Русская линия | Игумен Кирилл (Сахаров) | 12.06.2012 |
По возвращении в Киев посетили Киево-Братский Богоявленский монастырь. Здесь был учреждён первый в Европе ВУЗ — Киево-Могилянская академия, в которой учились выходцы из разных стран, в том числе наши Ломоносов и Державин. Главный собор монастыря был разрушен в 1934 году. Многое в монастыре связано с именем Мазепы. Этот гетман был одним из самых богатых людей Европы. Многое им было сделано за счёт царской казны и поборов своих крестьян, которые несколько раз из-за этого восставали. Зам. директора музея, «свидомая» (по-русски — сознательная) украинка, вызвавшаяся провести для нас экскурсию, с большим пиететом говорила об этой личности: он был вторым, кто удостоился ордена ап. Андрея Первозванного (Пётр был шестым), много сделал для украинской культуры, строил храмы и монастыри, и вообще присягал не Петру, а Софье и т. д. и т. п.
Между собой мы говорили о желательности канонизации Василия Искры и Ивана Кочубея, казнённых по приказу Мазепы, которого они обвиняли в предательских замыслах. Их могилы находятся у стены Трапезной церкви Лавры рядом с могилой Столыпина. Памятник им был установлен на постаменте у завода «Арсенал» (сейчас на постаменте пушка). Так же говорили о желательности перенесения останков последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Калнышевского из Соловецкого монастыря на Украину. На развитие Киево-Могилянской академии было выделено 226 тысяч дукатов, -сообщила экскурсовод. Я поинтересовался: «За счёт царской казны?» «Нет, — ответила она, — работали различные мастерские, изготавливали стекло, важной статьёй доходов была продажа горилки. В войсках Екатерины служило много украинских казаков, запорожских и донских» (странно, совсем недавно я слышал, что 48% донских казаков были старообрядцами — какие уж тут украинцы?) и вообще украинцы сделали Российское государство".
Зашли в Духовскую церковь. Филаретовский священник в одиночестве долго поминал имена прихожан. У свечного ящика объявление: «Пожертвование за свечи по возможности» — что-то в этом роде всё чаще встречается в Москве. В 1620 году Иерусалимский Патриарх Феофан предоставил Братскому монастырю ставропигию (подчинение непосредственно Патриарху). Нынешний Иерусалимский Патриарх Феофил уже трижды побывал на Украине (во всех случаях без согласования с Московским Патриархом, канонической территорией которого является Украина). Рядом с монастырём и академией находится здание второго старообрядческого храма, тоже в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это соседство мне напомнило ситуацию в Москве на Преображенке, где в Никольском храме, разделённом стеной, молятся отдельно новообрядцы и старообрядцы. Получается какая-то машина времени. Так и здесь, рядом с храмом, хранящим древнее наследие, рассадник схоластики и центр западной учёности.
Здание б. подворья Синайского монастыря (1914 г.)
В 90-е годы некоторое время здесь шли службы. Сейчас здание занимает банк. Когда мы попробовали сфотографировать, охранник нам сказал: «Нельзя — здесь режимный объект». Сопровождавшие нас местные православные активисты сказали, что не исключено внедрение сюда Константинопольского Патриархата. Ещё сказали, что когда в 1996—1997 гг. здесь проводились раскопки, то 7 синайских монахов были обнаружены нетленными. Каждую четверть часа колокола на часах проигрывают мелодию из известной песни про гетмана Сагайдачного «Ой на горi там жнэцi жнуть». Много говорили о Сагайдачном, памятник которому установлен в парке напротив подворья. Запорожские казаки под его предводительством вместе с поляками участвовали в походе на Москву в период Смутного времени, за что потом каялись перед Иерусалимским Патриархом Феофаном. Каяться было в чём: две трети войска интервентов составляли запорожцы, что даёт повод нынешним «свидомым вченым» (сознательным учёным) заявлять, что «украинцы покоряли Москву. Историк С. Пушкарь так говорит о действиях запорожцев в Тушинском лагере второго Лжедмитрия: «Рыскали по всей земле, мучили и убивали людей «всякого возраста и всякого чина». Даже поляки удивлялись их жестокости. Было и другое. Когда казаки Сагайдачного в канун праздника Покрова подошли к Москве и приготовились к штурму, затрезвонили колокола к службе. Сагайдачный заплакал и приказал отступать. 500 казаков с его согласия перешли на сторону Московского царя. Позднее Сагайдачный направлял посольство к царю с выражением желания перейти под его высокую руку и воевать против его врагов. Царь пожаловал жалованье, одарил подарками, но письменного ответа не дал. Сагайдачного мои киевские друзья называли провозвестником приближавшегося воссоединения двух частей Руси. Сейчас его пытаются представить предшественником Мазепы, но это абсолютная ложь. Погиб Сагайдачный от турецкой стрелы.
Поговорили и о Запорожской Сечи. Это было своеобразное государство в государстве. Как известно, она была ликвидирована при Екатерине из-за опасения, что казаки поддержат восстание Пугачёва. Имелись планы Ватикана и Польшы о свержении царицы. Когда царские войска подступили к Сечи, то казацкий воисковой священник призвал не поднимать оружие против единоверцев. Казачий атаман и его ближайшее окружение были репрессированы. Ликвидация Сечи воспринимается в сознании жителей современной Украины как жестокая историческая несправедливость и глубокая моральная травма. Мне представляются желательными некие символические примирительные жесты, направленные на уврачевание этого средостения. Думаю, что стоит Патриарху, посещая Запорожскую область, побывать на острове Хортица, помянуть павших за веру казаков, помолиться о ныне здравствующих, отметить значение подвига запорожцев для святого Православия. Было бы уместным присутствие на патриаршем богослужении кубанских, терских и донских казаков.
Десятинная церковь. Руины этой церкви огорожены. К ним примыкает деревянный храм (сейчас он имеет статус монастыря УПЦ МП). В 40-х годах 17-го века митрополит Пётр (Могила) производил раскопки древних руинированных храмов. При раскопках Десятинной церкви были обнаружены мощи св. равноап. князя Владимира. Где они находятся в настоящее время — неизвестно, имеются лишь несколько частиц десницы святого. Местные язычники установили здесь идол Перуна. Их раздражает, что здесь стоит православный храм. Неподалёку находится «руськый» ресторан. Мы, было, подумали, что здесь собираются русские патриоты, но нет, во-первых, украинские националисты, а во-вторых, язычники.
Этот день был кануном памяти прп. Феодосия Печерского. Мы никак не могли не посетить Киево-Печерскую Лавру. Правда, уже было почти полседьмого вечера, служба началась в 16.00. Я засомневался, стоит ли ехать к концу службы. Меня стали уверять, что мы ещё и к полиелею успеем. Каково же было моё удивление, когда мы вошли в Трапезный храм Лавры, и в это время хор запел «Ныне отпущаеши». Полиелей возглавлял наместник Лавры митрополит Павел. Служило пять архиереев. Говорили, что для владыки Павла не редкость, когда в великие праздники он сам читает шестопсалмие и обе кафизмы на утрени. Пели киевским распевом. Пели от души. Моё впечатление: знаменный распев отличается от киевского, как небо и земля. Вернуться к корням трудно, но возможно. У румын, например, до войны было партесное пение, а теперь преобладает греческое унисонное. Все новые румынские храмы расписаны в каноническом стиле. В Румынии можно видеть храмы, построенные в стиле классицизма, а росписи в них — канонические. Одно время в Лаврских храмах появились скамейки, но это не прижилось — люди на них не садились (зато ходят по храму и разговаривают). Монахи могут дремать. В связи с этим наши сопровождающие привели слова одного из таких «спящих»: «Хоч сплю, но в Божому кораблю» (т.е. главное, что нахожусь в храме — иг. К.). Старый священник наставляет молодого: «Служить надо благозамучительно» — вот это наш стиль, говорили, улыбаясь, наши киевские друзья. Во многих храмах на Украине, например, на запевах при чтении канона Андрея Критского делают земные поклоны. Одна из часовен Лавры была переосвящена в честь прп. Сергия Радонежского (раньше она была посвящена прп. Иоанну Лествичнику). Восстанавливалась часовня при активном участии средств ОВЦС МП. Расписана она в живописном стиле, но поют в ней знаменным распевом. На следующий день были на литургии (правда не до конца, потому что предстояла презентация моих книг). К 10-ти часам привезли на машине митрополита Владимира. Передвигался он по храму в коляске и служил, находясь в ней. Пока его облачали в алтаре, читали молитвы ко святому причащению. Каждение на «Исполла» и некоторые другие действия за него совершал митрополит Павел. Порадовала лаврская колокольня со множеством вызолоченных двухглавых орлов под куполом. Звон не плохой, но до Троице-Сергиевой лавры далековато. Большинство великолепных лаврских колоколов утрачено после революции. В Лавре, как нам говорили, нередко бывают униатские монахи и монахини.
Презентация книг моих воспоминаний в Россотрудничестве
Симпатичное здание, компактный актовый зал. Перед презентацией имел общение с некоторыми ревнителями церковного единства, например, с журналистами В. И. Матвеевым и Д. Скворцовым («Еженедельник 2000»). Корреспондент РОСИНТЕР агентства «Новый регион» С. Рулев неожиданно стал брать у меня интервью, задал несколько острых вопросов: о русском языке, как втором государственном, об автокефалии и т. д. В интервью я оговорился, назвав Януковича не Виктором, а Владимиром. Журналист меня поправил и обещал подчистить текст. Я подумал: «Как же трудно людям наверху быть постоянно в напряжении, постоянно контролировать себя». Вспомнил оговорки бывшего президента Д. Медведева о его словах, которые нужно «запечатлеть в граните» (вместо мрамора) и о положении головы на «плаху Отечества» (вместо алтаря). А сколько перлов было в выступлениях нашего посла на Украине В. Черномырдина, которого похоже направили сюда главным образом по причине его компетенции в газовых и нефтяных вопросах. Вспомнил также, как реагировал на оговорку митрополита Луганского Иоаникия, назвавшего Патриарха не Кириллом, а Алексием и стало как-то неловко: митрополиту за 70, а мне нет ещё 55, и вот такая досадная оговорка. Да, тем, кто наверху не позавидуешь: на тебя направлены десятки камер и вот, будь добр, после напряжённой встречи отвечай оперативно на самые разные вопросы, в том числе с провокационным подтекстом. А если тебе позвонила жена и сообщила о болезни дочери или о смерти близкого родственника — как тогда собраться, как настроиться? Все мы люди, а людям свойственно ошибаться и оговариваться. Главное, чтобы совесть была чиста. Спросил Рулева: «Не будет ли каких осложнений для нашего мероприятия от местных националистов?» Он ответил: «Мы оповещали только своих. Если бы узнали националисты, то заполнили бы прилегающие улицы с выражением протеста». Я напрягся. Представилась сцена из известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда завхоз Бунш, благодаря машине времени превратился в царя Иоанна. Стрельцы подвох раскусили, ворвались во дворец и, запустив булыжник, кричали грубые слова. Бунш-«Грозный» спрашивает авантюриста-«Милославского»: «Это кому они кричат?» Тот ответил, что в его адрес. Вот и я представил, что со звоном разбивается стекло и раздаются крики: «Геть (долой, вон) московского попа!», «Ганьба» (позор) и т. д. и т. п. Когда был в Тбилиси, то тоже испытывал напряжение. Воображение рисовало такую картину: 3 джигита сурового вида в меховых шапках, сдвинув брови, садятся напротив меня в какой-нибудь кафешке, и что-то грозно, на своём языке, говорят в мой адрес. Я испуганно спрашиваю сопровождающих: «Что они сказали?» Те в ответ: «Они сказали, что если Вы будете здесь плохо себя вести, они Вас зарэжут». Я испуганно: «Это они мне сказали?» — «Тебе, тебе, дарагой». Позже, когда я уже был в Москве и посмотрел в итоговой еженедельной программе «Поскриптум» о том, как украинские националисты протестовали против показа в Киеве фильма московского режиссёра об известном футбольном матче в 1942 году, то понял, что эти вещи в столице Украины вполне реальны. Но на этот раз ничего подобного не было и всё прошло совершенно спокойно.
Вёл презентацию председатель «Народного Собора Украины» И. М. Друзь. Организация, им возглавляемая, имеет хорошее взаимодействие с Верховной Радой и различными СМИ, но потенциал её значительно уступает потенциалу аналогичной организации в Москве. Такая деталь: архиепископ Александр (Драбинко) открыто, с гордостью, носит орден Мазепы, а И. Друзь в Верховной Раде монархический знак. Я просил его, чтобы презентация моих книг проходила не отдельно, а в рамках мероприятия «Народного Собора» и чтобы в анонсах для СМИ именно так это было бы и оформлено. Заранее предложил такую методу проведения презентации: Игорь Михайлович расскажет о первой части моих воспоминаний, воспроизводя из каждой главы по одному отрывку, а Владислав Пустовой, зам. председателя СПБУ, соответственно, о второй части. А я бы их дополнял и отвечал на вопросы присутствующих. Никто, конечно, никаких отрывков не читал и вообще, по сути, получилась презентация почти в чистом виде.
В своём выступлении Друзь отметил что, по сути, Православная Церковь остаётся последней структурой, которая объединяет обе части Святой Руси, что только вместе, при условии единения, мы можем успешно решать экономические и другие вопросы. В рамках церковного единства легче будет изживать различные недостатки в церковной жизни, например, обливательное крещение. США финансирует расколы, Филарет частый гость в Американском посольстве. Если мы будем действовать, словно границ нет, то тогда они рухнут. Россия и Украина — страны с ограниченным суверенитетом. Президент Америки Обама грозит санкциями тем странам, которые выступают против извращенцев. Между тем Киев угроза парада извращенцев не миновала — в последний момент они могут снова инициировать его проведение. В Европейском законодательстве уже насчитывается 5 полов, сам пол рассматривается, как социальная роль, которую можно выбирать. Автокефалия повлечёт за собой модернистские реформы, принятие нового календаря, повсеместное культивирование толерантности, в том числе к пороку содомии (упомянул публикации на сайте «Православие в Украине»). Необходимо выступать за чистоту канонов. Настроение должно быть более боевым. Нельзя прощать, когда происходят кощунственные действия против Церкви.
Зам. председателя СПБУ В. Пустовой произнёс много лестных слов в мой адрес — мне их просто неудобно приводить здесь. Запомнились слова о том, что для моих книг характерен самобытный язык и что я не отличаюсь богатырским здоровьем (как раз во время пребывания в Киеве было сильное обострение остеохондроза). «Интересное, занимательное чтение, художественное виртуозное видение, позволяющее читателю живо общаться с теми, с кем общался автор. Активная жизненная позиция» и т. п.
Ю.Н. Егоров председатель православного братства во имя св. благ. князя Александра Невского, лидер движения «Православный выбор» говорил о том, что осуждение т.н. политического Православия было проведено в ответ на письмо администрации президента Украины В. Ющенко. Было большое недовольство акциями против вступления Украины в НАТО, что квалифицировалось как политика, а на самом деле, по словам Егорова, это вопрос выбора — либо в пользу восточно-православной цивилизации, либо западной. Подумалось: «потеряв Украину, духовная экспансия неизбежно усилится на Россию». Запомнились такие слова Егорова: «Приезжая на Берсеневку, мы сначала не понимали, относились с удивлением и настороженностью к традиционному патриархальному укладу общины, к старому обряду, а потом стали сознавать, что это наши истоки». По окончании презентации меня приглашали принять участие в Славянском марше, но из-за задержки в старообрядческом храме это не получилось. Поделился с организаторами презентации своим смущением, что маловато журналистов. На это они так отреагировали: «А их, занимающих наши позиции, вообще в Киеве мало» и привели пример с одной журналисткой, которая подготовила статью о Царской семье. Отреагировали так: «Какая ещё Царская семья? Тут вам, знаете ли, Украина!»
Старообрядческий Успенский храм в Киеве внешне не похож на типовой храм, скорее на моленную. Храм закрывался всего лишь на несколько лет в конце 30-х годов. Долгое время в нём не было постоянного священника. В настоящее время настоятелем является прот. Алексей Комендатов, ранее служивший в Вилково — в устье Дуная в Одесской области. Всего на Украине 52 храма Русской Православной Старообрядческой Церкви. Возглавляет её здесь архиепископ Савватий. Немного храмов имеется у Древлеправославной Патриархии и у безпоповцев.
Во время нашего посещения старообрядческого храма там были исследователи из Польши, которых интересовала жизнь старообрядцев на Украине, взаимоотношения между разными согласиями, отношение к католикам и униатам и пр. Запомнилось, что католики признают Белокриницкую иерархию, что в Польше есть 4 безпоповские общины, что киевский приход состоит приблизительно из 300 прихожан, 15% которых составляют украинцы. Вспомнил о. Алексей посещение Одесской семинарии, где другой старообрядческий священник прочитал лекцию «Прошлое и будущее старообрядчества». И такой эпизод: однажды Одесский митрополит Агафангел поехал служить на приход своей епархии, а его секретарь по ошибке направил его в старообрядческий храм. Выйдя из машины, этот диакон-секретарь стремительно вошёл в храм, где в это время шла служба и, направляясь к алтарю, громко восклицал: «Архиерей приехал! Архиерей приехал!» Народ в недоумении смотрел на незнакомца. В конце концов, какой-то внушительного телосложения мужчина взял этого диакона на руки и, вынеся во двор, осторожно положил на травку: полежи, мол, любезный, сориентируйся более чётко в пространстве. Владыка Агафангел потом извинялся за этот казус. О. Алексей оказал тёплый приём. Будучи ранее с ним знакомым, мы вспоминали наши прошлые встречи и общих знакомых. Глядя на скромный, невысокий старообрядческий храм, теснимый нависающими высотными домами, я подумал: «Как символично!» Молитвенное прибежище ревнителей древнего благочестия выглядело так скромно и пронзительно! Защемило сердце. Кроме о. Алексея в храме был ещё чтец Андрей. Запомнились такие его слова: «От греческого ладана бесы бегают, а от софринского дохнут».
Неподалёку от старообрядческого храма находится Ильинский храм — у притока Днепра р. Почайны, где и произошло Крещение киевлян. Здесь служит маститый протоиерей — отец секретаря митрополии о. Виталия Косовского. Иконостас храма расписан в каноническом стиле, а роспись на стенах в живописном. Запомнилась икона «Крещение Руси». Оставил для о. Виталия 1-ю часть своих воспоминаний. По приезде в Москву с удивлением узнал, что на следующий день о. Виталий был снят со своей должности, которую занимал много лет. Между этими действами, конечно, нет никакой связи — просто я приехал в Киев в такой напряжённый момент.
Житомир
Этот город мы посетили в предпоследний день пребывания на Украине. Житомирщина — одна из первых областей, где начали активно действовать раскольники. Отсюда вышли два гетмана с неоднозначной репутацией — Иван Самойлович и Иван Выговский. Святитель Макарий, мощи которого почивают во Владимирском соборе, тоже отсюда. Родом из Житомира и прадед Ленина Соломон Бланк, сохранился его двухэтажный дом. Уроженцем Житомира был наш знаменитый учёный С. Королёв. Посетили Михайловский кафедральный собор неканонического Киевского Патриархата — он был первым на пути нашего следования. Собор строил купец с русскими корнями. Возвращён он был верующим в 1991 году. Роспись собора с потугами на традиционный национальный стиль произвела удручающее впечатление. В соборе большой мощевик, в котором частицы мощей свв. Иоанна Крестителя, Иакова брата Господня, Иоанна Златоуста, Серафима Саровского и др. Частицы мощей есть также на иконах преподобных Сергия Радонежского и Амфилохия Почаевского. В притворе собора несколько статей с апологией филаретовского раскола. За свечным ящиком множество икон софринского производства. Литература в основном на украинском языке. На русском немного, в частности, «Молитвы, чтомые на молебнах». Всего у филаретовцев в Житомире 5 храмов (около 200-х храмов в области), а у епархии УПЦ МП в городе — 15. У автокефалистов 1 храм, у католиков 4. У последних есть и монастырь, расположившийся в здании семинарии.
Обратил внимание, что ни в Киеве, ни в Житомире практически нет развратной рекламы. Несколько рекламных щитов были посвящены борьбе с абортами.
Главный собор УПЦ МП посвящён Преображению Господню. В Никольском приделе обратила на себя внимание икона святых Царственных мучеников. Подумалось: «наверное, новый епископ её уберёт». Он только два месяца в Житомире, но уже вовсю внутри кафедрального собора идёт реставрация. В начале 90-х годов, его чуть было не захватили филаретовцы. Большую роль в отстаивании собора сыграл его настоятель протоиерей Парфений Маркевич, брат Львовского архиепископа Августина. За свою ревность в отстаивании святыни о. Парфений был награждён митрой. Его я помню ещё по учёбе в духовных школах. К сожалению, не так давно о. Парфений преставился. Об упокоении его души я совершил молитву по старому обряду. В ограде собора обратил внимание на могилу двух ОУНовцев, расстрелянных немцами в 1941 году, и большое пасхальное яйцо — украинскую писанку. Похоже, что таковые предписано иметь в ограде каждого кафедрального собора УПЦ МП. По-видимому, это один из элементов украинизации. Сам собор представляет собой грандиозное сооружение (его строительство было инициировано основоположником Русской Зарубежной Церкви митрополитом Антонием (Храповицким) в бытность его на Волынской кафедре — в 90-е годы 19-го века). В мощевиках собора частицы мощей двух апостолов от 70-ти, св. вмч. Георгия Победоносца, прп. Онуфрия Великого и др. Все расписания и объявления, как и литература в церковной лавке на русском языке (пока?). В лавке продаётся известный журнал «Спасите наши души». В отличие от филаретовского собора, в притворе нашего собора не было никаких просветительских и апологетических материалов. Главный придел собора был на ремонте. В левом Никольском приделе обратил внимание на отпечаток на стекле изображения Иверской иконы, которая ранее была под этим стеклом.
В центре города недавно передали епархии УПЦ МП большой Крестовоздвиженский храм. Неподалёку от него главный католический собор св. Софии (середина 18-го века). Рядом с ним памятник Иоанну-Павлу II (установлен к десятилетней годовщине его визита на Украину) и резиденция архиепископа в нео-барочном стиле. В настоящее время там располагается картинная галерея. У входа в собор объявления с «протестантским душком», типа: «Приди и послушай хорошую весть — Бог любит тебя таким, какой ты есть». А вот предбрачное извещение: «Такие-то желают вступить в брак. Все те, кому известны препятствия, которые делают невозможным заключение этого брака, обязаны сообщить настоятелю». В принципе неплохо. Костёл открыт, в нём тихо молятся с десяток человек. Слева от входа стенд с фотографиями репрессированных священнослужителей, сохранивших «истинную веру и святость жизни», много хоругвей. Большой нетронутый разрушителями орган, ящик для прошений св. Антонию (подобные я видел на могиле старца Сампсона). На одном стенде текст гимна Первого Всеукраинского Евхаристического конгресса. Вот его текст: «Исус Христос — учора и сёгодня, Исус Христос — Той Самый и Назавжды (по-рус. — навсегда), Прыйдыть до Нёго спрагли (по-рус. — жаждущие) и голодни, Вин — Хлиб жыття, Вин Джерело (по-рус. — источник) воды».
При входе в костёл небольшой сосуд из мрамора (у нас такие устанавливают в садах, как купальницу-поильницу для птиц) — для омовения пальцев, чтобы они были чистыми для крестного знамения. Такого же небольшого размера и купель, которая находится в алтаре. Как мне объяснили, у католиков нет такого культа св. воды — вода освящается редко и не так торжественно как в Православной Церкви. Воду они освящают в основном на Богоявление и Пасху для того, чтобы использовать её для вышеупомянутого омовения. Запомнилось ещё, что викарный католический епископ наряду с другими священниками прихода несёт свою седмицу служений и также исповедует народ. Хотели ещё посетить безпоповскую моленную и загородный дом архиепископа Гурия, находящегося за штатом, но это не удалось: моленная была закрыта, а дверь архиерейского дома никто не открыл.
Могила схимонахини Рафаилы (Чернецкой) в Житомире. 2012 |
Посетили на окраине города женский Анастасиевский монастырь. Монастырь был устроен на совершенно новом месте по благословению архиепископа Гурия подвижницей благочестия нашего времени схимонахиней Рафаилой (Чернецкой). Она родилась здоровой, но в 9 лет попала в больницу и из-за неправильного лечения у неё прекратился рост. Сильные боли были во всём теле: были смещены внутренние органы, возникали сильные кровотечения, отнялись ноги. Так она прожила 50 лет. По сути, она была мученицей при жизни. В последний год похудела до 17 килограмм и уже не могла передвигаться. Молодой священник переносил её на руках. Есть даже такая скульптура, изображающая батюшку, несущего матушку Рафаилу. Была она простой, смиренной, не раздражительной, высокой духовной жизни. Все архиереи её посещали. Тайный постриг её совершил духовник Почаевской Лавры о. Георгий. Она была в рясофоре Серафимой. Позже её постригли в мантию с именем Рафаила. Все варианты с местом для монастыря не проходили — не давали разрешения. Нынешнее место — идеальный вариант. В августе она пришла на это место, об указании которого долго молилась, а на Рождество Богородицы в храме прошла первая служба. Первая литургия была совершена на Пасху. Монастырь был назван в честь прп. Анастасии Римляныни — покровительницы Житомира (до революции в кафедральном соборе находилась её глава). Рядом с могилой матушки — могила её брата, игумена Лазаря (Чернецкого), умершего на два года раньше неё. Он был духовником епархии, служил в Преображенском соборе. Вся литература, которая продаётся в монастыре, на русском языке. В продаже известные журналы «Мир» и «Спасите наши души». Матушка Рафаила до изнеможения принимала множество людей. Умерла она на 58 году жизни после операции в Киеве.
В монастыре два храма: малый храм в честь прп. Сергия Радонежского и ещё окончательно не завершённый Анастасиевский собор. Обратил внимание на объявление у свечного ящика такого содержания: «Православная Церковь запрещает подавать на богослужении записки за некрещёных, иноверцев, раскольников, еретиков, латинян, экстрасенсов, колдунов. Родные могут молиться о них частным образом без подавания записок».
Поразило на Украине: не имеет газа и нефти, а строит такие богатые храмы. В ответ я услышал: «А какие, по-вашему, полезные ископаемые обеспечивают экономическое процветание Японии»? На обратном пути мои спутники, киевские друзья, всю дорогу балагурили, приводя разные забавные случаи из семинаристского фольклора, байки на тему взаимоотношений «хохлов» и «москалей». Запомнились такие «приколы». О недоверчивости «хохлов». Спрашиваю: «как на украинцев воздействует телевидение?» Отвечают: «У нас телевидение свою аудиторию потеряло, так как у многих есть видеомагнитофоны, которыми они пользуются для просмотра любых фильмов. А главное у нашего народа есть благочестивый обычай употреблять натощак, кроме святой воды, почаевское масло, от лампады неугасимо горящей у Стопы Божьей Матери. И от этого у украинцев макаронные изделия соскальзывают с ушей». Ещё о недоверчивости: миссионер дал украинцу почитать Евангелие. Тот немного посмотрел и вернул обратно. «Почему так быстро возвращаете?» — спрашивает миссионер. «Та нэ вирю» — «А что именно вызвало у вас такое недоверие?» Тот показывает на притчу о званных. — «Что же вас тут смутило?» Украинец: «Ну хиба ж цэ можэ буты? (разве это может быть?) Спочатку купыв зэмлю, а потим став ii дывыться? (сначала купил землю, а потом стал её смотреть)». Ещё: проповедник довёл «хохлов» до слёз. Плачут и всё, прослушав проповедь о гадаринском бесноватом. В чём же причина плача? «Ну як же цэ так? Цылый табун свынэй утопывся — якэ ж сэрцэ цэ вытрымае?» (по-рус. — выдержит). А вот на тему русско-украинских («москальско-хохляцких» отношений). На российско-украинской границе весна. С российской стороны кукует кукушка, а с другой стороны молчание. И вот русская кукушка говорит украинской: «А ты чего молчишь?» Та в ответ: «Я тэпэр (по-рус. — теперь) вжэ нэ кукушка, а зозуля (так по-украински — иг. К.) и зозуля нэ проста, а нэзалэжна, а зозукать я покы ще нэ навчылась». Я вспомнил, как в Почаевской Лавре проповедовал архиепископ Иоанн Боднарчук, положивший впоследствии основание автокефального раскола. Проповедь о блудном сыне произносилась на украинском языке в заполненном до предела молящимся народом Успенском соборе Лавры. Проповедник, живописуя трудности, с которыми столкнулся на чужбине младший сын, сразу овладел вниманием слушателей. Голос проповедника заполнял самые дальние углы огромного храма. Он то затихал, заставляя слушателей с замиранием сердца вслушиваться в его негромкие с паузами слова, то стремительно взлетал ввысь под купол собора. Нарастающее напряжение достигло своей кульминации, когда он перешёл к заключительному аккорду притчи. Надо сказать, что проповедь была максимально «адаптирована» к селянско-украинской аудитории слушателей: в ней то и дело мелькали детали близкие к быту и менталитету конкретных слушателей, которых (деталей), впрочем, не было в самом тексте Евангелия. Проповедник говорил: «А ёго маты (о матери блудного сына в притче ничего не сказано — иг. К.) кожэн вэчир (по-рус.- каждый вечер) довгый час (по-рус. — продолжительное время) выходыла до ворот и довго — довго дывылась — чи нэ йдэ ii молодший сын, ось так прыкладала до очей свою надтруджену руку и довго-довго дывылась. Но вона нэ дочекалась (по-рус. — не дождалась) свого сына, тай и помэрла. А ii сын про цэ нэйзнав. И ось вин йдэ городами-городами (по-рус. — огородами) в надии (по-рус. — в надежде) побачиты свою маты, а вона вжэ помэрла..» Отдельные всхлипывания в народе перерастают во всеобщий плач. Плачут все: священники в алтаре, иподьякон стоящий с посохом, певцы (у меня у самого, когда я пишу эти строки навёртываются слёзы на глаза — иг. К.). А впереди ещё более драматичное описание встречи блудного сына с отцом…
Проезжаем мимо того, что осталось от комплекса строений местной семинарии, основанной митрополитом Антонием (Храповицким). Самый любимый его храм — Троицкий собор Почаевской Лавры (его макет находится на могиле владыки).
Спрашиваю: «Произошла геополитическая катастрофа, развалилась единая держава — а вы как-то привыкаете, спокойные». Они (мои спутники — киевляне) в ответ: «Мы жалеем, что наша вотчина от нас отпала. Вы ею толком не пользуетесь, а разные Соросы, Ходорковские, Березовские». «Патриарх должен быть в Москве, таинственно и далеко, в Киеве от него не будет житья. Тут от архиереев спасу нет. И вообще если в Киеве будет свой Патриарх, то он будет у властей придворный, а Церковь карманной». Я: «Ваши епархии более богатые — почему же вы стремитесь в Россию?» Они: «А зачем? Нам вас жалко, мы переезжаем для спасения православия». Больше говорили, конечно, на серьёзные темы: а что если раскольники дрогнут и в своей массе обратятся с покаянной просьбой принять их в Каноническую Церковь. Я привёл примеры из церковной истории, когда в этом случае раскольническое духовенство не перерукополагали, принимали в сущем сане, считая, что форму через это их покаянное вхождение в Церковь наполняет благодатное содержание. Мои друзья-киевляне категорически возражали: «Будет смута, многие не примут такого решения. Зачем же тогда столько лет Церковь их обличала в расколе. Священники говорили об их безблагодатности, перекрещивали и перевенчивали, а потом так просто взять и принять?»
Раскольническое духовенство у нас и само уже осознает безблагодатность совершаемых ими действий, многие крестят и рукополагают своих детей в канонической Церкви. В начале 90-х годов греко-католические епископы православных священников принимали через рукоположение и Филарет в 1992 г., после объединения с автокефалами, не служил с их епископами, пока всех их заново не рукоположил. Неужели еретики и раскольники окажутся более последовательными ревнителями канонов, чем православные? Рассуждали о возможности возвращения к статусу экзархата. Здесь мнения разделились: одни считают, что можно говорить о нескольких тысячах украинских приходов в составе этого экзархата, о том, что все стремящиеся к идеалу войдут в него, что принципиальные бизнесмены, как в случае с униатами, отделившимися от их официальной организации, будут активно помогать приходам экзархата. Другие же возражали, говоря, что это нереально, будут прессовать власти, давить налогами и т. п. То же самое, говорили они, будет и со ставропигиальными приходами и монастырями, если таковые появятся. Приводили пример с Кирилловской церковью в Киеве. Настоятель прот. Фёдор Шеремета с членами общины направил в Москву прошение о ставропигии. Когда об этом узнали в Киеве, то на уровне Синода УПЦ МП было принято решение о предоставлении ставропигии храму, но не для московского патриарха, а для киевского митрополита. Кстати, о. Фёдор в молодости был иподиаконом митрополита Никодима (Ротова). Он первым в Киеве начал издавать церковную газету и открыл паломническую службу. Когда он недавно умер, то его духовные чада, преодолевая большие препятствия, похоронили его за алтарём Кирилловской церкви. Приводили примеры набирающей силы украинизации церковной жизни.
Похоже, что есть распоряжение о том, чтобы в каждой епархии УПЦ МП был один или несколько приходов с украинским языком богослужений. В процессе реализации этого распоряжения возникали напряжённые ситуации, например, во Львовской области в г. Самборе. Здесь в конце 80-х годов происходили драматические события, когда униаты, штурмом взяв православный храм, избили православных священников и мирян. Тогда были избиты священники — братья Швецы. После избиения они приехали в Киев и дали пресс-конференцию. Кстати, в настоящее время один из братьев — Александр — благочинный у Филарета, а другой — епископ у автокефалистов. Так вот в Самборе викарный епископ нашей Церкви, как рассказывали мои спутники, своими настойчивыми усилиями перевёл храм на украинский язык богослужения. После этого большинство активистов прихода ушли из храма и стали молиться по домам. Что удивительно, епископ сам родом из Киева, русский по национальности. Вот такие парадоксы.
Говорили о том, что идёт тихая методическая зачистка всех реальных и потенциальных противников автокефалии. Предполагается разделение Одесской митрополии, при этом владыку Агафангела могут из Одессы отправить в Измаил. А если он откажется, то отправят на покой, или сам он уйдёт за штат (он уже уходил за штат при Филарете). Парадоксально, что сторонники автокефалии так активизировались при «пророссийском» президенте Януковиче! Очень многое делает интернет. Замечено, что те, кто меньше интересуется церковной политикой, тот меньше развращается. Де-факто автокефалия уже существует. Странно: о чём думали в 1990 году, предоставляя УПЦ статус самостоятельной в управлении. Аппетит приходит во время еды: сказав «А» неизбежно придётся говорить «Б». Не были прописаны в статусе УПЦ почти никакие реальные рычаги контроля со стороны Москвы — вот и происходит то, что происходит, а именно: ползучая автокефализация. Я подумал: «как хорошо было бы, если бы прозвучал «консенсус старцев», т. е. все известные старцы в России, Греции, на Украине одновременно и согласно заявили бы о пагубности автокефалии. А если бы ещё парализованный о. Кирилл (Павлов) чудесным образом заговорил бы на эту тему. Недавно в Киеве был канонизирован о. Антоний (Абашидзе), который выступал и против украинской и против грузинской автокефалии. По причине последнего на канонизации не было представителей Грузинской Патриархии.
Кстати, на сегодня на Украине из авторитетных старцев остался, пожалуй, только архимандрит Иона в Одессе. Боятся ещё Почаева — было бы плохо, если бы оттуда убрали нынешнего наместника митрополита Владимира (Мороза). Говорили ещё, что владыка Владимир (Сабодан) лично звонил Донецкому митрополиту Иллариону, возглавляющему комиссию по доработке Устава УПЦ МП — мол, надо пока приостановить работу из-за его (т.е. митрополита) болезни. Одним словом, ситуация на Украине в церковной сфере зыбкая. СМИ проблему замалчивают. Похоже, что привычные средства противодействия автокефалии себя исчерпали. Да, ещё говорили, что лично Янукович звонил «проблемным» митрополитам Агафангелу, Иллариону и Онуфрию — мол, не обижайте старца (т.е. митрополита Владимира — иг.К.), не трогайте молодых архиереев и вообще нам не нужно новых проблем, нам их с Тимошенко хватает. Вообще все правительства на Украине, в конце концов, брали курс на церковное отделение. Кстати, киевские благочинные, как мне говорили, практически все с Западной Украины или Закарпатья и все сторонники автокефалии. Было интересно услышать мнение о том, как бы отреагировали на мой визит или желание оного значимые люди из представителей церковной и светской элиты Киева.
В столице Украины многое связано с именем Феофана Прокоповича — неоднозначного церковного деятеля первой половины XVIII века. В честь победы Петра I он сочинял вирши и канты, устанавливал арки. Полтавская «виктория», как известно, произошла в день памяти праведного Сампсона, а на гербе Швеции изображён лев. В Киеве, с подачи Феофана, появились скульптурные композиции Сампсона, разрывающего пасть льва (аллегорическое изображение Петра — победителя Карла). Кстати, домик Петра в Киеве в настоящее время находится в бесхозном состоянии. Поделился смущением с моим киевским другом по поводу Феофана. Он моментально отреагировал в своём амплуа: «Богатая земля рождает фрукты разных сортов». Я оценил его остроумие и находчивость.
Необходимо, чтобы память митрополита Павла Тобольского была не в Соборе святых, а отдельно, так же как и архиепископа Георгия Конисского. «Эти святые являются символами нашего народа» — так говорили ревнители православия в Киеве. По приезде в Киев прочитал материал на украинском языке «Почему мировое Православие не признает Киевский Патриархат?» На аргумент раскольников (я это слышал из уст самого Филарета), что, после того, как на кафедре Константинопольских Патриархов снова были православные Предстоятели, Москва, мол, не вернулась уже в состав этого Патриархата, прочитал следующее: «Хотя формально сначала и не было подтверждения права самостоятельности Русской Церкви, тем не менее, Патриархи не протестовали против этого и не прерывали евхаристического общения с Русской Православной Церковью». Далее говорилось о том, что воссоединение Киевской митрополии с РПЦ произошло по благословению не только Константинопольского Патриарха, но и Иерусалимского. Усилия по объединению предпринимал митрополит Киевский Иов (Борецкий) — он присылал в Москву своего посла с прошением к царю, чтобы он принял Малороссию под своё крыло (кстати, в КП митрополит Иов причислен к лику святых). Обращался к московскому царю и Патриарху и митрополит Исайя (Купинский). Митрополит Пётр (Могила) советовал предводителям казачества искать спасения в общении с единокровной и единоверной Московской державой. Ещё до воссоединения киевляне признавали Московского Патриарха Никона своим Патриархом. В мае 1654-го года, отправляя от себя посольство к царю в Москву, они писали и Патриарху Никону, называя его Святейшим Патриархом не только Великой, но Малой Руси. Гетман Хмельницкий со всем казацким войском называли Московского Патриарха Никона своим великим святителем, своим верховным пастырем. Немного позднее известный украинский иерарх 17-го века архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) писал московскому царю: «Примите прошение моё: и буду со всею епархией моей под благословением Патриарха Московского, наравне с другими Великорусскими архиереями, и пусть приемники мои поставляются в Москве, а не в Киеве». В этой статье обратил на себя внимание завет прп. Лаврентия Черниговского: «Держитесь церковнославянского языка, как Святого Евангелия.
Автор в киевском Софийском соборе |
В последний день пребывания в Киеве посетил Софийский собор. Этот собор называют одним из семи чудес Украины. Построен он был в 1017-м году (по другим сведениям — в 1037-м). Это был главный храм Киевской Руси. В нём проходили посажения на великое княжение, приёмы послов, утверждение договоров. На площади перед собором собиралось народное вече. Собор являлся усыпальницей князей и высшего духовенства. Здесь велась летопись и была основана первая библиотека. После Брестского Собора (1596 г.) храмом овладели униаты. При них были забелены греческие надписи на древних византийских мозаиках. Митрополит Пётр (Могила) в 1633-м году добился передачи собора православным. Была произведена большая реставрация. При соборе был учреждён мужской монастырь (его упразднили при Екатерине). Гетман Мазепа передал на содержание собора 50 тысяч золотых. Внутри собора сохранилось 260 квадратных метров мозаик и три тысячи квадратных метров фресок. Царские врата серебряные. Справа от них икона Спаса с двуперстным благословением. Из-за последних записей видна старая роспись. На изображениях некоторых святых встречается двуперстие, например, у свт. Николы Чудотворца. Весь пол собора в шестиконечных звёздах (как и опорные столбы в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры). В соборе погребён Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) (+1837 г.). Он первым дал описание Софийского собора. В притворе собора обратила на себя внимание большая панорама древнего Киева. На панораме выделяются Золотые ворота — враг ими ни разу не входил. Перед крепостной городской стеной был ров глубиной 8 метров, а шириной — 14. Во время нашествия Батыя осада города продолжалась 83 дня. Татары вошли в наименее охраняемые Печерские ворота по находившемуся напротив Козьему болоту, в то время, когда оно замёрзло. В соборе я пропел по старопечатным книгам канон Рожеству Богородицы (храм посвящён этому празднику). Перед входом в Софийский заповедник находится могила раскольнического патриарха Владимира (Романюка). Когда он умер (его нашли в гражданской одежде в Ботаническом саду), встал вопрос о том, где его погребать? В Киеве в то время из высших руководителей был только нынешний министр образования Б. Табачник, который тогда работал в администрации президента. Да, ещё мэр города Омельченко находился в Киеве. Погребение планировалось на Байковском кладбище, но в последний момент процессия направилась к святой Софии. Участниками процессии было множество духовенства, экс-президент Украины Кучма с такими депутатами-националистами, как Поровский, Гудыма, Червоний. ОМОН не смог воспрепятствовать шествию. У входа в заповедник участники процессии, воспользовались замешательством и явочным порядком на небольшой глубине захоронили Романюка. Когда напротив филаретовского Михайловского монастыря из белого мрамора делали скульптуру св. Ольги (знаменитый каррарский мрамор пожертвовал папа Иоанн Павел II), Омельченко часть мрамора выделил на сооружение надгробия над могилой первого главы непризнанного Киевского Патриархата.
По настоятельному предложению друзей, для того чтобы лучше уяснить себе понятие о мормонах побывал в их огромном центре. Их храм представляет собой огромное строение, напоминающее сталинскую высотку. Венчает его фигура позолоченного ангела Марония с трубой. Нас встретили два молодых американца-миссионера, похожие на оловянных солдатиков. Миссионеры постоянно подчёркивали значимость своего храма — единственного для Украины и для девяти сопредельных европейских стран. Всего в мире у мормонов 134 храма. Площадь храма (или вообще всего комплекса) около 2000 квадратных метров; высота храма 42 метра. Внутри его (а мы были только в «притворе») висят картины на евангельские сюжеты, собственно в храме есть даже настенная роспись. Там же находится бассейн для крещения. Ходят мормоны в белых одеждах. Книга Мормона, по словам молодых миссионеров, помогает лучше понять Библию и лучше представить себе искупление, совершенное Христом. На Украине мормонов около 30-ти тысяч. К протестантским конфессиям они себя не относят. Молодые миссионеры загадочно говорили о своём храме, вход в который невозможен для профанов, а только для посвящённых. Из их туманных объяснений мы мало что поняли. Главное, что запомнилось — это то, что они стремятся проникнуть в архивы, чтобы как можно больше собрать имён умерших, чтобы каким-то непостижимым образом их крестить.
Поразил своим внешним видом костёл св. Николая, построенный в готическом стиле. Он был открыт в 1895-м году. Католики тогда составляли 13% населения Киева. Когда Римский папа во время своего визита на Украину его освящал, присутствовало около полутора тысяч человек. По воскресеньям в костёле совершается шесть месс, в том числе на латинском языке. Католической церкви костёл полностью ещё не принадлежит — в нём по прежнему Национальный зал органной и камерной музыки.
Заходили ещё в церковь Успения Богородицы Пирогощи (филаретовская). Уже перед самим вокзалом помолились у Поклонного креста на месте разгромленного палаточного храма о. Олега Сирко.
Не обошлось без искушений — дважды были аварийные ситуации. Первый раз нашу машину задела следующая за ней. Второй случай был в последний день пребывания в Киеве. Едем по городу, водитель рассказывает о том, как в конце 90-х годов под Киевом погиб Вячеслав Черновол. Его машину ожидал Камаз, который неожиданно развернулся, и в его прицеп на всей скорости ударилась машина, в которой ехал Черновол. Есть версия, что некоторое время после аварии он был ещё жив и его добивали. Есть сведения, что намечается эксгумация трупа для того, чтобы убедиться в насильственном характере смерти Черновола. Конечно, были лица, заинтересованные в его устранении как серьёзного конкурента на политическом поле. Только об этом проговорили, как на повороте нас подсекает машина справа, а слева медленно начинает двигаться КАМАЗ. Мы оказываемся в клещах и в нас врезается КАМАЗ. Наш водитель поражался: за последние 5 лет у него не было ни одной царапины, а тут сразу две аварии за пять дней. «Лукавый даёт понять, что не надо мешать реализации его планов» — таков был его комментарий. Я с ужасом представил себе, чтобы было, если бы была получена травма — в столице другого государства, накануне престольного праздника нашего храма.
http://rusk.ru/st.php?idar=55341
|