Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 11.07.2012 |
Петр, сын Ионин, брат Андрея Первозванного, от колена Симеонова из города Вифсаиды, был рыбаком и сначала именовался Симоном; Господь благоволил назвать его Кифой, или Петром, что значит — «камень». А случилось это так. Господь часто спрашивал Своих учеников: «За Кого люди почитают Меня?», потому что часто Его принимали за пророка. И Петр сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Господь благословил его, говоря: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе сие, а Отец Мой Небесный. И поэтому наречешься Кифа (то есть Петр, „камень“). И на сем камне (на камне исповедования Христа, веры во Христа) созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царствия Небесного», а в лице Петра и всем священнослужителям, которые от святых апостолов восприняли апостольскую благодать служения Церкви. Так что, нравится это кому-то или нет, но ключи от Царствия Небесного даны Церкви.
После Своего Воскресения Господь дунул на Своих учеников, апостолов, и сказал: «Примите Святого Духа, кому простите грехи, тому и простятся, на ком оставите, на том и останутся». Апостол Петр первым из учеников ясно выразил веру в Господа Иисуса Христа, исповедав Его Сыном Божиим. Любовь Петра ко Господу была великой, крепкой, но в чем-то дала ему возможность понадеяться на себя. «Если все от Тебя отрекутся, я ни за что от Тебя не отрекусь, — сказал Петр накануне распятия Христа. — Я душу свою за Тебя положу». — «Душу свою за Меня положишь? Истинно говорю тебе: не пропоет петух сегодня утром, как ты трижды от Меня отречешься» — некоторая самоуверенность и самонадеянность выжигается Богом такой страшной скорбью. Петр смиряется, переживая страшнейшее событие в своей жизни. «Не знаю Человека сего», — трижды сказали уста Петра, и Господь, как сказано у евангелиста Луки, взглянул на апостола. Петр встретился с Ним глазами и все понял, все вспомнил. И стал он плакаться горько, и всякий раз, когда он слышал петушиный крик, из его очей лились слезы, которые оставили на его лице глубокие морщины.
Но любовь — величайшая сила, победившая этот мир и покорившая его Христу. Любовь Христова к человеку и человека к Богу. Именно потому, что Петр от всего сердца любил Христа, он не пошел путем Иуды, а покаялся и смиренно ждал прощения.
И оно пришло, когда Господь по Своем Воскресении явился ученикам у моря Тивериадского. Несколько апостолов рыбачили в лодке, и апостол Петр был с ними. Рыбачили всю ночь и ничего не поймали. Наутро видят костер, и Человек стоит на берегу. И Он у них спрашивает: «Чадцы, есть ли у вас что снедное?», они говорят: «Нет». «Закиньте сети по правую сторону лодки, и поймаете». Забросили сети, стали вытягивать, и лодка начала тонуть от множества рыбы, что попалась в сети. Иоанн, апостол любви, говорит Петру: «Это Господь». И как только Петр услышал то, он бросился в море, только успев перепоясаться одеждой, потому что был нагой. И приплыл, а за ним все ученики доплыли до берега, вытащили сети с рыбой и посчитали. 153 рыбы. И вот Господь спрашивает: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» — «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». — «Паси агнцев Моих». И второй раз спросил то же слово, и третий раз: «Любишь ли Меня?». Опечалился Петр, когда Он третий раз спросил, и сказал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Понял Петр, зачем Господь трижды спрашивает, уврачевывая трехкратное отречение. И далее Господь указывает на конец жизни Петра: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь», то есть «прострешь руки» — будет распят. Так оно и случилось. Когда пришел смертный час, Петра стали распинать на кресте, он сказал: «Я имею одну просьбу: хочу, чтобы меня распяли вниз головой. Я недостоин висеть так, как был распят мой Учитель и Бог». Предсмертная просьба всегда закон, его так и распяли.
Второй из первоверховных апостолов — Павел, во многом противоположность Петру. Петр был уже в зрелых летах, а Павел — молодым человеком. Петр имел жену, семью, а Павел был девственником. Петр был неграмотным рыбаком, а Павел — одним из самых образованных людей в империи. Петр следовал за Христом, Павел никогда Его не видел воочию, кроме двух событий — обращения и восхищения Павла до третьего Неба. Апостол Павел был гонителем христиан, а Петр изначально был избран Богом как ловец человеков.
Павел однажды, получив письма от Синедриона, отправился в Дамаск, чтобы «кого найдет последующих сему Учению <Христа>, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». И вот на пути в Дамаск и произошла встреча Савла (такое еврейское имя тогда носил святой Павел) со Христом. Его осиял свет, от которого он ослеп, упал на колени и услышал слова, обращенные лично к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Всегда потрясает, как человек упирается против Бога в грехе, в самоволии, в попытках построить свою жизнь без Него. Трудно идти против рожна, трудно идти против жизни, трудно идти дорогой смерти. «Кто Ты, Господи?», — воскликнул Савл. «Я — Иисус, Которого ты гонишь». — «Что мне делать?». — «Иди в город Дамаск, найди Моего ученика Ананию, и он расскажет тебе всю истину». Апостол находит ученика, тот рассказывает ему Слово Божие, благовестует о Христе, крестит его. Савл исцеляется, спадает его слепота духовная, пропадает слепота телесная. И до самого последнего вздоха святой апостол проповедовал Христа — словом, жизнью, самой смертью. Он был усечен мечом в Риме как римский гражданин: его нельзя было распять, как иудея или беглого раба. Он принимает смерть в один день с апостолом Петром, но с разницей во времени в год. После себя он оставил письма — послания Церквам, послания своим ученикам, которые вошли в канон Нового Завета, — как же нужно написать письмо, чтобы оно стало Священным Писанием, с которым люди находят путь к Богу?!
Невозможно коротко рассказать об этих потрясающих людях, об их удивительных судьбах. Но в день памяти святых апостолов всегда можно еще раз обратиться к истории их жизни, почитать (хотя бы у святителя Димитрия Ростовского) жития апостолов Петра и Павла и от всего сердца возблагодарить Бога, что на Земле жили люди, которые смогли преодолеть и человеческую ненависть, и немощь собственную, и всевозможные препятствия, чтобы нам с вами, дорогие мои, донести свет Христов.