Русская линия
Русская линия30.06.2012 

Из истории Аргентинской епархии РПЦЗ (3)

Церковь при Российской миссии

Когда в 1947 году в Аргентину стали прибывать первые священнослужители Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), присланные как авангард большой послевоенной волны русских эмигрантов, настоятель Храма Святой Троицы в Буэнос-Айресе, в юрисдикции РПЦЗ, протопресвитер Константин Изразцов сообщил председателю Архиерейского Собора РПЦЗ Митрополиту Анастасию, что он созывает общее собрание созданного им гражданского общества с аргентинским юридическим лицом «Русская Православная Ассоциация в Аргентине» (на чьё имя он сделал нотариальную передачу церковного имущества РПЦ в Аргентине), чтобы изменить её устав.

Эта первая православная церковь на южно-американском материке была построена в конце XIX века, как «Православная церковь при Российской миссии в Буэнос-Айресе». Так она называется во всех официальных документах того времени. Тогда во многих столицах и городах мира существовали такие посольские церкви, при дипломатических миссиях России.

Выше упомянутая «Русская Православная Ассоциация в Аргентине» тогда ещё не существовала, а посему она и не могла строить эту «Православную церковь при Российской миссии в Буэнос-Айресе», на улице Бразиль, и быть её собственником, ибо таковым была РПЦ. Состоявшаяся гораздо позже нотариальная передача владения этой церковью и другим церковным имуществом, сначала лично протопресвитеру Константину Изразцову, а затем этой созданной им аргентинской гражданской Ассоциации, произошла с ведома Архиерейского Синода РПЦЗ, но при непременном условии, чтобы Председателем этой Ассоциации всегда был клирик РПЦЗ. Предложенные же в 1947 году изменения Устава Ассоциации отменяли эту волю учредителей, зафиксированную в учредительном Уставе, утверждённом Правительством Аргентины, а так-же и нарушали канонические постановления Православной Церкви, в том смысле, что хозяином церковного имущества является Церковь, через епископов.

Митрополит Анастасий с такими неканоническими реформами Устава «Русской Православной Ассоциации в Аргентине» не мог согласиться и запретил их. В ответ на запрещение Митрополита Анастасия производить неканонические реформы Устава этой Ассоциации, 30 октября 1947 года из Буэнос-Айреса была послана телеграмма Синоду РПЦЗ, от имени о. Константина Изразцова, о его самовольном выходе из юрисдикции Синода РПЦЗ. Через шесть дней после этого, 5 ноября 1947 года, то есть уже вне церковной православной юрисдикции, состоялось запрещённое общее собрание членов указанной «Русской Православной Ассоциации в Аргентине», на котором были приняты запрещённые изменения её Устава, нарушающие церковную юрисдикцию над храмовым и церковным имуществом Русской Православной Церкви.

В ответ, 24 ноября 1947 года Митрополит Анастасий радиограммой запретил протопресвитера Константина Изразцова в священнослужении. Однако протопресвитер Константин Изразцов продолжал служить и даже поминать Митрополита Анастасия. Однако, вскоре стали распространяться тексты докладов и заявлений о. Константина, в которых ему приписывались весьма непочтительные и оскорбительные выражения по отношению к Митрополиту Анастасию. Всё это тогда вызывало немало недоумений, особенно в связи со старческим состоянием почти ослепшего о. Константина.

Несмотря на каноническое запрещение в священнослужении, через два месяца, актом Митрополита Феофила (Американской Митрополии), от 27 января 1948 года, протопресвитер Константин Изразцов был принят в юрисдикцию Американской Митрополии, но имущественный статус храма Святой Троицы и связанного с ним прочего храмового и церковного имущества остался по-прежнему фигурировать, как частная собственность выше названной частной гражданской ассоциации.

В апреле 1948 года, Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий Бразильский РПЦЗ обратился к о. Константину Изразцову с письменным увещеванием, чтобы он вернулся в лоно РПЦЗ. Архиепископ Феодосий тогда сообщил о. Константину Изразцову, что Архиерейский Синод РПЦЗ «готов восстановить за ним и сохранить пожизненное право Председателя Ассоциации и Настоятеля Троицкого Храма в Буэнос-Айресе, с разрешением Ассоциации владеть церковным имуществом, но кроме храмов и всех священных предметов, необходимых для совершения Богослужений, каковые должны оставаться в ведении епископа… При условии Вашего согласия будет снято и прещение с Вас». На это увещевание Архиепископа Феодосия Бразильского не последовало ответа.

Приходской Совет Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе Аргентинской Епархии РПЦЗ единодушно осудил в 1949 году такое поведение о. Константина Изразцова и особенно неканоническое отчуждение церковного имущества, отметив, что Храм Святой Троицы, на улице Бразиль N 315 в Буэнос-Айресе принадлежит Русской Православной Церкви (РПЦ), ибо был создан в рамках юрисдикции РПЦ и на пожертвования на имя РПЦ. После создания РПЦЗ этот Храм находился в юрисдикции РПЦЗ, как части РПЦ. Приходской Совет Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе Аргентинской Епархии РПЦЗ уже тогда, в 1949 году, отметил, что когда произойдёт воссоединение двух частей РПЦ, Храм Святой Троицы будет снова принадлежать всей полноте РПЦ. Приходской Совет Воскресенского Собора в Буэнос-Айресе тогда также указал (уже в 1949 году!) объективные признаки, когда это произойдёт: когда возродится колокольный звон по всей России. Сегодня это уже произошло.

В июне 1949 года в Буэнос-Айресе состоялось Учредительное Собрание «Российской Колонии в Аргентине», на котором присутствовало свыше 400 человек, в том числе представители большинства Российских общественных организаций в Аргентине. Это Собрание «отвергло с негодованием оскорбительные заявления протопресвитера Константина Изразцова» против Митрополита Анастасия, «вождя Русской Эмиграции», в связи с отчуждением храмового имущества Свято-Троицкого Храма.

Таким образом, прибывшие в середине ХХ века в Аргентину многочисленные русские эмигранты оказались без собственного храма в Буэнос-Айресе. Конечно, они могли в определённых случаях посещать храм Святой Троицы на улице Бразиль, так как среди них не было духа нетерпимости, однако они не хотели и не могли состоять в приходе чуждой им американской юрисдикции, ибо все они были верующими РПЦЗ. Посему им пришлось самим строить собственные храмы РПЦЗ в Аргентине, что было не легко.

Церковные структуры на новом месте

Вначале все прибывшие в Аргентину в середине ХХ века русские эмигранты брались за любой труд, включая работы на постройках. Все они прибыли из послевоенной Европы без средств, без языка, без работы и без жилища, а также и без какого-либо гражданства. Большинство этой волны русских эмигрантов прибыло тогда из Европы с паспортами швейцарского Красного Креста, за счёт Организации Объединённых Наций, со статусом «перемещённых лиц», с указанием, что их обладатели являются «бесподданными».

Со временем большинство из них смогло устроиться лучше, часто по специальностям. Среди них было особенно много инженеров, окончивших русские и европейские университеты. Сегодня невозможно перечислить всех послевоенных русских эмигрантов, внёсших свою лепту в культуру и экономику Аргентины.

Нельзя не отметить в числе Русской эмиграции в Аргентине Великую Княгиню Марию Павловну и членов некоторых русских знатных исторических родов, как, например, князей Горчаковых, Волконских и Шаховских, а также графов Зубовых, Карелли де Брандаццо, Комаровских, Коновницыных, Орловых, фон Пален, Уваровых, Хоментовских, барона Бломберг, и других. Они не брезгали никакой работой. Например, князь М. А. Горчаков в течение нескольких лет принимал участие по субботам в постройке храма Святого Сергия Радонежского в буэнос-айресском пригороде Вижа Бажестер, возя кирпичи на тачке. Затем он был выбран старостой этого прихода. Его сын, князь В. М. Горчаков был старостой в Воскресенском Кафедральном Соборе.

Во второй половине ХХ века Русская Эмиграция в Аргентине организовала, по своей инициативе и без какой-либо поддержки, более десятка разных руских общественных, военных и бытовых организаций, а также и «Российскую колонию в Аргентине». Она создала несколько театральных групп, несколько церковных и светских хоров, несколько русских субботних школ. Русская эмиграция в Аргентине, как и в других странах, издавала много газет, журналов и книг. В ХХ веке в Аргентине существовало несколько русских издательств, в каковых были опубликованы книги многих русских авторов, проживавших в Аргентине. Можно назвать некоторые имена: Б. Башилова, П. Богдановича, О. Баховой, М. Бойкова, Н. Февра, Ю. Герцога, М. Каратеева, В. Крымова, Е. Месснера, Ю. Псковитянина, Б. Разгонова, Н. Сахновского, С. Шпаковского, И. Солоневича, проф. М. Зызыкина. В Аргентине также были переизданы некоторые весьма редкие русские дореволюционные книги, к тому времени повсюду исчезнувшие, как, например, «Монархическая Государственность» Льва Тихомирова, «К познанию России» Д. Менделеева и «Учебник Русской Истории» проф. С. Ф. Платонова.

Русская послевоенная эмиграция построила в Аргентине своими собственными силами, в течение немногих лет, около десятка храмов, в том числе Воскресенский Кафедральный Собор в городе Буэнос-Айресе и Храм Всех Святых в России просиявших с усыпальницей святого Иоанна Печерского в буэнос-айресском пригороде Итусаинго. В построении этих храмов принимали участие многие эмигранты, в том числе священники и архиереи, исполняя любые работы.

Было создано Епархиальное Управление Аргентинской Епархии РПЦЗ. Аргентинская епархия РПЦЗ была впервые зарегистрирована в 1948 году в «Регистре Культов» Министерства иностранных дел и культов Республики Аргентины, под N 5, под названием на испанском языке «Iglesia Ortodoxa Rusa en la Republica Argentina». Ежегодно созывались Епархиальные собрания, в которых от каждого прихода Епархии, каковых было около двенадцати, принимали участие настоятель, староста и один прихожанин, выбранный на годовом общем собрании прихода. На этих годовых Епархиальных собраниях выбирались из их состава члены Епархиального Совета, состоявшего из священнослужителей и мирян. Также был учреждён Церковный Суд, состоявший из священнослужителей и мирян. Все эти епархиальные органы возглавлялись епархиальным архиереем. К сожалению, несмотря на многие усилия, не удалось устроить православное кладбище, но была учреждена Епрахиальная погребальная касса. Епархия издавала свой «Церковный вестник».

В 1953 году Аргентинская епархия РПЦЗ учредила «Конгрегацию Русской Православной Церкви в Аргентине», с юридическим лицом Аргентинской Республики, для владения и управления церковным имуществом РПЦЗ в Аргентине. По-испански она называется «Congregacion Ortodoxa Rusa de la Argentina». Членами Конгрегации являются представители приходов РПЦЗ в Аргентине. В Уставе Конгрегации, который был частично реформирован в 1957 году, указано, что её председателем всегда должен быть священнослужитель, возглавляющий РПЦЗ в Аргентине, назначенный Архиерейским Синодом РПЦЗ в Нью-Йорке. Конгрегация получила от аргентинского правительства статус юридического лица (Personeria Juridica), под номером 15 938, от 27 августа 1953 года.

«Под Южным Крестом» N 25. Июль 2012
Церковный вестник Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе Русской Православной Церкви Заграницей. Издаётся по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Каракасского и Южно-Американского.

http://rusk.ru/st.php?idar=55705

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru