Русская линия
Известия06.07.2012 

«Ювенальные технологии — явление чуждое, зловредное и смертельно опасное для нашего государства»
Открытое письмо деятелей науки и культуры президенту России, правительству, Совету Федерации, Государственной думе, российским гражданам по поводу угрозы введения в нашей стране ювенальной юстиции

В последнее время в нашем обществе все чаще звучит обеспокоенность тем, что в Российской Федерации могут быть введены законодательные нормы, находящиеся в русле так называемой системы ювенальной юстиции.

Внимательно ознакомившись с реальным содержанием данных законодательных предложений, якобы направленных на защиту детей, считаем необходимым высказать свою оценку этих весьма двусмысленных юридических инноваций, никоим образом не способствующих, по нашему мнению, решению наиважнейшей задачи детствосбережения и противоречащих подлинным интересам как самих детей, так и государства, обретающего в подрастающем поколении свой завтрашний день. На самом деле то, что выступает под маской защиты детей, представляет собой грубое, бесцеремонное и беспрецедентное по своим последствиям вторжение в семью — эту святая святых любого полноценного общества. Эксперты-правоведы бьют тревогу по поводу конкретных юридических нарушений, возникающих в связи с введением «ювенальных» инноваций и вопиющим несоответствием их тому, что является формой и содержанием нынешнего российского права, прежде всего Конституции Российской Федерации. Уважая их точку зрения и разделяя их тревогу, мы, тем не менее, хотели бы обратить внимание на другие аспекты данной проблемы — социальные, культурные, нравственные, а в конечном счете и политические. Действуя во благо ребенка в отдельных критических случаях, система ювенальной юстиции в общенациональном масштабе — как контролирующий и репрессивный институт, полномочия которого распространяются на все семьи, — по сути направлена на разрушение традиционной российской семьи, а значит, общества и государства. На разрушение отработанного тысячелетиями механизма передачи норм и устоев, передачи того, что является опытом поколений и воспринимается ребенком именно и только в семье. Никакой детский дом, «право» на который, в частности, гарантирует ювенальное законодательство, не может взять на себя эту функцию. Те нормы и принципы, которые положены в основание «ювенальных технологий», возможно, и приемлемы для стран с иным социокультурным опытом, не нам судить об этом. Но в нашей стране, стране все еще сильной культурной самобытности, введение западных ювенальных подходов воспринимается как посягательство на наиболее святое — отношения людей с собственными детьми. В частности, тут следует говорить о разрушении внутрисемейного доверия, появлении родительского страха, безусловно, препятствующего нормальному воспитанию. Например, страха перед необдуманным поступком обиженного чада, легко — это показывает зарубежный опыт — приводящим к изъятию ребенка из семьи. Под «необдуманным поступком» мы имеем в виду доносительство на родителей. То, что российским обществом всегда расценивалось как безнравственное, здесь, в ювенальной юстиции, неожиданно приобретает статус «нормы» и поощряется.

Доносы на родителей — один из наиболее ярких, но не единственный камень преткновения, не дающий нашим согражданам принять ювенальную систему. То же касается и подхода к бедности. То, что дети могут быть решением органов опеки изъяты у малообеспеченных родителей и «переданы в другие руки» — в более «благополучную» семью или приют, — входит в неразрешимое противоречие с культурно-нравственными представлениями нашего народа. Ведь бедность никогда не считалась зазорной в православной или любой другой традиционной культуре. И навязать нашему обществу либерально-рыночный подход в этом вопросе не удастся.

Мы обращаем внимание на то, что Россия уже сопротивляется введению ювенальной юстиции, и она будет этому сопротивляться и дальше. Если, вопреки мнению народа, новое законодательство будет все же введено, это повлечет массовое нежелание наших сограждан иметь детей. Россия и без того находится в ситуации демографической катастрофы. Нужны ли нам законы, которые эту катастрофическую ситуацию существенно усугубят?!

Можем ли мы своими же руками разрушить выработанный тысячелетиями и донесенный до нас отечественной традицией способ передачи через семью, от поколения к поколению, основных ценностей и норм, без которых общество обречено на распад и системную деградацию? Разумно ли в сегодняшней непростой ситуации системного кризиса — и так чреватой потрясениями! — осуществлять столь непопулярные нововведения и дополнительно настраивать народ против руководства страны?

Призываем всех, кому небезразлично будущее России, вернуться на позиции здравого смысла. Вспомнить, что российское законодательство имеет достаточно механизмов для помощи детям из действительно неблагополучных семей и весьма успешный советский опыт их применения. Призываем отвергнуть ювенальные технологии как явление чуждое, зловредное и смертельно опасное для нашего государства.

Письмо подписали:

Владимир БЕЛЯЕВ, композитор; Владимир БОРТКО, народный артист России; Владимир БУДАНОВ, доктор философских наук; Юрий БУЗИАШВИЛИ, кардиолог, академик РАМН; Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России; Екатерина ВАСИЛЬЕВА, народная артистка РСФСР; Игорь ВОЛГИН, историк, телеведущий; Борис ГОРШКОВ, академик Российской академии художеств; Рада ГРАНОВСКАЯ, профессор, старший научный сотрудник Института экстремальной медицины МЧС; Георгий ГРЕЧКО, космонавт; Борис ЕГОРОВ, профессор РАМ имени Гнесиных; Любовь ЖУК, заслуженная артистка России; Наталья ЗАХАРОВА, актриса, журналист; Андрей КАРАУЛОВ, телеведущий; Александр КОЗЫРЕВ, заслуженный деятель искусств России; Владимир КОНКИН, заслуженный артист России; Сергей КУРКИНЯН, главный редактор журнала «Россия-XXI»; Георгий КУМАНЕВ, академик РАН; Михаил ЛЕОНТЬЕВ, телеведущий; Анна ЛИТВИНЕНКО, народная артистка России; Альберт ЛИХАНОВ, академик РАО и РАЕН; Валерий МАКАРОВ, академик РАН; Георгий МАЛИНЕЦКИЙ, замдиректора Института прикладной математики РАН; Владимир МАЕВСКИЙ, академик РАН; Ирина МЕДВЕДЕВА, директор Института демографической безопасности; Марина МЕДВЕДЕВА, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных и МГИМ им. А.Г.Шнитке; Лина МКРТЧЯН, певица; Юнна МОРИЦ, поэт, прозаик, художник; Наталия НАРОЧНИЦКАЯ, президент Фонда исторической перспективы; Юрий НОРШТЕЙН, художник-мультипликатор; Василий ОВСЯННИКОВ, народный артист России; Николай ПЕТРАКОВ, академик, директор Института проблем рынка; Александр ПЕТРОВ, художник-мультипликатор; Юрий ПОЛЯКОВ, главный редактор «Литературной газеты»; Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»; Вячеслав ПЬЕЦУХ, писатель; Елена СЕНЯВСКАЯ, доктор исторических наук; Валерий ТАРБОКОВ, президент Мирового артийского движения; Виталий ТРЕТЬЯКОВ, журналист, ведущий телепрограммы «Что делать?»; Людмила ХИТЯЕВА, народная артистка РСФСР; Карэн ШАХГАЛДЯН, лауреат международного конкурса им. П. Сарасате; Татьяна ШИШОВА, писатель, публицист.

http://izvestia.ru


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru