Православие.Ru | Кира Черкизова | 13.10.2004 |
ФИНАЛ БЕЗ ПРИМИРЕНЬЯ
И все же, авторы фильма не обошлись без неожиданной задумки. Единственная сильная сцена — в самом начале, где ведьма, к которой обратился главный герой (Антон), читает заклинание, от которого должен умереть неродившийся ребенок жены Антона. Бабка в красном платье колдует, девушка за километры от нее — корчится на полу, а руки ведьмы постепенно становятся красными от крови. Собственно, Антон был не против, очень уж хотелось ему вернуть ушедшую к любовнику жену, да и бабка сказала, что ребенок не его. Но хлопнуть в ладоши, чтобы заклинание сработало, ведьма не успела. По ходу фильма мы понимаем, что ребенок, которого назвали Егором, жив. Более того — именно его псевдопапаша вынужден защищать от оголодавших вурдалаков. В финальной сцене «темный маг» Завулон, которому надо «завербовать» Егора, рассказывает ему историю с ведьмой, бывшую двенадцать лет назад. Егор ошеломленно, с укоризной смотрит на «папашу» и задает вопрос: «Ты хотел меня убить?». После чего переходит под крыло темной силы. А вот этого Голливуд бы не потерпел — должен быть хэппи-энд. У них бы папа с сыном рыдали в обнимку… Спасибо, что хоть этого не сняли, впрочем, кто знает, что будет дальше — продолжение будут снимать американцы.
В принципе, весь фильм можно было бы построить на этой идее — отец, предающий ребенка. Есть два потенциально сильных персонажа. Паренек с большими глазами, неглупый, забавный, нуждающийся в защите, чуть не был, по его же словам, убит папашей. И папаша, который, наверное, из тех, кто «ответственно подходит к деторождению» и для кого ребенок в утробе — «скопище нескольких клеток». Но и здесь создатели фильма «не дожали». Наверное, помешало врожденное чувство политкорректности. И опять — недоуменный знак вопроса. Зачем было заявлять серьезную, отнюдь не коммерческую тему, если никто не собирался ее раскрывать?
Показательно, что «Ночной дозор» не вызвал оживленных дискуссий на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо». Фильм скорее глуп, чем пуст, или фильм скорее пуст, чем глуп? Или фильм ни глуп, ни пуст? В книге С. Лукьяненко, по которой снят этот «шедевр», есть очень четкая романтизация нечистой силы: быть магом — почетно, оборотнем — опасно, но интересно, а каждая озлобленная ведьма способна на искреннее чистое чувство. В фильме эта «романтика» отсутствует напрочь. Если вы, зритель, не будете заранее знать, что перед вами вампир, который с горя пьет свиную кровушку, вы можете заподозрить, что это — больной лейкемией.
ПРОЖУЕМ — УВИДИМ
Много разговоров идет о том, что «Ночной дозор» — ни дать, ни взять, одинокий воин за светлое будущее отечественного кинематографа. И теперь, когда наши наконец-то сняли бюджетное кино ни о чем, можно не стесняться законодателей мировой киномоды — американцев. «Ночной дозор» выдвинут от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Такое решение большинством голосов принял оскаровский комитет Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Среди членов комитета — А. Кончаловский, Н. Михалков, Г. Панфилов, К. Шахназаров, а глава комитета — Владимир Меньшов. Словом, люди, не понаслышке знающие, что такое престиж и раскрутка. Последний раз Россия получила золотую статуэтку за фильм «Утомленные солнцем». Нет ли исторической насмешки в том, что приемником одной из лучших картин Н. Михалкова стал образец пресловутой попсы, которую не ругал только ленивый?
Ситуация с «Ночным дозором» похожа на бывшую несколько лет назад. Тогда наша продвинутая общественность сетовала, что российская эстрада в Европе особым спросом не пользуется, а если совсем честно, — «там» кроме Пугачевой толком и не знают никого. И что в итоге? Появились «Тату», которые смело понесли российскую песнь на Запад. А заодно, на Восток тоже. Теперь и европейцы, и японцы знают, что в России не только медведи и водка, а еще и… музыка. Вроде как до «татушек» не существовало Шаляпина, Вертинского, Хворостовского. Осталось подтянуться в кинематографе, чтобы все хорошенько усвоили: мы еще и фантастику снимать умеем. Не хуже Голливуда — динамично, дорого и бессмысленно.