Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина13.03.2003 

ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3−10 марта. — Масленица. — Выборы и конфессии. — Избирательная поддержка. — Рок и проповедь. — Церковь и здравоохранение. — Хозяин Москвы. — Семь дорог к храму. — Прыщавое язычество.

Всю прошлую неделю, носившую название «сырной» или «масленицы», шла подготовка к началу Великого поста. Так об этом рассказывает сообщение агентства «Интерфакс»: «В понедельник по православному календарю начинается светлая седмица — последняя неделя перед Великим постом, известная также как масленица. Обычай праздновать масленицу берет свое начало с древнейших времен — с греческих и римских вакханалий и сатурналий… В народе масленица всегда считалась веселой порой… Отмечать масленицу было принято катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров и блинами. Первый блин обычно отдавался нищим на помин усопших или клался на слуховое окошко — его предназначали душам умерших родственников. В семью молодоженов на масленицу приходила теща, чтобы научить свою дочь готовить блины, а неуважение зятя к этому обычаю считалось большой обидой и поводом к вечной вражде между ним и тещей». Сообщение заканчивается словам о том, что в сырную седмицу, которую авторы по ошибке назвали «Светлой», «Церковь предписывает … больше думать о Боге, прощать врагам и близким прегрешения, а также отказываться от мясной пищи, позволяя себе из животных продуктов лишь рыбу, масло, молоко, яйца и сыр».
Однако совет «думать о Боге, прощать ближним и готовиться к Посту» светскими СМИ был проигнорирован. Практически во всех сообщениях о масленице рассказывалось о том, что праздник этот на самом деле языческий, разгульный, а потому — продолжаем веселиться. В сообщении сайта «Вести.Ru» рассказывалось о программе культурных мероприятий, устроенных мэрией Москвы на Васильевском спуске. На сайте «Регионов России» речь шла о том, как раньше отмечали масленицу. На сайте «Газеты.Ru» рассказывается о том, что масленица сегодня — это повод привлечь туристов, этакая местная экзотика вроде «карнавала в Рио-де-Жанейро или с Октоберфеста в Мюнхене». А газета «Сегодня» с некоторой обидой написала, что «печь блины церковь разрешила, а связывать их с праздником — нет». Елена Лукина, автор статьи «Масленица отменяется» рассказывает о том, что, оказывается, «церковь к старой традиции относится отрицательно».
Несмотря на рассказы о буйном праздновании масленицы, в основном неделя прошла в обычном рабочем режиме и была посвящена текущим проблемам и делам, одним из которых стала конференция «Россия 2003. Выборы и религиозные конфессии». Газета «Известия» посвящает материал прошедшей конференции, называя его «Духовное сито». В подзаголовке значится: «Началась предвыборная мобилизация конфессий». Автор Георгий Ильичев пересказывает некоторые выступления, не утруждая себя анализом услышанного. Так, например, весьма курьезно выглядят слова политтехнолога Глеба Павловского, поддерживающего суздальских раскольников, которого цитирует автор статьи: «Глеб Павловский призвал священнослужителей «убедительно предотвращать смуту, шатания и сомнения граждан, быть духовным ситом политического процесса». Видимо, Павловский будет смуту сеять, а священники должны ее предотвращать.
Также на прошедшей неделе в Москве прошла конференция, посвященная проблемам религии и национальных отношений. Об этом рассказывается на сайте «Седмица.Ru». «В конференции приняли участие государственные деятели, представители духовенства, ученые и журналисты, освещающие проблемы религии и общества. Доклады министра Владимира Зорина и заместителя председателя Комитета по делам национальностей Государственной думы РФ Юрия Дубровина касались проблем этноконфессиональной политики государства». Иностранные докладчики рекламировали «конфессиональный плюрализм», который, якобы, «снижает конфликтность между этническими группами, укрепляет национальное самосознание». А профессор Девис «предложил принять в России концепцию равенства всех религий перед законом и не делить их на «традиционные» и «второсортные»». «Принципиальное несогласие с позицией американских докладчиков выразил в своем докладе заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, лозунг «идеологического нейтралитета» (или «нулевой поддержки») государства в отношении религий «уходит в прошлое», он не может быть реализован в мире, где есть «жесткий вызов» экстремизма… В этих условиях самое действенное средство борьбы с экстремизмом, по мнению докладчика, — поддержка государством «благонамеренных» религий.
Итоговый документ Международной конференции «Религия и национальные отношения в России: история, современность, перспективы развития» опубликован там же, на патриаршем сайте. Среди прочего, этот документ касается и работы СМИ: «В последнее время наблюдается повышение интереса к религиозно-общественной тематике в СМИ в связи с проблемами религиозного радикализма… В связи с этим, была отмечена недостаточная подготовка журналистов в освещении присутствия религии в жизни общества и, как следствие, необходимость специальной подготовки, тем более, что часто религиозная журналистика выступает в качестве экспертной… К сожалению, часто религиозная тематика в отдельных СМИ становится «товаром», предлагаемым потребителю, допускаются фальсификации и намеренное нагнетание антирелигиозной истерии. Всем этим нарушается журналистская этика и, одновременно, искажается представление читателей о природе религиозного феномена». Также участники конференции решили издать для журналистов, пишущих на религиозные темы, специальный словарь, чтобы избежать многих досадных ошибок и глупостей, вроде той, о которой рассказывает в книге «Попытка быть оптимистом» о. Андрей Кураев: «…в журнале «Наука и религия появился очерк из жизни колхозного духовенства. Автор очерка решил продемонстрировать читателю, что вполне владеет церковной терминологией. И поэтому в самом начале его повествования появилась такая фраза: «Когда я вошел в храм, там как раз шла служба. В эту минуту дьякон вышел на амвон, размахивая паникадилом».
Интервью с диаконом Андреем Кураевым, названным «И рок-шоу может стать проповедью», публикует «Собеседник». О. Андрей рассказывает о своей работе с Патриархом, рассуждает о политике, о проблеме политического лидерства, о сектантстве, проникшем во многие сферы жизни, о недоброжелателях: «Больнее всего переживать упреки от своих… А ненависть со стороны тех же рериховцев скорее смешит». В конце беседы А. Кураев отмечает, что «массовое сознание в России, да и во всем мире, сегодня скорее оккультное, нежели христианское. Поэтому нельзя исключать, что через несколько поколений могут и в политике оказаться люди, ориентированные на оккультное мировоззрение. Если даже Зюганову график жизни дочь составляет по гороскопу, а у Ельцина был личный астролог, то я не вижу оснований для беспечального созерцания современного политического бомонда».
На прошлой неделе Русская Православная Церковь и Минздрав подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом рассказывается на сайте «Вестей». «В соглашении, в частности, нашли отражение проблемы медицинского обслуживания верующих, осуществляющих многодневные массовые крестные ходы, а также вопросы ограничения рекламы алкогольных напитков, в том числе, пива, табачных изделий и «естественной сексуальности человека» в СМИ и на уличных стендах».
Газета «Известия» подробно останавливается на проблеме взаимодействия Православной Церкви и учреждений здравоохранения в статье Анны Амелькиной и Елены Яковлевой «Мытье полов в больнице как миссионерство». В статье говорится о том, что «медики ищут поддержки у церкви, церковь у медиков»: «Такие соглашения уже подписаны на местах, между облздравами и епархиальными управлениями. Они позволяют священникам свободно посещать любые отделения больницы при согласии самих больных, а в детских отделениях при согласии родителей для совершения церковных таинств — исповеди, причастия, крещения, соборования». «Комиссия Минздрава по взаимодействию с Московской патриархией Русской православной церкви рассмотрела все юридические аспекты взаимодействия больницы и храма (на примере 1-й Градской больницы в Москве). Обсудила такую острую проблему, как социальные аборты, и обратилась в комитет по охране здоровья и спорту Госдумы с просьбой внести поправки в закон о здравоохранении, отменяющие поздние аборты по социальным показаниям. Было решено создать центр милосердия для беременных женщин, попавших в трудные социальные обстоятельства».
Вопрос о женщинах, точнее о женском празднике 8 марта неоднократно обсуждался как в православных СМИ, так и на православных форумах Вопрос стоял так — праздновать или нет, поздравлять, например, далеких от Православия, родственников и сотрудниц с праздником. Об этом же — публикация на сайте «Седмица.Ru»: «Думается, что привязанность россиян к празднику 8 марта — это своего рода попытка воздать российским женщинам за то, что сделано и выстрадано ими в ХХ веке. Да, повсюду женщины рожают и воспитывают детей, трудятся в самых разных сферах жизни, хранят домашний очаг. Но только в России за истекшее столетие ко всему этому добавилось и нечто особенное. Повсюду есть вдовы, но, наверное, нигде и никогда их не было столько, сколько в России в ХХ столетии. Повсюду происходят перемены в жизни, случаются разочарования, приходят бедствия но, кажется, никому их не выпало в таком количестве, как русским женщинам. Пожалуй, только в нашей стране, потерявшей в многочисленных войнах ХХ века десятки миллионов мужчин, с немыслимой прежде степенью концентрации в женщине сосредоточился генофонд русского народа. … Поэтому, каким бы ни было происхождение праздника 8 марта, важно одно — он стал для всех нас крохотной, но все же возможностью хоть как-то воздать должное нашим страдалицам, хоть чуть-чуть согреть их душевным теплом и скрасить их тяжелые будни». Там же, на сайте, в статье под названием «Что отмечать православным 8 марта?» рассказывается о преподобномученице Елисавете Феодоровне. Другая точка зрения на день 8 марта выражена в статье «Спор о Женском дне».
В преддверии другого, уже православного праздника, семисотлетия со дня преставления благоверного князя Даниила в журнале «Русский предприниматель» появилось интервью с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым), названное «Хозяин Москвы». В материале рассказывается о самом благоверном князе Данииле, об истории монастыря и сегодняшних буднях, о чудотворной помощи и явлениях святого Даниила верующим: «В начале тридцатых годов, вскоре после закрытия нашего монастыря, одна женщина шла вдоль стены обители и оплакивала ее разорение. В этот момент ей явился святой Даниил и утешил ее, предсказывая, что все будет восстановлено». На вопрос журналиста Дмитрия Сапрыкина о том, «как в идеале должен сочетаться семейный и монашеский уклад», архимандрит Алексий отвечает: «Идеал для всех один — Христос. И все должны стремиться исполнить заповеди о любви к Богу и ближнему. Господь сказал равно и монахам, и мирянам: «Будьте совершенны так, как совершен Отец ваш Небесный». Каждый должен очиститься от греха, угодить Богу и соединиться с Ним. Но условия для этого у монахов и мирян разные. И в чине монашеского пострига говорится, что Господь устроил «многие пути к спасению». Один из этих путей — монашество. Живя в миру и исполняя заповеди Божии, человек тоже может спастись. Но в сознании русского народа присутствовало представление о том, что идеальное приближение к Богу — это все же монашество. Поэтому многие русские князья и бояре старались хотя бы перед смертью постричься в иноки. Так поступил и святой Даниил, приняв перед смертью великую схиму». Далее речь идет о том, что образ святого князя Даниила совмещает в себе и идею мирного и благотворного сочетания духовности и государственности: «Жизнь святого князя и праздник в его честь несут в себе идею мира — мирного сочетания духовности и государственности. Именно отсюда проистекают правильные отношения между Церковью и государством: соработничество, взаимопомощь, при которой одно не подавляет другое. Церковь остается вне политики, но ее члены — люди, живущие в обществе. Поэтому Церковь не должна отгораживаться от нужд, забот и тревог окружающей жизни».
Интервью с протоиреем Димитрием Смирновым, «одним из самых популярных священнослужителей», как определяет его сайт «НГ-Религии», называется «Храм у семи дорог». Автор материала Сергей Юров расспрашивает о. Димитрия о его пути к служению в священническом сане, о людях, способствовавших его становлению. Поднимается вопрос и о современном бытии Церкви, о сектантстких ответвлениях вроде общины кочетковцев, которых священник определяет как «явления, сопутствующие жизни нормального организма»: «Если бы отец Георгий … хоть на минуту усомнился в своей правоте, поверьте, никаких проблем бы не было ни у самого отца Георгия, ни у Святейшего Патриарха, ни у ваших коллег-журналистов. Но этого, к сожалению, не произошло. Он не внял, и «кочетковство» как некая квазиэкклезиология продолжала развиваться. По-прежнему по всей стране создавались структуры, по существу, параллельные РПЦ. «Кочетковцы» начали рассматривать всю остальную Церковь как нечто внешнее. Короче говоря, эта многочисленная община на глазах превращалась в секту, причем вполне в тоталитарную».
О. Димитрий, отвечая на вопрос журналиста о том, «что же такое Церковь», говорит: «Церковь можно представить себе в виде концентрических кругов. Первый круг — это Спаситель плюс любимый ученик Иоанн Богослов. Второй круг — три ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Третий — двенадцать. Четвертый — семьдесят апостолов. Пятый — все остальные братья, их было до пятисот человек. Вот это первая Церковь, которую создал на земле Господь наш Иисус Христос. У нас все выглядит так: Церковь — это весь русский народ. Другой круг — все крещеные русские люди. Третий — все, имеющие какое-то представление о Евангелии. Четвертый — кто хотя бы раз в году приходят в храм. Далее — раз в месяц, на двунадесятые праздники. Далее — в храме каждое воскресенье. Далее — все те, кто живут интенсивной евхаристической жизнью». Также в интервью поднимаются и вопросы современной культуры.
Но более подробно и именно о культуре — интервью с Иваном Охлобыстиным, которое записал Дмитрий Соколов-Митрич и назвал его словами своего собеседника «Обычная бесовня». В интервью о. Иоанн рассуждает о таком явлении как «эпатаж», о современных художниках: «Корни эпатажа как явления чисто экономические. Для артиста, политика, художника, это либо показатель отсутствия его популярности, либо желание ее приобрести незатратным методом. Если что-нибудь натворить, к тебе приедут и бесплатно возьмут интервью. Вот и все. Но даже в области эпатажа есть некие неписаные правила, которые соблюдают все и которые нарушили организаторы выставки. Правило номер один — не навреди». От абстрактных рассуждений об искусстве разговор приходит и к обсуждению прошедшей в декабре выставке «Осторожно, религия!» и ее последствиях: «Те, кто устраивал эту выставку, отлично понимали, что делают и чем это кончится. Окажись я там, не знаю, как бы я себя повел. Скорее всего, присоединился бы к братьям по вере. Слава богу, меня там не было… Чувства, чьи бы они ни были — верующих или неверующих, не могут выражаться в оскорблении ближнего. Можно говорить на разных идеологических языках, но язык оскорбления понятен всем. И не надо делать вид, что осквернение иконы — это насущная потребность человека, которая гарантирована Конституцией». На вопрос «А что движет этими художниками с мистической точки зрения?», о. Иоанн отвечает: «Сатанизм. Типичная бесовня». «Так, может, вся современная постмодернистская культура — это бесовня?», — углубляет вопрос автор. «Это обычное язычество. А язычество — просто глупое прыщавое детство. Язычник — это пэтэушник. У него такая смешная подростковая реакция: «А я против». Почему против? «А потому что хочеца». Хочеца везде слово из трех букв нарисовать. Если кто-то всерьез начинает разбираться в себе и в окружающем мире, то он неизбежно приходит к религиозным ценностям, которые тянут за собой ценности морально-этические», — поясняет о. Иоанн Охлобыстин. И добавляет: «Религиозный фактор — один из главных составляющих компонентов хомо сапиенс. В основе любой религии лежит готовность глобальной жертвы. Другое дело, что у разных религий и мотивы разные. Христианский мотив — любовь. Но если у человека нет ради чего пожертвовать жизнью, его жизнь бессмысленна».
В довершение темы скандальной выставки, можно процитировать сообщение агентства «Русская линия» о том, что «28 февраля Таганская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело против организаторов и участников кощунственной выставки «Осторожно, религия». По сведениям из прокуратуры, дело возбуждено по статье 282 УК РФ: «возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды».
На сайте «Радонежа» опубликована статья протоирея Александра Шаргунова «Г. Распутин: опасность разделения в церкви». В материале еще раз объясняется, почему Православная Церковь выступает против канонизации Григория Распутина, брошюрки о святости которого продавались даже на прошедшей недавно выставке «Постная трапеза»: «Появился ряд изданий, утверждающих что Распутин является пророком, чудотворцем, юродивым ради Христа — то есть, святым угодником Божиим. Написаны уже «иконы» и «акафист». Все это продается иногда даже в церковных магазинах. У неискушенного читателя может даже сложиться впечатление, будто этот человек уже канонизирован Церковью. Кстати, напомним, что Комиссия по канонизации при Священном Синоде самым тщательным образом исследовала жизнь и деятельность Распутина и, разумеется, там и близко не было никаких намеков на его святость. Об этом же говорил недавно Святейший Патриарх». В статье о. Александр опровергает «аргументы» почитателей «старца Григория»: «Все знают, сколько в Церкви было попыток соединения магии с христианской святыней, начиная с Симона волхва и кончая многочисленными так называемыми бабками, «целительницами», экстрасенсами, которые соединяют молитву перед иконами с заговорами; говорят, что у них есть благословение священников и архиереев и т. д. На Страшном Суде многие скажут: «Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» — и в ответ услышат: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Таким образом, из почитания Распутина прямо следуют два вывода. Во-первых — «можно быть святым и развратным». Во-вторых — можно смешать святость с гипнозом, темную мистику — с христианством». Именно поэтому, отмечает автор, «мы хотим обратить внимание всех на целенаправленный антицерковный характер движения почитателей Распутина… Перед нами — грубое нарушение церковной дисциплины, когда группа людей самовольно провозглашает кого-то святым, пишет его иконы, составляет ему акафисты и т. п. Появляется новая секта, подобная Богородичному центру, но внутри Церкви… Болезненный бред тиражируется от лица Православной Церкви. И самое главное — эта оскорбление памяти святой Царской Семьи. Да, мы считаем, что появление этого движения сразу же после канонизации святых Царственных страстотерпцев направлено на то, чтобы опорочить Церковь и это благодатное деяние Церкви, чтобы спровоцировать брожение умов. Мы надеемся, что Священноначалие пресечет эту духовную заразу».
Однако, похоже, что скоро любые попытки остановить движение сектантов — будь внутри Церкви или же во вне, будут натыкаться на серьезные препятствия. Это связано с неослабным контролем за Россией и прессингом со стороны … США. Об этом статья Сергея Маркова «Проблема религиозной свободы — одна из главных претензий на сегодня Соединенных Штатов к России». Автор указывает, что в ближайшее время Россию посетит с визитом делегация Национального совета церквей Соединенных Штатов: «Дело в том, что у нас признаны четыре основных традиционных конфессии: православие, мусульманство, иудаизм и буддизм, и закон, в какой-то мере, ограничивает деятельность других конфессий. А в Соединенных Штатах как раз другие конфессии являются ведущими, причем в Соединенных Штатах эти конфессии очень активны. У большинства представителей самых разных конфессий мессианское мировоззрение. Они считают, что должны ездить в разные страны и проводить свои взгляды, «уговаривать граждан полюбить Христа». Далее, Сергей Марков отмечает, что, мол, притесняемые недовольны и требуют свободы действий, и после этого следует исторический штамп, не соответствующий действительности, о том, что, де, «Соединенные Штаты родились, прежде всего, на базе религиозной свободы. Первые десятки лет в Соединенные Штаты бежали прежде всего те люди, которых притесняла церковь в Европе. И эта идеология свободного распространения любых религий является одним из краеугольных камней американской общегосударственной идеологии». А потому им нужно обеспечить полную религиозную свободу и на всей планете. Мы не будем останавливаться на вопросах уничтожения индейцев европейцами, избежавшими не церковных преследований, а государственных тюрем за уголовные преступления, но отметим, что, возможно, предположения С. Маркова о намерениях американцев и верны, но представления об Америке как стране религиозной свободы — ложны. Скорее, сегодня религия может существовать там тогда, когда она не затрагивает жизнь, не меняет ее, а остается этаким антуражем, внешним ритуалом.
Именно об этом статья Александра Морозова «Три с половиной секуляризации», в которой ставится и решается следующий вопрос: «Если глобализация влечет за собой новый этап секуляризации — то в чем суть этого нового этапа?». Автор характеризует нынешнюю эпоху как «постсекулярную». Качество религиозности в эту эпоху «заключено в глубоком проникновении секулярного в состав религиозного. В самом деле, когда мы говорим о том, что сознание средневекового человек было религиозным, это не значит, что всякое его действие в повседневности мотивировалось его верой. Но мы, наверняка, имеем ввиду, что мировоззрение человека было достаточно жестко, актуально связано с его статусом, с его положением в жизни. Религиозность была вплетена в эту идентичность жестко и прямо». Сегодня же «сетевая структура социального опрокидывается в структуру личности, в ее идентичность. Утром — клерк, вечером — хип-хопер, перешел из христианства в ислам, а затем — обратно. Религиозность становится лишь одной из ячеек в сети личной идентичности. Она — не в центре личности, да и вовсе нет никакого центра… Горизонтализм личности в условиях сетевой структуры социального нарастает, укрепляется, обосновывается. Современная ситуация поощряет религиозность — как стиль, как часть личной идентичности, как язык, как поведенческую экзотику, как диалог на уровне «предпоследних ценностей». Но в то же время постсовременность — как этап секуляризации — направлена на окончательное развинчивание иерархизированной вертикали личности».
Примером такой ритуализации религии может служить поведение американского президента Дж. Буша, который, по определению авторов новостной колонки сайта «KM.Ru», «преподал всему миру урок фарисейства и цинизма»: «Он сообщил, что будет молиться за невинные жертвы среди иракского населения. Как отнесутся к такой «заботе» о них сами иракцы, на которых вскоре обрушатся бомбы, пока неизвестно». «Основные тезисы спича лидера «империи добра» таковы. Война уже не за горами, она начнется уже не смотря ни на что. Саддам Хусейн не разоружается (мнение инспекторов и уничтожение ракет в счет не идет), а США не намерены ждать, пока он нападет (на кого?). Саддам поддерживает террористов, которые используют оружие массового поражения против США и других стран (доказательств нет, да они и не нужны). После войны США берут на себя обязательство обеспечить переход власти в Ираке к тому правительству, которые выберут иракцы (ну, это мы уже видели — на примере Сербии). Давать еще время инспекторам для проведения проверок он не намерен, так как инспекции не имеют смысла (разумеется, не имеют — они уже показали, что американские обвинения ни на чем не основаны). От Совета Безопасности ООН требуется лишь одно: поддержать резолюцию, предложенную Великобританией, США и Испанией (как это напоминает российские выборы по-ельцински: голосуй, а то проиграешь, другой альтернативы нет!). Если международное сообщество не даст карт-бланш на войну, то Америка будет действовать вне зависимости от мнения ООН (правда, с точки зрения международного права эти действия будут квалифицироваться, как агрессия, но это пустяки). И, наконец, главный перл американского президента. Оказывается, Буш ежедневно молится Богу о мире и просит помощи в ситуации с Ираком. Если же начнется война, Буш обещает молиться за безопасность невинного иракского народа».
В связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке, Патриарх Московский и всея Руси Алексий заявил о неприемлемости силового навязывания отдельными государствами своей воли другим странам и народам, передает «Интерфакс». «В эти тревожные дни, когда решается судьба мира на Ближнем Востоке, а может быть, и всего мира, хотел бы еще раз напомнить, что Русская церковь возвышает свой голос против того, чтобы одни государства силой навязывали свою волю другим странам и народам», — заявил предстоятель Русской Православной Церкви в четверг, выступая в МИД РФ.
Прошлая неделя завершилась Прощеным воскресением. В этот день заканчивается масленица. Православные христиане, попросив у ближних своих прощения за все обиды, простив всех, вступают в Великий пост. «Православная газета» публикует слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на Прощеное воскресение. «Во все дни Великого поста мы будет подвизаться в покаянии, посте и молитве, будем стараться осознать свои недостатки, будем приходить в осознание своей греховности и со слезами просить у Бога прощения, чтобы Господь простил нам все наши грехи, которые мы совершили в этой жизни. Но сначала надо, чтобы мы сами простили обиды своим ближним. И потому сегодня мы обращаемся к родным, близким, соседям, знакомым, ко всем, ныне находящимся в храмах Божиих, со словами: «Прости меня, и Бог тебя простит». Это очень благодатный день, ибо, прощая друг друга, мы исполняемся великой духовной радостью, душа наша переполняется благодатью Божией. Мы ликуем и торжествуем по праву, так мы сумели переломить и победить свою гордыню, свою обидчивость, свою слабость. И все большей радостью мы исполняемся, когда получаем прощение от наших близких… Преподаю всем вам благословение на труды и подвиги Великого поста».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика