Русская линия
Нескучный садПротоиерей Алексий Уминский26.06.2012 

Россияне — недолюбленный народ

Почему люди в России на каждом углу грубят, Протоиерей Алексий Уминский огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые».

То, что «мы такие злые» — без сомнения связано с происходившим в нашей стране за последние сто лет. Есть такое понятие в детской психологии — депривация — синдром недополученной любви. И в этом смысле весь наш народ и вся наша страна находится в ситуации столетней депривации. Почти сто лет депривация является существенным фактом нашей жизни, она подаётся из поколения в поколение, от родителей к детям и обратно — от детей к тем же самым родителям.

Синдром недополученной любви проявляется затем в озлобленности, в агрессии, в недоверии, в желании спрятаться, замкнуться, отгородиться и украсть, например. То есть хоть как-то, хоть какими-то средствами декомпенсировать эту недополученную любовь, попытаться возместить пустующее место, в том числе некими уродливыми формами. Ведь когда дети воруют, понятно, что тем самым они компенсируют недополученную любовь. Тоже самое происходит со всеми нами, с нашей страной.

Мы недолюбленны своим собственным народом. Сначала у народа большевиками было уничтожено Отечество. Во всех смыслах. В том числе — как Родина. Уничтожили отечество в лице царя, который был для своего нарда отцом, в лице священства. Затем были уничтожены семьи, а с ними и родительская любовь. Страна стала уничтожать саму себя, и затем эти отношения стали повторяться, множиться и переросли в закон жизни.

Это общие фразы, но за ними стоит многое. Ведь в любви все очень нуждаются. По-настоящему нуждаются, глубоко, подсознательно и сознательно. А вот взять её негде и не откуда. Иссякли источники любви. Наше общество совершенно не подготовлено к элементарному, к тому, что нужно просто жить по законам самоуважения: уничтожено отношение к личности. Человеческая личность ничего не стоит.

Мы всё время ругаем Запад за то, что люди там друг к другу относятся прагматично, не интересны друг другу, постоянно просматривают возможную выгоду. Но там присутствует уважение к человеческой личности. В отличие нас, с нашей загадочной русской душой и сверхдуховностью. У нас это уважение начисто убито годами репрессий, годами уничтожения нашей культуры, выбиванием из человека понятия «личности», «личностного».

Поэтому нам так и тяжело. Когда человек не способен сам себя уважать, он не способен уважать другого.

Отсюда идёт и наша огромная неуверенность. Неуверенность в том, что ты вообще чего-то в мире достоин.

В обществе происходит колоссальный срыв от того, что человек сам по себе уже и не человек, и его связь с Богом совершенно неочевидна. Человек по-настоящему становится человеком только тогда, когда он связан с Богом, когда он в Боге рождён.

В данном случае мы живём в обезбоженной стране (несмотря на то, что люди считают себя православными на 70%), поскольку сознание наше обезбоженно. Мы на мир, друг на друга смотрим обезбоженными глазами. Мы не видим, не чувствуем присутствия Бога рядом с собой и даже об этом не задумываемся. Поэтому не удивительно, что вокруг нас так много злобы: её очень много внутри нас.

Мы пытаемся оправдать свою злобу даже находясь в церкви, постоянно ищем возможность оправдать свою нелюбовь. Христос никогда нигде не говорил, что мы можем кого-то где-то не любить. Он призывает любить даже наших врагов.

Сегодня мы постоянно ссылаемся на слова святителя Филарета (Дроздова), сказанные в конкретное время, в конкретном месте и по конкретному поводу. Тогда шли войны по освобождению народов Балкан, и русские солдаты отдавали там свои жизни за освобождение братских народов, за ближних своих, тем самым являя величайшую любовь. И именно в контексте данного исторического периода святитель Филарет сказал: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христовыми». Сейчас эта фраза повторяется у нас безо всякого повода.

Если мы посмотрим в Евангелие, то те, которые распинали Христа и о которых Христос молился Своему Небесному Отцу, говоря: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят», — были и врагами Отечества, и врагами Христа. Он же никем не гнушался. И святой Поликарп Смирнский, ученик апостола Иоанна Богослова призывал всех христиан молиться за врагов креста, отмаливать их. Сегодня же любой наш идеологический противник, любой не согласный с нами подпадает в разряд врагов Родины, которых надо бить (иногда буквально в прямом смысле — кулаком в лицо). И «врагами Христа» мы начинаем гнушаться, забывая слова, сказанные аввой Дорофеем в Поучении о том, чтобы не судить ближнего, где он говорит, что самым страшным осуждением грешника является гнушение им, потому, что человек, которым гнушаются, не достоин и жить на земле.

Сегодня мы, даже внутри нашего христианского сообщества, внутри Церкви постоянно ищем повод не любить, а — ненавидеть. Мы все заражены страшной болезнью злобности. И как нам исцелиться, каким образом Господь нас всё-таки к Себе, к Своей любви, привьёт, как дикую лозу, мне очень трудно представить. Это можно сделать только тогда, когда мы сами захотим любить по настоящему, захотим избавиться от состояния не-любви, перестанем себя оправдывать. Когда мы сумеем преступить через себя, и, несмотря на свою боль, на свою правоту, захотим каким-то образом посмотреть на мир другими глазами.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=10 030&article=2382


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru