Эксперт | Елена Чудинова | 05.07.2012 |
Вокруг славной этой даты накручено столько всякой дряни и ахинеи, что диву даешься, пробежавшись по информационному пространству. Тот же, кто не занимается ахинеей либо дрянью (просьба не путать, речь о разнонаправленных и зело враждебных друг другу течениях мысли), обычно вообще не вспоминает, что можно праздновать в начале июля. А зря.
Небольшая присказка. Мы (как многие мои ровесники признавались) получили прививку от неоевразийских идей раньше, чем узнали слово «евразийство». Сделал нам ее писатель с самой русской на свете фамилией — Иванов. Валентин Дмитриевич Иванов, автор двух монументальных эпических романов — «Русь изначальная» и «Русь великая». Диву даешься, как их только издали в советское-то время? Позже, прочтя самостоятельно современные исторические труды и древних авторов, мы, что вполне естественно, перестали воспринимать Валентина Иванова как авторитет категорически непререкаемый. Не разделили мы, например, явной его нелюбви к Византии. Но едва ли это важно. Главным мы обязаны Иванову, обеим его книгам. Гордостью кровного причастия к тысячелетиям созидательной земледельческой цивилизации. Ощущением святости родного очага, пафосом его защиты. Отвращением к образу жизни человека перекати-поле — хищного и алчного кочевника. Мы — это Лес, они — это Степь. Мы умираем за родную землю, они разоряют чужую. Генетическая память зазвучала: обры, хазары, печенеги, половцы, монголы — грязные волны этих нашествий, одна за другой, устремлялись на украсно украшенную землю Русскую. И ни одна из этих волн ничего хорошего не оставила на берегу. Не могла ничего оставить — оседлому нечему учиться у кочевника, кочевник по определению — отстающий. Развитие цивилизации всегда сопряжено с данностью земли.
Так вот, о дате, которой мы не заметили. В 6473 году (дата нынче некруглая) князь Святослав сокрушил город, в отношении коего промеж историков нету даже согласия в названии: то ли он Итиль (Атиль), то ли наполовину Итиль, наполовину Хазаран, то ли вообще Хамлых. Несомненно лишь, что это была столица Хазарского каганата. Последние годы ее опять энергически раскапывают.
Коль скоро речь о кочевниках, в нашем понимании городом весь этот Хамлых не был. Зимняя ставка, пустовавшая часть года. Он был разделен рекою: мостостроения обитатели, конечно, не знали. Части соединялись, насколько можно судить, чем-то наподобие понтона. На одном берегу, где располагался, так сказать, двор, царила немыслимая роскошь: там стояли не то две постройки из обожженного кирпича — одна для кагана, другая для бека, не то две в одной — постройка для кагана внутри постройки для бека. Чтоб народишко попроще знал свое место, больше никому строить из кирпича не разрешалось. Из чего следует логический вывод, что кирпич клали приезжие мастера. В другой части города жили поскромнее: в войлочных юртах, деревянных шалашиках и землянках. На эту-то красоту и обрушился ни с того ни с сего наш неполиткорректный князь Святослав.
Да уж, неполиткорректный. Заглянувши в Википедию, узнаешь, что в этом превосходном месте «Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствовавшая в хазарской столице». А ведь казалось было, что со времен печальнопамятных французских энциклопедистов мы избавились от манеры идеологически окрашивать страницы справочников.
Что ж, интересно, гарантировал эту справедливость и безопасность — каган или бек? Или оба-два? Но так или иначе — лезут тут всякие. А ведь, цитирую тот же источник, «с середины VIII века начался подъем международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок».
Насчет «транзитного рынка» это очень тонко подмечено. Автор рекламного буклета (блогеры в подобных случаях используют перечеркивание) сиречь энциклопедической статьи запамятовал, впрочем, указать, какой товар шел этим транзитом.
Экономика Хазарского каганата была преимущественно набеговой. Увы, подобную экономическую модель не избыл и XXI век. В те времена набег мощно двигал работорговлю. Скольких славянских детей и девушек перегнали через это скопление войлочных палаток, через это людокрадское гнездо?
Не станем упрощать, конечно, хазары не брезговали и натуральной данью, когда им удавалось таковую наложить. При этом играли на распрях славянских племен, объективно мешая объединению Руси.
Святослав знал, что делает, когда, по выражению академика Б.А. Рыбакова, наносил «единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг». Ох, и не зря же так ненавидят историка потомки всех разнообразных чингизханов! Все походы Святослава преследовали одну цель — укрепление русских границ.
Повторюсь, чего только не пишут сегодня! И Святослав-то де «зря» мстил неразумным хазарам вслед за предшественниками, ибо «на место хазар пришли печенеги». Большое нам различие. С печенегами, надо сказать, совладали быстрее.
Чуть больше полувека отделяло день, когда Святослав выкурил ос из их войлока, от золоченых куполов и мозаик Киевской Софии, от школ для девочек и философских салонов, от набранных дубом тротуаров и публичных библиотек. От Руси, брачными узами связанной со всею Европой, развернутой в мир, от ее городов действительно гостеприимных и безопасных.
Оставьте свои пляски вокруг Святослава, скорбные наши «родноверы»! У него была святая мать, она о сыне наверняка порадела пред престолом Всевышнего. Ваша судьба внушает много больше опасений.
Провалитесь сквозь землю, евразийцы, завернутые в черные тряпки! Мы будем праздновать память каждой победы земледельца над кочевником. И для нас нет никакой разницы — половец, хазарин, монгол либо печенег.
Угомонитесь, конспирологи: все необходимое сказано академической наукой. Видеть же в каганате «одну из четырех сверхдержав средневековья» столь же нелепо, как и изыскивать в нем же причину нынешних бед. Хазары никому не дали ни великих предков, ни злобных врагов, выглядывающих сегодня из-за угла. Они просто сгинули, рассеялись. Потому что у нас был профессионально пригодный князь. И не грех о нем и вспомнить лишний раз в начале июля.
А копать этот самый Итиль, конечно, нужно. Археологи наверняка сыщут там еще немало всяких интересных черепков.
http://expert.ru/2012/07/4/nemnogo-razmyishlenij-o-nerazumnyih-hazarah/?n=345