ГРАД БАРСКИЙ РАДУЕТСЯ И ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ ЛИКОВСТВУЕТ.
В мае делегация Русской Православной Церкви совершила паломничество в город Бари к мощам святителя и чудотворца Николая, а также на остров Корфу. В паломническую группу, которую возглавляли архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Липецкий и Задонский Никон, входило более ста тридцати человек: духовенство Саранской и Липецкой епархий, насельники московского Сретенского мужского монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, учащиеся Московских Духовных школ, Сретенской духовной семинарии, монахини Малоярославецкого Никольского монастыря вместе с воспитанницами монастырского приюта. Едва Ту-154, оторвавшись от взлетной полосы аэропорта Домодедово, набрал высоту, архиепископ Варсонофий из кабины пилота по громкой связи начал читать акафист святителю Николаю. Иллюминаторы самолета заполнила яркая голубизна неба, в котором медленно проплывали ослепительно белые облака. Где-то далеко внизу виднелась земля, похожая сверху на лоскутное одеяло, состоящее из прямоугольников полей, пересекаемых нитками рек и шоссе. «Пролетаем над Киевом» сообщила стюардесса, и паломники приникли к иллюминаторам. Под нами — скопление едва различимых глазом серых квадратиков-крыш, среди которых на мгновение сверкнула на солнце золотая искра — может быть, главка колокольни Свято-Успенской Киево-Печерской лавры? Для Бога наши земные границы — условны, и в небе Украины, также, как только что в небе России, с особой силой звучали строки акафиста святителю Николаю: «Имеяше воистину, отче Николае, с Небесе песнь тебе воспеваема быти, а не от земли…» Через два с половиной часа самолет совершает посадку в аэропорту Бари. Конечно, здесь уже не раз видели паломников из России, но одновременное появление такого количества духовенства в рясах с православными наперсными крестами невольно привлекает внимание окружающих. Прохожие при виде их останавливаются и затем долго смотрят вслед. Италия расположена на юге Европы, и веками складывавшийся национальный характер ее жителей представляет собой экзотическую смесь европейской основательности с живой непосредственностью детей Востока. В Бари довелось увидеть немало красноречивых тому подтверждений. Предупредительный итальянский полицейский решил помочь большой группе православных священнослужителей и монахов пересечь проезжую часть улицы у здания аэропорта, где движение происходило столь же интенсивно, сколь и беспорядочно. Решительным жестом он остановил рейсовый автобус, за которым немедленно образовалась транспортная пробка. Не обращая внимания на возмущенное гудение автомобильных клаксонов, страж порядка разговорился с водителем автобуса, а за спиной полицейского, прямо посреди проезжей части, тут же собралась группа молодых итальянцев, которая затеяла спор, эмоционально жестикулируя. Возможно и их предки около тысячи лет назад в такой же ясный весенний день встречали на берегу Средиземного моря корабль, доставивший в крохотный городок великую святыню Вселенской Церкви. Жители округа Бари, как их предки много веков назад, заняты преимущественно сельским трудом, масло- и виноделием. Вокруг города тянутся нескончаемые залитые солнцем виноградники и апельсиновые рощи, в глубине которых белеют одно-двухэтажные каменные виллы затейливой постройки. Над кирпично-красной распаханной землей возвышаются мощные — в человеческий обхват — узловатые серые стволы старых олив. Всенощное бдение в канун дня памяти святителя Николая проходит в «русской» Никольской церкви города Бари. Обстоятельства сложились так, что комплекс подворья, возводившегося тщанием императора Николая II для русских паломников, оказался поделен на три части, большую из которых сейчас занимает муниципалитет города. Верхний храм святителя Николая принадлежит Московскому Патриархату, нижний — Зарубежной Православной Церкви. Праздничное богослужение одновременно совершается и там, и там. Верхний храм переполнен народом, диаконы с трудом пробираются по нему для каждения. В толпе паломников есть и сербы, и степенные пожилые итальянки, которые, правда, не крестятся, но сосредоточенно внимают службе. Встречаются и смешанные супружеские пары итальянцев и россиянок: праздник святителя Николая собирает в Бари наших соотечественников со всей Италии. В нижнем храме у «зарубежников» прихожан совсем немного — около десяти человек. К появлению русских «сверху» относятся спокойно и даже радушно — значительное сближение позиций Священноначалия Русской Православной Церкви и первоиерарха православных общин русского Зарубежья уже сыграло свою положительную роль. Утром паломники направляются в базилику святого Николая, где покоятся мощи великого Мирликийского чудотворца. Они находятся под мраморным престолом в крипте базилики. Вставая на колени, паломники прикладываются к отверстию в основании престола, где под спудом хранится святыня. Наверху в базилике идет праздничная месса: прихожане, стоя, поют «Отче наш». Людей немного, да и голоса звучат, в основном, пожилые. Разительную противоположность полупустому пространству базилики являет крипта, наполненная русскими паломниками. Праздничную Литургию на мощах святителя Николая совершили архиепископ Варсонофий и епископ Никон, в сослужении полутора десятков священнослужителей. К Святым Христовым Тайнам в этот знаменательный день приступило около двухсот человек. До отправления из Бари у паломников остается немного времени, и они рассыпаются по близлежащим сувенирным лавочкам. Продавцы при виде светловолосых женщин в платочках и священнослужителей, десятками приобретающих иконки святителя Николая и флаконы с освященным маслом утвердительно кивают: «Руссо?», «Никола?». В IX—XIII вв.еках святитель Николай оставался самым главным святым христианского Запада. Сегодня он по-прежнему чтим в Италии, где ему посвящено множество храмов, однако в своего рода «общем рейтинге» святых Католической Церкви он занимает примерно девятое-десятое место. Святителя Николая, по собственному признанию итальянцев, в Бари любят даже атеисты. Присутствие святыни в городе приносило и приносит его жителям ощутимую выгоду. В архивах кафедрального собора и базилики Бари хранятся четыре древнейших латинских документа, представляющих собой запись повествования моряков, находившихся на корабле, доставившем мощи в Бари. Эти моряки впоследствии обладали правом на определенный процент с дохода от паломников, ежегодно получаемого базиликой в день празднования перенесения мощей святителя Николая. Такой привилегией пользовались их внуки и правнуки вплоть до XV века. Сегодня, по признанию монахов — доминиканцев — хранителей базилики, подавляющее большинство паломников в Бари прибывает именно из России. Через несколько часов мы покидаем Италию, отправляясь на греческий остров Корфу. Главный его город — Керкира — был основан в восьмом веке до нашей эры. Здесь на небольшом пространстве соседствуют памятники архитектуры разных стилей и эпох: развалины античного храма Артемиды, венецианской крепости XIV века и православных храмов, имеющих традиционную форму византийской базилики. В их числе храм знаменитой Влахернской иконы Божией Матери — «Панагия Влахерна» на Мышином острове — маленьком клочке земли у самого берега Корфу, напоминающем сверху силуэт хвостатого грызуна. Поблизости на еще более крохотном островке — еще один храм, который связан с именем русского императора Александра III, приславшего пожертвования на его строительство. На Корфу русские паломники имели возможность молиться за архиерейским богослужением в кафедральном соборе Керкиры, освященном в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В православном мире он почитается наряду со святителем Николаем. Вместе с Мирликийским архипастырем святитель Спиридон был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Исполненные глубочайшей духовной силы и мудрости слова святителя Спиридона, который до принятия епископского сана был простым пастухом, убедили спорящего с ним философа-арианина оставить ложное учение. По молитвам святителя Спиридона жители Корфу были избавлены от эпидемии чумы, а позже — от нашествия турок, которые поспешно сняли осаду с острова после того, как им предстало видение стоящей над Керкирой огромной фигуры святителя с крестом в руках. После Литургии выстраивается очередь к мощам святителя Спиридона, почивающим в раке с правой стороны от алтаря. Как рассказывает о. Нектарий, мощи святителя Спиридона, который уже при жизни прославился многими чудотворениями, продолжают являть их и поныне. Само существование мощей являет собой чудо, неподвластное логике человеческого разума и объяснениям ученых. Честные останки святителя имеют температуру человеческого тела, и сохраняют небывалую гибкость. «Когда мы меняем обувь на ногах святого, то, прикасаясь к ним, чувствуем ответное движение — реакцию, какую проявил бы любой человек, а, кроме того, ногти на его конечностях продолжают расти», — засвидетельствовал о. Нектарий. Греков-прихожан собора удивили и растрогали воспитанницы приюта Малоярославецкого женского монастыря. Маленькие девочки в белых платочках, чинно выстроившись полукругом на солее, пропели тропарь святителю Спиридону сначала греческим распевом и на греческом языке, затем на тот же мотив на русском, и, наконец, обиходным русским напевом первого гласа. Вслед за ними паломники в едином порыве многократно повторяют величание святителю. Гостеприимный хозяин — о. Нектарий напутствует гостей, не отпуская никого из своих русских сослужителей без чашечки «кафы». Жители Корфу свято чтят имя нашего прославленного адмирала Феодора Ушакова, под командованием которого в 1799 году русская эскадра освободила Ионические острова от французских оккупантов. В городе стоит памятник адмиралу, есть и улица его имени. Икона праведного Феодора Ушакова, переданная в дар православной общине Керкиры, находится также в храме святителя Спиридона Тримифунтского, являя собой свидетельство духовного единения православной Греции и России. Из храма святителя Спиридона делегация направилась на поклонение мощам блаженной царицы Феодоры. Паломники движутся по узким мощеным камнем улочкам Керкиры, где крыши домов, кажется, смыкаются над головой пешеходов. Воскресный день и на улицах особенно многолюдно: то и дело встречаются беседующие между собой степенные пожилые седовласые греки, которые с интересом провожают глазами нашу группу. Один из них, не выдержав, направляется вслед за нами. Указывая на паломников, поясняет встречным любопытствующим прохожим: «Руссо!». Чуть не заплутав в лабиринтах Старого города, наконец, выходим к храму святой царицы Феодоры. Имя святой носит и улица, на которой находится храм. Здесь находятся мощи блаженной императрицы Византии, в правление которой был положен конец ереси иконоборчества. VII Вселенский Собор, состоявшийся при ее участии, утвердил иконопочитание и прославил православных исповедников, пострадавших период в иконноборческих гонений. В храме множество старинных икон. Многие до половины закрыты рядами цепочек с подвешенными на них серебряными миниатюрными изображениями рук, ног, глаз — приношениями благодарных верующих, получивших исцеление по молитвам перед этой иконой. У входа в храм кто-то из наших священнослужителей громко восклицает: «Братья и сестры! Есть ли у кого-нибудь икона русской Божией Матери?». Оказывается, грек-прихожанин храма святой Феодоры, узнав, что мы из России, попросил подарить ему «русскую Панагию». К счастью, такая икона нашлась у одного из паломников. Получив просимое, грек с благоговением прижимает ее к сердцу… Хочется верить, что частичка Православной России, будет также дорога ему, как дороги русским паломникам великие святыни Вселенского Православия, прикоснуться к которым нам довелось.