Русская линия
Православие и современность Наталья Горенок27.06.2012 

Хранить память — особое служение

В Саратовской епархии создается церковный музей. Он разместится в историческом здании Саратовской духовной семинарии после завершения его реконструкции. Документы и фотографии, образцы церковного искусства и предметы быта жителей Саратовского края составят экспозицию, посвященную жизни Православной Церкви в XIX — XXI вв.

 — Мы просто восстанавливаем то, что было когда-то уничтожено, — одну из форм служения, издавна присущую Православной Церкви, — подчеркивает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос о том, почему принято решение об открытии епархиального музея.

Прообразом современных музеев были церковные древлехранилища, которые создавались при храмах, монастырях, кафедральных соборах с начала XIX столетия, и особенно активно в конце XIX — начале ХХ веков. Их целью было сохранение, описание и изучение предметов церковной старины, особенно требующих особых условий хранения в связи с их древностью или ветхостью. Древлехранилища давали возможность увидеть эти предметы, познакомиться с ними всем, кто интересовался историей и церковным искусством. Еще раньше, до возникновения древлехранилищ, старинные и особо ценные богослужебные предметы и иконы хранились в ризницах. Они могли быть очень богатыми и хорошо оборудованными, как, например, ризницы Троице-Сергиевой Лавры, Соловецкого монастыря, Новгородского Софийского собора, Патриаршая ризница Московского Кремля, но все-таки круг людей, которые могли быть допущены туда, был достаточно ограничен. Во второй половине XIX века началось активное развитие церковного музейного дела: церковно-археологические древлехранилища появились при высших духовных учебных заведениях — Московской и Санкт-Петербургской духовных Академиях и во многих епархиях России.

Без преувеличения можно говорить, что историческая наука, краеведение, археология Саратовской области берут свое начало в деятельности Саратовской духовной семинарии и ее ректора епископа Иакова (Вечеркова). Владыка Иаков возглавлял епархию и саратовскую духовную школу с 1832 по 1847 год. Он не только просил духовенство своей епархии присылать ему «заметки и статьи географического, статистического, этнографического и исторического содержания», которые систематизировались им и отправлялись в академические ученые общества, но и инициировал организацию археологических раскопок. Их проводили непосредственно преподаватели семинарии, в том числе известный ученый-востоковед Г. С. Саблуков. Он одним из первых приступил к исследованиям на территории золотоордынского города Укека, который стал известным благодаря этим изысканиям и получил наименование «Приволжской Помпеи». Не только древние книги и рукописи, но и вещи, найденные во время раскопок (монеты, окаменелости, предметы быта) были представлены в музее Саратовской семинарии. Его коллекция, в свою очередь, стала основой собрания Саратовской ученой архивной комиссии, образованной в 1886 г., и затем — Саратовского областного музея краеведения.

К сожалению, в советское время музеи постарались насытить атеистическим содержанием все то, что было связано с церковным искусством. Большинство икон и богослужебных предметов, находившихся в их коллекциях, демонстрировалось только во время антирелигиозных выставок или были отправлены в запасники. Да и сегодня их присутствие в постоянных экспозициях носит, как правило, случайный характер.

 — Прежде всего, мы попытаемся восстановить преемственность в церковно-историческом деле и представить имеющиеся у нас предметы церковного искусства должным образом, — рассказывает Владыка Лонгин.— Перед нами, вообще перед современной церковно-исторической наукой стоит также очень объемная задача — заполнить гигантскую лакуну, которая охватывает период от послереволюционных и до перестроечных годов. Совершенно «белое пятно» — 1920е-1930е годы, о которых в церковных архивах не осталось практически никаких свидетельств: епархиальные управления в массовом порядке закрывались, духовенство было репрессировано, епископские кафедры вдовствовали, не было никакой возможности вести нормальное делопроизводство. Епархиальные архивы дореволюционного периода были реквизированы и ныне сохраняются в государственных архивах. Тридцатилетний временной промежуток — от 1917 до 1947 года — труднейший период в жизни Русской Церкви, время, когда быть верующим человеком значило нести особый жизненный подвиг, очень мало исследован, о нем сохранилось крайне мало сведений. Я хотел бы обратиться ко всем, кто может оказать помощь в создании музея: потомкам священнослужителей и преподавателей Саратовской семинарии, тех, кто сохранил и исповедовал свою веру во времена богоборчества и «господствующего атеизма», собирателям, антикварам, верующим саратовцам. Мы будем благодарны всем, кто сможет передать нам любые документы, предметы, фотографии, касающиеся церковной жизни того времени.

Газета «Православная вера» № 12 (464), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60 698&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru