КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ВОСКРЕСИЛА МЕЧТУ О ГОСПОДСТВЕ НАД МИРОМ
В НОВОМ ВЕКЕ ЗАПАД НЕ ЗАХОЧЕТ ДЕЛИТЬСЯ ЭНЕРГИЕЙ, НО НИКОГО НЕ ОБДЕЛИТ ВНИМАНИЕМ
Встреча глав государств-членов ООН в Нью-Йорке 6−8 сентября 2000 года («саммит тысячелетия») — уникальный повод для сопоставления различных взглядов на философию международных отношений нашего времени. В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак — коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их. Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации. Благодаря глобализации информационных технологий, с одной стороны, возникли колоссальные возможности расширения плодотворного человеческого общения, с другой стороны, впервые в истории, сделалось технически возможным установление тотального электронного контроля над личностью. Это противоречие определяет духовную ситуацию времени, оно оказывает глубокое влияние на всю мировую экономику и международные отношения. Глобализация спутниковых телекоммуникаций, глобализация финансовых рынков, глобализация циклов воспроизводства в реальной экономике, а рядом с этим глобализация угроз — угрозы разрушения международного стратегического равновесия в результате создания национальной противоракетной обороны одной страны в ущерб безопасности других, угрозы беспрецедентного роста активности международных террористических организаций, угрозы деятельности транснациональных нарко-корпораций и так далее — образуют невероятно сложную и пеструю картину. Данные процессы и явления невозможно усреднить, подведя их под общий знаменатель. В современном мире нет и не может быть «глобализации как таковой», а есть сложнейший клубок различных проблем, возникающих на основе планетарного информационного технологического переворота. «Саммит тысячелетия», происходящий пятьдесят пять лет спустя после учреждения ООН на конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, является тем форумом, где свободно выражаемые точки зрения ответственных представителей различных культур и народов не рискуют утонуть в абстрактных и бессодержательных разглагольствованиях о «новой эре глобализации» с ее мнимо безграничными возможностями. Миф о безграничном прогрессе — этот идеологический продукт западноевропейской цивилизации Нового времени — возрождался с каждым великим открытием, с каждым крупным технологическим переворотом, но человечество, осознавшее поставленные ему «пределы роста», высвобождается из плена мифических представлений. Свидетельством тому — одна из ключевых идей нашего времени, сформулированная в заключительном документе международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1991 году и гласящая, что цивилизацию, которую создал новоевропейский Запад, не удастся уже повторить никому, ибо при уровне энергопотребления, который эта цивилизация предполагает, разведанные энергоресурсы планеты будут исчерпаны в течение 7−10 лет. Вот поистине глобальный вызов, лицом к лицу с которым стоят на пороге ХХI столетия Объединенные Нации! Другая глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как «шок будущего». Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от «шока будущего» грозит существованию вида Homo sapiens. Сознание невозможности «догоняющего развития», воспроизводящего модель энергопотребления западной цивилизации, и «шок будущего» позволяют говорить о том, что фундаментальные перемены, вызываемые вселенским переворотом в новейших средствах общения на основе информационных технологий, сталкиваются, как это ни парадоксально, с ветхим мировоззрением европейского человека эпохи научной революции ХVII века и домашинного производства. Отождествляя новую реальность с абстракцией — «глобализацией как таковой», ветхий человек, ослепленный собственным безумием, рвется к «глобальному управлению», которое не может быть ничем иным, как всемирным единодержавием силы — худшей из всех известных истории форм тоталитаризма. Если дать интегральную оценку вызовам нового столетия, то очевидно, что человечество напряженно ищет сегодня решение двуединой проблемы — как отвести глобальную угрозу суверенному духовному миру каждой личности и суверенному государственному существованию каждого народа в его неповторимом культурном своеобразии. Мировое сообщество — это не узкая группа технически и экономически наиболее развитых стран, не региональный союз и тем более не блок двух десятков государств. Мировое сообщество — это сообщество суверенных в своем развитии государств и народов. Лишь оставаясь таковым, оно в состоянии дать адекватный ответ разнообразным вызовам наступающей эпохи. В докладе генерального секретаря Организации Объединенных Наций, предложенном вниманию государств-членов и их представителей, собравшихся на «саммит тысячелетия», сказано, что уходящее столетие оставило в наследство «ужасающую нищету и поразительное неравенство… на фоне беспрецедентного по масштабам богатства». Это действительно так. Здесь пропасть, которая раскалывает мир, и края этой пропасти продолжают расходиться. Не в последнюю очередь это происходит потому, что и сегодня — десятилетие спустя после прекращения холодной войны — «беспрецедентное по масштабам богатство» продолжает омертвляться в фантастической по своим размерам гонке вооружений. Абсолютным лидером в этой области являются Соединенные Штаты Америки. Грандиозные возможности, открываемые ходом всемирно-исторического переворота в средствах общения, обновили древний соблазн господства над миром. Сегодня этот соблазн ищет себе выход в международно-политической практике сверхдержавного комплекса. Он выражается в пропаганде «глобального управления», в попытках создать некое подобие легализованного «мирового правительства». Такой централизованный орган космополитической власти, написав на своем знамени лозунг «ограниченного суверенитета», присвоит прерогативу осуществлять «гуманитарную интервенцию» в любой момент времени в любой точке земного шара. История завершившегося ХХ века учит, чем заканчиваются подобные эксперименты: тот, кто хочет привести к власти мировое правительство, развязывает мировую войну. Серьезным симптомом того, что подобная опасность нисколько не преувеличена, является эволюция нынешнего международного кризиса на Балканах — в том районе мира, где пусковой механизм мировой войны однажды уже сработал. Кризис был усугублен, с одной стороны, одновременным появлением в Старом свете в начале 90-х годов двух десятков новых независимых государств, с другой — интенсификацией опасных попыток отрицать суверенное право государства защищать свою территориальную целостность доступными ему средствами. Эти средства включают неотъемлемую от природы государства монополию организованного насилия, а также взаимное признание государствами монопольного права друг друга на использование принуждающего насилия в пределах своих суверенных территорий. Данный принцип обеспечил в свое время возникновение гражданского общества как зоны ненасилия, на нем покоится вся структура ныне действующего международного права. Успешное реформирование Организации Объединенных Наций на пороге ХХI века возможно лишь как плод общих усилий суверенных государств, солидарных в своем стремлении сделать мир более безопасным. Целенаправленные усилия по реформированию ООН должны с необходимостью учитывать всю сложность происходящих в мире перемен, но реформаторы обречены потерпеть фиаско, если они превратятся в заложников перманентного изменения. Существование народов и жизнь отдельного человека в потоке изменений безопасны тогда, когда опорой им служит то, что незыблемо и неизменно. Миропорядок, предотвращающий всеобщую угрозу мирового хаоса, возможен как такой и только такой право-порядок, краеугольным камнем которого выступает Божественное — и естественное — право человека, государства, народа быть в выборе своего развития суверенными и только потому свободными.