Русская линия
Православие.Ru Оливера Радич27.06.2012 

13 лет спустя
«Доживем ли до завтрашнего дня?»

На днях исполнилось 13 лет с момента подписания военно-технического договора в Куманово. Югославская армия и полиция покинули территорию Косово и Метохии. Вместо ожидаемой свободы для сербского народа Косово и Метохии наступили дни гонений и страданий. Одна часть сербского населения края отправилась вслед за армией, но другая осталась в надежде, что станет лучше.

Ораховац и Велика Хоча не ушли, кроме сотни сербов, работавших в армии и полиции. Приход сил НАТО и так называемой ОАК (Освободительная армия Косова — прим.пер.) придал храбрости албанским террористам в их стремлении совершать преступления на каждом шагу. Всего за несколько дней Ораховац превратился в разделенный город. Отступив перед необузданной массой вооруженных террористов, встреченных албанским населением с музыкой, цветами и восторженными криками, сербы ушли в верхнюю часть города, что около церкви Успения Пресвятой Богородицы. Тех, кто не покинул нижнюю часть города, ждали аресты, издевательства и похищения. 16 и 17 июня на одной из улиц в нижней части города из собственных домов были уведены на глазах своих супруг и соседок пенсионеры Марко Витошевич (1938), Света Гркович (1933), Тика Милькович, Панта Гркович (1939) и Пека Пелевич (1935). 18 июня по дороге к своей квартире на глазах его матери Снежаны группа албанских террористов увела Бобана Дедича (1962). Будимир Булич (1950) в тот же день направлялся в свою квартиру в нижней части города за документами и исчез. 20 июня из своей квартиры похищен Марко Елич (1968). Градимир Маймаревич (1945) и Синиша Витошевич (1959) захвачены 22 июня, когда отправились кормить кур и кроликов в хозяйстве, удаленном лишь на 200 метров от сербской части Ораховца. Бесследно в эти дни пропали Никола Бегович (1950) и Михайло Велимирович — беженцы из Хорватии, супруги Трайко (1930) и Мара (1939) Попович и пенсионер Арсение Симич (1923). 1 июля бесследно исчез глухонемой Синиша Казич (1962), а 4 июля похищены Любиша Гркович (1955) и старушка Милица Йефтич (1933). На дороге Ораховац-Велика Хоча 12 октября исчез Младжан Маврич (1964).

29 октября были похищены Станиша Миленкович (1953), Будимир Бальешевич (1944), Горан Столич (1974), Негован Дедич (1967) и Звездан Мойсич (1973). Радивое Лукич (1969) пленен 27 декабря по дороге домой. Милорад Рашич (1957) захвачен 19 февраля 2000 года на своей улице, а Трифун Великич (1926) в этом же году 28 июля в своем винограднике.

Всего за год (с момента прихода КФОР до июля 2000 года) в Ораховце и Великой Хоче похищено и захвачено 27 сербов, из которых позднее идентифицировано и похорено было только шестеро. Остальные до сих пор числятся в розыске, несмотря на многочисленных очевидцев похищения и доказательства о похитителях.

По прибытии Международных сил в Косово и Метохию в 1999 году албанскими террористами в Ораховце убиты Драголюб Симич (1934) и Зоран Вукичевич (1961), а в Великой Хоче — Младжан Маниташевич (1963) и Небойша Павлович (1970). Ранены Станой Филийович, Предраг Дедич, Новица Радич, Милош Мицич, Йовица Васильевич, Любиша Джорджевич, Драган Симич, Сречко Уламович, Йован Куюндзич.

Сожжены все сербские дома в нижней части города и еще около 50 по границе сербской части Ораховца; сербские квартиры и имения отняты и заняты. Сербское православное кладбище осквернено, 99% надгробий и памятников разбито, а умирающих сербов хоронят в церковном дворе.

Из 5000 сербов — столько их было до войны в общине Ораховац — сейчас в Ораховце и Великой Хоче осталось едва 1000. Окрестные села Зочиште, Оптеруша, Ретимле, Братотин, Зрзе, Ратковац и Мала Круша очищены от сербов.

И спустя 13 лет улучшений нет. Свобода передвижения лишь видимая и то только с документами так называемой «Републики Косово». Безработица и неизвестность стали повседневностью. В школах все меньше учеников, и все больше домов в сербской части города за последние два года получили новых — иноверных — хозяев.

В то время как в документах международных организаций говорится о прогрессе и развитии демократии в Косово, сербский народ по-прежнему задается вопросом: «Доживем ли до завтрашнего дня?»

Перевел с сербского иеромонах Игнатий (Шестаков)

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54 466.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru