Православие.Ru | Священник Георгий Максимов | 21.02.2003 |
Противомусульманские творения
Среди богатого творческого наследия св. Симеона имеется несколько сочинений, направленных против ислама. Прежде всего это 4 глава из сочинения «Против всех ересей», озаглавленная «Против язычников, или магометан». Она посвящена вероучению мусульман и их образу жизни, но св. Симеон почти ничего не говорит о ритуале и истории возникновения ислама.
Более пространным сочинением на ту же тему является недавно изданное «Послание в поддержку благочестия, против Агарян». Послание адресовано христианскому населению Анатолии, Кесарии, Анкиры и Гангр, — греческих городов, недавно попавших под власть мусульман. Цель послания — укрепить в вере православных, оказавшихся под игом турок.
Наконец, третье сочинение, касающееся частично отношения к мусульманам — неизданное «Наставление в равной степени о стоящих за Христа и отечество и порицание против думающих о нечестивых». В этом обращении к Фессалоникийской пастве и «ко всем христианам», св. Симеон уговаривает их противостоять до смерти туркам, говоря, что они есть орудия диавола. Всякий намеревающийся или пытающийся передать город туркам с силою предан будет анафеме[2].
Место в византийской антиисламской полемике
Можно сказать, что св. Симеон — последний византийский полемист против ислама. Конечно, апологетические и критические трактаты такого рода возникали и после падения Константинополя, но это уже было слово, сказанное либо под мусульманским гнетом (Георгий Схоларий), либо на чужбине (Георгий Трапезундский, Паисий Легарит). В них не было уже той свободы и своеобразного византийского самосознания, которые создавали мировоззрение и установки, единые для всех византийских полемистов. Прп. Иоанн Дамаскин, Феодор Абу Курра, Самон Газский и Варфоломей Эдесский жили под мусульманами, но, записывая свои мысли на греческом языке, они знали, что их будут читать в Византии и ориентировались на византийского автора. Св. Симеон Фессалоникийский — последний в этой традиции.
Тем интереснее, что его противомусульманские сочинения различаются по своей цели и характеру, и это позволяет получить всестороннее представление о его взглядах на эту религию.
Прежде всего о 4-й главе книги «Против всех ересей». Это оригинальная, а не компилятивная глава, в тексте нет ни одной пространной цитаты из византийских полемистов, хотя знакомство с трудами некоторых из них несомненно, и святитель сам в конце делает косвенную ссылку на них, говоря, что учение магометан вполне описано и исследовано и нет потребности подробно о нем распространяться.
Святой называет мусульман язычниками; такая традиция в христианском мире существовала и до него, однако он делает это сознательно: по его мнению, мусульмане, не приняв истинного понимания о Боге, в Троице славимом, по сути не ушли от язычества, также не имея истинного учения.
Св. Симеон не пишет всего того, что знает об исламе, он это прямо говорит, святитель пишет лишь самое, по его мнению, главное, и это главное можно свести к трем темам, встречающимся и в главе и в послании: заблуждение ислама в учении о Боге, неприятие и непонимание ими Сына Божия и порочная жизнь мусульман. Как никто другой св. Симеон уделяет внимание последнему пункту; по его мысли, нечестивый образ жизни имеет своей причиной нечестивое учение о Боге. Наибольшие пороки мусульманского образа жизни состоят в следующем: жизнь грабежом и войной, страсть к деньгам, полигамия и содомский грех. О широкой распространенности гомосексуализма у турок писал и один из предшественников св. Симеона по кафедре — св. Григорий Палама в «Письме своей Церкви» из плена. Безусловно, св. Симеон был знаком с этой страницей истории своей митрополии. В целом описание мусульманского образа жизни у обоих фессалоникийских святителей совпадает. Св. Симеон подчеркивает различие между христианством и исламом как между религией, направленный в мир грядущий, вечность, и религией, направленный на мир сей, преходящий.
В числе других источников святитель использовал 100 главу из «О ересях» прп. Иоанна Дамаскина: в 4 главе на это указывают слова о доисламской религии арабов, в «Послании» почти дословно повторяется аргумент Дамаскина о том, что если у Бога нет Слова и Духа, то Бог бессловесен и бездушен.
О Боге по учению мусульман он говорит, что те не признают Троицу и Бога не исповедуют как Родителя, и Мухаммед назвал Бога всецелосферическим (holosfairos). Это — цитата из 112 суры Корана, где сказано, что Бог — samad (крепкий, поздние переводы и трактовки: вечный). Ранние полемисты хорошо знали эту суру и переводили samad словом holosfuros («цельнокованный»). В том варианте, в котором его приводит св. Симеон, это определение встречается впервые у императора Иоанна Кантакузина в его «Четвертом слове против Магомета» (PG t. 154, coll. 692BC), откуда, вероятно, святитель и узнал об этом. Кроме этого святитель говорит, что Мухаммед считал Бога кристаллическим (или: кристаллоподобным). Св. Симеон единственный из византийских полемистов, кто употребил это слово по отношению к мусульманскому представлению о Боге[3], и нам осталось непонятным, что святитель имел под этим ввиду и что именно навело его на эту мысль.
Сам Мухаммед, по его словам, был варваром, проповедовал среди единоплеменников свое учение, будучи одержимым, назвал себя посланником Божиим. Св. Симеон упоминает о мирадже — чудесном вознесении Мухаммеда. Информацию об этом он почерпнул, вероятно, также у Кантакузина, но святитель сам проводит сопоставление этого сказания с вознесением Христа и утверждением Мухаммеда о том, что он выше Его.
Особенно святитель обращает внимание на то, что ислам проистек от несториантсва. Сама по себе идея эта не оригинальна, но св. Симеон дает ей историческое осмысление: он указывает, что Несторий удалился в те же места, где впоследствии возник ислам и дает тем самым реальное объяснение сходства в восприятии Христа Несторием и Мухаммедом.
Ценность другого сочинения — «Послания», также очень велика. В нем св. Симеон дает конкретные наставления, как вести себя христианам, живущим в мусульманскрм окружении. На протяжении всего послания по-разному объясняется одна и та же мысль: необходимо исповедовать свою веру перед неверующими, чем бы это ни грозило. Это не только исповедание ради добродетели самих христиан, св. Симеон заботится и о том, чтобы оно стало проповедью мусульманам, он дает практические указания, как именно нужно говорить мусульманам о Триединстве Бога и воплощении, чтобы они правильно поняли это.
Ниже предложен сокращенный перевод ересиологической главы и пересказ послания.
Против язычников, или магометан
Виновником [этой ереси] у называемых язычниками явился нечестивый Несторий[4]. Прежде они поклонялись утренней звезде. Впоследствии же, введенные в заблуждение одним нечестивейшим и бесноватым варваром, единоплеменным им, нечистым и беспутым, целиком [бывшим] жилищем диавола, а именно, Магометом, признали Бога, [но и в этом] явились подобными совершенно безбожным, какими они и были прежде; после того, как, узнав нечто об истинном Боге, не признали безначального Отца живого Слова, нерожденного, причины всего, от века сущего, Родителя живой Премудрости, единородного и неплотского Сына, и Святого Духа.
Отвергнув, безумные, неплотского Сына и Слова Божия и животворящего Духа, и соделав все [свои] порочные и общеизвестные дела, совершенно впали в еще более безобразнейшее, как в согласное с законом их, — разумеется противоестественное и мерзостное дело содомитян, множество женщин брали и наполняли [землю] убийствами и грабежом; вследствии чего [постоянно] жили с луком и кинжалом и развязывали войны против всех народов, изгоняя, убивая и захватывая, как разбойники, чужие страны, разлучая отцов от детей, жен от мужей, терзая разделением единое по естеству. Помешанные на деньгах, помешанные на наслаждениях и распутном образе жизни, [сии] заблудшие веруют, будто эти [вещи] они получают как праведные и верные. Не помыслят, жалкие, что мир сей прейдет и [потому все] то, что имеют люди, подобно одному пребыванию на чужбине, и изгнанию, и что в таком мире больше всех грешные, разбойные и неправедные наслаждаются и роскошествуют чрезмерно. Так как и Давид был чужестранец. И Авраам ради Бога чрезмерно возлюбил пребывание на чужбине, и Исаак и Иаков и Моисей, и все пророки в мире этом нищету и страдание снискали.
Утверждают они при [всем] этом, что имеют и закон, который преисполнен беззакониями и всякими видами нечестия, безбожия и бесчинства. [Утверждают это] жалкие, будучи введенными в заблуждение человеком порочным и варварским, который, находясь во власти демонического заблуждения, назвал самого себя посланником Божиим, и [сказал], что восходил на небо, чтобы через [таковое] уничижение (о горе!) вознесения Христа и Бога моего, и осмелился [сей] нечестивый назвать самого себя более высшим, чем Христос; и [сказал он], что видел Бога подобным кристаллу (кристаллическим), целиком сферическим, а кроме того своим сторонникам [обещал] предоставить райские сады, исполненные всякой распущенностью.
Это безбожие ненавистник добра, как неразумнейший из всех заблудших привел в качестве противовеса против нас христиан и против благочестия нашего; делает посредством этого нечестивого народа [дела], которые божественные писания прорекают об Антихристе, и нападает на истинную веру Христову. Когда же придет [Он] Сам со славою в последний день, мы восхотим быть вечно вместе с Ним, и со ангелами; нечестивые же осуждены будут навечно в геенну вместе с порочным диаволом, потому что подражали убийству его, безбожию, нечистоте, хищничеству, безумию, враждебности, жестокости, лжи и клятвопреступлению.
Послушай же, на основании чего считается, что в этом нечестии повинен Несторий. Сей скверный восхотел признать Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Слова совечного воплотившегося, но отдельно учил о Слове и отдельно о Христе; и Христос, говорил он, [лишь] оболочка Слова (то есть, человеческая плоть, которую Он воспринял) и называл [Его] человеком, осененным благодатью, из-за чего и всесвятую Деву Богородицу нечестиво называл христородицей.
После этого нечестивого Нестория (который выехал в Оазис), в дальнейшем в этом месте обитал преступнейший глава учения язычников, и после бесед там, назвал Христа величайшим из всех пророков, и [говорил], что Он взят на небо, и находится там; подобно [тому, как] исповедовал нечестивец [Несторий].
Но излишним было бы нам распространяться и говорить более о нечестии этих безбожных, которое [вполне] описано и исследовано вместе с нечестием иудеев[5].
«Послание в поддержку благочестия, против Агарян»
Св. Симеон пишет послание в Анатолию, Кесарию, Анкиру и Гангры, к христианам, «обитающим в среде безбожнейших народов». Цель послания — укрепить в вере православных, оказавшихся под властью турок. «За это наименование (т.е., христиан) претерпеваете в настоящее время скорби от неверных, ненавидящих вас». Говоря о скорбях, переносимых христианами от мусульман св. Симеон ссылается на слова Господа о том, что Его ученики будут преследуемы (Мф 10:22) и на пример апостола Павла, много пострадавшего за Христа, говоря о притеснениях от мусульманских начальников, святитель напоминает о мучениках первых веков христианства, которым также приходилось жить под начальством иноверных. Св. Симеон ободряет их, убеждает не скрывать своей веры, смело исповедуя Христа «перед людьми, чтобы и Христос исповедовал его пред Отцом Своим».
«Каждый из верующих должен сохранять чистым и непоколебимым свое исповедание». Св. Симеон предостерегает от отступничества даже в самых малых формах: «А если страх человеческий пошатнет кого-нибудь из верных, и не будет он смело исповедовать Триединого Бога, таковой уже более не сможет творить ничего доброго. Ибо не исповедующий веру свою мертв есть и не имеет силы творить добро».
«Поэтому, братия, призываю Вас: стойте в вере», исповедуя «истину, что Христос есть Бог наш». «Итак, когда спрашивают у кого-нибудь из вас нечестивые: „за кого почитаешь Иисуса Христа?“, тотчас исповедуй Его, как исповедовал блаженный апостол Петр, что Христос есть Сын Бога Живого (Мф 16:16), чтобы и тебя ублажил Христос, как и Петра. И не бойся, брат, если побои или тюремное заключение или убыток имению придет к тебе из-за этого, ибо всего себя ты погубишь, если не будешь исповедовать Христа Сына Божия и проповедовать истинное и доброе исповедание». «Ибо разлучение от Бога истинно есть смерть. Итак какой страх больший: перед Богом или перед людьми? И какое наказание большее: временное наказание или огонь вечный?» Святитель говорит, что если пострадает кто-нибудь из христиан за такое исповедание, тот блаженный, а если кто примет смерть за это, тот мученик. «Итак защищайте веру и сражайтесь за нее, чтобы и вам увенчаться с блаженным Павлом». Приводя цитату из ап. Иоанна о том, что дух, не исповедующий Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не от Бога, но антихристов (1Ин 4:2), святитель говорит, что и мусульмане «которые не исповедуют Христа Сына Божия, антихристы суть, как и отец их».
Св. Симеон увещевает не скрывать, но «если спрашивают нечестивые», отвечать: «я христианин» и отвечать прямо на все вопросы о вере христианской, и если будет мусульманин хулить после этого благочестие, то хула эта на его же голову обратится.
Святитель знаком с трудностями проповеди мусульманам и разъяснения им христианского учения, с их неадекватным его восприятием. И он дает прямые рекомендации, как именно нужно объяснять, что Христос — Сын Божий: «Мы проповедуем самого Сына Божия, не телесно рожденного; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и живой, [так] и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые, будучи лишь плотскими, и от животной жизни глупые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего».
Для объяснения этого таинства св. Симеон рекомендует прибегнуть к традиционным святоотеческим аналогиям: солнцу, реке, человеческому уму. Затем святитель достаточно подробно излагает православную триадологию, с особым акцентом на единстве божественных Лиц: «Ибо ни Бог Отец не действует без Слова и Духа, ги Слово без Отца и Духа, ни Дух без Отца и Сына». «Ибо Бог Отец не бессловеcен (Ѕlogon) и не бездушен (Ѕpnoun), мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости». Святитель приводит многочисленные цитаты из Писания, доказывая, что «и Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий».
Далее речь переходит к таинству Боговоплощения Слова Божия и к тому, из-за чего оно произошло — грехопадению первых людей. Вкратце излагается история патриархов и история спасения. Св. Симеон напоминает, что блага ожидают христианина в будущей жизни с Господом. «Потому-то более всего да храним самих себя в настоящем веке, и никто из благочестивых да не заблуждается, видя благоденствующих нечестивцев, плотских и страстных и наслаждающихся в мире, угнетающих и порабощающих благочестивых, захватывающих их в плен и по-разбойничьи собирающих богатство… и при всем том думающих о себе как о праведных».
Святитель приводит из Нового Завета обетования блаженства, обещанные тем, кто будет испытывать лишения и скорби за благочестие. «Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая гонения за Христа и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но еще более укрепляйтесь и других укрепляйте». Что же касается нечестивых (т.е. мусульман), то в будущем веке многие из них будут «наказываемы вместе с демонами и [даже] более них»; это те, кто помимо исповедания своего нечестия, «гнали благочестивых и преуспели в беспутном, кровожадном и неправедном образе жизни».
«Итак, прежде всего печать благочестия, то есть, исповедание Троицы во едином божестве, подобно и воплощение Слова проповедуйте, православно мысля… по-христиански живя и по закону Церкви следуя. И девство и брак по закону христианскому совершайте». Далее святитель говорит о величии монашеского подвига, «ибо девство есть подобие Божие, поскольку Бог девственен, будучи одним. И сияние из Него — Сын и Слово Его, девственный от девственного Отца, а также и по природе святой, освящающий и всесвятой Дух».
«Кто же не желает девствовать, бери жену по закону Церкви, согласно изначально переданному порядку устроения Божия, то есть один муж и одна жена, от начала [были созданы] один муж и одна жена, и они — единое естество. Ибо безрассудно языческое и порочное порождение [о многоженстве]. И Павел говорит, что мужу надлежит иметь одну жену: во избежание блуда, каждый имей свою жену (1Кор 7:2), а не многих. Это пишу из-за преступной, нечистой и оскверненной жизни язычников, на множество женщин разжигающихся». Их жизнь ненавистна Богу, как «и о [древних] бесстыдниках сказал Бог Ною: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт 6:3)», и навел на них потоп, а на Содом и Гоморру — огонь.
«Поэтому не подражайте делам язычников, будучи святыми и избранными и облеченными во Христа». «Ибо дал [Бог Адаму] его жену и двое, как написано, плоть едина (Мф 19:5−6)». Святителю известно, что «многие, называемые христианами, усердствуют в образе жизни язычников, живя как неверные, и против учителей благочестия, если те порицают их, восстают». Таковым св. Симеон напоминает, как у иудеев за одно прелюбодеяние был поражаем от Бога весь народ, пока не остановил это Финеес.
В завершение святой отец наставляет: «Живите по-христиански, братия! Храните освящение ваше. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Лк 10:19)».
[1] Статья представляет главу из исследования, проводимого по гранту фонда «Русское Православие».
[2] Balfour D. O suggrafeuj kai ta anekdota erga tou // - S. 23.
[3] Sahas D.J. «Holosphyros»? A Byzantine Perception of «the God of Muhammad» // Contacts and Comparisons. — P. 123.
[4] В предыдущей главе св. Симеон разбирал ересь Нестория.
[5] Сразу после этого святитель кратко описывает заблуждения иудеев.