Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10−17 февраля. — Обращение к Президенту. — Противостояние муфтиев. — Госдума против экстремистов. — Коммерчески-идеологический проект им. св. Валентина. — Сретение Господне.
На прошлой неделе сайт общества «Радонеж» публикует «Обращение участников ХI Международных Рождественских Образовательных чтений к Президенту Российской Федерации В.В. Путину». В обращении говорится о единодушной поддержке участников Рождественских чтений «активно развивающейся в нашей стране практики изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Учитывая духовную, культурную, историческую роль Православия для России, авторы обращения отмечают, что «только совместными усилиями Церкви, общества и государства можно справиться с негативными тенденциями нынешнего развития нашей страны». Для этого нужно возвращение духовно-нравственных традиций Православия в школу: «Должно быть сделано все возможное, чтобы развитие практики изучения православной культуры в российской школе осуществлялось свободно, без нарушения прав ребенка, с учетом законных прав и интересов родителей, учащихся, педагогов на благо всего нашего общества и государства». Однако эти благие намерения натыкаются на упорное сопротивление со стороны «безответственных людей, одержимых греховными страстями», которые «ради наживы сеют вокруг себя ядовитые семена зла и разрушения, пытаясь убить в неокрепших детских душах стремление к подлинной духовной культуре, искоренить стремление к нерушимому семейному укладу, к нравственной ответственности перед близкими, родными, выкорчевать любовь к своей родной земле», преподнося им вместо культуры «омерзительную смесь пошлости, насилия, разврата, которую непрестанно извергают на нас СМИ — телевидение, бульварные журналы и газеты, распространяющиеся безо всякого ограничения, которые невозможно взять в руки любому приличному человеку, а не только ребенку». На сайте «Государство и религия» опубликованы две рецензии на Проект примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»: одна — президента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Н.Д.Никандрова от 18.10.2002, вторая — заместителя председателя отделения Теологии УМО классических университетов России, профессора, протоиерея Владимира Воробьева от 15.10.2002 г. В первой рецензии, в частности, говорится: «Таким образом, Примерное содержание образования по учебному предмету „Православная культура“ для средней школы соответствует условиям и нормам деятельности современной российской системы образования, что позволяет организовывать изучение православной культуры по данному содержанию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в форме отдельного социально-гуманитарного учебного предмета по выбору учащихся, родителей, образовательных, учреждений и регионов». Во втором тексте значится следующее: «Проект Примерного содержания образования по учебному предмету „Православная культура“ разработан с учетом основных программных документов о модернизации и развитии образования Российской Федерации, поэтому соответствует нормативно-правовым требованиям российского законодательства об образовании. Одним из главных достоинств данного проекта является стремление авторов ввести новый предмет в программу школ именно как социально-гуманитарную дисциплину, составляющую часть образования конкретной этноконфессиональной и цивилизационной направленности. В силу вышесказанного, изучение „Православной культуры“ не препятствует свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению учащихся». К слову пришлась и заметка с сайта «Религия и СМИ» «США: Школы, запрещающие ученикам молиться, могут лишиться государственного финансирования», в которой говорится о том, что «администрации американских государственных школ не имеют права запрещать ученикам молиться за пределами классных комнат, а также препятствовать проведению религиозных собраний учителей. В случае, если руководители школ не подчинятся этому правилу, их учебные заведения могут лишиться финансирования из государственного бюджета». Между тем, против предмета «Православная культура» выступил муфтий Равиль Гайнутдин, который от имени Совета муфтиев России сделал ряд заявлений, которые «могут представлять угрозу для исламского сообщества России и мусульманско-православных отношений». Об этом говорится в «Заявлении Центрального духовного управления мусульман России N15 от 14 .02.2003 г. по поводу выступлений председателя Совета муфтиев России, муфтия Равиля Гайнутдина». В документе разоблачаются лживые заявления Р. Гайнутдина и отмечается, что «всё это нагнетание в обществе истерии совершенно без каких-либо реальных оснований затмевает разум некоторых людей до того, что эти люди, считающие себя представителями Высокой Религии Пророка, требуют запретить изучение традиционной религиозной культуры в школах, оставив детям из верующих семей только одну возможность узнавать свою традиционную духовную культуру в светской школе — в курсах философского религиоведения. Причем муфтий Равиль Гайнутдин полагает, повторяя безграмотные мысли приверженцев атеистической идеологии, что на этих курсах у детей не должно и не будет формироваться «определенного отношения к религии». Документ подписан заместителем председателя Центрального духовного управления мусульман России по информационному взаимодействию, муфтием Фаридом Салманом. В свою очередь, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин в своем on-line интервью «Известиям», напротив, поддержал введение в школах предмета «Основы православной культуры». По его словам, «представители традиционных конфессий нашей страны, в том числе и мусульманских в лице ЦДУМ России и Высшего координационного центра духовных управлений мусульман Северного Кавказа, осудили муфтия Равиля Гайнутдина». Также Талгат Таджуддин подчеркнул, что со Святейшим Патриархом Алексием у него «самые дружественные и братские отношения. Я испытываю к нему глубочайшее уважение и почтение». Тема выставки «Осторожно, религия!» еще раз появилась на этой неделе на страницах СМИ. «Радонеж сообщает, что вопрос о событии в Сахаровском центре был рассмотрен на заседании Госдумы: «Госдума в среду обратилась к генпрокурору РФ Владимиру Устинову с просьбой привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки «Осторожно: религия!» за разжигание религиозной вражды. 256-ю голосами «за» (при необходимом минимуме в 226) депутаты приняли соответствующее обращение к руководителю Генпрокуратуры и высказали мнение о необходимости принять меры «в рамках осуществления прокурорского надзора» и провести незамедлительную проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами данной выставки… По мнению парламентариев, в экспозиции «было представлено большое количество экспонатов, унижающих религиозные чувства православных верующих», которые являются «кощунственными и оскорбительными» для их чувств». Размышления о том, как реагировать на подобные провокационные акты, содержатся в статье «Смиренное сопротивление» Олега Белякова. Сопоставив светскую, светско-религиозную и собственно православные точки зрения, автор говорит о полярности мнений между отношением к событию секулярного общества и православного. Вполне вероятно, считает автор, что подобные акции будут вновь повторятся с целью спровоцировать православных, оскорбить их, «поставить на место». «Потому с необходимостью встает вопрос о пресечении длящегося антиправославного акта и формах этого пресечения. До решения этого вопроса должно быть четко определено, что мы имеем дело с очевидным злом, которое подлежит пресечению. Нужна уверенность в собственной правоте, т. е. доказательство наличия зла. Эта проблема имеет те же два аспекта: светский (т.е. наличие признаков правонарушения) и религиозный — факт надругательства над святынями… И бывают ситуации, когда иного выхода, кроме силового, попросту не будет (когда, к примеру, на Ваших глазах портят икону). Но будем готовы и к тому, что методы кощунников от раза к разу станут более изощренными. В таких ситуациях без знания об отношении Церкви к тем или иным явлениям общественной жизни силовые действия могут обернуться во вред Православию, будучи использованы в своих целях его противниками. Об этом, а не только об отсутствии страха за свою личную судьбу должен помнить каждый христианин, вынуждаемый обстоятельствами реагировать немедленно», — пишет автор. Далее Олег Беляков рассуждает о том, что законодательство — несовершенно, и защитить себя через суд православным не всегда возможно, но «нужно понимать, что одобрение побудительных мотивов совершающих силовое пресечение кощунства, и даже несогласие с судебным вердиктом, их осуждающим, не должно а) служить призывом к насилию, как чуть ли не главной и единственной форме противостояния богоборцам; и б) пониматься как заведомое неприятие судебных решений и неготовность принять наказание от светской власти. Ведь и Сам Господь предупредил Своих последователей о том, чтобы они готовились к гонениям за веру. Важнее осознать не только последствия для себя лично, к которым каждый в отдельности может быть и внутренне готов. Вред — и весьма существенный, — может быть нанесен всей Церкви, ее положению в обществе и взаимоотношениям с государством». Ведь подобные провокации на руку тем, кто уже сегодня борется с Православием и Церковью. Однако, «оставшись в стороне, не вмешиваясь, мы попускаем, а значит и соучаствуем в зле». Автор отмечает, что «участившиеся провокации, полуистерическая реакция либеральных экстремистов на январские события свидетельствуют о том, что давление на Церковь, на всех православных будет неуклонно возрастать». А значит, «наступает момент истины для многих, кто еще не до конца определился в своих убеждениях». И здесь свою роль должна сыграть православная журналистика. Сегодня многих пытаются уловить и засунуть в рамки «политкорректности», вежливого молчания и признания в том, что ты не обладаешь истиной в последней инстанции, что все ценности — равно ценны и имеют право на существование. По сути, сегодня истиной в последней инстанции может являться только то утверждение, что последних истин нет и быть не может. Именно об этом говорит в своей книге «О нашем поражении» диакон Андрей Кураев, рассуждая по «последних временах»: «В том Царстве антихриста, которое описывает Апокалипсис, у человека будет свобода — выбирать того или иного кандидата, купить эту марку холодильника или иную. Но вертикали не будет. По верной мысли Г. Померанца, «само обращение к Богу создает вертикаль, создает новую степень свободы — вверх. Без иерархии высота свободы неполна — есть только топтанье вправо-влево, вперед-назад». Мир, в котором нет вертикали, нет иерархии ценностей — это мир пошлости. Все занижено. Все плоско. Все одинаково. Обо всем можно судить и рядить одинаково. Мы и наши моды — мерило всего. И человек забывает, что он призван к служению. Он забывает, что жить можно только ради того, за что не страшно умереть… Потеряв небо над своей головой, человекобог присваивает себе право судить всё и всех» Однако и в такой ситуации, в таком обществе христианин должен оставаться христианином, должен быть способен защитить свою веру. Об этом — в интервью диакона Андрея Кураева газете «Консерватор», названное «Консерватизм — это крест». Диакон рассуждает о том, почему так быстро было сломлено православное государство после революции: «Люди воспринимали веру или как нечто само собой разумеющееся, или как-то, за сохранение чего отвечает государство. Или батюшка. И, соответственно, люди не были готовы к самоорганизации. И буквально к физической защите своих святынь — и к тому, чтобы знать свою веру настолько хорошо, чтобы передать ее своим детям вопреки давлению официальных органов». В связи с этим, считает отец Андрей, тоже стоило бы задуматься о защите своих ценностей: «Если тебя бьют в самые болевые места, а ты никак не реагируешь, то одно из двух: или ты свят — или ты мертв. Поскольку у меня нет оснований считать свой народ в его нынешнем состоянии святым, то отсутствие реакции на бесконечный поток оскорблений и провокаций — это, скорее, очень печальный признак угасания жизни вообще. С точки зрения стороннего наблюдателя, человека, желающего, чтобы история России продолжалась, — я, скорее, радуюсь, что у нас еще есть мужики, которые могут пойти и в конкретной точке конкретными действиями осадить хулиганов». Обладание религиозными ценностями сегодня в глазах «цивилизованного человека» — скорее признак отсталости. Секуляризация общества фактически завершена. И об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что Евросоюз не включил в проект Конституции ЕС положение о защите религиозных ценностей. На прошлой неделе Русская Православная Церковь «призвала создателей проекта Конституционного договора Европейского Союза включить в документ положения о защите традиционных религиозных ценностей», — сообщает «РИА-Новости». Русская Православная Церковь «предлагает включить в проект документа «упоминание о христианском наследии ЕС, также как и о других религиозных традициях и секулярной мысли"… Предлагается также закрепить в проекте «положение о механизме консультаций европейских органов с религиозными общинами ЕС». Эта норма позволит учитывать мнение религиозных общин при принятии важных решений в области культурной, информационной и научной политики. Кроме того, Русская Церковь предлагает внести «положение о прерогативе стран-членов ЕС в вопросах регулирования религиозной сферы». По словам митрополита Кирилла, сегодня можно наблюдать «настойчивые попытки закрепить на уровне ЕС нормы, не соответствующие религиозному и мировоззренческому выбору некоторых народов». Ярком примером подобной секуляризации сознания как европейского, так и российского общества может служить так называемый «день святого Валентина», празднование которого активно насаждается уже несколько лет. Накануне 14 февраля все радиоканалы только и говорят о наступающем дне всех влюбленных, а имя св. Валентина сегодня стало символом «соблазна», «страстей», «бурной любви». При этом большинство отмечающих этот «праздник», в общем, нисколько не интересуются ни самой личностью святого Валентина, ни тем, связано ли как-то его жизнь с современной коммерциализированной реальностью. Об этом «празднике блуда» — статья священника Андрея Канева в «Православной газете», названная «В Европе прорвало культурную канализацию, а у нас все всплывает…». По словам священника, в Интернете можно обнаружить много страничек, посвященных этому дню. В них рассказывается следующая история. В 269 году по Р. Х. при императоре Марке Аврелии Клавдии II Готском жил священник Валентин. Император не разрешал жениться своим солдатам, а священник Валентин тайно их венчал, писал любовные письма, сводил людей. За это его бросили в темницу, где он исцелил дочь тюремщика, в которую был влюблен. И, ведомый на казнь, он написал ей любовное письмо и подписался «Твой Валентин». Отсюда, якобы, повелось дарить возлюбленным письма и подарки. Но дело в том, что расказанная интернет-сказочниками история — ложь: «Давайте изучим житие священномученика Валентина Римского. О святом мы узнаем, что он был схвачен за исповедание Христа, закован в кандалы и приведен к императору Клавдию для допроса. «Что ты думаешь о боге Зевсе и Меркурии?» — спросили его. «Ничего другого я не думаю, — сказал святой Валентин, — как только то, что они были жалкие и нечестивые люди, которые время жизни своей провели нечестиво, в пороках и удовольствиях». Своим мучителям он так же рассказывал о Христе, о спасении, предлагал императору покаяться. Поскольку святой Валентин был мужем почтенным и мудрым, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, для того, чтобы победить веру Валентина в словесных спорах. Придя в дом Астерия, святой молился Богу. Астерий услышал, как святой Валентин называет Иисуса Христа Светом истины, и сказал: «Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты пожелаешь». Святой согласился, Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу (отроком считается ребенок до 14 лет — А.К.). После горячей молитвы маленькая девочка прозрела, и все домочадцы Астерия уверовали во Христа, и после подготовки Астерий со всем своим домом, в котором было 46 человек, принял Таинство Крещения. Услышав о крещении Астерия, многие христиане пришли в дом его, где и были схвачены императорскими солдатами и брошены в тюрьму. После долгих мучений христиане предстали пред судом императора Клавдия, который «дал приказ без пощады избить святого Валентина палками и затем отсечь ему голову мечом». Также священник отмечает, что «венчание как Таинство благословения брака в Церкви было установлено гораздо позднее», поэтому совершать тайные венчания св. Валентин просто не мог. Не найдем в жизни мученика ни сводничества, ни писания любовных писем. Автор отмечает, что «праздник» этот — не христианский, так как в соверменной «упаковке» он нарушает 7-ю заповедь: «14 февраля — «день святого Валентина», «праздник всех влюбленных» — это идеологическая диверсия против культуры России. Явно происходит подмена понятий, искажение представлений, подрыв традиций и замена их на другие — чуждые, враждебные, разрушительные. Нельзя, чтобы открыто пропагандировался разврат, распространялся блуд, разрушались семьи. Иначе ждет нас вырождение и смерть, как в этой жизни, так и в будущей». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий даже обратился к министру общего и профессионального образования свердловской области В.В. Нестерову «с просьбой оградить детей от навязываемого отдельными директорами и учителями очередного безнравственного «праздника» — «дня влюбленных»». Однако, по сообщению сайта «Регионы России», «праздник святого Валентина в школах пока не отменяется»: «в областном министерстве образования, в ответ на прошение архиепископа руководство министерства запросило в епархии письма граждан, чтобы проанализировать их. По словам министра Валерия Нестерова, «на основе этих писем будет сделан вывод, в чем смысл обращений родителей, есть ли признаки нарушения прав детей, зафиксированные законом, например, психическое давление на ребенка — родители могут и должны оберегать своих детей от того, что они считают нежелательным. В зависимости от результата будем принимать решение». По словам председателя Конференции католических епископов России митрополита Тадеуша Кондрусевича, «14 февраля католики празднуют день святых Кирилла и Мефодия, а праздник святого Валентина не является обязательным». По сути, так называемый «праздник» — день св. Валентина — мощный коммерческо-идеологический проект, сродни Хеллоуину или светскому развеселому Санта-Клаусу, смысл которого можно выразить простой языческой формулой: «Лови момент!». Для многих фирм этот проект также привлекателен яркими рекламными перспективами. Не следует также забывать, что на следующий день, 15 февраля, православные отмечают один из двунадесятых христианских праздников — Сретение Господне. О празднике Сретения сообщает агентство «РИА-Новости». «Поводом для установления праздника послужил случай с праведным Симеоном, переводившим Священное писание с еврейского языка на греческий и жившего при Иерусалимском храме. Он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы. Ему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не узрит своими глазами исполнения пророчества. Когда младенца Христа родители принесли в храм, чтобы принести за него традиционную жертву, старец Симеон духовно увидел в ребенке Спасителя и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыка», иными словами — возблагодарил Бога за избавление от тягот этой жизни». Название праздника означает «встреча». Богословы толкуют Сретение /встречу/ младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом «На протяжении нескольких десятилетий в праздник Сретения Господня православный мир традиционно отмечает День православной молодежи. По этому случаю с приветственным посланием к архипастырям, пастырям, всем верным чадам Церкви, к христолюбивому юношеству обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», — сообщает патриарший сайт «Седмица.Ru», там же опубликовано и само «Послание». В послании Патриарх Алексий говорит о том, что «сегодня, в переломную историческую эпоху, когда от молодого поколения зависит путь нашего Отечества в XXI веке, Русская Православная Церковь призвана явить миру свое юное лицо. Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви». О Сретении Господнем — празднике и событии в жизни православного человека рассказывается в статье в «Православной газете». «Созерцая картину Сретения Господня, невольно начинаешь завидовать тем избранникам Божиим, которые были участниками и свидетелями этого великого события. Как счастливы были люди, которые жили во времена земного служения Христа, могли видеть Его, слушать, следовать за Ним! Но ведь этого счастья пребывания со Христом не лишены и мы с вами». «Где же и как мы можем встретить нашего Спасителя? Прежде всего, в молитве и молитвой. … Преимущественным местом наших встреч с Господом, с горним миром является храм… В православном храме со святых икон взирают на нас лики Самого Спасителя, Божией Матери — нашей усердной Заступницы, угодников Божиих. Здесь возвещается истина, та самая, которую открыл Своим ученикам Христос. Здесь приносится за нас та самая Жертва, которая однажды была принесена на Голгофе… Встретить Господа мы можем также и на других путях нашей земной жизни: в наших добрых делах, в нашей истинно христианской любви к людям. В день последней и неизбежной для всех нас встречи с Господом Небесный Судья спросит нас об этом. Что ответим мы Спасителю, если в душе нашей будет мало добра? … Будем же стремиться к тому, чтобы в нашей временной жизни было как можно больше встреч с нашим Спасителем, чтобы во время последней из них, в день судный, мы сподобились услышать обращенный к нам Божественный глас: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).