Русская линия
Русская линия Александр Алекаев18.06.2012

Один за всех — и все за одного
Некоторые размышления и впечатления о регате «Золотые весла» и не только.

«Слава и честь и мир всякому, делающему доброе..» Рим.2−10

Довольно неожиданно Международная регата *Золотые весла* в Санкт-Петербурге я был приглашён Ассоциацией любителей гребного спорта для участия в международной регате «Золотые весла» в Санкт-Петербурге Дело в том, что в юности я занимался морским многоборьем, одним из видов которого является гребля. А в демократичной питерской регате существует гонка в классе «Викинг», в которой может принять участие практически любой мало-мальски функционально подготовленный спортсмен, имеющий небольшой навык в гребле (м.б. шлюпка, байдарка, просто лодка). Выдались длинные выходные, связанные с так называемым днём независимости, и у меня не было сомнений участвовать или нет в регате.

Проснувшись на даче в 4 утра 11 июня в понедельник, я прыгнул в машину и выдвинулся в Москву. Надо было собрать спортивную сумку и успеть на первый 6-ти часовой аэроэкспресс в Домодедово. Мне необходимо было быть на первой тренировке по гребле в 10:30 утра в Английском гребном клубе СПб. Так рано в начале лета я давно не вставал, стояла прекрасная погода — на дорогах и полях лежали густые туманы, но вовсю уже щебетало множество разных птиц. Быстро уходила ночь, и зарождался новый день. Были ощущения, что и в моей жизни открывается какая-то новая неизвестная страница. Утро было такое чистое, прозрачное. Только начинали пробиваться первые лучи солнца, и это неведомое ещё будущее представлялось мне таким же, как этот зарождающийся день.

Питер меня встретил такой же солнечной и тёплой погодой, что добавило мне спокойствия и уверенности, что всё будет хорошо. Ровно к назначенному сроку я уже был в Английском клубе на Крестовском острове. Этот клуб был воссоздан по инициативе министра юстиции РФ Александра Коновалова — большого энтузиаста и любителя гребного спорта. К слову сказать, в молодости он неоднократно выполнял норматив Мастера Спорта СССР по академической гребле, да и сейчас он постоянно тренируется и участвует во многих соревнованиях по гребле. В клубе во всю кипела подготовительная работа к завтрашней регате, ведь на базе Английского клуба тренируются 2 команды восьмёрок распашных СПб Государственного Университета, а также непосредственно сборная клубная команда. Клуб расположен в живописной части острова, он окружён множеством деревьев. Он находится непосредственно на берегу пролива и представляет из себя симпатичное 3-этажное деревянное простое строение с мансардой. Перед зданием клуба — вместительный паркинг, а справа и слева — эллинги и хозяйственные постройки; за ним прямо к реке ведёт дощатый причал со специальным понтоном-дебаркадером, к которому причаливают лодки.

На первом этаже клуба расположен огромный светлый тренажёрный зал с большим количеством снарядов и приспособлений, сауна, раздевалки, а также специальный эллинг для олимпийского класса академических лодок (команда СПб Университета участвует в крупнейших национальных и международных соревнованиях и готовится к Олимпийским играм 2016). На 2 этаже — большая кают-компания с камином, на стенах которой развешаны реликвии Английского клуба — раритетные лодки, памятные весла, специальный спортивный реквизит. На небольших полках хранятся переходящие кубки регаты «Золотые весла» по каждому классу лодок, причём каждый кубок индивидуален и имеет своё название — запомнились «Кронверкский кубок» и «Кубок Александра Невского».. К потолку кают-компании прикреплена лодка первого Олимпийского чемпиона по академической гребле на играх 1952 года в Хельсинки петербуржца Юрия Тюкалова. С потолка также свешиваются красивые разнообразные британские и российские флаги, знамёна и вымпелы. За кают-компанией расположена большая столовая с кухней, а также просторные каюты, где проживают и отдыхают спортсмены клуба. На верхних этажах несколько сьютов для гостей клуба, каждый из которых выдержан в определённом стиле и цветовой гамме и имеет индивидуальное название: «Оксфорд», «Кембридж», «Лондон». Мне предложили остановиться в номере «Оксфорд» со всеми удобствами. Быстро переодевшись в спортивный костюм, я спустился к причалу, где меня ждала уже команда спортсменов во главе с Александром Коноваловым.

Наш «Викинг», на котором мне предстояло выступать завтра, стоял у причала и представлял из себя 14-ти вёсельную лодку по 7 гребцов с каждой стороны. Кроме этого имелось место для рулевого, также лодка была оборудована специальными подвижными тележками для каждого гребца, т. е. это было специальное спортивное судно финского производства. Недаром в Скандинавии этот древний класс лодок очень популярен, и в Хельсинки ежегодно проходит июльский 70-километровый международный марафон, в котором в этом году предполагает участвовать команда Английского клуба. Итак, мне было определено капитаном место на носу лодки слева по борту (интересно, что и в команде морского многоборья я грёб на этом же месте). Поскольку с моих последних стартов прошло уже около 30 лет, я испытывал некоторое волнение — смогу ли я грести в такой серьёзной команде, готов ли я функционально (ведь в лодке со мной находились сплошь мастера спорта СССР по гребле)? Однако добрая атмосфера, прекрасная погода, ходкость судна позволили мне быстро адаптироваться и включиться в общую работу.

Тренировка длилась более 2-х с половиной часов, мы прошли в общей сложности около 15 км, причём в разном темпе. Поскольку нам предстоял завтра суперспринт — 200 м, мы во время тренировки прошли эту дистанцию несколько раз в максимальном темпе и с полной отдачей. Во время тренировки краем глаза я отметил прекрасную архитектуру города, мостов, под которыми мы проходили, живописные берега и удивлённые лица горожан, наблюдавших довольно странную лодку, бороздящую гладь притоков Невы. В конце тренировки я почувствовал не усталость, а наоборот прилив бодрости и энергии. Видимо сказался чистый воздух, непосредственная близость воды (брызги не раз во время старта окатывали меня с головы до ног), добрая энергетика, ведь все спортсмены работали по принципу «один за всех и все за одного». Выйдя из «Викинга» на пирс, я почувствовал, что все кто вместе со мной грёб, стали мне как-то ближе, хотя до этого я практически никого не знал. После тренировки мы запросто общались друг с другом, как будто мы были закадычные друзья. Мне тогда в первый раз показалось, что гребля — это какой-то особый вид спорта, это настоящая работа в команде, это как раз то место, где и вырабатывается настоящий командный дух. Вечером была пресс-конференция по поводу открытия регаты «Золотые весла», на которую специально прилетел из Великобритании пятикратный Олимпийский чемпион сэр Стивен Редгрейв.

В день регаты — 12 июня изменчивая питерская погода преподнесла всем неприятный сюрприз. Международная ежегодная регата *Золотые весла* Небо затянуло низкими свинцовыми тучами, с финского залива подул холодный ветер, пошёл моросящий осенний дождь. Но спортивный футбольный принцип «матч состоится при любой погоде» в полной мере относится и к академической гребле. Старты регаты (отборочная часть) начались рано утром с тем, чтобы закончиться церемонией награждения в 8 часов вечера. Дистанция была проложена по реке вдоль древней Петропавловской крепости. Мне довелось участвовать в 3 стартах. К сожалению, в полуфинале наш «Викинг» уступил более подготовленной команде, которая впоследствии и выиграла регату. Затем по регламенту соревнований шла эстафета, в которой участвовали все классы лодок академической гребли, а также 6-ти вёсельный ял и наш 14-ти вёсельный «Викинг». Он и венчал эстафетную гонку. Мы стартовали с небольшим гандикапом и сохранили отрыв от соперника, выиграв эстафету и «Кронверкский кубок». Я был очень удовлетворён и горд, что несмотря на ненастную погоду и тяжёлые обстоятельства, не подвёл нашу команду и что мне удалось выступить в одном коллективе с известными и уважаемыми людьми: на корме викинга гребли пятикратный Олимпийский чемпион сэр Стив Редгрейв и Майк Паск (Великобритания), перед ними в лодке сидели министр юстиции РФ Александр Коновалов и директор Английского гребного клуба Павел Вакулов, в середине «Викинга» была небольшая команда Газпромбанка во главе с вице-президентом Андреем Савченко. На носу лодки рядом со мной грёб член академической восьмёрки СПб Университета Люк Ачисон (Ирландия).

Время было уже около 5 часов вечера, я промок от дождя, замёрз и порядком устал. Сев в кафе под тентом попить горячего чая, я подумал, что моё участие в регате подошло к концу, и что не совсем удачный полуфинал завершился выигранной эстафетой. Не смотря на усталость и небольшой озноб, настроение было приподнятое, правда очень хотелось в горячий душ. Вдруг ко мне за столик присел сотрудник питерского Минюста и член нашей команды Алексей Лукашевич (мастер спорта по плаванию и академической гребле) и сообщил, что у нас ещё один старт в полвосьмого вечера в финале «Б». Этого я никак не ожидал, и мне очень не хотелось опять садиться в лодку. Подумалось, что надо под каким-нибудь предлогом отказаться — всё же я не профессиональный гребец.

Медленно тянулось время до старта, я всё более остывал в прямом и переносном смысле, желание выступать абсолютно пропало. Ровно в 19:30 раздалась команда «на старт!», и все стали спускаться к лодке. Я глазами искал замену, но нигде её не находил. Пришлось пересилить себя, чтобы не подвести команду. Третий мой заезд на удивление был самым успешным — особенно в моральном плане. Да и прошёл он весело. Молодые ребята из команды СПб Университета не рассчитали свои силы и сломали 3 весла. Мой сосед на носу «Викинга» — на этот раз это был мастер спорта международного класса (чемпион регаты в одиночке) — от непривычки слетел с «банки» (сиденья), сбился с ритма. Но, несмотря на это, мы все вышли на берег счастливые, радостные и довольные друг другом. Все обнимались и шутили, ненастную погоду уже никто не замечал. В 20:00 часов началась церемония награждения. Очень торжественно под звуки марша всем призёрам и победителям вручались цветы и памятные медали. Стоически под дождём всех награждали Стив Редгрейв, Александр Коновалов и Юрий Тюкалов, показывая пример выдержки и терпения.

Общее впечатление от участия в регате самые тёплые и радостные. Я стал самым настоящим любителем гребного спорта. Этого не могло не случиться, поскольку живым примером для меня стали Стив Редгрейв и Александр Коновалов. Мало того, что они лично участвовали минимум в 5 стартах (восьмёрка распашная Английского клуба с Коноваловым и Редгрейвом выиграла регату), им пришлось несколько раз в течение дня переодеваться в цивильную одежду и обратно, под моросящим дождём они около часа награждали победителей регаты. Между тем Стив Редгрейв утром перед регатой встретился за круглым столом с ректорами ведущих университетов СПб. Он, как настоящий энтузиаст этого вида спорта, поделился своим богатым опытом в организации академической гребли в Великобритании. Он посоветовал открыть большое количество (до 50) самых простых деревянных гребных клубов с простейшим недорогим инвентарём и подчеркнул, что на первом этапе главное — массовость. Английский гребной клуб СПб должен стать локомотивом и образцом этого начинания. Нашим государством уже выделены средства на закупку недорогих академических лодок. Были разговоры о переносе сроков регаты на выходной день для массового приезда иностранных спортсменов. Однако, на мой непросвещённый взгляд, этого делать не стоит, ведь 12 июня — день св. преп. Исаакия исповедника, игумена обители Далматской, а главный престол кафедрального городского собора Санкт-Петербурга освящён в честь этого святого. Фактически они вместе со св.ап. Петром являются не только покровителями города на Неве, но и освящают эту чудесную международную регату, проводимую именно в этот день. Можно сказать, что 12 июня — это настоящий день города Санкт-Петербурга. И как Пётр Великий при всех неблагоприятных обстоятельствах пошёл до конца и заложил этот великолепный город, так и организаторы регаты в этом году не отступили ни на йоту от намеченного плана и довели дело до конца. Именно поэтому у всех участников соревнований на душе было светло и радостно! Св. апостоле Петре и св.преп. Исаакие, молите Бога о нас!

Участники Международной ежегодной регаты *Золотые весла*

Ваше мнение

Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации

Александр Алекаев    20.06.2012 19:00
Конечно можно.
  Мария Коробова    20.06.2012 15:23
Спасибо за прекрасную статью!!! Можно ли разместить ее на сайте Английского гребного клуба? Естественно со ссылкой на Ваш сайт.