Радонеж | 04.06.2012 |
Воюющие стороны возлагают ответственность друг на друга, мировое сообщество во главе с США ни минуты не сомневается в вине нынешнего правителя Сирии, Барака Асада. Англоязычные СМИ полны ужаса, скорби и негодования. Мировое сообщество, мол, не может позволить совершаться такому злу, войска должны быть посланы, чтобы свергнуть тирана, сердца всех честных людей полны ужаса, скорби, отвращения и гнева, а Россия и Китай заслуживают всеобщего презрения за то, что выступают против решительных мер.
Что же, злодеяние — кто бы его ни совершил — действительно возмутительное. Но увы, это не единственное зло, совершившееся в Сирии. Католическое новостное агентство Фидес уже сообщало о продолжающихся этнических чистках сирийских христиан. По данным, которое это агентство получило от представителей Сирийской Православной Церкви, из сирийского города Хомса бежало уже до девяноста процентов христиан. Люди вынуждены спасаться от террора, развязанного против них боевиками исламистской группировки «бригада Тарик». Информация об этом доступна, никто ее специально не подавляет — но она находится далеко не в центре внимания. Точно также, как далеко не в центре внимания находится и судьба христиан «освобожденного» Ирака — страны, которая потеряла уже больше половины своего христианского населения. Эти трагедии не менее (а значительно более) масштабны, но внимания им уделяется несравненно меньше. Почему? Запад задался целью искоренить христианство в регионе? Да нет, вряд ли.
Ответ, увы, прост — эти трагедии и преступления просто невостребованны, они не подходят для того, чтобы употребить их в политических целях. Вот если бы христиан гнал какой-нибудь злой антидемократический диктатор — тогда да, тогда бы гнев и горе мировой общественности изливались бы на нас со всех экранов. Сначала нам рассказывают — правду или нет — о преступлениях диктатора, которые никак нельзя вынести, и чтобы пресечь которые, надо послать войска. Потом, как в том же Ираке, людей истребляют и изгоняют, когда западные войска в стране уже стоят — и они то ли не могут, то ли не хотят этому помешать. Является это результатом злой воли или, скорее, недомыслия, очевидно одно — ситуация с правами человека, правом на жизнь, в первую очередь, всегда только ухудшается в результате западного вмешательства.
Лидеров мирового сообщества, однако, это мало беспокоит — сердца их разрываются от скорби за жертв и от гнева на злодеев, когда это (предположительно) правильные злодеи, а когда злодеи неправильные — то нет, не разрываются. Слезы негодования на глазах политиков выглядят почти убедительными — если не знать о том, что в случае с иракскими, а теперь еще и сирийскими христианами их глаза остаются совершенно сухими.
Что же делать? Возмутиться лицемерием западных политиков? Ну, сколько можно возмущаться. Политики, причем не только западные, они такие. Странно ожидать о них чего-то другого, наивно принимать их разговоры о приверженности принципам и правам человека сколько-нибудь всерьез. Холодно лгут они, холодные чудовища. Еще итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли еще в начале XVI века описал двуличие как политическую необходимость:
«Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия»
Политики не заинтересованы в защите гонимых, но они определенно заинтересованы выглядеть, как защитники гонимых. И здесь открывается возможность для того, чтобы позаботиться о наших притесняемых братьях — мы должны поднимать шум, привлекать внимание к происходящему, использовать все наши возможности к тому, чтобы требовать защиты христиан. Да, мировым лидерам наплевать; но они не могут позволить себе вслух в этом признаться. Поэтому лоббирование — давление на политиков с использованием их желания «являться в глазах людей сострадательными, верными слову, милостивыми, искренними» — может работать, и, во многих случаях, работает.
Мы должны требовать от нашего правительства возвышать голос в защиту христиан — в конце концов, для наших лидеров в этом может быть и прагматический интерес, не только же США эксплуатировать образ «защитников прав».
Когда речь заходит о «правах человека» некоторые православные люди кривятся — по понятной причине. Типичное «нарушение прав человека» вызывающее международное негодование — это когда гей-активистам не дают сверкать их бритыми прелестями на гей-параде. А когда людей в массовом порядке убивают и изгоняют — это как-то не привлекает такого внимания. Но почему сложилось такое положение дел? Потому что помянутые активисты усердно лоббируют свои интересы, заявляют о своих требованиях, лезут на глаза, не дают о себе забыть. Потому что они ведут себя активно и шумно. В то время как об истребляемых христианах вполне можно комфортно забыть — о них нельзя сказать, что не напоминают — но, все же, не так настойчиво. А если мы не лоббируем интересы наших братьев — никто не будет это делать за нас. Да, это несправедливо, но мир несправедлив. Да и кто же будет беспокоиться о наших братьях, кроме нас самих?