Интерфакс-Религия | Михаил Кузнецов | 21.07.2012 |
Хамовнический суд Москвы в пятницу проведет предварительные слушания по делу против участниц «Pussy Riot». В ходе заседания будет решен вопрос об изменении, отмене или сохранении меры пресечения для обвиняемых, а также назначена дата начала рассмотрения дела по существу. Напомним, что 21 февраля 2012 года несколько участниц «Pussy Riot», закрыв лица масками, устроили в храме Христа Спасителя антипутинский перфоманс, назвав его панк-молебном. Полиция возбудила уголовное дело по ч.2 ст. 213 УК РФ (хулиганство). Были арестованы три участницы группы — Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина. По решению суда они находятся под арестом до 24 июля.
О том, почему участниц акции в храме Христа Спасителя нельзя выпускать из СИЗО, сколько действительно было участниц «перфоманса», под какую еще статью УК подпадают их действия, заместителю главного редактора «Интерфакс-Религия» Алексею Соседову рассказал адвокат Михаил Кузнецов, представляющий интересы одного из потерпевших по делу «Pussy Riot».
— Михаил Николаевич, кого Вы защищаете в рамках дела «Pussy Riot»?
— Я и мой коллега Сергей Штин представляем интересы охранника храма Христа Спасителя Владимира Потанькина из ЧОП «Колокол-А», одного из девяти потерпевших. Он сам мне позвонил и попросил помочь ему в отстаивании своих прав и законных интересов. Он как раз пропускал кощунниц в храм 21 февраля и потом их препровождал с солеи, когда они сопротивлялись, до выхода. Хотя они его били и кусали, Владимир как мужчина, бывший военный фиксировать это не стал. Он как человек верующий претерпел очень сильные моральные переживания, которые спровоцировали головную боль и бессоницу.
Это дело вести одному очень сложно, поэтому я решил привлечь своего начальника по адвокатскому бюро Сергея Штина. Он, как и я, человек православный, воцерковленный, в прошлом полковник Службы внешней разведки, окончил три института. Мы с ним провели много процессов, в частности, по статье 282 (возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе) и по статье 213 (хулиганство).
— Как будут проходить предварительные слушания 20 июля?
— Туда допускают только участников процесса, это закрытый процесс. Если дело будет готово к слушаниям по существу и никто не будет просить его отложить, судья назначит срок, когда это заседание состоится.
— Правильно ли я понимаю, что всего потерпевшими признаны девять человек?
— Да. Там письма приходят мешками от людей, которые считают себя потерпевшими. Но следствие посчитало невозможным признать такое количество человек, иначе просто будет торпедировано судебное производство. Потерпевшими признаны те, кто присутствовали в храме в момент акции.
— Вы детально ознакомились с материалами дела. Как в действительности проходила акция, как долго она длилась?
— Согласно материалам дела, акция началась в 11 часов 20 минут, а закончилась спустя минуту и 51 секунду. До этого они сделали несколько тренировочных заходов. В материалах дела есть съемка, которую делали сами участницы на чердаке. На ней видно, как они отрабатывают сатанинские жесты, удары кулаком в невидимого врага, поют, двигаются. 18 февраля они потренировались в Богоявленском Елоховском соборе Москвы. Там они тоже все сфотографировали. В соборе они ушли в закуток, чтобы их не видели прихожане, и перед иконой отрепетировали жесты, порядок действий, кощунственные крестодвижения, бой с невидимым врагом, задирание ног и прочее. На обеих записях фигурирует четырехлетняя дочь Толоконниковой — одной из арестованных участниц «Pussy Riot».
21 февраля со всем отрепетированным они пришли в храм Христа Спасителя под видом обычных посетительниц, в платочках, пальто. Их было пять человек. За ними зашла группа поддержки с кинокамерами, звукозаписывающей аппаратурой. Мой доверитель предупредил, что в храме нельзя снимать, хотя там висит памятка. Пока он давал инструкцию, как себя вести в храме (а народа было мало, утренняя служба прошла, храм убирали), кощунницы перескочили через ограду. На амвоне и солее они побросали свои балахоны, облачились в цветные маски, остались в лосинах и стали прыгать, нагибаться вниз, задним местом к алтарю, производить удары кулаками, кричать. При этом они успели пропеть только первый куплет: «Черная ряса, золотые погоны. Все прихожане ползут на поклоны…» Слов из этой песни: «Богородица, Дево, Путина прогони» — они там не произносили. Самуцевич попыталась раскрыть гитару, но Потанькин ее отнял. Самуцевич вырвала у него рацию, начался силовой контакт. Рацию он себе вернул, выпроводил Самуцевич и вернулся в храм. Другие охранники вытолкали с амвона других девиц. Те опять начали плясать, били охранников по рукам. В итоге их вывели и отпустили. А в это время группа поддержки, в которую входили в том числе муж Толоконниковой, а также мужчина и женщина из Франции, делала видеозапись происходящего. Потом частное охранное предприятие «Колокол А» написало заявление в Хамовнический отдел полиции.
Уголовное дело было возбуждено 24 февраля. Кощунницы в это время гуляли на свободе. Стали их искать. Установили их переговоры, из которых следует, что они прятались, меняли квартиры, телефоны. Поэтому, конечно же, из СИЗО их выпускать нельзя.
— Это интересный факт. Вы сказали еще, что всего было пятеро участниц акции. Где же еще две?
— Они скрываются. Я говорил со следователем, он сказал, что их ищут. Возможно, что они уже за границей. В материалах дела есть информация о том, что, например, у Толоконниковой вид на жительство в Канаде, сам ее муж — гражданин Канады.
— Как следует квалифицировать действия участниц акции?
— Прокуратуре следует дополнительно возбудить уголовное дело по 282-й статье, тем более что верующие неоднократно обращались с соответствующей просьбой в прокуратуру. В рамках этого уголовного дела будет легко установить организаторов. Будут проведены новые следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия. Ведь участницы «Pussy Riot» — это часть айсберга, а вся подготовка, финансирование, организация и соучастие остались, к сожалению, под водой. Дело в том, что в рамках 213-й статьи, по которой сейчас их судят, никаких экспертиз проводить не надо, а для 282-й статьи нужно. Это помогло бы установить организаторов.
— Вы будете добиваться того, чтобы было возбуждено еще одно дело — по 282-й статье?
— Это должен делать прокурор. Ни я, ни Штин не будем этого добиваться, потому что у нас очень скромная задача: защитить права и законные интересы нашего доверителя. Если нас судья будет спрашивать, мы, естественно, будем высказывать свое мнение по каждому из моментов. Нам нужно, чтобы компенсация морального вреда в виде наказания кощунниц была осуществлена. Возможно, предъявим гражданский иск в денежной форме — мы пока не решили.
— Вы убеждены, что «Pussy Riot» кто-то управлял?
— Я в этом уверен. Об этом говорит и уровень их подготовки, и то, что они, по их же словам, хотели протестовать против Путина, но почему-то пришли для этого в храм, а не, скажем, на Красную площадь, поближе к Путину. Для меня очевидно, и я уже отталкиваюсь от своих домыслов, а не от материалов дела, что некими внешними силами была дана команда: опорочить Русскую православную церковь как единственный хребет, который скрепляет элиту и простой народ, все наше общество. Любые нападки на Церковь и патриарха — это удар по государству, это развал страны, чего добиваются наши враги через таких пустышек, как эти кощунницы.
Сатана действует через живых «агентов». Господь попускает. Перед тем, как взорвать храм Христа Спасителя, туда ворвалась в красных рубашоночках и косыночках, с гармошками, балалайками вся та плесень и стала выкрикивать антирелигиозные частушки. 5 декабря 1931 года храм взорвали. А святой Феофан Затворник в конце XIX века писал: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божью Матерь. Жди, Россия великих бед, и реки крови прольются, потому что Бог поругаем не бывает».