Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургИгумен Дамиан (Залетов)19.06.2012 

Отдых не должен расслаблять духовно
Клирик храма Троицы Живоначальной в Конькове, кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов) в гостях на телеканале «Союз»

Тема сегодняшней беседы — христианский отпуск.

Почему люди устают

— Батюшка, наступила теплая пора, многие уже решили, как проведут отпуск. Каким он может быть?

 — Действительно, тема актуальная. Отпуск чаще всего стараются брать в летний период, занимает он приблизительно месяц; это довольно значительная часть жизни. Соответственно, стоит вопрос, как мы должны провести это время, как отпуск может повлиять на нашу христианскую жизнь. Отдых не должен нам повредить, не должен расслаблять духовно. Первое, что хочется сказать — почему у человека вообще должен быть отпуск. С одной стороны, это некое социальное достижение ХХ века. Почему люди почувствовали потребность в периоде, когда необходимо не работать, поменять образ жизни? Как же раньше люди жили без этого? Вряд ли они меньше работали, меньше уставали. Можно сделать вывод, что человеку понадобился отдых и отпуск, потому что обычная рабочая жизнь стала для него в чем-то тягостной. Соответственно, встает вопрос: правилен ли такой образ жизни, если необходим период, когда надо отказаться от него? Может, нужда в отпуске — следствие нарушения гармонии в жизни человека?

Вспомним устройство жизни в старину. Это связано, конечно, больше с сельской жизнью: гармония, сезонность, последовательность. Наверное, одна из причин необходимости отдыха связана с особенностями городской жизни, ее суетой. Казалось бы, надо радоваться жизни, а люди от нее устают. Видимо, сказывается отрыв от земли, от природы, а человек создан от земли, и связь с землей очень важна. Так что отпуск надо проводить ближе к природе.

Стоит всмотреться в себя

 — Есть звонок — город Железнодорожный на связи.

 — Моя работа связана с молодежью. Как вы правильно сказали, социальные коллизии накладывают огромный отпечаток на жизнь. Молодые люди связывают работу с обогащением, а отдых — с пьянством. Как это правильно понимать христианину?

 — Я рад, что телезрители правильно понимают логику рассуждений. Работа — это ведь не стремление к удовлетворению страстей, цель ее — созидательная: принести обществу, людям и себе пользу. Обогащение же — это средство достичь комфорта, в итоге — удовлетворить свой эгоизм. Такая работа не может удовлетворять, она разъедает человека изнутри. Ведь труд заповедан нам Богом в раю, это одна из форм нашего внутреннего совершенствования. На земле это — горькое лекарство, необходимое для удержания от страстей и греха. «Поработай в поте лица, — было сказано Адаму, — на земле». Этот существенный момент будем помнить. Это некий сотворческий акт с Богом.

Несозидательная работа, повторю, вызывает тяжесть, неудовлетворенность. И как накопленный потенциал греха, несовершенства разряжается? Чаще всего безудержным самоудовлетворением страстей.

— Следующий звонок — из Красноярска.

 — Может быть, во время отпуска стоит в себя всмотреться, остепениться? Почитать хорошую духовную литературу, на природе побывать, набраться духовных сил? Может быть, после этого и на работу легче пойти будет?

 — Я рад, что нас телезрители правильно понимают. Отдых — это приостановление нашего монотонного образа жизни, выход из ритма, который не мы устанавливаем. Но выход этот должен быть не праздный. Любая перемена позволяет нам что-то по-другому увидеть. Отпуск — это время, чтобы и почитать, и время близости к природе, которой нам так не хватает. Природа — это Божий мир, это естественное Откровение, надо удивиться Божию творению, восхититься им, увидеть какой-то цветочек, бабочку, чего так не хватает в городах. Правильно (очень важно для христианина и просто здравомыслящего человека) увидеть себя, осмыслить прожитое, побыть наедине с собой.

Ищущий найдет

— Следующий вопрос — из Белгородской области.

 — Отец Дамиан, есть такое хорошее выражение: «Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем меньше он получает удовлетворения»; эта гонка потребления бессмысленна, мы прибежим не туда, куда надо.

 — Спасибо за реплику. Действительно, бурный и нездоровый активный отдых говорит о неудовлетворенности людей, которые пытаются не просто отдохнуть, а забыться. Отдых необходим, но надо грамотно использовать это время, особенно семейным людям, которые имеют детей: отпуск — замечательное время для общения, взаимного понимания.

Одна из важных форм христианского отпуска — паломничества, которые могут быть сопряжены и с какой-то физической формой отдыха, и с культурным, историческим, эстетическим, духовным разнообразием.

 — Давайте о паломничестве поговорим после того, как ответим на звонок. Сейчас Чувашия на связи.

 — Многие верующие — люди небогатые, но во время отпуска хотелось бы побывать в монастырях. Проезд туда стоит денег, а проживание? Могут ли монастыри принять на какой-то срок паломников бесплатно?

 — Проблема понятная, но надо понимать, что Церковь — это система, состоящая из людей, из простых тружеников, наших граждан; каковы граждане, такова и Церковь, и ее благосостояние зависит от благосостояния людей, а предоставление каких-то услуг тоже требует материальных вложений. Поэтому есть места, где это могут себе позволить, а где-то и не могут — куда-то можно приехать, предварительно договорившись, где-то поработать. В наше время паломничество развивается, и, наверное, всегда найдутся возможности. Но, поймите, любое хорошее дело требует подвига, поэтому что-то можно сэкономить и на хорошее дело собрать. Но не надо унывать, если нет такой возможности. Можно посетить ближайший храм, отдохнуть, посмотреть, найти там для себя что-то новое, не обязательно куда-то ехать. Конечно, хочется побывать у какой-то святыни, но часто мы не замечаем рядом с собой чего-то удивительного, и радостного, и глубокого. Ищущий найдет.

Паломничество — не туризм, а духовный подвиг

— Чем паломничество отличается от православного туризма?

 — Понятие православного туризма — новое, и трудно сформулировать, что подразумевается под этим. Думаю, это туризм православных. А паломничество — очень важное религиозное действие, направленное на духовный рост человека, на его религиозное развитие, без стремления уже к отдыху, праздности и каким-то формам, свойственным туризму. Это древняя форма одного из духовных подвигов и работы над собой. Очень важно не путать эти вещи, и если человек стремится паломничать, то он должен настроиться на духовный подвиг и получить от него радость духовную.

 — А есть ли отпуск у священников?

 — И по законодательству, и по здравому смыслу священнослужители уходят в отпуск. Можно тоже задаться вопросом — отдых от чего? Конечно, не от священнослужения, от этого священник никогда не устает. Но работа с людьми — одна из самых сложных. Священнику нужен отдых и физический, и психологический. Но, как и любому христианину, ему нужна работа над собой, нужно обращение к себе, пребывание в духовном размышлении. И ему надо эту возможность дать. Священники тоже семейные люди, имеющие детей, а часто заняты с утра до вечера на приходах и не имеют возможности общаться с детьми, что необходимо для их воспитания.

На время отпуска священнику нужна замена, чтобы церковь не закрывалась. Это намного сложнее, чем в светских заведениях, но это актуально и нужно. Каждый, кто приходит в церковь, хочет, чтобы священник был бодрый, укрепленный духовно и физически, чтобы у него были крепкие тылы. Поэтому хочется только порадоваться за батюшку, поддержать и укрепить его в это отпускное время.

 — Слушаем звонок из Белгородской области.

 — У меня погиб сын в аварии, и во время отпуска я бы хотела потрудиться, чтобы помочь ему в его загробной участи. Что Вы посоветуете?

 — Мы привыкли использовать те формы помощи нашим близким, живым или усопшим, которые нам легко реализовать: поставить свечку, заказать молебен, панихиду. Это правильно, но это не все. Наше живое, непосредственное, личное участие намного важнее. Оно помогает нам самим или почувствовать деятельную радость, или утешиться в скорбях. Есть огромная сфера, которую еще нужно освоить: добрые дела, социальная работа, помощь бедным, нуждающимся. То есть надо делать добро, добро Евангельское, оно осуществимо только под эгидой Церкви. Если есть такое желание, оно вполне осуществимо, вам стоит поинтересоваться в женских монастырях — это места особых трудов, где более всего связаны молитва и труд. Приехать в монастырь и потрудиться, чтобы не быть нахлебником, а, с другой стороны, на благо души. И, может быть, вы найдете духовное упокоение в монашестве, или просто это будет ваш второй дом, место, где вы с кем-то познакомитесь, будете переписываться, куда вы будете ездить не только в отпуск. Практически в каждой епархии есть женские монастыри, и, думаю, в каждом храме вам помогут узнать адреса.

Во всем нужна мера

— Вопрос задает диакон Владимир из Испании: «Может ли священнослужитель ходить на общий пляж и раздеваться там до плавок, и если да, то как священник при этом может общаться с мирянами?».

 — Это тоже проблема нашего времени — отдых на пляже в плавках или бикини. Это дух нашего времени, секулярного и теряющего стыд и культуру. Не так давно это вообще было не принято, по крайней мере, в культурном обществе, а для священнослужителей немыслимо. Был просто отдых на побережье, сидение на стульчиках, прогулки по берегу — в море никто не купался раньше (мы не говорим про что-то народное и стихийное, а, по крайней мере — о культурно-эстетических, элитарных и духовных слоях). Потом были купальники, которые закрывали все тело. Все мы люди, и нужно находить здравый подход к этому.

По поводу общения с мирянами, думаю, что пляж — не место для проповедей, не место, где у батюшки надо брать благословение. Мне кажется, что всегда можно найти место священнослужителю более изолированное, в сторонке. А если кого-то мучает совесть, для этого есть духовник.

Не будем при этом забывать, что под солнцем жариться очень опасно, надо разумно к этому относиться. Купаться в море — это здоровый момент, но и здесь нужно знать меру.

 — Еще вопрос диакона Владимира из Испании: «К нам на территорию храма очень часто приходят туристы в шортах и с открытым верхом. При входе висит объявление о правилах посещения храма, но не все его читают. Как должны поступать работники храма, если в таком виде люди пытаются зайти?».

 — Я видел, как это решается, как мы говорим, на цивилизованном Западе, в Католической Церкви; там все это очень строго соблюдается, есть свои нюансы, платочки не надевают, — но хождение с голыми руками и ногами недопустимо. Любой приличный человек не позволит себе неприлично выглядеть, когда идет в храм. Люди, стремящиеся пренебречь этим, не уважают в себе веру и веру как таковую. Должно быть деликатно указано на правила.

К сожалению, в отпуске люди как-то забывают об этом, расслабляются, эта проблема летом не только в Испании, но и у нас в России; это хорошо видно в наших храмах и монастырях, когда предлагают накинуть шаль, юбку. При этом надо не терять деликатности, но и твердость и мудрость проявлять.

Нашей ответственности никто не отменял

— Следующий вопрос задает Илья: «Должен ли православный человек сам планировать свой отпуск или все оставить на волю Божию, ведь Он лучше нас знает, что для нас благо и когда нам отдыхать?».

 — Действительно, есть Промысел Божий, есть воля Божия, но она никак не отменяет нашей ответственности перед жизнью. Наша задача, чтобы наши поступки совпадали с волей Божией. Не Бог должен за нас все решать, а мы не должны сидеть и ждать, когда Он устроит нас на работу, научит каким-то добродетелям, отправит в отпуск. Нет, мы должны жить, проявляя свою личность. Отдыхаешь ты или работаешь, надо всегда быть со Христом, об этом хорошо сказал апостол Павел; если христианин всегда со Христом, то все остальное вторично. И даже на отдыхе мы не должны забывать, что мы — христиане и всегда должны духовно трудиться. Мы молим, чтобы Господь благословил все ваши пути в отпуск и даровал вам отдохновение от ваших праведных трудов. Всем желаю помощи Божией в период отдыха. Храни всех Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52489


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru