Радонеж | Сергей Белозерский | 11.07.2012 |
На днях мы узнали о двух страшных трагедиях — крушении автобуса с паломниками ехавшими в Почаевскую Лавру, и страшном наводнении, разрушившем город Крымск. Для язвительных атеистов такие события — еще один повод посмеяться над упованием Христиан, а для некоторых из Христиан — причина горького недоумения. Как люди, ехавшие на поклонение Богу, не были избавлены от крушения и смерти?
Что же наша вера говорит о таких событиях?
Православие — не шаманизм. Цель его — не в обеспечении обильных уловов, удачной охоты и даже физической безопасности. Да, косвенным эффектом благоустроения в душах людей является благоустроение и их земной жизни — но цель Евангелия не в этом.
Послушание заповедям Божиим избавляет человека от многих бед и опасностей, грозящих ему в этом мире — и, по статистике, верующие люди живут в среднем дольше — но цель нашей веры не в долголетии. Еще блаженный Августин противопоставлял веру язычников, которые просили у своих богов вполне земных благ — достатка и безопасности — вере христиан, которые ищут благ вечных, которых смерть не может нас лишить. Напротив, смерть вводит нас в полноту обладания этими благами.
Евангелие не обещает нам земных благ — напротив, нам сказано, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян.14:22)». Всем людям надлежит умереть; христиане не изъяты из общей участи. Благочестивые люди могут стать жертвами болезней, или несчастных случаев, или стихийных бедствий, или злодеев, как и все остальные. Почему? Потому что, как говорит Апостол, благочестие не служит для прибытка (1Тим.6:5). Если бы мы ценой веры и благочестия могли купить себе страховку от земных бед, тогда и для веры не оставалось бы места, и благочестие не было бы благочестием. Все это было бы не больше, чем покупкой определенных земных благ себе, а не проявлением любви к Богу и ближнему. Но есть и более важная причина: для верного Христианина смерть — это врата в вечную жизнь.
Апостол Павел говорит о перспективе своего мученичества: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Фил.1:23,24)». Обратим внимание на и то, что Апостол говорит уже перед лицом грозящей ему казни. Что может быть более подавляющего, более ввергающего в уныние и отчаяние, чем перспектива скорой насильственной смерти? Но слова Апостола полны светлой радости: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. (2Тим.4:6−8)»
Почему? Потому что Апостол знал — знал со всей несомненностью — истину нашего спасения: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2Кор.5:1,2)»
Как обещает Своим ученикам Спаситель, «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. (Иоан.14:1−3)» Бог уготовал нам вечное жилище на небесах; мы «воздыхаем» желая оказаться в нашем небесном Отечестве. Само паломничество есть стремление оказаться ближе к дому — там, где сильнее переживается присутствие Бога и Его святых, там где Райский дух, где Раем пахнет. То чувство родного дома, которое охватывает паломника вблизи святыни — даже если он находится в этом месте первый раз в жизни — указывает на тот небесный Дом, о котором говорит Писание. Люди, которые желали хотя бы приблизиться к Дому, хотя бы издалека ощутить его аромат, теперь прочно в нем водворились; торжествующие святые с любовью приняли их в свои жилища. Как говорил блаженный Августин, «Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего».
Христианская скорбь об усопших — это скорбь о разлуке, а не о потере; это печаль в ожидании того великого дня, когда сам Господь воссоединит нас перед Его престолом, и мы возрадуемся навсегда. Жуткая безнадежность безверия неприлична христианам; как говорит Апостол, «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами. (1Фесс.4:13−18)»
Апостолы не проповедовали ничего похожего на «теологию довольства и процветания», которой держатся некоторые секты. Они прекрасно знали, что мир полон страдания и скорби, они сами много страдали и скорбели. Среди гонений, страданий и скорбей они возвестили нам вечное утешение: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. (2Кор.1:3−5)»
Будем же утешаться нашей драгоценной верой, и твердо держаться Господа и святой Его Церкви, чтобы когда придет и наш час разлучиться с телом, и мы могли водвориться у Господа. Как говорит Апостол, «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим.12:12)»