ПОЛЬСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛ «ОРТОДОКСИЯ — ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
Проблема средств массовой информации национальных меньшинств в странах Центрально-Восточной Европы принадлежит к числу самых злободневных. Не исключением является и нынешняя Польша, где, в частности, проживает около 1 миллиона восточных славян (белорусов, украинцев, лемков, русских), в основном исповедующих Православие. До последнего времени они не имели своего регулярного массового периодического издания, его роль отчасти выполняли православные календари, печатавшиеся как митрополией так и церковными епархиями на польском, русском и украинском языках один раз в год. В середине 1980-х гг., в новых меняющихся политических условиях православная общественность Белосточчины (восток Польши) выдвинула идею создания независимого светского православного печатного органа. С инициативой выступили православные белорусы — представители несколькосоттысячного коренного населения, проживающего в этом регионе в течение многих столетий. Проект стал осуществляться в рамках Христианского Общественного Союза (Chrzescijanskiego Stowarzyszenia Spolecznego), Белостокский воеводский отдел которого, насчитывающий около одной тысячи православных членов, являлся заметным исключением среди аналогичных отделений всей остальной Польши, бывших по своему составу в основном католическими. Вначале журнал носил название «Подляский еженедельник» («Tygodnik Podlaski»), выходил под грифом Христианского Общественного Союза и почти не касался непростых вопросов современной православной жизни Польши. В те годы главный редактор журнала Евгений Чиквин вынужден был констатировать: «Современность слишком сложна, чтобы ее сейчас же отображать». С 1991 г. положение быстро меняется. Журнал получает название «Orthodoxia — Православие» становясь одним из самых авторитетных мировых светских православных изданий, в котором доля материалов на актуальные темы все более и более возрастает. Многотысячный тираж журнала расходится не только в Польше, но и в близлежащих государствах, прежде всего в Белоруссии и на Украине; его номера поступают в Россию, их получают подписчики в США, Канаде и ряде других стран. «Orthodoxiju», получившую затем еще одно параллельное заглавие — «Православное обозрение» («Przeglad Prawoslawny»), читают не одни только православные, ибо, сообразно с концепцией журнала, одна из его задач — информировать широкую общественность в Польше и за ее рубежами «о положении Православия» внутри страны и в мире. Тем не менее освещение проблем собственно польского Православия или Православия в Польше, его судеб и современного состояния являются, пожалуй, основными для журнала. Успех журнала во многом зависит от работы в нем постоянных авторов, светских и духовных особ, живущих в различных уголках Польши и за рубежом, в том числе в Греции и США. В последнее время на страницах журнала особенно остро ставилась тема возвращения государством Православной Церкви Польши зданий знаменитого Супрасльского Благовещенского монастыря, основанного в конце XV в. известным семейством православных белорусских магнатов Ходкевичей. Православные Польши добивались возвращения им этой всемирно известной святыни еще в межвоенные годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Супрасльский монастырь в те годы был передан в ведение Католического костела Польши, а после Второй мировой войны в нем разместился сельскохозяйственный техникум. Сейчас же, несмотря на решение вопроса правительством Польши в пользу православных, с протестом выступил Католический костел, поднялась кампания осуждения действий правительства со стороны польской католической иерархии и светских лиц — католиков, ратующих о невозвращении православным Супрасльского монастыря, Благовещенский собор которого — одна из жемчужин древней сакральной архитектуры Центрально-Восточной Европы — был варварски разрушен в период Второй мировой войны, а ныне постепенно восстанавливается Православной Церковью. Православие в обыденной повседневной жизни католической Польши все еще вызывает у многих граждан реакцию далеко не нейтральную, порой враждебную. Этой теме на страницах журнала уделяется много места — в обзорах текущей печати, высказываний известных деятелей и рядовых граждан на радио и телевидении, специальных статьях, рецензиях, интервью. Дело еще и в том, что принадлежность к православному вероисповеданию связывается с конкретной национальностью, прежде всего украинской и белорусской, с восточнославянскими национальными меньшинствами, судьбы которых в прежней Польше оказались нелегкими, а сами они часто попадали в трагическое положение, не по своей воле не раз оказывались в ситуации конфронтации с государственными органами и даже основным населением страны. Поэтому, как пишет Эльжбета Добровольска в статье «Выйти за православного» (1995, N6): «Матери предупреждают дочерей и сыновей, чтобы они не раскрывали публично свою национальную и религиозную принадлежность. Так безопасней». И вот, «когда наступает время подавать документы в высшее учебное заведение, в рубрике: национальность», такой молодой человек или девушка, украинцы или же белорусы, пишут, что они «поляки». Большое место в журнале занимают публикации о молодежи и на молодежные темы, мировом православном молодежном движении, православных молодежных братствах. Подобное не удивительно, ибо в Православной Церкви Польши светская молодежь играет очень заметную роль, а ее церковная активность — явление для Европы далеко не ординарное. С молодежным движением тесно связаны и православные паломничества по святым местам, школы иконописания, летние лагеря, конференции, спортивные состязания и многое другое. Национальные вопросы внутри православного меньшинства Польши находят свое отражение практически в каждом номере журнала. Несмотря на то, что основной язык публикаций польский, в нем постоянно присутствуют по две белорусоязычных и две украиноязычных полосы, недавно стала появляться страничка и на русском языке, печатается большое число статей о лемках. Проблема последних весьма болезненна для современной Польши, так как их, наряду с украинцами, в послевоенные годы насильно выселили с мест постоянного многовекового проживания в отрогах Карпат. Акция это носила военный характер и говорить о ней долгое время запрещалось. Трудолюбивый народ, почти исключительно крестьянский, оказался в изгнании. И лишь теперь о трагедии лемков узнала вся Польша. В этом также немалая заслуга ежемесячно выходящей в Белостоке «Orthodoxii», готовящейся небольшим коллективом светских православных журналистов во главе с Евгением Чиквиным. В православном мире журнал этот, пожалуй, уникален. Ему удалось стать не только подлинно независимым, насколько такое возможно, конфессиональным периодическим изданием, но и настоящим архивом быстротекущей современности и совсем недавнего, порой трагического, прошлого, единственные свидетельства которого были им сохранены и обнародованы. В своем интервью, опубликованном в 49 номере белорусского еженедельника «Голас Радзiмы» за 2001 г. главный редактор «Ортодоксии» Евгений Чивкин, являющийся депутатом польского сейма, уделил особое внимания вопросам сохранения белорусской национальной идентичности в условиях современной Польши. В частности, он сказал: «Что еще может спасти от полной полонизации и объединить — это Православная Церковь. Считаю, что Православие для нас не просто декларация веры. Это тип культуры, это то, что еще определяет нас как нацию».