Первое, что бросается в глаза всем, кто оказывается на территории Покровского женского монастыря на Таганской улице — это длинная петляющая вереница людей. Многие стоят с цветами, кто-то со свечками — и все они ждут своей очереди приложиться к мощам блаженной старицы Матроны, главной святыни монастыря. История создания Покровского монастыря весьма необычна. При царе Михаиле Фёдоровиче Романове здесь было дикое место, ставшее своеобразным кладбищем для погребения странных людей, говоря современным языком, бомжей. Со всей Москвы сюда свозили убитых и замёрзших бродяг и выставляли на три-четыре дня. Если за это время не находились родственники или знакомые умерших, то тела их складывали в большие сараи с ямами, так называемые Убогие дома. К весне скапливалось по сто или двести трупов, и тогда безвестных усопших отпевали и погребали по православному обычаю. Потом на Москве случилась моровая язва (чума), и власти решили, что останки тел, подолгу лежащие, истлевают, разлагаются, и инфекция через почву и воды распространяется по всей Москве. Решено было это место ликвидировать, и царским указом 1635 года территория огромного кладбища была передана под мужской монастырь, с тем, чтобы монахи молились за погребенных на этой земле и вымаливали души этих несчастных. Монастырь считался великокняжеским. Он был очень ухожен, в нём был самый красивый фруктовый сад. На его территории было устроено богатое купеческое кладбище с множеством художественных надгробий, и к концу девятнадцатого века оно было настоящим музеем монументальной скульптуры. Сильно пострадал монастырь во времена нашествия французов. Солдаты ворвались на его территорию и подожгли несколько строений. Неприятельский генерал поселился на втором этаже Покровского храма, а на первом разместил лошадей. Не находя, что грабить, католики-французы оскверняли православные святыни: кололи и жгли иконы, вбивали гвозди в лики святых, престолы в алтаре употребляли вместо столов, а потом изрубили их и сожгли. Вся роспись храмов была уничтожена. После изгнания войск Наполеона монастырь восстановили, а храмы расписали заново. После революции начались гонения, и монастырь в числе других был закрыт и обезображен: вначале взорвали колокольню и разобрали большую часть ограды, затем перестроили храмы до неузнаваемости. Купола и кресты были снесены, архитектура изуродована пристройками. На кладбище установили эстраду, аттракционы и открыли районный парк культуры и отдыха, в западной части которого устроили футбольное поле спортивной школы. В Воскресенском соборе разместились спортивные залы, в Покровской церкви — редакция журнала и типография Моссовета. В монастырских корпусах сначала находились квартиры, а потом множество организаций: банки, посылторг, школы… Время шло, и настали дни, когда постепенно стали опять открываться монастыри. При Андропове Патриарх Пимен испросил разрешение, чтобы воссоздать из руин первый мужской монастырь в Москве. Выбрали Покровский монастырь. Но организации, которые в то время занимали помещения, не захотели сдавать свои позиции. И поэтому первым был открыт Даниловский монастырь, в котором тогда размещалась детская колония. Прошло ещё время, и в Москве было уже четыре мужских и три женских монастыря, и святейший патриарх Алексий благословил возобновить на месте Покровского монастыря женскую обитель. Настоятельницей была назначена матушка Феофания из Дивеевского женского монастыря. Случилось это весной 1997 года. Постепенно стали возводить буквально из руин монастырь. Ведь больше полувека этими зданиями только пользовались, но никто не ухаживал за ними: крыши протекали, фундаменты вросли в землю. Монахиням было тяжело: кругом машины, организации, шум, гам, денег нет, а стройку нужно вести… «В будние дни на службу приходил один человек, а на праздники — человек пятьдесят, и нам казалось, что это очень много. Жили бедно, иконы бумажные, на полу — линолеум. С арендаторами велись непростые переговоры. Но мы молились Матронушке, и она нам помогала. Со временем появились кресты над храмами. Наш монастырь обратился с прошением в Патриархию, чтобы мощи Матроны перевезли к нам в монастырь…» — вспоминают монахини. Святая блаженная Матрона — почти наша современница. Родилась она в 1881 году в Тульской губернии в крестьянской семье. Родители её, Дмитрий и Наталья, были уже немолоды, когда узнали, что у них родится четвёртый ребёнок. По большой бедности мать решила отдать будущего ребёнка в приют князя Голицына, но увидела вещий сон. Ещё неродившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребёнка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное». С самого рождения по многим признаком было видно, что это особый младенец, отмеченный Богом. Был и телесный знак богоизбранности Матроны — на груди её была выпуклость в форме креста — нерукотворный нательный крестик. Матронушка буквально выросла в церкви, сначала она ходила туда с родителями, потом, при всякой возможности, одна. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. С восьми-девяти лет у неё открылся дар предсказания и исцеления больных. К ней стали обращаться за советами — сначала местные жители, а затем и приезжие из других городов. На семнадцатом году жизни у Матроны отнялись ноги, и сидение её длилось до конца жизни — ещё пятьдесят лет, но никогда она не роптала из-за своего недуга. После революции, преследуемая советскими властями, Матрона уезжает в Москву, ставшую местом её подвижнического служения. Много людей приходило к ней со своими болезнями и скорбями. Помощь, которую подавала им Матрона, не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями — она имела принципиально отличную, христианскую природу. Прежде всего Матрона молилась Богу за людей и просила у Него помощи болящим. Москву блаженная очень любила, говорила, что это «святой город, сердце России». Но в Москве Матрона становится скиталицей: властям не могло нравиться, что к дому, где она живёт, идут толпы людей, и потому она вынуждена была часто менять место жительства, находя приют в домах верующих. Многим, очень многим помогала внешне немощная блаженная старица. Вот один эпизод со времени Великой Отечественной войны. Немцы были уже под Крюковым, шла паника, людей эвакуировали из Москвы, генералитет уже сидел в вагонах на Белорусском вокзале, а Сталин всё думал, как быть. И ему сказали, что есть такая старица в Москве. Он пришёл к Матронушке, и она ему сказала: «Открой Троице-Сергиеву Лавру и отслужи молебен Матери Божией Казанской». И как только это сделали, тут же немцы отступили. Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!» Почила Матронушка 2 мая 1952 года и была похоронена на Даниловском кладбище. Перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Через сорок пять лет её честные останки были перенесены в Покровский женский монастырь, а ещё через год, 2 мая 1998 года, она была причислена к лику святых. В день канонизации старицы Патриарх сказал: «Людская молва заставила нас канонизировать Матрону». Ведь очень многие люди, получившие помощь от Матроны, обращались с просьбой о её канонизации. «Однажды пришёл к нам владыка Арсений, — рассказывает матушка Конкордия, одна из насельниц Покровского монастыря, — и сказал: „Вы монашествующие, вы много знаете, много молитесь, но к ней приходят простые люди, они ничего не знают, а только скажут: „Господи, прости нас! Матронушка, помоги нам!“ — и она помогает“. И в самом деле, даже людям, совсем далёким от веры, Матрона помогает. Она соединят разделённые семьи, помогает найти работу, от наркомании лечит, от онкологии, сейчас много людей пропадает — по молитвам к ней они возвращаются… И примеров её помощи очень много. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту жизни, по опыту знают силу её молитвенного заступления…» Покидая монастырь, оглядываемся на в ряд посаженные молодые туи. Выживут ли они в нашем суровом климате? Будем надеяться, в таком святом месте они вырастут высоко-высоко.