Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 7−14 апреля. — Благовещение. — Новый митрополичий округ. — В рамках закона. — Цензура толерантного сознания. — Площадь шахидов. — Исчезающая война. — Русская Голгофа. — Маленькие подвиги Вел. поста.
7 апреля Православная Церковь отметила один из великих двунадесятых праздников — Благовещение. На сайте агентства «Регионы России» размещен отрывок из Евангелия от Луки, рассказывающий об этом событии: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Затем следует фольклорно-этнологическая часть, посвященная приметам и обрядам. На сайте агентства «Интерфакс» в информации, посвященной празднику, кратко пересказаны евангельские события. А общество «Радонеж» рассказывает о праздничном богослужении, прошедшем в этот день в Благовещенском соборе Московского Кремля. На сайте «Православной газеты» празднику Благовещения посвящен подробный материал, рассказывающий о предыстории праздника, о его значении для православных христиан: «Чудно и славно Благовещение, ведь в этот день «во утробу вселился Девичу» «Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный», Бог стал «в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето"… Печальна и томительна была жизнь людей Ветхого Завета. Пророк Иезекииль видел ее в образе свитка, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 9 — 10). Забывая Бога, человечество заблудилось в дебрях житейской суеты, греха и не знало куда идти, где искать вечную истину, правду, подлинную красоту и добро. Люди ждали Божественной помощи, ждали долго, ждали со страхом, но и с надеждой… И вот «пришла полнота времени» (Гал. 4, 4), наступили дни исполнения пророческих предсказаний и конец приготовления человечества к принятию Спасителя; наступил исторический момент, заставивший возликовать всю вселенную». Этим моментом стало Благовещенье: «Теперь Сын Всевышнего нисходит к нам не с одним пророческим словом, но со всеми спасительными силами и никогда не отойдет от нас Своей Божественной благодатью. Он утвердит на земле Единую Святую Церковь; силой Духа Святого поставит в ней священнослужителей и сохранит этот чин для просвещения и освящения людей, для благословения «всяким духовным благословением» (Еф. 1,3); Он даст Церкви Божественную Трапезу — Святое Причащение. А возносясь на небо Спаситель оставит неложное обетование: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20)… Еще, кроме всего прочего, с сегодняшнего дня, когда Пресвятая Дева становится Божией Матерью, в Ее Лице весь человеческий род приобретает усердную Заступницу и Ходатаицу перед сыном Своим и Богом нашим… Вот почему в нынешний праздник призывается радоваться вся вселенная — небо и земля. Вот почему и сам день сегодняшний именуется Благовещением или благой вестью». На этом же сайте опубликовано слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, сказанное им на праздник Благовещенья пресвятой Богородицы. На следующий день — 8 апреля Православная Церковь почитает Архангела Гавриила, послужившего Таинству нашего спасения: «Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных Тайн… По церковному преданию именно Архангел Гавриил возвестил святым праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Девы Марии и он же сообщил Пресвятой Богородице об ее славном Успении и Вознесении на Небо. Когда Господь Иисус Христос перед Своими Крестными страданиями молился в Гефсиманском саду, на укрепление Его, по церковному преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «крепость Божия» (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали радостную весть о Вознесении Господа Иисуса Христа от двух Ангелов, одним из которых был Архангел Гавриил». Далее рассказывается об Ангельском мире, об их помощи людям: «Ангелы входят в общение только с теми, кто подражает им. Где умножается грех, оттуда удаляются Ангелы». Другой важной темой недели стало предложение Патриарха Московского и всея Руси Алексия руководителям всех православных приходов русской традиции в странах Западной Европы создать самоуправляемый митрополичий округ. Об этом говорится в послании к архиереям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе. Агентство «Интерфакс» рассказывает об этом так: «Округ мог бы состоять из нескольких епархий и включать все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, «которые пожелали бы вступить в него». Данному митрополичьему округу, как отмечает Патриарх Алексий, будут дарованы права самоуправления «с избранием предстоятеля на основе устава, который надлежит разработать при участии представителей всех групп православного русского рассеяния в западноевропейских странах». До первых же выборов предстоятеля патриарх предлагает возложить попечение об округе на митрополита Сурожского Антония, несмотря на ранее высказанные им пожелания об уходе на покой». Агентство «РИА-Новости» более подробно останавливается на этой проблеме: «В своем послании Алексий II напомнил, что разделение разрозненных частей Русской Церкви «было порождено исторической трагедией русского народа, расколом общества в результате революционной катастрофы». «Едва ли можно сомневаться, что ныне время для восстановления единства настало», — подчеркнул Патриарх. Вместе с тем, он выразил понимание позиции части верующих, которые хотят «иметь некую гарантию сохранения привычного уклада». Их пожелания, говорится в послании предстоятеля Русской Церкви, «могли бы быть осуществлены посредством образования в Западней Европе единого Митрополичьего округа». Патриарх подчеркнул, что Митрополичьему округу дается право «самоуправления с избранием Предстоятеля собором округа в составе иерархов, клириков и мирян на основе устава, который надлежит разработать при участии представителей всех групп православного русского рассеяния в западноевропейских странах"… Он отметил, что архиепископы Брюссельский и Бельгийский Симон, Корсунский Иннокентий, Керченский Анатолий и епископы Команский Гавриил, Женевский и Западно-Европейский Амвросий, Сергиевский Василий и Клавдиопольский Михаил, сохраняя свои полномочия, «приглашаются быть ближайшими сотрудниками и помощниками Владыки Антония». Кроме того, в послании Патриарха Алексия говорится, что «на следующем этапе» к участию в процессе объединения «должны быть приглашены» архиепископы Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Русская Православная Церковь За границей), Клинский Лонгин, Берлинский и Германский Феофан, Венский и Будапештский Павел». На сайте «Седмица.Ru» также размещен подробный сюжет, посвященный посланию Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На сайте можно ознакомится с полным текстом послания, с выдержками из книги протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви», где рассказывается об отделении РПЦЗ от Московского Патриархата, также опубликована справка «Епархии Русской Православной Церкви в Западной Европе». Кроме этого, текст послания можно прочитать на сайте Сурожской епархии. На сайте «Радонежа» появилась аналитическая статья Кирилла Фролова «Под знаменами Третьего Рима», в которой предпринята попытка проанализировать произошедшее событие. Автор считает, что сегодня «появился не просто шанс, но реальный план воссоединения всех русских приходов в Западной Европе с Матерью — Церковью». Кирилл Фролов коротко останавливается на вопросах посткоммунистческого сосуществования Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, отмечая, что «авантюра с открытием «параллельных» РПЦ приходов Зарубежной Церкви в России» кончилась «печально»: «те немногие (а много и быть не могло- количество желающих отойти от Патриаршей Церкви в России исчислялось единицами), что перешли в России в лоно Зарубежной Церкви, предали и ее», создав раскольничьи организации, которые играют в нынешней РФ «роль «карманной секты» антицерковных сил, использующих ее в качестве мелкой разменной монеты в борьбе с авторитетом Русской Православной Церкви». Автор уверен, что нынешнее положение, при котором существуют Русская Православная Церковь и Русская Зарубежная Церковь нельзя считать нормальным: «И Патриарх Московский предложил сделать реальные шаги по воссоединению. Создается единый самоуправляемый русский митрополичий округ Западной Европы… Пока главой митрополичьего округа стал Митрополит Сурожский Антоний (Блюм), долгие годы возглавлявший Британскую епархию Русской Православной Церкви. Выбор Патриарха понятен. Митрополит Антоний — выдающийся богослов и пастырь, обладающий огромным авторитетом. Он способен посадить за стол переговоров всех участников процесса, преодолеть подводные камни. Например, со стороны Зарубежной Церкви неизбежно станет вопрос об экуменизме… Другой «подводный камень процесса» — это сопротивление противников православного возрождения России, которые, страшась усиления Русской Церкви, безусловно, будут вставлять палки в колеса процессу воссоединения». Поэтому, делает вывод автор, «дело воссоединения русских православных юрисдикций в Европе должно быть должным образом обеспеченно в информационном и политическом плане». Другой, не менее важный, вопрос, — какие организационные формы примет Православие в Западной Европе: «Не случайно, Патриарх деликатно пишет о том, что германские епархии РПЦ и РПЦЗ будут подключены к процессу на следующем этапе, ибо пока важно добиться ясности с Британской епархией и французскими приходами всех трех русских юрисдикций. Если вопрос о желательности воссоединения всех русских приходов Западной и Центральной Европы в создающуюся митрополию однозначен, то дело с гипотетической Поместной Церковью Евросоюза сложнее. Ведь в ЕС входят государства, где есть Поместные Православные Церкви. Например, Греция. Вряд ли Элладская Церковь захочет поступиться своей самостоятельностью. Может, более эффективен путь создания национальных Поместных Церквей европейских государств, где именно Православие будет фактором сохранения идентичностей на фоне европейской и мировой глобализации, что многократно повысит его привлекательность». Между тем, в России до конца еще не решен вопрос, какие религиозные конфессии считать традиционными. Об этом в «Еженедельном журнале» статья Игоря Пылаева «Чин избранных». Автор отмечает, что в 1997 году, когда принимали закон «О свободе совести и религиозных объединениях», «ограничились тем, что подчеркнули в преамбуле к документу особую роль православия в истории России». Но это не устраивает разного рода организации, на попадающие под определение «традиционных», так как это, по замечанию автора, может быть причиной несправедливости. Надо отметить, что понятие «справедливость» в последнее время предъявляется весьма избирательно и только в тех случаях, когда обижают «нетрадиционные религии». В настоящее время в Государственной думе находится ряд законопроектов, авторы которых пытаются поделить действующие в стране религиозные организации на традиционные и нетрадиционные. Среди них — проекты закона, представленные Сергеем Глазьевым и Александром Чуевым. По мнению последнего, «к традиционным следует отнести те религиозные организации, которые действуют на территории нашей страны не менее 85 лет (к моменту принятия законопроекта), имеют отделения как минимум в 10 субъектах Федерации и «признаны неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов». Далее следует интервью с депутатом Александром Чуевым, который рассказывает о своем законопроекте. Национально-религиозные аспекты экстремистской деятельности и вопросы законодательного обеспечения ее предупреждения обсуждались 7 апреля в Государственной думе РФ. Об этом сообщает агентство «Благовест-Инфо». На слушания были приглашены лидеры традиционных конфессий России, депутаты Государственной думы, специалисты в области этноконфессиональных отношений, журналисты. «В основном докладе председатель Комитета по делам национальностей Валентин Никитин отметил, что в последнее время террористы стали активно использовать национальные и религиозные факторы, мотивируя это «якобы защитой прав человека, этноса и конфессиональных ценностей от принудительного навязывания «западного образа жизни». Особую озабоченность выступавшего вызывают участившиеся проявления религиозного экстремизма». «Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) Михаил Прокопенко также отметил, что сотрудничество государства и традиционных религий # лучшее средство заполнения духовного вакуума, который является питательной средой для экстремистских взглядов. В частности, ликвидация «банальной неграмотности» в религиозной сфере через введение «Основ православной культуры» в школе, по мнению представителя ОВЦС, снизит вероятность появления террористических организаций». Против вмешательства Церкви в дела государства в каком бы то ни было виде выступила представитель законодательного собрания Костромской области Светлана Шакелина, она «призвала отделить Церковь от государства «по-настоящему». Как г-жа Шакелина будет это делать, в информации агентства не поясняется, но опыт подобного «окончательного отделения» в истории нашей страны уже был. Так что можем и сами догадаться. Эту же тему поднимает Кирилл Василенко в статье «Экстремальный орган власти». Он отмечает, что депутаты Госдумы «рекомендовали правительству внести необходимые изменения и дополнения в ряд законов о террористической деятельности и создать единый федеральный центр по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма. Новая структура, по мнению думцев, должна будет заниматься мониторингом социально-экономической ситуации и состояния межконфессиональных отношений в России… Как выяснилось, пожелания парламентариев абсолютно соответствуют планам президента. Владимир Путин еще до начала слушаний на Охотном ряду дал своим министрам поручение обобщить практику реализации Федеральной целевой программы противодействия экстремистской деятельности. И заставить заработать закон в полную силу. Только в отличие от депутатских планов усилить профилактическую работу МВД, ФСБ и Министерства юстиции, президент порекомендовал позаботиться о профилактике экстремизма еще и Министерству культуры и Министерству образования». По словам Владимира Зорина, «этим ведомствам предстоит «усилить работу по воспитанию у российских граждан толерантного отношения к свободному определению национальной и религиозной принадлежности». В целях развития этой самой «толерантности» вместо «Основ православной культуры» школьникам будет предложен факультатив «Основы религиозных учений». Об этом рассказывает «Газета» в статье Надежды Кеворковой «Школьники будут изучать основы религиозных учений». В статье сообщается о заседании Межрелигиозного совета, прошедшем на прошлой неделе. «Митрополит Кирилл, давний сторонник факультативного преподавания православия в светской школе, согласился с коллегами, что сейчас необходимо создание учебника по основам всех религий… Для выработки общего письма совет создал экспертную рабочую группу, которая готовит документ для Министерства образования и «выше», то есть для администрации президента… В письме будет обоснована необходимость создания единого религиозно-культурного учебника по основам православия, ислама, буддизма и иудаизма». Автор статьи не забывает упомянуть «католические и протестантские ценности», с которыми «неясно как обойдутся»: «для России они «традиционными» не считаются, а посему в школы им путь прегражден». Журнал «Российская Федерация сегодня» также поднимает проблему преподавания в школе курса «Основы православной культуры». Об этом статья Ирины Репьевой «И еще сжечь Евангелие!». Она выступает против обвинений как самого курса, так и его автора Аллы Бородиной, в «экстремизме»: «Очевидно, что замолчать тему православной культуры, значит, замолчать сам смысл русской жизни, русской философии, истории, литературы. И сделать это весьма просто. Учительница литературы моей дочери увлекается астрологией, смотрит на детей только под градусом соотношения астролябии и созвездий. Растолковала на днях высокий смысл повести Гоголя «Тарас Бульба» таким образом… Тарас, говорила Галина Михайловна, совершенно справедливо был распят поляками и сожжен заживо на костре. Не был он к ним толерантен и веротерпим! Зачем с саблею на врагов ходил? Зачем крушил их? Зачем сопротивлялся? Вот такое представление у современной учительницы, живущей вне православной культуры, о главных нравственных ценностях запорожских казаков». Однако отмечает автор, если исходить из логики «бесконфликтности» и «толерантности», то нужно переписывать всю мировую историю: «Мол, жили люди в последние пять тысяч лет — только в гости на чай друг к другу заглядывали. И не американские колонисты индейцев повырезали, это они сами от хорошей жизни загнулись. Наполеон дружил с народами Европы, а на острове Святой Елены была у него дача — подарок русского царя Александра. Сталин часто отдыхал в Магадане, Буш — в Багдаде. Вот только Гитлер шалил немного, но что с него взять, с папуаса? Таким радикальным образом, пожалуй, можно искоренить «межнациональную рознь». Но остается рознь межрелигиозная. И что же? Преподавание курса запретить, учебники сжечь. Впрочем, не в них дело — Алла Бородина взяла факты о распятии Христа из канонических текстов Евангелия. Значит, и Евангелие — в костер!… Святые места — Иерусалим, Афон — опять же лишнее напоминание. Как, впрочем, и православные священники вместе с католическими пасторами: кто они, как не носители «неприятной информации»? Да и с миллионами верующих пора что-то решать… Именно сегодня, когда вместо графы «национальность» оставили в паспортах место для личного кода, можно легко представить, как странно изменятся наши учебники истории, если мы пойдем по пути забвения прошлого. История будет представлять собой забавную игру цифр и слов, похожую на зашифрованное шпионское донесение: «12 345 встретился на реке Калке с 67 890. И была страшная сеча!» Только из-за чего она была?». Автор газеты «Известия» Николай Кононов поднимает вопрос о нарушении свободы вероисповедания в статье «Всему свой срок». «В среду в Госдуме комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций представил проект дополнения Уголовного кодекса РФ статьей 282.3, которая предусматривает уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств верующих. Сейчас за это правонарушение привлекают лишь к административной ответственности. Согласно проекту, который будет предложен депутатам на рассмотрение, «оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме» влечет за собой разнообразные наказания — от 500 МРОТ (наиболее легкая форма ответственности) до 4 лет лишения свободы (максимальный срок). При этом оскорбительные действия, совершенные «организованной группой», тянут на срок от 3 до 5 лет». Эта статья уголовного кодекса уже существовала, но было отменена четыре года назад. Инициатива возвращения этой статьи исходила «от разных священников из разных регионов страны. Судя по всему, последней каплей стала выставка «Осторожно, религия!», после которой ее организаторы были обвинены в разжигании межрелигиозной вражды, а настоятель церкви Николы в Пыжах отец Александр Шаргунов вместе с коллегами обратился в Думу». Но в статье есть и нововведение: «журналист, выразивший на телеэкране или газетной полосе некорректную точку зрения, также может подвергнуться наказанию». По словам автора, «Православная церковь одобряет проект внесения статьи в УК — но с некоторыми оговорками», которые касаются разумного применения этой статьи на практике. Естественно, что «певцы свободы» вроде Тер-Оганьяна, считают предложение думского комитета прямым нарушением свободы слова, что вышеупомянутый «ультрасовременный художник» и проговаривает в завершающем материал комментарии, декларируя свободу искусства от закона и совести и обвиняя государство в опоре на «такую архаичную вещь как религия». В это же время завершилось расследование уголовного дела по факту умышленного повреждения строящейся часовни при будущем храме св. Татианы в г. Набережные Челны, а также возбуждения национальной и религиозной вражды, вандализма. Об этом сообщает агентство «Русская линия». «Инцидент с разрушением стены строящейся часовни в Набережных Челнах произошел 2 октября минувшего года… Материальный ущерб, нанесенный православной общине составил несколько десятков тысяч рублей. Это далеко не первая антиправославная акция — местные радикальные националисты неоднократно устраивали подобного рода выходки в отношении Православной Церкви… В октябре 2002 г., чтобы остановить хулиганов, пришлось вмешаться милиции… Идейным вдохновителем националисток выступал председатель Набережночелнинского отделения ТОЦ Рафис Кашапов. При проведенном у него дома обыске были обнаружены материалы и листовки, не оставлявшие сомнений в противозаконной направленности ТОЦ. В разное время эта организация выступала инициатором митингов, посвященных 450-летию разрушения татарского государства — Казанского ханства и памяти его защитников, на которых звучали обвинения в политической и экономической агрессии со стороны Москвы. Также среди выступлений ТОЦ — резолюция о переименовании Ярмарочной площади в Казани в площадь шахидов и пр. По заключению экспертов, в изъятых у Кашапова листовках содержатся унизительные характеристики, отрицательные оценки и негативные установки в отношении Православной Церкви, людей русской национальности. Кашапову предъявлено обвинение в возбуждении национальной и религиозной вражды по ч.1 ст. 282 УК РФ и решением суда применена мера пресечения — содержание под стражей». На патриаршем сайте также размещен материал, касающийся ситуации в Татарстане. Там также можно прочитать и текст интервью с протоиереем Олегом Богдановым, настоятелем храма св. Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана в Набережных Челнах, благочинным Закамского округа Казанской епархии. Это интервью корреспондент «Седмицы.Ru» взял на следующий день после разрушения часовни. Кроме этого, на сайте приводится материал, посвященный юридической стороне вопроса. С завершением войны в Ираке сегодня можно говорить и о постепенной потере интереса к этой теме. Но на прошлой неделе, пока война еще продолжалась, сообщения об этом появлялись. В частности, на официальном сайте Русской Православной Церкви опубликовано «Заявление Межрелигиозного совета России в связи с военными действиями в Ираке». В заявлении звучат слова сострадания по отношению к страдающим и гибнущим на войне людям, а также еще раз говорится о том, что «настоящий конфликт не является религиозным»: «Это не столкновение мусульман с представителями других религий. Свидетельствуя об этом, мы категорически отвергаем попытки религиозно оправдать этот конфликт с любой стороны. Ответственно заявляем о недопустимости использования религиозных символов и понятий в целях эскалации конфликта, для вовлечения в него все новых участников, особенно в России». На сайте «Немецкой волны» появилась статья Анастасии Рахмановой «Раскопки в Междуречье прерваны из-за войны», в которой рассказывается об археологических работах на территории между Тигром и Евфратом, которые временно прервались: «Месопотамия, Вавилон, царство Савское — слова, знакомые по учебникам истории и библейским текстам. Урук, Мосул, Нимруд — таковы современные названия городов, расположенных на территории древнейшей цивилизации нашей планеты, цивилизации Междуречья. Сегодня они нам знакомы не по сообщениям археологов, а по боевым сводкам. Но археологическим памятникам Ирака угрожают не только бомбы», а также и вибрация почвы, от которой могут рухнуть «тридцатиметровые колонны дворца генерала Селевка в древней Селеуке», «гигантская триумфальная арка, воздвигнутая в честь богини Иштар во время династии Сасанидов» и, самое главное, мародеры, «которые буквально по камню растаскивают древние сооружения, выбивая рельефы и сваливая с пьедесталов статуи». «Под угрозой разграбления находятся и богатейшие музеи Ирака, начиная с Багдадского историко-археологического музея, из которого ещё во время бомбардировок времён первой войны в заливе исчезло более четырёх тысяч ценнейших экспонатов». На сайте «Вести.Ru» также фигурировала военная тема, но журналистов интересовала не война в Ираке, а «Армия для православных». В репортаже рассказывается о воинской части инженерных войск в поселке Арсаки на границе Московской и Владимирской областей. Эта часть «единственная в своем роде», потому что здесь проходят службу верующие люди. «Весь личный состав воинской части живет строго по военному уставу. Солдаты ходят на сутки в караул, охраняют арсенал. Однако это не мешает военнослужащим завершать каждый день вечерней молитвой и посещать соседний монастырь. А сводный хор из солдат срочной службы дважды становился лауреатом международных песенных конкурсов… Эта войсковая часть существует с 1925 года, однако строго православной она стала только 11 лет назад, по договоренности с военным отделом Русской православной церкви. Как говорят командиры, верующие люди всегда — самые дисциплинированные. С военнослужащими-представителями других конфессий конфликтов не бывает… По соседству с воинской частью находится монастырь — Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Раньше военные занимали всю территорию монастыря, сейчас помогают монашеской братии с реставрацией зданий, а монахи, в свою очередь, оказывают личному составу помощь духовную». Сайт «Правда.Ru» публикует культурологическую статью Сергея Лаврентьева «Тайны пещер Русской Голгофы», в которой рассказывает «о загадках и чудесах святой Костомаровской земли, ландшафт которой практически повторяет Голгофу в Иерусалиме». «До гражданской войны эти места посещались паломниками, которые приравнивали их к святым местам Иерусалима или Киево-Печерской лавры… По преданию, Андрей Первозванный впервые обратил свой взор на эти места две тысячи лет назад. Апостол был послан на Восток обращать в христианскую веру скифские народы. С гор ему открылся вид, который поразил его своим сходством с тем местом, где он совсем недавно был. Старец стоял на вершине Голгофы у подножия креста — того самого, на котором распяли его Учителя. Святой Андрей долго в раздумьях и с болью в сердце смотрел на пейзаж, поразительно напоминавший Иерусалимскую землю. Потрясенный своим открытием, он повелел поставить на вершине одной из меловых гор каменный крест и основать пещерный монастырь». Такое совпадение ландшафта — удивительная «загадка, которую люди не могу разгадать на протяжении двух тысячелетий». В статье рассказывается о Свято-Спасской женской обители, основанной на этом месте, ее храмах и истории, о возрождении монастыря в наше время, о чудесах, совершающихся в монастыре. «Поднимаясь на Голгофу, чувствуешь, как где-то глубоко под землей отдается эхом звук твоих шагов. Это сокрытые подземные храмы. Но почему же они не открыты? Монахини говорят: «Не пришло еще время. Бог Сам решит, когда открыть их людям». На сайте «Радонежа» опубликована расшифровка эфира с протоиереем Максимом Козловым, посвященного тому, «как проводить дни Великого поста». Материал звучит как напоминание о том, что пост еще идет и никакие информационные катаклизмы не должны затмевать это главное для православных духовное делание: «Как бы ни волнительно было происходящее вокруг нас, какие бы естественные опасения ни возникали у нас, что начавшаяся в одном краю Земного шара война не перекинулась бы на значительно более широкие регионы, не коснулась бы своим темным крылом и нашего Отечества, — тем не менее, имея все эти опасения, мы должны помнить евангельское «Довлеет дневи забота его», здесь и сегодня, сейчас, должны нести свой крест, трудиться там, где поставил нас Господь… Конечно же, для каждого человека время проведения Великого Поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост… Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны». Далее автор рассматривает все эти «направления духовно-аскетических усилий» более подробно. И в конце отмечает: «Люди могут впадать в какие-то крайности: они могут думать, что постом можно только молиться и поклоны класть, никакими делами нельзя заниматься! Иные вообще Великим постом отказываются от всякого общения и от разговоров друг с другом! Вот нужно подумать, как здесь пройти средним, царским путем».