Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина26.03.2003 

ПОСЕЯННЫЙ ВЕТЕР
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17−24 марта. — Праздник святого Даниила. — Миротворческая миссия. — Американская агрессия. — Бомбы на историю. — Обедненный уран и пасхальные куличи. — В поисках идентичности. — Советы атеистов.

Прошлая неделя началась с праздника — в понедельник Русская Православная Церковь отметила 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского — собирателя русских земель, родоначальника московских князей и основателя древнейшего в столице Свято-Данилова монастыря. Об этом сообщило агентство РИА «Новости», опубликовав на сайте также и программу праздника.
На сайте «Вести.Ru», кроме рассказа о торжествах, прошедших в этот день в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, коротко говорится и о самом святом Данииле Московском: «В 11 лет святой Даниил унаследовал от своего отца Александра Невского Московское княжество, которое в то время было одним из самых маленьких и бедных среди других русских земель, и сумел значительно укрепить его. Несмотря на многочисленные посягательства со стороны соседей, князь Даниил старался не участвовать в междоусобных войнах, предпочитая решать все вопросы мирным путем. В итоге именно при нем Москва стала центром объединения русских земель».
Сайт «Седмица.Ru» публикует подробный отчет о торжествах, посвященных 700-летию преставления св. блгв. кн. Даниила Московского. Там же приводятся слова предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, обращенные к архипастырям, братии Свято-Даниловского монастыря, а также ко всем, празднующим этот праздник. Также на сайте можно прочитать житие святого благоверного князя Даниила Московского и историю Свято-Данилова монастыря.
В этот же день СМИ было распространено заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви по поводу напряженной обстановки в Ираке. Текст заявления публикует сайт «Радонежа». В заявлении, в частности, говорится о том, «Сегодня Русская Православная Церковь обращает призыв к правительствам стран, от которых зависит решение, начать или не начинать войну, — сделать все возможное, чтобы избежать вооруженного конфликта… Нарушение правовых норм сеет хаос и произвол, ибо беззаконие всегда порождает еще большее беззаконие. „Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю“ (Ос. 8. 7) — говорит Священное Писание».
В понедельник же в Багдад с миссией мира вылетела представительная российская православно-мусульманская делегация. Об этом сообщает РИА «Новости».
Однако миротворческая поездка завершилась ранее намеченного срока из-за все возрастающего напряжения вокруг Ирака и фактического объявления США дня начала войны. Отчет о поездке миротворческой миссии опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви. «Рассказывая о своих впечатлениях от посещения страны, епископ Феофан отметил: „В течение двух дней члены нашей делегации имели возможность общаться с иракцами на улицах, в мечетях и христианских храмах. Меня поразили спокойствие и уверенность встреченных нами людей, которые неизменно демонстрировали готовность до последнего защищать свою землю. Это совершенно не соответствовало сообщениям некоторых средств массовой информации о том, что в столице Ирака якобы царит паника, а армия деморализована“. Такая позиция иракцев базируется на глубокой вере в Бога и любви к своей Родине, подчеркнул Владыка Феофан», — говорится в отчете. Епископ Феофан отметил, что «игнорирование позиции мирового сообщества не только попирает существующие принципы международного права, но и грозит разрушить сложившийся мировой порядок». Муфтий Талгат Таджуддин сообщил, что «духовные лидеры российских мусульман приняли совместное Обращение, в котором поддержали позицию руководства страны по проблеме Ирака и выразили солидарность с иракским народом. „О мире для народа Ирака в России молятся и мусульмане, и христиане“, — подчеркнул муфтий».
18 марта, во вторник, сайт «Newsru.com» публикует обращением митрополита Киевского и всея Украины Владимира к руководству США. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир призвал США и их союзников воздержаться от применения военной силы в отношении Ирака. Он отметил, что «признавая войну злом, Церковь допускает участие в ней лишь в случае защиты отечества и ближнего», что, в ситуации с Ираком, места не имело. Хотя, президент Буш и старался всеми силами сделать проблему безопасности США — ключевой. Однако даже обывателям, не являющимся военными экспертами, сегодня очевидно, что подобные мотивы «притянуты за уши» и не имеют отношения к истинным причинам войны.
Война в Ираке началась в четверг, 20 марта. Хроника первого дня войны опубликована на сайте «Русская линия»: «Первый налет был совершен примерно в 5:35 по московскому времени, над городом завыли сирены воздушной тревоги. Первые удары были нанесены в Багдаде по району предположительного проведения совещания высшего иракского руководства, сообщили телекомпании США. Удары были нанесены крылатыми ракетами морского базирования и бомбардировщиками-невидимками Stealth… Второй воздушный удар нанесен по Багдаду в четверг утром. Это произошло после 6:00 по Москве. Взрывы были слышны в юго-восточной части иракской столицы. Над этой частью города поднялся густой черный дым. Третий воздушный удар нанесен в 6:36 по московскому времени. Взрывы были слышны в юго-восточной части иракской столицы, как и во время второго удара. Над этой частью города поднялся густой черный дым. Не ясно, какой именно объект был подвергнут бомбардировке… В 22:15 по американскому времени (в 06:15 по Москве) Джордж Буш обратился к нации. «По моему приказу силы коалиции начали наносить удары по отдельным целям, имеющим военное значение», — сказал глава Белого дома. «Я заверяю вас, что это не будет кампания полумер», — заявил Буш, выступление которого из Овального кабинета Белого Дома транслировалось всеми телекомпаниями США. «Мы не приемлем другого результата, кроме победы», — подчеркнул Буш… Удай Хусейн, сын Саддама Хусейна, призвал иракское население «к стойкости и сопротивлению"… В Багдаде ориентировочно в 05:35 по Москве завыли сирены тревоги, было отключено электричество на одной из центральных мечетей… Американо-британская авиация нанесла удар по позициям иракских ПВО на юге страны, в районе города Басра. Как сообщается, удар нанесен в рамках подготовки к наземной операции союзников в Ираке».
В этот же день на сайте «Седмица.Ru» появился текст заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с началом военной операции против Ирака. В заявлении, в частности, говорится: «Сегодня ранним утром англо-американская коалиция нанесла ракетно-бомбовые удары по городам Ирака. Это произошло вопреки мнению Совета Безопасности ООН, большинства членов мирового сообщества, религиозных лидеров, которые высказывались против военного решения проблем вокруг Ирака… В Ираке уже есть первые человеческие жертвы. С продолжением операции их число будет только увеличиваться. Мирные люди, мусульмане и христиане, будут гибнуть не только от бомб, но и от лишений, всегда сопутствующих военным действиям. Можно предвидеть, что пострадают культурные памятники и святыни, связанные с библейской историей. Сердца верующих Русской Православной Церкви полны сочувствия страдающему иракскому народу: детям, женщинам, старикам, больным и немощным… Русская Православная Церковь вновь обращается к правительствам стран антииракской коалиции: остановите кровопролитие! Сделайте все возможное, чтобы не допустить разрастания военных действий. Возобновите мирный переговорный процесс. Пощадите тысячи невинных людей».
На официальном сайте Русской Православной размещено обращение предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, сделанное в связи с военным конфликтом вокруг Ирака «Украинская Православная Церковь обращается к Соединенным Штатам Америки и их союзникам с призывом удержаться от применения военной силы против Ирака, ибо война, безусловно, приведет к многотысячным жертвам среди мирного населения, затронув стариков, женщин и детей, и использовать не конца исчерпанные возможности дипломатического урегулирования иракской проблемы».
На сайте «РИА-Новости» опубликован культурологический комментарий событий в Ираке — это мнение директора Государственного Эрмитажа, ученого-востоковеда Михаила Пиотровского: «Бомбить Ирак — бомбить историю земли». «По его словам, Ирак располагает исключительными по значимости древностями… «Из древнейшей цивилизации Ирака берет начало цивилизация, к которой сейчас принадлежит значительная часть населения как России, так и Америки — цивилизация христианская», — сказал ученый. Ирак, по словам Пиотровского, «чуть ли не единственная страна на Ближнем Востоке, где мирно сосуществуют мусульмане и христиане, причем последние занимают самые высокие посты в правительстве"… «Неосторожные военные или идеологические действия, подобные тем, что происходят сейчас в Ираке, могут привести к конфликту ислама и христианства, результатом которого станет разделение человечества, еще более страшное, чем разделение на социалистический и капиталистический лагери», — подчеркнул он».
Президент России Владимир Путин также выступил со словами осуждения в адрес действий антииракской коалиции: «Эта военная акция ничем не может быть оправдана: ни обвинением Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас никогда не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим — что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства… Военная акция против Ирака — это большая политическая ошибка. Я уже сказал о гуманитарной стороне дела. Однако не меньшую озабоченность вызывает и угроза развала сложившейся системы международной безопасности. Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав и имеет право на все, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права — принцип незыблемости суверенитета государств. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности. А возникший сегодня обширный очаг нестабильности будет расти и вызывать негативнее последствия в других регионах мира. Именно по этим причинам Россия настаивает на скорейшем прекращении военных действий».
Между тем, развязывание американцами войны стало причиной того, что президент Ирака Саддам Хусейн объявил священную войну. «Иракский лидер призвал сограждан «достать оружие и бороться во имя справедливости». «Мы не сможем остановить врага иначе, чем силой нашего оружия», — сказал он. Саддам Хусейн заявил, что враги Ирака «получат по заслугам». «Во имя Господа мы будем стремиться к победе, и она будет за нами», — сказал он», — сообщает «Радонеж». То есть политическая и экономическая война была переведена на другой уровень — религиозный. Надо думать, что США предполагали развитие такой ситуации, и тем не менее, не отказались от своих планов «наведения мира в регионе».
Комментируя начало военной компании США против Ирака, архиепископ Августин, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и другими воинскими формированиями, в частности сказал: «Для меня — это вызов Америки всему миру. Маски сброшены. Показательно, что США до последнего пытались в осуществлении своих планов заручиться поддержкой мирового сообщества, т. е. придать нападению на Ирак легитимный характер. Но, не сумев этого сделать, они все же не отступили от своего замысла… Многие страны — Россия, Китай, Франция, Германия и др. — осудили действия Америки. Интересы здесь могут быть самые разные: политические, экономические… Для меня же, как для священника, один интерес — это соответствие того, что происходит, заповедям Божьим. Есть войны освободительные и войны, развязанные агрессором… Я, как военный епископ, не завидую капелланам, которые сейчас окормляют американских и английских военных».
На патриаршем сайте также много внимания уделено проблеме войны в Ираке. Среди прочих публикаций есть и мнение ученого: президент Центра экологической политики России, член-корреспондент РАН, профессор Алексей Владимирович Яблоков полагает, что «армия США может использовать против Ирака боезаряды с «обедненным» ураном». «По оценкам известного ученого, против Ирака в ходе предстоящих военных действий может быть использовано до 1 900 тонн таких урановых боеприпасов. В этом случае, по мнению ученого, радионуклиды могут быть разнесены на несколько сотен километров воздушными потоками, и достичь, например, Израиля. Профессор отметил, что, попадая внутрь организма, уран способен вызвать раковые и другие заболевания… В последние годы выяснилось, что на особо сильно загрязненных ураном иракских территориях в районе города Басры в 3−4 раза увеличилась частота преждевременных родов, врожденных дефектов новорожденных, лейкемии и других видов раковых заболеваний. По словам Яблокова, такие же врожденные нарушения (отсутствие глаз, ушей, сращение пальцев и сосудов) обнаружилось более чем у 60% детей, родившихся в семьях американских ветеранов «войны в Заливе». Как отметил ученый, «официальная медицина всячески отрицает связь этих заболеваний с загрязнением ураном, но доказательства, причем строго научные, множатся». Европарламент принял резолюцию против использования обедненного урана в боеприпасах. Еще раньше один из гуманитарных комитетов ООН посчитал, что боеприпасы с обедненным ураном нужно отнести к оружию массового поражения — они поражают в большей степени не тех против кого применены, а множество других людей». То есть, развязав массовую бойню против Ирака в поисках оружия массового уничтожения, сами агрессоры не стесняются использовать это самое же оружие.
Война в Ираке будет иметь и экологические последствия. Об этом 20 марта заявил заместитель главы МЧС Юрий Бражников: «В числе наиболее серьезных экологических последствий войны в Ираке он назвал загрязнение воздуха продуктами горения, последствия применения оружия с обедненным ураном и загрязнение питьевой воды». Кроме этого, бомбардировки Ирака могут вызвать землетрясение на Южном Кавказе. Такое мнение высказал председатель Ассоциации сейсмологии и физики Армении Сергей Баласанян.
Многие видят в развязанной США войне еще один признак приближения конца света. И уже предпринимаются попытки проанализировать события в Ираке с апокалиптической точки зрения. Газета «Завтра» печатает статью протоиерея Валентина Асмуса о событиях вокруг Ирака, названную «История есть суд Божий». Текст статьи позже появился на «Радонеже» «Символическое столкновение: новый Вавилон, плутократическая Великая Блудница, матерь блудниц (Апок. 17, I, 5), всей своей чудовищной сатанинской мощью обрушивается на землю древнего Вавилона… Но речь здесь идет, конечно, не только о нефтяных скважинах (хотя обезумевшие плутократы вроде бы только о них и думают). Речь идет об установлении сатанинского, антихристова духовного диктата. Американская обезьяна (подчеловек в квадрате, многократно ухудшенный вариант современного западноевропейского подчеловека) хочет претворить все человечество в свой образ и подобие, силой навязывает всем свою … идеологию (под видом мифологических «общечеловеческих ценностей»), свою дегенеративную культуру. И кажется, нет силы, способной остановить это апокалиптическое сползание в бездну. Однако верующий человек не должен отчаиваться. Господь наш есть Господин и длящейся человеческой истории. Все совершается по Его воле или по Его попущению (которое есть частный вид Его воли). Если действительно подошли последние времена, то это означает близкое торжество Господа нашего и скорую погибель Его супостатов со всей их «цивилизацией».
Война в Ираке выявила все противоречия и болевые точки современного мира, она показала, сколь велико может быть лицемерие и сколь наглым может быть чувство собственной правоты. Издевательски выглядело сообщение о том, что в Великобритании, солдаты которой в настоящий момент воюют против иракцев, «советы по образованию планируют запретить раздачу пасхальных куличей в школах». Об этом информирует агентство «Благовест-инфо». Причина «неугодности» пасхальных куличей заключена в том, что наверху этого традиционного кулинарного изделия, раздаваемого на Пасху в школах, изображен крест: «власти опасаются, что появление куличей в меню школьных столовых оскорбит детей из иудейских, мусульманских и индуистских семей». Бомбы, сбрасываемые на Ирак, их не обидят, а вот изображение креста — оскорбит: «Мы стараемся избежать упоминания религиозной темы на Пасху, и поэтому не можем раздавать детям куличи», — заявил пресс-секретарь районного управления образования Тауэр Хэмлетс». Так что, похоже, скоро дети уже не будут знать, что за праздник Пасха и с чем он связан, как уже не знают о том, что такое Рождество. На фоне такого «лицемерного оглупения» вполне рационально и здраво рассуждают британские мусульмане: «очень и очень странным» назвали решение о запрете куличей и представители Мусульманского совета Британии. «Это просто удивительно, — заявил пресс-секретарь этой организации. — В настоящее время британских мусульман волнует ситуация в Ираке, а не куличи. К тому же, британские мусульмане с удовольствием едят куличи уже много лет, и я не думаю, что теперь они вдруг оскорбятся».
В нынешней ситуации еще острее встал вопрос и о том, какой будет завтра Россия, по какому пути развития она пойдет, какие ценности будут важными для нас. «Выбор пути развития России во многом зависит от того, какие культурно-исторические образы будут определять наше самосознание», считает обозреватель журнала «Русский предприниматель» Александр Рудаков. Автор считает, что сегодня «нелегко дать однозначные ответы на вопрос о нашей культурной идентичности «в целом"… И потому обращение к каждому из аспектов культурно-цивилизационного наследия должно быть продиктовано конкретными политическими или идеологическими задачами. В этом смысле прав философ Дмитрий Замятин, утверждающий, что «всякая идентичность может создаваться и строиться усилиями культурных и политических новаторов, политтехнологов и имиджмейкеров». При этом, государство должно взять под контроль формирование собственного образа, потому как «сегодня многие цивилизационные архетипы ретранслируются внутри, а главное — вовне России так, что страна от этого только проигрывает, остается в минусе». «Историко-культурные символы должны не конкурировать между собой, а интегрироваться в единый образный ряд. Сегодня же мы имеем нечто прямо противоположное», считает Александр Рудаков. Он рассматривает несколько «парадигм» таких образов и пытается нащупать некий новый «образ, пригодный сегодня как для внешней, так и для внутренней политики России: «Мы многое бы изменили, если бы внесли новое содержание в такие образы, как «Восточная Европа» и «византийская ойкумена» (это способствовало бы налаживанию связей с Украиной и славянскими государствами Европы), «Северная Европа» и «балтийская цивилизация» (это создало бы почву для нормализации отношений с прибалтийскими государствами и расширило бы социальную базу пророссийских сил), «евразийское пространство» (это бы привлекло на нашу сторону политические элиты в странах Центральной Азии)».
Сетуя по поводу негативного образа России за рубежом, автор как-то упускает двусторонность процесса создания информационного образа: многие государства сознательно подают информацию о России (как и о некоторых других странах) в негативном ключе, используя в информационном поле только события отрицательного характера, например, катастрофы, громкие убийства и пр. Но, делая вывод, автор отмечает: «Впрочем, было бы неверным считать, что полноценный образ России требуется только для «культурного экспорта», рассчитанного на заграницу. Не меньше, чем внешнему миру, эти представления нужны и нам самим. Для того чтобы мобилизовать все имеющиеся в обществе духовные и социальные возможности, нужно заново осознать, в чем состоит мировая миссия России, какова наша роль во взаимоотношениях с соседями, где находятся наши цивилизационные истоки. Траектория движения к «идеальному будущему» станет ясна лишь тогда, когда мы сами определим свое место в мире и сумеем до конца понять цель и смысл нашего исторического пути».
Однако определение «исторического пути» — не для всех выгодно, в частности, либералы, ратующие за «общечеловеческие ценности», каждый раз очень напрягаются, когда сталкиваются хоть с каким-то намеком на подобное «определение». Так, во вторник в Госдуме прошли парламентские слушания «Вопросы изменения законодательства о свободе совести и о социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций». Депутаты решили создать рабочую группу из представителей религиозных организаций и парламентариев для разработки законопроектов, касающихся религии.
На сайте «Газеты.Ru» незамедлительно появилась язвительная статья по этому поводу, названная «Священное лобби». Автор Герман Прохоров обиженно пишет о том, что «обсуждать межконфессиональные проблемы в Госдуму позвали только представителей четырех конфессий: православия, буддизма, иудаизма и ислама». Неизвестно, кого бы еще хотел видеть в числе заседавших автор, может, кришнаитов, может, язычников. Далее он рассказывает о двух законопроектах «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России», которые и обсуждались на заседании рабочей группы. А затем, и это самое странное и удивительное, автор приводит комментарии «представителей атеистических организаций», которые, и это можно было угадать и без особого напряжения, считают, что «то, что делают депутаты, как раз и противоречит Конституции». Видимо, следуя подобной логике, автор берет комментарии по сельхозпроблемам в военном министерстве. По мнению атеистов, «прикреплять религиозные организации к светским нельзя. Тем более к армии или системе образования. «Это нарушение свободы совести: у детей и солдат нет выбора, и они будут делать то, что им прикажут … - заявил корреспонденту «Газеты.Ru» член Атеистического общества Москвы Андрей Семенов». Такой вот расхожий штамп, мол, ребенок вырастет и сам определится.
Следуя этой логике, хотелось бы посоветовать вышеуказанным атеистам не лечить детей в случае болезни — вот вырастут, прочитают все про лекарства и сами выберут то, что им полезно. В том и состоит право взрослого, чтобы брать на себя ответственность за воспитание своего ребенка в полном объеме — от интеллектуального до духовного развития. Но, как известно, атеистов интересуют лишь материальные блага, которые, они, по-видимому, боятся потерять, и потому говорят совсем уж абсурдные вещи: «Некоторые из них станут еще ближе к власти и получат больше свободы действий, чем другие, в том числе и в подавлении «нетрадиционных» религий: «Конкуренция между религиозными организациями должна быть, но на другом уровне. Здесь же все хотят, извините, земных благ». Ни убавить, ни прибавить…
Однако секретарь безопасности РФ Владимир Рушайло не разделяет прекраснодушного взгляда атеистов на «нетрадиционные религии» и «заявляет о намерении государства пресечь деятельность фашиствующих партий и тоталитарных сект». Об этом сообщает агентство «Интерфакс». «В случаях предусмотренных федеральным законодательством, государство должно решительно вмешиваться в пресечение деятельности национал-фашистских и других подобного рода партий и общественных движений, тоталитарных сект, которые с одной стороны, представляют интересы определенной ячейки общества, с другой стороны, — наносят всему обществу катастрофический вред», — сказал Владимир Рушайло, выступая на конференции в Москве во вторник.
Также Секретарь Совбеза во время встречи с наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом «отметил возрастающую роль Русской Православной Церкви в стабилизации общественной жизни, решении нравственных проблем, воспитании молодежи, укреплении семьи, борьбы с наркоманией и пьянством. В. Рушайло подчеркнул необходимость совместных усилий государства и религиозных объединений в деле сохранения национального достояния России и нейтрализации угроз безопасности российскому обществу в духовной сфере», — сообщает «Мир религий».
По сообщению сайта «Вести.Ru», «на Урале ужесточается надзор над религиозными объединениями». «О необходимости более тесного взаимодействия правоохранительных органов и религиозных объединений говорилось на заседании Совета по реализации государственной политики в области свободы совести и религиозных объединений при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе… Межконфессиональная обстановка в области осложняется прибытием большого количества иностранцев. Вновь прибывшие пытаются создать национальные культурные центры, требуя финансировать их деятельность за счет бюджетных средств. Проведенные религиоведческие экспертизы свидетельствуют, что в большинстве случаев они не являются религиозными объединениями, а преследуют другие цели».
На сайте «НГ-религии» появился материал Олега Недумова, посвященный возвращению Церкви ее бывшего имущества, названный «Власть не признает православных святынь». Это интервью с кандидатом искусствоведения, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Борисом Михайловым. По мнению о. Бориса, «процесс возвращения церковных святынь еще даже не начинался… Церковь не признается собственником ее святынь. Да и сами святыни государство таковыми не признает. В лучшем случае оно называет их имуществом. Более того, в 90-е годы приняты два закона, которые фиксируют это положение и дают государству правовые возможности не возвращать церковные святыни». Также о. Борис отмечает, что закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года, предусматривающий право собственности Церкви на объекты, представляющие собой культурную ценность, никак не повлиял на ситуацию: «В нем государство также продекларировало право Церкви на ее недвижимое имущество, но оставило за собой все возможности для того, чтобы не передавать Церкви то, что оно считает нужным оставить у себя». Кроме этого, существует «музейно-искусствоведческое лобби, которое является носителем определенной идеологии»: «в наши дни эта идеология звучит так: шедевры древнерусской живописи и архитектуры в наше время утратили свое узко конфессиональное значение, они являются национальным достоянием. Поэтому эти памятники должны остаться в собственности у государства, имея статус музейных экспонатов. О передаче их Церкви не может быть и речи». Эта идеология, как отмечает о. Борис, имеет большую поддержку среди видных историков искусства, музейных работников, политиков. «Усилиями этой влиятельной группы политика удержания церковного имущества успешно реализовывалась на протяжении 90-х годов. В итоге мы имеем сейчас два антицерковных по своей сути закона, которые не рассматривают Церковь в качестве партнера государства в деле культурного строительства». Но такое отношение к Церкви — «это серьезная стратегическая ошибка»: «Ведь Церковь является единственным общественно-политическим институтом, сохранившимся с дореволюционных времен, который и в наши дни продолжает развиваться. К сожалению, государство пока не выработало концепции взаимоотношений с Церковью».
Газета «К¦евск¦й телеграфЪ» публикует интервью со Святейшим Патриарахом Московским и всея Руси Алексием II. В интервью Патриарх Алексий II говорит о значении Киева в истории России и всей Восточной Европы, о политических проблемах современности, об отношениях Церкви и государства, о единении православных народов: «Впрочем, единение православных народов не должно быть направлено против кого-либо. Нет ничего проще «дружбы против». Но нам, как хранителям неповрежденной Христовой веры, нужно стремиться к миру и добру для всех, для «ближних и дальних», свидетельствуя свой благонамеренный, по-настоящему православный дух… Русская Православная Церковь с огромной болью воспринимает те разделения между православными, которые существуют в Украине. Мы искренне желаем, чтобы на украинской земле, наконец, установился церковный мир, которого здесь нет вот уже более десяти лет. Многовековая традиция Церкви выработала множество средств уврачевания расколов. Однако ни одно из них не может быть действенным, пока сами раскольники не осознают своего греха перед Церковью. Церковь же, подобно чадолюбивой матери, всегда держит свои объятия отверстыми», — сказал предстоятель Русской Православной Церкви.
О стремлении к объединению православных Западной Европы в рамках Поместной Церкви повествует доклад Михаила Соллогуба на XI Православном конгрессе во Франции, опубликованный на сайте «Религия и СМИ». «Православие — это не религиозная составляющая национальной принадлежности русских, греков или кого-либо еще. Здесь, в Западной Европе, живя и замыкаясь в своем национальном церковном окружении, мы идем против духа Евангелия и оказываем дурную услугу нашей Церкви», — таков главный смысл этого выступления.
Журнал «Итоги» публикует статью Василия Дятлова «Евангелие от археологов», в которой рассказывается о том, как «на дне озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь, где, по преданию, похоронен святой Матфей — один из апостолов Христа». «Иссык-кульская версия» вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: «Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении». По предположению историка Семенова-Тян-Шанского, монастырь, в котором могли находится мощи апостола, ушел под воду. В статье рассказывается об истории расселения христиан в Центральной Азии. А также говорится о том, что «ученым предстоит проверить версию Семенова-Тян-Шанского относительно возможности существования монастыря и «матфеевой могилы» в Курментинской бухте». Ученые знают о шести древних городах, ушедших под воду, но до сих пор ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Но доктор исторических наук вице-президент Национальной академии наук Киргизии Владимир Плоских заявил: «У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте. Возможно, уже в середине апреля в Курментинскую бухту будет снаряжена первая полномасштабная экспедиция». А в Киргизии намерены над местом предполагаемой могилы апостола Матфея построить часовню, гостиницу и прочую «паломническую инфраструктуру». В том, что верующие сюда потянутся, митрополит Ташкентский Владимир более чем уверен: «Как трон царя Соломона на Святой горе в Оше — вторая Мекка для мусульман всего мира, совершающих туда паломничество, так и к местам святого апостола, евангелиста Матфея тоже потечет людской поток».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru