Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17−24 февраля. — Вопросы о расколах. — Украинские самозванцы. — «Искусство жизни» у психиатра. — 122-е место по жизни. — Невозвращенное имущество. — Псевдоклерикализация.
18−19 февраля 2003 года в городе Нови Сад по благословению Святейших Патриархов Московского и всея Руси Алексия и Сербского Павла состоялось заседание Совместной комиссии Русской и Сербской Православных Церквей по вопросам расколов. Об этом сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви. «Стороны обменялись новыми сведениями, относящимися к деятельности неканонических групп, действующих как на территории Русской и Сербской Православных Церквей, так и в других частях мира. Отмечено, что в жизни раскольнических групп имеют место как продолжающиеся внутренние конфликты и дальнейшее дробление, так и попытки объединения усилий в целях противостояния каноническому церковному строю… Комиссия рассмотрела шаги некоторых Поместных Церквей, опасные для сохранения богозаповеданного канонического строя. Было признано, что учреждение в пределах братских Церквей параллельных иерархических структур явно противоречит священным канонам и фактически создает новые церковные расколы. Недопустимо подменять решение спорных вопросов межправославных отношений в рамках братского диалога апелляцией к светским организациям, что представляет серьезную угрозу православному единству и благостоянию Святых Божиих Церквей», — говорится в сообщении. Также на заседании комиссии отмечено, что «серьезную опасность для Церкви создает также прямая или косвенная поддержка неканонических структур со стороны отдельных иерархов канонических Поместных Церквей, которые нарушают церковную дисциплину, сообщаясь с раскольниками посредством посланий, официальных визитов, совместных молитв, что производит немалый соблазн в народе Божием и создает препятствие для братского общения Поместных Церквей и воссоединения с Полнотой Православия отпавших от нее общин». В эти же дни на Украине «раскольники-филаретовцы безуспешно пытались доказать в суде, что являются правопремниками Польской Православной Церкви и самосвятской УАПЦ». Об этом говорится в сообщении агентства «Русская линия». Происходило это во время апелляционного хозяйственного суда г. Киева, решавшего судьбу Свято-Троицкого храма села Милостив Ровненского района Ровненской области, переданного раскольнической общине т.н. «Украинской православной церкви — Киевского патриархата» (УПЦ-КП) хозяйственным судом г. Киева. «Раскольничья филаретовская община села Милостив, желая завладеть тем, что ей никогда не принадлежало, подала в суд на Ровненскую облгосадминистрацию с требованием передать храм в собственность приверженцев УПЦ-КП на основе того, что на момент перехода храму с. Милостив Ровненского району в 1939 г. в собственность государства, последний принадлежал и использовался религиозной общиной Польской Автокефальной Православной Церкви, которая действовала на территории тогдашнего Польского государства. То есть имела место тривиальная спекуляция на слове „Автокефальная“ и безо всякого на то основания отождествлялись Православная Автокефальная Церковь в Польше и самосвятская УАПЦ с филаретовским „Киевским патриархатом“». Дело прихода с. Милостив тянулось три года, проходя по судам разных уровней, пока не дошло до Арбитражного хозяйственного суда. Суд вернул храм Украинской Православной Церкви: «Это решение показало реальную работу закона в государстве, подтвердило, что Украина сейчас действительно стоит на основах правового государства. Главное, что показал этот суд, — это то, что все претензии УПЦ-КП на наши храмы являются необоснованными и незаконными». Но кроме собственно раскольничьих группировок на территории как России, так и Украины действуют разного рода секты, учения, школы нетрадиционных практик. Об организации, которую специалисты уже классифицировали как деструктивную секту, рассказывается на сайте «Общества Иринея Лионского» в статье «Искусство жизни» довело до психиатра". Эта псевдоиндуистская секта проникает в учебные заведения и вербует адептов в стенах российских вузов. Более того, в ряде регионов с сектой активно сотрудничают руководители комитетов по молодежной политике (например, в Братске), отделов образования и социальной защиты. «Недавно в Хабаровске, где преподаватель вуза (и руководитель местного отделения ИЖ) вербовала студентов, случилась беда: студентка, занимающаяся в секте, попала в психбольницу. В материале рассказано о том, что после публикации статьи «Ангел у холодильника» в N 34 «Молодого дальневосточника», которая рассказывала о психических нарушениях девушки, попавшей в секту, в вузе, где училась пострадавшая и где и обосновалась секта, было проведено расследование. Оказалось, что хабаровский филиал общества «ИЖ» возглавляет преподаватель филологического факультета педуниверситета Нина Матыцина: «непосредственно на занятиях, Нина Матыцина и Лидия Путятина просто рассказывали своим студентам о чудо-науке». То есть, преподаватели, пользуясь своим служебным положением, вовлекали студентов в деятельность секты: «Причем агитация проводилась во время и даже вместо занятий в стенах университета. Как подминали под себя студентов, обучая «Искусству жизни», становится понятно из объяснительных, под которыми подписалось около сорока человек. Вот некоторые выписки. «Н. А. в доброжелательной манере заставляет посещать эти занятия в секте, уточняя у каждого — пойдет он или нет и почему. Стоят эти курсы 700 рублей». «У многих студентов не сложились отношения с Н. А. в связи с тем, что они не разделяют ее взгляды. Она предвзято относится к студентам, унижая их при всей группе, что в последнее время дошло до абсурда. Просим деканат помочь в решении этой проблемы». Педагогический коллектив решил дать жесткую оценку выявленным фактам: «Как сообщил Юрий Пикалов, на основании проведенного служебного расследования членами университетской комиссии принято решение ходатайствовать перед руководством университета об увольнении преподавателей, занимавшихся пропагандой «Искусства жизни», так как подобная агитация и пропаганда запрещена в государственных учебных заведениях». Нравственная и духовная нестабильность общества становятся причиной и экономического и социального упадка в стране. Проблемам уровня жизни в России посвящена статья Анастасии Нарышкиной «Мы на 122-м месте по жизни», опубликованной в газете «Известия». «Сегодня по главному показателю, характеризующему социальную сферу, — а именно ВВП на душу населения — Россия находится примерно на 54−55-м месте, уступая Болгарии, Бразилии и Аргентине, не говоря уже о развитых странах… еще один показатель — индекс социального развития, учитывающий реальные доходы населения и среднюю продолжительность жизни, — отводит России место аж в восьмом десятке стран. По средней продолжительности жизни мы и вовсе на 122-м месте в мире. В России беспрецедентно высокий разрыв между продолжительностью жизни у женщин и мужчин: около 13 лет (первые живут в среднем 72 года, вторые — 59 лет). Мужчины трудоспособного возраста в России умирают в 3−4 раза чаще женщин. Это показатель, характерный для военного времени». По мнению ученых, «вряд ли стоит ожидать улучшений в социальной сфере», так как «близки к исчерпанию факторы экономического роста». На прошлой неделе в Государственную думу депутат А.В. Чуев внес проект федерального закона «О восстановлении прав религиозных организаций на имущество религиозного назначения и иное принадлежащее им имущество, национализированное или муниципализированное до 1991 года и находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований». Текст закона можно прочитать на сайте «Государство и религия». Внесенный депутатом законопроект априори не нравится прессе. На сайте «Время.Ru» опубликована статья «Кому вернуть церковное имущество?». Журналисты предполагают, что «большие трудности при прохождении в Госдуме ожидают … закон, предлагаемый Александром Чуевым, — о возвращении движимого и недвижимого имущества религиозным организациям… Эксперты правительства и администрации президента уже не раз предупреждали, что реституция потребует внесения изменений и в Земельный кодекс, и, например, в закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Также сказано о якобы «прохладном отношении» Президента РФ к подобным законопроектам. Можно предположить, что если эта тема получит дальнейшее развитие, то большинство журналистов будет «бить тревогу» по поводу «клерикализации» России и наступлении Церкви на обывателя. В этом случае уместно будет всем, придерживающимся подобных мнений, ознакомиться со статьей Михаила Шахова «Клерикализация России не грозит», опубликованной на сайте «НГ-Религии». Автор не испытывает особых симпатий к Православной Церкви, занимая отстраненную позицию, и в статье анализирует деятельность Церкви наравне с государственными институтами — как некий функционал. Но тем ценнее свидетельство, данное как бы «с другой стороны». Михаил Шахов утверждает, что сам термин «клерикализация» неуместен по отношению к сегодняшним взаимоотношениям государства и Церкви. «Наиболее существенный признак клерикализма — наличие соперничества и борьба за власть. И тогда религиозная организация в этом процессе выступает как достаточно сильный участник. О клерикализации можно говорить до тех пор, пока существует равновесие противоборствующих сил… Непременным признаком клерикализации является наличие встречного противоборствующего процесса секуляризации». Говорить о «противоборствующей секуляризации» сегодня не приходится — она присутствует уже как данность и как полновластный хозяин государства. Далее автор статьи пытается подобрать иной термин, который бы характеризовал отношения государства и Церкви: «Реальный политический потенциал Московского Патриархата дает основание утверждать, что его «партнерство» с государством, конечно, неравностороннее… Государство уступает только тогда, когда это ему практически ничего не стоит или создает нужный пропагандистский эффект. Например, в вопросе о том, чтобы культовые здания были переданы в собственность, а не в безвозмездное пользование религиозным организациям, до сих пор не достигнуто реального прогресса. Никакого результата не имели протесты Церкви и против демонстрации оскорбительного для православных фильма «Последнее искушение Христа"… Причина подобной политики — в отсутствии идеологии, «освящающей» и легитимизирующей светскую власть в глазах народа». Этот пробел, по мнению автора, государственные деятели разных рангов пытаются восполнить за счет подчеркнутого сближения с Московским Патриархатом. Но практически любая реакция Церкви на действия светской власти имеет нежелательные последствия. «Несмотря на заигрывания с Русской Православной Церковью, политическая элита России в действительности ориентирована на иные идеалы и ценности. Одним из убедительных тому свидетельств является, мягко говоря, неправославный дух большинства государственных и частных средств массовой информации». Автор делает вывод, что «в России реальна не «клерикализация» (с сильной самостоятельной Церковью, вмешивающейся в дела государства), а новая «синодализация» — сближение Церкви с государством по инициативе последнего… Такой вариант отношений государства и Церкви угрожает прежде всего ее интересам». Второй вывод таков: «Секуляризованное плюралистическое общество, не защищенное от экспансии западной массовой культуры, от морально-нравственного релятивизма, сложно назвать блестящей перспективой для России». На этой неделе неожиданно вновь возникла тема перезахоронения тела В.И. Ленина. Об этом рассказывается на сайте «Правда.Ru». Член Совета Федерации Людмила Нарусова выступила с инициативой, что тело Владимира Ленина должно быть захоронено в некрополе семьи Ульяновых на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. «Действительно, согласно всем человеческим и божеским законам, тело человека должно быть захоронено, предано земле. Земля еси, и в землю отыдеши… Вместе с тем, все же в данном, конкретном случае все обстоит гораздо сложнее. Для многих наших граждан Мавзолей — своего рода олицетворение целой великой эпохи и грандиозных свершений, символ Советского Союза, которого теперь уже нет на карте». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что «решение о выносе тела Ленина из Мавзолея может быть принято только лишь в том случае, «если это будет волеизъявлением всего народа», — говорится в статье. Материал заканчивается довольно своеобразным свидетельством женщины, пережившей клиническую смерть. Теме посмертных странствий души, существования посмертных мучений посвящен материал диакона Димитрия Валюженича «Умереть, чтобы воскреснуть», размещенный на сайте журнала «Русский предприниматель». В статье рассказано о случае, произошедшем с Клавдией Устюжаниной: умершей, три дня пролежавшей в морге и воскресшей. В 1964 году в городе Барнауле Клавдия умерла под скальпелем во время операции по поводу рака: «Вырезать что-либо из желудка было бесполезно, так как весь он был охвачен раком… А потом наступила смерть. Когда все способы реанимации были испробованы и оказались бесполезными, брюшину покойницы наскоро зашили, и тело отправили в морг». А вот как описывает свою кончину и последующие события сама Клавдия: «Процесс отделения моей души от тела я не чувствовала, только вдруг увидела свое тело со стороны так, как мы видим, например, какую-нибудь вещь: пальто, стол и тому подобное… А потом я внезапно очутилась в совершенно незнакомой мне местности, где не было ни жилых домов, ни людей, ни деревьев, — в каком-то бескрайнем пространстве… На западной стороне я увидела ворота, напоминающие своей формой Царские врата в храме Божьем… Вдруг я увидела, что с востока по направлению ко мне идет высокого роста Женщина. Строгая, одетая в длинное одеяние (как я узнала позднее — монашеское), с покрытой головой…. Возле Нее шел плачущий Юноша, который доставал Ей только до плеча. Сначала я подумала, что это Ее сын. Я все время видела его или в профиль, или со спины, и поэтому, как ни старалась, мне не удавалось разглядеть его лица (как я узнала позже, это был мой Ангел-хранитель)… Вcе время Юноша что-то просил у Женщины. Не дойдя до меня 1,5−2 метров, Они остановились. Женщина, подняв кверху глаза, спросила: — Господи, куда ее? Тут я поняла, что умерла, и душа моя находится на небесах». По воле Божией, Клавдии дана была возможность вернуться в нашу жизнь, чтобы принести покаяние, воспитать сына, послужить людям свидетельством о своих «странствиях»: «Кто-то из санитаров заметил во мне признаки жизни. Сообщили врачам. Мне дали кислородную подушку, сделали уколы. Мертвой пробыла я трое суток (умерла 19 февраля 1964 года, ожила 22 февраля)…». После чудесного воскресения Клавдия жизнь была совсем не простой — семь раз ее судили за пропаганду религии, но каждый раз выносили оправдательный приговор. «Раба Божия Клавдия Устюжанина после первой смерти в феврале 1964 года прожила еще более четырнадцати лет — в подвиге православного благочестия и миссионерства. Скончалась неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, в городе Струнино Владимирской области, где провела последние годы жизни. Сбылись ее надежды: сын стал служителем алтаря Господня. В сане протоиерея он служит в Свято-Троицком храме Успенского женского монастыря города Александрова и свидетельствует о чуде Божественной Любви, о предстательстве за род христианский Матери Божией, Пречистой Девы Марии, во Успении Своем мир не оставившей». Проблему воспитания детей поднимает Ирада Зейналова, журналист РТР. В репортаже «Очередь за этнокультурным воспитанием» она рассказывает о детских садах, где уже с 3-х лет изучают иностранные языки и национальные обычаи. Естественно, не православные или русские, зачем их изучать, а татарские, например: «В садике и исламу учат, и молиться учат, и арабскому учат». И, надо заметить, у журналиста это не вызывает никакого недоумения и переживаний по поводу проникновения религии во все сферы жизни. Мусульманам — можно. Тревогу на прошлой неделе подняла газета «Известия» совсем по другому поводу. В статье «Неверные» авторы Александр Богомолов, Сергей Расов, Алексей Укконе, Виктор Филиппов утверждают, что «в России мусульмане начали составлять черные списки врагов ислама». В эти списки вносятся имена политиков, чиновников и журналистов, «которые «плохо относятся к исламу». «Поводом могут стать журналистское расследование, противодействие строительству мечети или просто недостаточное внимание к мнению мусульман. Составители списков уверены, что их работа поможет правоверным распознать недругов религии. Впрочем, большая часть российских мусульман считает подобную практику не соответствующей духу Корана». Списки врагов «карельских» мусульман, например, были опубликованы в газете. «Свой «черный список» составляют и вологодские мусульмане. Он пока не опубликован, но известно, что в него вошли имена высокопоставленных местных чиновников, которые, по мнению членов местной мусульманской общины, противодействовали строительству мечети в городе». Однако не все мусульмане одобряют составление «черных списков»: «Ни к чему хорошему это противостояние не приведет», — заявил «Известиям» верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ шейх уль-ислам Талгат Таджуддин. Начальник Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ Леонид Трошин, узнав о существовании «черных списков врагов ислама», заявил: «Местные органы прокуратуры заинтересуются этой ситуацией и дадут действиям мусульман правовую оценку». По сообщению «Русской линии», председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин «признал, что «указанные черные списки получили распространение вследствие недальновидных шагов отдельных мусульман». От имени Совета муфтиев России муфтий шейх официально заявил, что «вопросы взаимоотношений мусульманских общин с органами власти должны решаться только на основе законодательства РФ». Прошедшая неделя завершилась праздниками. Во-первых, 23 февраля Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнилось 74 года. Об этом сообщает агентство «Интерфакс» «В этот день глава Русской Православной Церкви по традиции совершит молебен в своей рабочей резиденции в Чистом переулке, после чего его поздравят сотрудники Патриархии. Общецерковное чествование патриарха состоится 25 февраля, в День тезоименитства Алексия II, когда православные верующие отмечают память святого Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца». На сайте «Седмица.Ru» в публикации «Ко дню тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II» опубликована биография Патриарха Московского и всея Руси. Во-вторых, также 23 февраля отмечался день Защитника Отечества. В публикации «Носил и батюшка шинель когда-то» священнослужители вспоминают свою воинскую службу. На патриаршем сайте опубликована расшифровка телепрограммы «Православная энциклопедия», посвященной дню защитника Отечества. Текст назван «Не в силе Бог, а в правде». В телепрограмме принял участие руководитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Говоря о современно состоянии нашей армии и народа в целом, о. Димитрий отметил: «Я думаю, что основная причина всех наших проблем — это дехристианизация страны и отход народа от Бога, от Евангельских принципов жизни. На практике это выражается, в частности, и в разрушении идеала христианской семьи. Если русская женщина в прошлом веке рожала пять-семь детей, то теперь многочадие воспринимается как аномалия. Вслед за дехристианизацией и разрушением православной семьи последовали многочисленные нестроения в душах людей, это нестроение отразилось на отношениях человека с ближними, с окружающим миром. И вот уже многие оказались ввержены в повальное пьянство, а теперь, — и в наркоманию. При таком положении вещей нельзя удивляться тому, что молодые люди не хотят идти в армию». Также отец Димитрий останавился на проблемах духовного окормления солдат российской армии: «Мы видим, что под влиянием Церкви уходит в прошлое «дедовщина» в армии и сокращается рецидив преступлений. Если человек найдет Бога, то ему незачем будет унижать другого человека или снова вставать на преступный путь, как бы условия к этому ни склоняли». Поздравляя зрителей передачи с праздником, о. Димитрий сказал, что «само название праздника призывает нас к духовному переосмыслению себя, своего места в жизни. Мы должны задуматься над тем, что для нас значит слово «Отечество». Нельзя забывать, что нашей страны и нашего народа не было бы без Православия, и что, кроме 70 лет помрачения, наше Отечество — Россия веками хранила Церковь Божию, всех русских людей и все народы, проживающие на благословенной Господом земле Российской. Поэтому мы, верные сыны своего Отечества, должны всегда помнить, что, защищая Родину, работая для ее блага, мы не только исполняем свой гражданский долг, но и волю Божию». На сайте газеты «Благовест» опубликован исторический документ — крестьянское письмо из сборника «Отеческий завет» (1893 г)., названное «Оружие Православного воина». «Если тебе, сын мой, Бог приведет быть в солдатах, то и там живи по Божьи: храни себя так, чтобы и в малом чем Бога не прогневать… Господа ради будь кроток: ты не уронишь чести тем, что будешь обходиться мирно и любовно с хозяином твоей квартиры. Знай, сын мой: где любовь, тут и Бог пребывает, а где вражда и досада, там дьявол бывает. Рассуди же сам: с Богом или дьяволом лучше жить? Дома многие держат себя храбро, а на войне за других прячутся. Кто же у себя дома смирен, тот в бою бывает храбрец… Святое Евангелие дает такия заповеди воинам: никого же обидите, не оклеветавайте, и довольни будите оброки вашими (Лук. 3, 14), т. е. определенным вам жалованием. И только за сии три добродетели или заповеди воинам обещано спасение, кольми паче, если приложить к ним пост и молитву, и от блуда воздержание, потому что в бою чистота паче щита медянаго, да и в гражданском быту чистота — великое добро… И когда нет войны, ты хотя бы два раза в году исповедывайся и Святых Таин причащайся. А в военное время во все четыре поста говей и причащайся, и будь на всякий день готов умереть. Воину надо хранить себя от всякого греха, как бы кого не обидеть, и жить в чистоте, потому что ему надобно всегда быть готовым к смерти… А если ты, сын мой, выручая недруга своего, будешь сам убит, то я и сказать не могу того, как Бог за сие возвеличит тебя во Царствии Своем и вечною славою прославит. Господь сказал: больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15,13), а кольми паче если положить душу свою за врага!.. А если скудность будешь терпеть, не моги ты ничего у других отнимать насильно: лучше Христовым именем питайся или у своей братии нанимайся, а силою ни у кого ничего не отнимай: избави тебя Бог от этого! Помни: солдатством души своей не погубишь, а злыми делами погубишь». О воинской же службе говорится в публикации «Православной газеты», посвященной св. Феодору Стратилату: «Итак, воинская служба — это служение Самому Богу, а воины — слуги Господни, призываемые Им для охраны мира, правды и порядка, для обуздания непокорных и злых. Счастливы те христолюбивые воины, которые проникнуты убеждением о высоте и богоугодности своей службы. Они служат не по принуждению, не из каких-либо человеческих расчетов, а из любви и послушания Богу. В вере, любви и уповании на Всевышнего, благочестно проходящий свою службу воин снискивает себе особое благоволение и помощь Божию. Пусть же укрепят себя в своем нелегком служении православные воины примером ветхозаветных мужей и христианских воинов, которые «верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33−34)».