Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10−17 марта. — Великий пост. — Диетические вопросы. — Духовное очищение. — Под диктовку жизни. — Лженаука и лжекультура. — Свобода любой ценой. — Чудо святителя Луки. — Торжество Православия.
На прошлой неделе у православных христиан начался Великий пост. Великий пост отличается от остальных постов особой строгостью и долготой. Это — время покаяния, время особенного внимания к собственной душе. Даже многие светские СМИ признают Великий пост — отличным от всех четырех многодневных постов. Поэтому практически на всех страницах он- и офф-лайн изданий появились материалы о Великом посте. В сообщении сайта «Вести.Ru», Великий пост назван «временем самоочищения»: «Особенно строгие ограничения приходятся на первую неделю… Для монахов и послушников звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря пришло время духовного и физического самоочищения — начался Великий пост. Первые пять дней братии придется основательно подтянуть пояса — они не будут принимать никакой пищи, подкрепляя себя только отваром лаврового листа. При этом большую часть дня придется проводить в церкви за коленопреклоненными молитвами». Надо отметить, что светские СМИ, уделив внимание посту, в основном пишут и обсуждают со священниками и врачами лишь один вопрос — что можно есть во время поста? Такой «материалистический» подход — не удивителен, ведь сегодня еда стала символом существования человека, неким знаком, по которому человек себя идентифицирует. По сути, латинскую пословицу «мыслю, следовательно существую», можно переиначить в соответствии с требованиями эпохи: «я кушаю, следовательно существую». О духовной же стороне поста говориться либо вскользь, либо вообще не упоминается. И это также симптоматично: как и во времена атеизма, сегодня понятие «душа» — не актуально. Так, например, журналисты газеты «Московский комсомолец» Елена Зверева, Марина Великанова свою публикацию «Высокий пост» полностью посвятили кулинарным проблемам: в статье подробно излагается постное меню, предлагаемое в столовой Белого дома, указаны цены на постные блюда, затем повествуется об особенностях постной кухни на железной дороге. Отчасти по этому же пути пошли и журналисты «Комсомольской правды» Владимир Ворособин и Людмила Корниенко, написав статью «Великий пост в Кремле: капуста, каша и компот». Их интересует кремлевское постное меню. Правда, затем авторы все-таки отмечают, что «пост — это прежде всего самосуд» и приводят слова настоятеля московского храма Святителя Николая на Троекурове протоиерея Александра Немченко, который обращается к верующим читателям этой газеты: «Пост для христианина — прежде всего внутреннее покаяние. Это праздник для души. Нет человека, который жил бы на земле и не грешил делом, словом и помышлением. Я считаю, пост — это прежде всего самосуд. Я предстаю перед Богом как перед судьею, без принуждения. Это внутреннее духовное состояние, которое должно меня смирить. Я должен задумываться о всех своих грехах». Также в статье кратко рассказывается о богослужениях, совершаемых в Великий пост. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки., которая полностью посвящена гастрономическим проблемам: тому, как «правильно поститься, чтобы не навредить ни себе, ни близким». Кандидат медицинских наук Галина Холмогорова из Центра профилактической медицины Минздрава РФ рассказывает о том, как провести пост так, чтобы не попасть в больницу: «Я как врач могу только приветствовать всех, кто хочет поститься. В принципе режим здоровой пищи требует хотя бы раз в неделю устраивать себе разгрузочный день. К тому же, если человек хочет похудеть, соблюдение поста обеспечит ему некую психологическую поддержку». Подход к посту как к некоей эффективной диете — это, похоже, именно то, что примиряет светских журналистов с существованием поста. Анализ «диетического» подхода к посту проведен в статье «Почему выходит из моды Великий пост?». В ней утверждается, что «популярность» Великого поста падает: «Мода на пост, таким образом, стала частным случаем постсоветской технократической религиозности, направленной на устроение наиболее комфортной жизни здесь, на земле (в том числе, и через «самоочищение» организма), но чуждой мистического аскетизма древних святых или подвижников православного благочестия новейшего времени. Такая религиозность логически вытекала из предшествующего опыта «материалистической веры»; по сути, она лишь включила в орбиту этой веры новые понятия, связанные с «более тонкими» формами существования все той же материи, которая, как оказалось, может быть «невидимой» и даже «духовной». Однако, Великий пост «оказался менее эффективным способом «самоочищения» организма и «выведения шлаков», нежели те, которые предлагает современная медицина. Это неудивительно, ведь христианский пост преследует совсем иные цели; он, скорее, уводит от того идеала комфортного устроения жизни на земле, от того идеала физического совершенства, который является «смыслом жизни» для адептов технократической религиозности». То, что авторы называют попсовыми словечками «падение популярности» есть, по сути, кристаллизация общества, тот самый «меч», который разделяет верующих и следующих за модой: «Очевидно, что Великому посту «не светит» превращение в веселый фольклорный праздник наподобие Масленицы, Пасхи или Рождества. Поэтому для православных он был и остается уникальной возможностью почувствовать свою «неотмирность», отделиться на какое-то время от окружающей среды и ощутить себя гражданами Царствия Божия, над которым не властны преходящие увлечения и моды современников». На сайте «Страна.Ru» появилась довольно содержательная и взвешенная статья Марии Свешниковой «Великий пост — время переосмысления ценностей», предназначенная именно для тех, кто «старается придерживаться православных традиций», однако не имеет опыта. Автор напоминает читателям, что Великий пост «установлен Церковью в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, куда он удалился после крещения. Чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи, Воскресения Господня, Православная Церковь предлагает пройти через сорокадневный путь молитвы, воздержания, покаяния и очищения». В небольших подразделах «пост телесный» и «пост духовный» поясняется смысл этих двух сторон поста, также в материале рассказывается о структуре поста и даже приводится покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Подробно о времени Великого поста рассказывает «Православная газета»: «Великий пост — это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения большего времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого поста все говеют, исповедуются и причащаются как минимум хотя бы один раз». На этом же сайте приводится и слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского «На начало поста». В своем обращении к пастве архиепископ Викентий говорит: «Многие люди, видя благотворное влияние поста, говорят ныне: «Вот и я попробую попоститься, попробую хотя бы мяса не есть…». Благое пожелание. Но как часто оно заканчивается новым падением, ибо не было сопряжено с усилием духовным, с молитвой и покаянием. Воздержание от скоромной пищи есть только первый шаг, только первое движение к тому, чтобы смирить свои страсти, свои греховные устремления, осознать свою немощь и прибегнуть к Спасителю нашему с истинным покаянием. Всякому из нас необходимо в эти дни Великого поста осознать свои падения, раскаяться в содеянном и от всего сердца пожелать оставить такую жизнь, а, по сути, свою смерть духовную, прибегнуть под спасительный кров нашей Матери-Церкви, прибегнуть к исцеляющим души и тела наши Таинствам церковным — Покаянию и Причащению Святых Христовых Таин… Господь готов не помнить наши падения, наше богоотступничество и тем самым призывает нас к покаянию, чтобы мы пришли — в любом греховном состоянии — к Богу, и Он готов явить нам свое милосердие». На патриаршем сайте началу Великого поста посвящен большой материал, в котором, в частности, приводятся слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сказанные им пастве с напутствием на Великий пост: «Стоит только оглянуться на нашу жизнь, как мы увидим, сколько мы делаем грехов: не исполняем Заповедей Господних, бываем рассеянны в молитве, пропускаем утреннее и вечернее молитвенное правило, не почитаем и не освящаем особой молитвой православные праздники и воскресные дни. А сколько грехов мы постоянно совершаем по отношению к ближним нашим! Как часто мы осуждаем людей, ищем, по образному слову Спасителя, сучок в глазе брата, а бревна в своем глазу не замечаем (Мф. 7. 3; Лк. 6. 41−42)! Мы готовы осудить ближних за их небольшие проступки, хотя сами часто поступаем во много раз хуже их, и наши дела, слова и мысли гораздо более греховны, чем дела, слова и мысли наших ближних. Как часто мы раздражаемся на наших ближних, как часто мы их обижаем! … Сегодня у нас есть благодатная возможность примириться друг с другом, испросив прощения, и с миром вступить на спасительное поприще Великого поста. Используем же эту возможность и постараемся найти тех, кого мы обидели и огорчили, на кого мы сердились, кого мы осуждали, и постараемся примириться с ними». В другом материале, опубликованном на этом же сайте, рассказывается о том, как в Православной церкви появился пост Четыредесятницы. Материал взят из книги М. Скабаллановича «Толковый Типикон». Обязательный 40-дневный пост перед Пасхой появляется в Церкви в III в: «Он если не возник, то удлинился до 40 дней под влиянием практики оглашения — из желания содействовать постом и молитвой приготовлению будущих христиан к таинству Крещения… Так как крещение приурочивалось в III в. к Пасхе, то пост этот и оказался предпасхальным… Однако хотя пост Четыредесятницы и возник в связи с подготовкой к крещению, уже в III в. на него смотрят, как на нечто самоценное. … Удлинение поста до 40 дней могло первоначально произойти в Палестине. А так как Иерусалимская Церковь пользовалась большим авторитетом, то отсюда 40-дневный пост легко мог распространиться по всему христианскому миру. В самом начали IV в. он уже распространился по всем поместным церквам». Там же приводятся и проповеди святителя Григория Паламы, сказанные во время поста и о посте. Среди прочего в них говорится: «Но не такого рода пост и не таким образом совершаемый — болee родствен злым ангелам: ибо им — свойственны неядение, связанное с гневом и ненавистью, и высокомерие, и противление Богу, — и мы, будучи рабами и служителями Добра, противостоим им. «Яко несть наша брань к крови и плоти», говорить Апостол, «но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. VI, 12). Конечно, будем употреблять в противление им не только пост, но и латы праведности для нашей защиты, и шлем спасительной милостыни, и щит веры, еще же и могущественнейший в обороне меч духовный, который есть спасительное слово Божие к нам; потому что таким образом нам надлежит вести доблестную борьбу и сохранить непоколебленную веру, и угасить всe разжженныя стрелы лукаваго, и показавшись победителями во всем, улучить небесные и святые венцы, радуясь вместе с Ангелами, в Самом Христе Господе нашем, Которому подобает всякая слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, нынe и присно и во веки веков. Аминь». На сайте «Радонежа» публикуется проповедь святого праведного Иоанна Кронштадского «Зачем нужен Великий пост». Святой Иоанн вопрошает своих слушателей: «Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?» И отвечает: «Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным: то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе». Пост «усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу; дает место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах… Братия! познаем, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы не свои, а Божии, потому что куплены ценою крови Сына Божия. Не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? куплени бо есте ценою (1 Кор. 6, 19. 20). Уважим свою природу, возвышенную до причастия божественного естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святынею, на которую и самим не стыдно было бы посмотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих. Доселе мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности; поживем хотя теперь целомудренно и свято. Мы были до ныне далеко от Бога по своим делам плотским; хотя теперь приближимся к Нему; узнаем сколько Он благ… Он есть Источник жизни всех тварей и хочет поселить в тебе, чрез соединение с Ним в таинстве причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым». Если до революции во время первой и последней седмиц Великого поста прекращали работу государственные учреждения, школы, предприятия, то в наше время работа в эти периоды продолжается. На сайте «Государство и религия» размещен проект Федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций», разработанный депутатами С.Ю.Глазьевым и А.Н.Белоусовым. О социальном партнерстве Церкви и государства говорит и митрополит Солнечногорский Сергий в своем интервью газете «Известия». Говоря о взаимодействии с государством, владыка Сергий отмечает, что необходимость этого «диктует жизнь». На вопрос автора Елены Яковлевой о возможной «православизации государственной жизни», управляющий делами Московской Патриархии отвечает: «У Церкви нет к этому интереса. В чем мы действительно заинтересованы — так это в том, чтобы общество было высокодуховным. Чтобы культура не истощалась. Жизнь России, становление государства всегда были связаны с церковью: вспомните, даже прославление икон играло историческую роль… Что же касается подозрений в принуждении к вере, то никого не заставишь веровать. Вера ведь субъективное чувство, его нельзя пережить принудительно. Ну как можно заставить реально почувствовать присутствие Божие? Неверующего можно пожалеть, но заставлять? Знаете, невольник — не богомольник». В интервью затронут вопросы «консерватизма» и «модернизации» Православия: «Строго с социальной точки зрения — да, церковь должна сохранять консерватизм. Если она не будет консервативна, она потеряет силу той соли, о которой говорил Христос. Соли, что осоляет жизнь и предохраняет ее от распада, от загнивания. Церковь призвана быть консервативной. Поэтому не надо ждать модернизаций: Православная Церковь не начнет венчать однополые браки, не введет институт женского священства, не будет снисходительна к проституции и ее пропаганде, не согласится с абортами. Церковь не будет стремиться отвечать требованиям времени. Церковь живет над временем». В этой же газете на прошлой неделе появился еще один интересный материал — это письмо, подписанное членами комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, академиками Евгением Александровым, Виталием Гинзбургом, Эдуардом Кругляковым, канд. физ.-мат. наук, писателем Михаилом Нахмансоном, канд. тех. наук, публицистом Петром Тревогиным, доктором физ.-мат. наук, профессором, председателем Головного совета по астрономии Минобразования Константином Холшевниковым, канд. тех. наук, публицистом Геннадием Шевелевым и доктором физ.-мат. наук, профессором Евгением Эйдельманом, адресованное министру культуры Михаилу Швыдкому. Авторы пишут, что они с возмущением посмотрели 16 января этого года передачу из цикла «Культурная революция» «Верить можно только астрологам»: «Есть такое абсурдное словосочетание: «незаконное бандформирование». Точно такая же нелепость — сочетания «плохой астролог» и «хороший астролог». В наше время пора уже понять, что астрология — чистой воды шарлатанство и серьезно к ней относиться — значит демонстрировать свою отсталость. Активная пропаганда СМИ всяческих суеверий, распространившихся в стране в последние десять-пятнадцать лет, прежде всего астрологии, носит характер интеллектуального геноцида российского народа. Нас усердно, целенаправленно пытаются превратить в племя первобытных дикарей. Дело идет к тому, что через пару поколений наша страна скатится на нынешний уровень самых отсталых африканских стран… Нельзя умолчать о наблюдающемся в последние годы просачивании астрологов во властные структуры, в частности в Минобороны, в МЧС, в МВД. Не нужно объяснять, насколько это опасно для общества». В заключение авторы письма тезисно излагают мнение ученых, профессионально знакомых с положениями и практикой астрологии. Ниже, на одной интернет-странице с письмом против астрологии, даются «ссылки по теме: «Астропрогноза на год», «Самый полный астропрогноз» и т. д. Выглядит это глупо и издевательски, но очень хорошо характеризует современную журналистику, для которой «все в тему». Образцом подобной лженауки, внедряемой в массовое сознание, стал фильм «Неизвестные годы Иисуса, или Тибетское евангелие», демонстрировавшийся по телевидению несколько недель назад. О том, что это за «продукт», рассуждает диакон Андрей Кураев в статье «Неизвестные годы Иисуса?». Вот, что пишет об этом фильме отец Андрей: авторам фильма «очень хочется Христа «сослать» в Гималаи. Зачем? Ну, очень просто. Затем, чтобы самим не припадать к ногам Христа и не быть у Христа в послушании — для этого надо Христа «отправить на послушание» к каким-нибудь гималайским «махатмам». Ну, а гималайские «махатмы» — они люди сговорчивые (или духи сговорчивые) и они, как правило, озвучивают те идеи, которые желают вложить в их уста те или иные публикаторы или почитатели. Это известная, на самом деле, тактика, когда человеку не хочется встраивать свою жизнь в какую-то реальную традицию, тогда он создает что-то такое воздушное и виртуальное». Отец Андрей продолжает: «Для того, чтобы обосновать свои эзотерические выверты, Христа и лишают права слова, превращают его в попугайчика, который способен воспроизводить только те или иные оккультные банальности. Но для этого надо придумать миф о том, как бы Христос мог научиться этим банальностям, где бы Он мог их впитать. И для этого утверждается, что в детстве он когда-то покинул Палестину, ходил по Тибету и Гималаям и, в целом, Индии». Далее отец Андрей Кураев отмечает, что исторических данных на эту тему не существует, оригинал так называемого «евангелия Нотовича» — никогда никто не видел. Автор указывает и еще на одну «нелепицу» представленного фильма: «Авторы этого фильма спутали два совершенно исключающих друг друга мифа: один из которых говорит о том, что Христос в юности был в Индии, а другой — что, напротив, он там доживал Свои годы после распятия и воскресения. Что касается второго мифа, то он возникает только в XIX веке, и отнюдь не раньше. Это мусульманская теория, созданная, правду сказать, с помощью английских спецслужб». Что же касается мифа о том, что Христос в молодости путешествовал в Индию, то это легко опровергается просто с помощью анализа текста Евангелия: «При всем разнообразии индийских философских школ, все же господствующая там идея — это идея кармы. Карма — это идея автоматического воздаяния, которая воздаст свое: зло настигнет преступника, награда не минует праведника и т. д. Проповедь же Христа — совершенно иная. Вот притча Христа о вдовице, которая умоляет неприступного судию, притча о блудном сыне, притча о мытаре и фарисее, слова Христа покаявшемуся разбойнику — везде говорится о Боге, Который жаждет простить людей. Не перед лицом космического закона неумолимого стоит человек согрешивший, а перед лицом отца, который ищет повода оправдать человека!». Однако попытки современной культуры «переосмыслить», а точнее разрушить Традицию, уничтожить любые проявления духовности не ограничиваются подобными «тележвачками». Музей Сахарова, несколько месяцев назад проводивший дикую выставку «Осторожно, религия!», не собирается прекращать «обсуждение религиозных проблем». Об этом заявило руководство Музея и общественного центра. Это самое безликое руководство распространило заявление, в котором говорится, что, несмотря на «оказываемое давление, Музей «не перестанет быть открытой площадкой для свободного обсуждения любых значимых и острых проблем, в том числе, — свободного обсуждения проблем существования и деятельности религиозных институтов в нашем обществе и местом проведения акций, конференций, выставок, посвященных этим проблемам». «Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми он при этом встречается». Директор музея Ю. Самодуров «считает, что организаторы кампании используют разгром и скандал, возникший вокруг выставки «Осторожно, религия!», как «предлог для установления клерикального диктата в нашей стране», с которым он, по-видимому, будет бороться. Видимо, Самодурову не придется сильно напрягаться в этой борьбе, потому что ему помогут и светские СМИ, и возмущенные правозащитники, и прочие либералы и борцы за полное уничтожение нравственности в отдельно взятой стране. Свобода превыше всего, говорят они, в том числе, превыше любви, морали, великодушия, порядочности. Такие же «вестники свободы», насаждаемой любой ценой, сейчас совершают «инспекцию» по Ставропольскому краю: «эксперты проекта международной организации «Тасис» «Улучшение межэтнических отношений, развитие толерантности и противодействия экстремизму» проводят в крае исследование межэтнических отношений». Данный проект финансируется Европейским Союзом. Исследование планируется провести в ряде субъектов Российской Федерации. Общим объем финансирования — 2 млн евро. На официальном сайте Украинской Православной Церкви появилось сообщение о чуде, явленном православным святым святителем Лукой Войно-Ясенецким католическому аббату: в письме на имя митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря пришло письмо католического аббата Жоржа Бернэ из города Монтескью (Франция), в котором он пишет: «Я католический священник, мне восемьдесят один год. Вследствие несчастного случая получил серьезный перелом голени. Спустя некоторое время мне принесли книгу «Автобиография Преосвященнейшего Луки, архиепископа Симферопольского». Я много молился этому святому архиепископу-хирургу и быстро поправился. Я благодарен святителю Луке и ежедневно обращаюсь к нему с молитвами». 16 марта, в первое воскресенье Великого поста, Церковь праздновала Торжество Православия. Сообщения об этом дне появились на сайте «Седмица.Ru». В сообщении рассказывается о совершенной в этот день Патриархом Московским и всея Руси Алексием Божественной литургии, а также приводятся слова, сказанные им перед совершением чина Торжества Православия: «Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы отмечаем Торжество Православия и совершаем особый богослужебный чин, в котором воздаем хвалу и честь тем, кто утверждал Святое Православие по лицу земли, кто мученическими подвигами укреплял веру христианскую, кто и ныне совершает свое служение, утверждая Церковь Христову и наставляя паству следовать Путем Истины. Помолимся же сейчас за особым чином, да утвердит Господь нерушимо Свою Православную Церковь, да избавит Он ее от расколов, распрей и нестроений, и да поможет нам всем быть верными чадами Церкви Христовой. Да сподобит и нас Господь по милости Своей совершать свое служение по Слову Спасителя, во благо народа Божия, во спасение тех, кто стоит в ограде Святой Православной Церкви».