Деловая газета «Взгляд» | Иерей Димитрий Фетисов | 09.07.2012 |
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему…» — эту фразу Толстого каждый помнит еще со школы. Живи Лев Николаевич сейчас, он бы совсем по-другому расставил акценты.
Удел нашего времени — это типично несчастные, многократно разрушенные семьи. Редким исключением ныне стало умение удержать семейную ладью на плаву хотя бы несколько лет.
Какое бы ни было у людей мировоззрение, будь то религиозное «нью-эйджевское» или атеистическое, допускающее многократные эксперименты над собой и «партнёрами», — это всё равно для каждого трагедия, в которой неизбежно бывают замешаны и дети, чья виназаключается лишь в том, что их «завели» не вовремя, не с тем и не там, а то и вовсе передумали «заводить», сделав аборт.
В итоге страдающий, искалеченный человек, чувствуя боль в доселе неведомом ему органе — душе, ищет утешения и врачевания в Церкви, чаще всего приходя туда впервые. И нам, священникам, приходится выслушивать и пытаться помочь, опираясь на опыт двухтысячелетней христианской традиции, этим вереницам несчастных, напоминающих беженцев в военные годы.
Что делать, и кто виноват? Как бы сейчас на этот вопрос ни отвечали, наверное, со многим можно согласиться. Нет жилья? Кто не поймет! Нет высокооплачиваемой творческой работы, в которой молодая мама могла бы реализовать себя, не боясь быть выброшенной работодателем? Абсолютно верно. Молодая семья не может позволить себе нормальный «уикенд»? В принципе — да. Тёща и свекровь производят раздел сфер влияния? Частая картина… Но всё же главные причины развода не вне, а внутри человека. На них можно посмотреть как с психологической, так и с духовной точки зрения.
Самая главная психологическая проблема новоиспеченных мужа и жены — это восприятие будущей семейной жизни как счастливого совместного полёта, для которого они, собственно, и были созданы. А ведь брак в христианской традиции — это подвиг, сопровождающийся, конечно, счастливыми и радостными моментами, но являющимися именно наградой за этот подвиг. Человек, готовящийся создать семью, должен понимать, что пора настроиться на терпение и постоянную память, прежде всего, о второй половине. Перед принятием одного из самых главных в жизни решений нужно быть готовым к любым серьёзным жизненным кризисам и мысленно воображать их, тогда многие радужные перспективы потускнеют, вы не пойдёте по ложному пути. Будет ли он любить вас, красавица, если, не дай Бог, вы получите ожог 30% процентов поверхности тела или осиная талия навсегда уедет в Италию при рождении и выкармливании чад? А если ребёнок у вас, не дай Бог, родится с синдромом Дауна или вообще его родить не получится — не решит ли ваш избранник найти себе другую «самку»? Внимательно посмотрите на свое сердце и доверьтесь ему, особенно если оно чистое…
Другая проблема в том, что даже искренняя и чистая любовь очень часто умирает, если не имеет продолжения в детях, этих плодах любви. Она — любовь — коллапсирует и угасает, скованная рамками двоих, выбравших модный кроссовер или летний отдых на Майорке вместо «заведения» ребёнка.
Вполне естественно, хотя и не вполне комфортно, для людей иметь многодетные семьи. Этим мы решаем массу проблем. Ну, во-первых, удовлетворяется материнский и отцовский инстинкт. Не будет в будущем проблемы ревнивых или авторитарных родительниц мужа или жены — они, нанянчившись за свою жизнь, смогут возвыситься над страстью собственничества над своими «сынулями» и «доченьками», ибо у них этого добра много. И не будет ситуации, когда мужчина в зрелом возрасте сорока вдруг находит молодую-красивую, которая готова ему ещё рожать. Не хочется никого оправдывать, но, очевидно, здесь причина не только в его либидо, а иногда и в неудовлетворённом отцовском инстинкте.
Во-вторых, дети из многодетных семей — самые социально адаптированные члены общества, и они вряд ли вырастут эгоистами, а значит, не придётся разводить руками: «Мы ему лучшие школу-университет-велосипед, а он нам в ответ «Матрёнин двор».
В-третьих, — будем прагматистами — наше поколение пенсии получать не будет. Сейчас, условно говоря, на двух пенсионеров десять работающих, а когда мы состаримся — всё будет наоборот, так что наши дети, если их много, авось, не заведут «заводной апельсин», и мы умрём своей смертью в своей постели, а не от эвтаназии в доме престарелых…
Многих подводит непонимание той очевидной вещи, что в каждом доме должен быть один хозяин и одна хозяйка. Лучше жизнь без излишков, а то и впроголодь, чем экономически выгодное пребывание у «мамы и папы». В идеале родители мужа и жены не должны знать о семейных ссорах и неурядицах, а радостные события первоначально тоже должны быть поделены только на двоих.
Еще момент: в семье, если мы хотим видеть её крепкой и счастливой, должна быть иерархия. Именно она является одним из главных условий любви и вообще гармонии. Если все равны, то, по большому счёту, никто никому и не нужен. Иерархия есть в каждой прекрасной вещи, например музыке, где каждый красивый аккорд состоит из нот, имеющих своё место, т. е. выстроенных в строгом иерархическом порядке. Если муж не глава семьи, то это извращение, которое быстро надоедает женщине, ранее мечтавшей о «послушном». Трудно воскресить «диванно-пивное животное», восставить его от сего одра, если не дать ему почувствовать вкус лидерства, ответственности и женского одобрения. Следует отметить, что главенство в православной традиции — это, прежде всего, ответственность. Глава не тот, кто повелевает, а тот, кто, как Христос, способен омыть ноги своим ученикам. До чего примитивная книга «Домострой», но даже там звучит эта мысль: «В каждом доме есть только один слуга — сам хозяин».
С духовной точки зрения причины семейного нестроения можно описать одним тезисом: несоблюдение Заповедей Божиих. Есть физические законы, по которым функционирует весь мир. В них можно не верить, но тогда будет очень болезненной эмпирика: выйдя из окна третьего этажа, вынужденно поймёшь, хорошо, если не в последний раз, как важно было доверять учебнику физики. Не противясь физическим законам, человек сбережёт своё телесное здоровье. А есть законы душевного здоровья и благополучия — Заповеди, данные Богом людям для того, чтобы они не разрушали себя и жизнь своих близких.
Увы, у всякого извращения и бунта против Творца чаще всего бывает один финал — «поставить точку пули в своём конце…», перед этим разрушив не одну жизнь и семью. Грех блуда, например, растлевает душу, как ржавчина железо, разрушая ещё не успевшие создаться семьи и уничтожая нормальные отношения между полами в их основе. Придерживаясь «свободных отношений», человек со временем откровенно тупеет и делается злобным, не умеющим себя контролировать истериком. Пропасть между полами многократно усиливается — мужчины и женщины совсем перестают понимать друг друга, видя перед собой не интересного человека, а куклу, причем некоторым женщинам нравится эта ролевая игра, и они долгое время, пока не случится трагедия, сами стараются мимикрировать под красивую вещь или глупого декоративного зверька. (Удивительно, насколько девушке нужно не уважать себя, чтобы и летом, и зимой посещать публичные места в «ночнушке»). Другим прямым последствием преувеличенного значения либидо является сначала его извращение, а потом и полное отсутствие. Весь этот отрицательный опыт нам иллюстрируют т. н. «звёзды» шоу-бизнеса, которым подивились бы, если б обладали разумом, дворовые кошки и собачки, живущие и размножающиеся в подвалах.
Сегодня молодые и не только люди, часто не раз допустившие в своей жизни серьёзные ошибки, всё более и более понимают, что лучший, самый безопасный и счастливый путь -это путь, при котором ориентирами служат религиозные императивы. Именно поэтому праздник семьи, любви и верности, получив религиозное осмысление в контексте жертвенной и целомудренной любви святых Петра и Февронии, так быстро становится популярным у наших соотечественников, желающих создать крепкие и счастливые семьи.
Всё большее количество юношей и девушек желают стать «неформалами», не ориентирующимися на примеры «зомбоящика», а идущими трудной и долгой, но приносящей нетленную радость дорожкой, проторенной нашими дедушками и бабушками. Вновь становятся нередкими примеры, когда юная пара, питаемая благодатными таинствами церковными, подобно благоверным Петру и Февронии, сохраняет себя в целомудрии и чистоте и, не вступая в добрачные отношения, создаёт семью, у которой есть реальный шанс сохранить свежесть чувств и благородство даже в глубокой старости.