науки заново проштудировали труды религиозных деятелей, вспомнили божественные заповеди, проанализировали список смертных грехов. … Призвав на помощь данные госстатистики, они выяснили, что чем чаще люди нарушают заповеди, тем выше показатели смертности». Именно так возникла теория отторжения души: раньше у россиян была душа, «ориентированная на равенство и братство». Но в 90-х годах «душу эту ампутировали острым политическим скальпелем и пересадили на ее место другую — «капиталистическую» — душу… Новая чужеродная душа не прижилась и стала отторгаться организмом нации, как порой отторгается трансплантированная почка. Поэтому нация стала умирать… Профессор Гундаров считает, что теперь нам надо срочно реанимировать нравственное начало и даже экономику строить на принципах нравственности и справедливости».
По сути, демографы лишь подтвердили то, о чем уже две тысячи лет говорит Церковь. Изменения нужны. Но насадить «сверху», приказом любовь к ближним невозможно. Она должна терпеливо выращиваться с детства, и корни ее — в семье. Именно поэтому сегодня все больше и больше становится актуальна проблема настоящей семьи, христианского брака. Об этом — телевизионная передача «Православной энциклопедии» «Христианский брак — Таинство Любви», текст которой опубликован на сайте «Седмица.Ru». Начало разрушению семьи было положено еще после революции: «Сразу после революции большевики отменили церковный брак и заменили его гражданским. О Таинстве создания семьи стали говорить грубо и просто — сойтись. Идеологи семейной реформы утверждали, что на смену семье скоро придет индивидуальная половая свободная любовь. Опомнились только в середине 1940-х гг., когда в стране катастрофически упала рождаемость… Сегодня общественная мораль менее строга: по данным статистики 70% людей считают гражданский брак нормой». В нашу жизнь возвращается Таинство Венчания. О нем рассказывает декан факультета церковной журналистики Российского Православного университета, клирик храма св. мученицы Татьяны при Московском государственном университете священник Владимир Вигилянский: «Брак, совершаемый через венчание в Церкви, действительно, является Таинством. Апостол Павел говорит, что брак, между мужчиной и женщиной — это великая тайна. Прочность семьи зависит от очень многих обстоятельств. Человеку мало любить и тянуться к другому человеку, еще нужно дружить с ним, нужно его уважать… Церковь придает венчанию очень большое значение, поскольку речь идет о создание не только семьи, но и малой церкви… В церковном браке супружеская любовь только укрепляется с годами». Всем также знакома история любви святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских Чудотворцев: «их путь к семейному счастью прошел через испытания болезнью, социальным неравенством и изгнанием из родного города. Супруги умоляли Господа позволить им завершить жизнь вместе. В тот день Феврония, ставшая инокиней Евфросинией, вышивала в своей келии воздух для храма. Тут к ней явился посланник от умирающего князя Петра. Феврония попросила подождать, пока закончит работу. И только в третий раз, когда князь сказал: «Уже бы хощу преставитися и не жду тебя», Феврония воткнула в свою работу иголку. Смерть святые встретили вместе, и даже она их не разлучила. Петра и Февронию пытались похоронить раздельно, но на утро «обретошася святии во едином гробе».
Сегодня, когда на повестке дня особенно остро встали вопросы укрепления духовного стержня России, становится очевидным, что, действуя независимо друг от друга, государство и Церковь не справятся со столь серьезной задачей. Именно поэтому встает вопрос о сотрудничестве. В Белоруссии, переживающей подобные проблемы, этот вопрос активно решается: «Церковь и государство в Белоруссии регулируют взаимоотношения», сообщает сайт «Newsru.com». «Сотрудничество государства с Церковью является условием общественной стабильности, гражданского единства и религиозного мира», — говорится в проекте соглашения Белорусской Православной Церкви. В проекте отмечается, что государство «признает Церковь важнейшим социальным институтом, а духовные и культурные ценности Церкви — основой национальной идеи белорусского народа». Церковь же «относится к государству как к необходимому социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, охранять нравственность, духовные и культурные ценности». «В документ включен также пункт о недопустимости массового или неоправданного применения абортов и признании права медицинского работника «на отказ от проведения абортов по религиозным или личным нравственным убеждениям». Подписание документа запланировано на середину февраля», — говорится в сообщении.
В другом же соседнем с нами государстве, Украине, вопрос о взаимодействии Церкви и государства пока не стоит. Более того, оппозиция активно поддерживает различные раскольнические группировки, используя их в политической борьбе. К сожалению, пока вопросы политики затмевают другие, вечные вопросы, а борьба со стороны раскольников ведется на самом примитивном уровне: «Руководители Киевского патриархата негласно «учредили» конкурс на лучшую «настенную надпись» против канонической Церкви», сообщает сайт «Православие в Украине». «Главный приз» скорее всего, получит «талантливый» человек, выполнивший «остроумную» надпись на бетонной стене, расположенной как раз напротив Киево-Печерской Лавры… Вероятно люди, которые несут у Михаила Денисенко такое послушание, как и он не имеют ни какого отношения к Церкви Христовой. С другой стороны, филаретовцев также можно «понять». Надо же как-то обосновывать свое пребывание вне Тела Христова. Вот и приходится им чертить свои «аргументы"-граффити столь нетрадиционным способом».
Взаимоотношениям трех славянских народов — русских, украинцев и белорусов, посвящена статья «Три ветви русского народа и новый мировой порядок» М. Назарова, опубликованная на сайте «Радонежа». «Начнем с бесспорного факта: до 1917 г. малороссы, белорусы и великороссы считали себя единым русским народом, составлявшим основу Российской империи. Сегодня это три самостоятельных государства: Российская Федерация, Украина и Белоруссия». Автор предпринимает попытку рассмотреть наиболее острые проблемы этих трех государств в «историософском» ключе, то есть исходит «из православного понимания смысла истории. Автор кратко останавливается на проблеме истории человечества, исходя из того, что «вся земная история человечества представляет собой драму … борьбы Закона Божия и «тайны беззакония». Беззаконие идет к своему господству постепенно, не в силах одержать быструю победу из-за сопротивления «удерживающего» (2 Фес., 2:3−8)… Именно этим удерживающим служением Богу объясняется геополитическое чудо России, освоившей шестую часть суши. …изначально это удерживающее русское призвание относилось ко всем нам. Все мы изначально были одним народом — Русью, выступившей на мировую арену истории как великое христианское государство после ее Крещения св. равноапостольным Великим князем Владимиром. У нас были общие язык, территория и власть, общие летописи, герои и святые, общая Церковь и мировоззрение. И общая предназначенная Богом судьба в нашем имперском геополитическом расширении». Далее автор рассуждает о том, что со временем произошло выделение украинцев и белорусов как отдельных наций: «И нельзя не видеть, что отколы частей русского народа стали позже происходить именно как отколы от общего русского призвания быть вселенским «удерживающим», — а совсем не ради его сохранения». Сепаратизм Малороссии поощрялся геополитическими противниками из-за границы: «Для этого услужливые «ученые» искажали и малороссийский язык (вводились немецкие и польские слова, чтобы он отличался от русского), и историю Малой Руси. Придумали теорию, что издревле существовал «особый украинский народ», который имел «отдельный от русского язык» (которых тогда просто не было)». Но это сепаратизм был чужд как простым малороссам, так и белорусам. Сегодня же, когда после семидесяти лет идеологического социалистического единства, государство распалось и «почти во всех бывших республиках национализм сочетается с государственной русофобией, которая стала необходима перекрасившимся номенклатурщикам для оправдания своих неправедных деяний… Конечно, огромную роль в этом сыграла антирусская политика и пропаганда Запада, которая ярко выражена в так называемом «Законе о порабощенных нациях», принятом в США в 1959 г. и не отмененного до сих пор; в нем русский народ не включен в число угнетенных интернациональным марксизмом, но выступает в виде поработителя Украины и Белоруссии, мифических «Казакии» и «Идель-Урала», даже Китая и Тибета, чью борьбу за независимость «от русского коммунизма» США официально обязались поддерживать». И сейчас США видят в возможном восстановлении единой исторической России «угрозу американским национальным интересам».
«Сепаратистские устремления прочь от единой российской православной государственности всегда были, с духовной точки зрения, отходом от российской миссии удерживающего и переходом на другую сторону фронта в идущей мировой духовной борьбе», — считает автор. Именно поэтому необходимо объединятся не только экономически, но и духовно: «Единственная структура власти, которая и сегодня все еще сохраняет единую территорию исторической России со всеми тремя ветвями общерусского народа — это Русская Православная Церковь».
Газета «Известия» подробно рассказывает о визите американской комиссии, которая тщательно ищет в России «нарушения религиозных свобод». Об этом — статья Александра Братерского и Андрея Зайцева «Политическая теология». Поводом для приезда комиссии «стало обсуждение в нашей стране вопросов противодействия религиозному экстремизму, который рассматривается как возможный источник возникновения угроз национальной безопасности РФ. В прошлом изыскания подобных комиссий нередко завершались принятием властями США санкций в отношении нашей страны». При этом, по словам председателя комиссии г-жи Гаер, «ни одна страна СНГ не входит в составленный комиссией список «стран повышенного внимания», в которых ущемляются религиозные и политические свободы». То есть, например, раскольнический экстремизм на Украине не ущемляет прав Православной Церкви. «В предыдущих докладах, посвященных России, комиссия отмечала случаи с отказом в регистрации церкви «Свидетели Иеговы», запрет местных властей представителям некоторых нетрадиционных для России конфессий использовать кинотеатры и концертные залы для проповедей. С подобными случаями проверяющие столкнулись и сейчас». Остается только недоумевать, почему Америка проверяет Россию, а не наоборот?
Однако мировое давление со стороны Америки уже породило проблему терроризма и террористов. Доктор Ахмад Наджем Мухи аль-Дин, известный палестинский психолог, опубликовал в лондонской газете «Аш-Шарк аль-Аусат» статью, посвященную феномену террористов-самоубийц. Пересказ этого материала помещает сайт «Газета» в статье «Назовем их ищущими смерть». Ученый не рассматривает политическую или религиозную сторону этого вопроса, изучая лишь психологический аспект: «люди становятся террористами-камикадзе вследствие того, что испытывают серьезные проблемы с психикой и находятся на грани душевной болезни. После всестороннего анализа подобных актов, их причин и психологических факторов, занимающих главное место в существовании этого явления, я пришел к выводу, что молодых людей, осуществляющих теракты-самоубийства, можно разделить на две группы. К первой принадлежат молодые люди и девушки, которые открыто заявляют о своем намерении совершить теракт-самоубийство для достижения политических целей или во имя мести. Мы назовем их образно группой людей, готовых к смерти. Ко второй группе относятся люди, просто желающие смерти. Мы назовем их ищущими смерть». Автор утверждает, что эти люди — душевнобольны и требуют лечения.
Однако, подобные душевные болезни сегодня — востребованы различными радикальными течениями ислама. И даже у мусульманских лидеров это вызывает обеспокоенность: «Духовенство Ингушетии обеспокоено ситуацией в республике. …имамы населенных пунктов направили обращение президенту республики Мураду Зязикову… В обращении говорится, что в последнее время в Ингушетии активизировались представители экстремистского религиозного течения — ваххабизма, а у его сторонников появились свои идеологические лидеры». Об этом сообщает сайт «Newsru.com». Духовенство просит главу республики не допустить раскола в ингушском народе, а также применить силовые методы в борьбе с подобные течениями.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru