На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом — символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года. Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке. С благословения вдохновителя крестовых походов в Прибалтику епископа Альберта обычной практикой монашеско-рыцарских орденов в Прибалтике стал захват детей-заложников, а среди православных христиан крестоносцы обрели репутацию мучителей младенцев, слуг фараоновых и иродовых. По мнению историка Е.Л.Назаровой, захват крестоносцами детей был одной из основных причин капитуляции Пскова в сентябре 1240 года: «Вряд ли сдачу города стоит объяснять простым предательством. Важнее, что под Изборском пали лучшие силы Пскова. Кроме того, ливонцы под Псковом „дети поимаша у добрых муж в тали“. Детей взяли в заложники, чтобы заставить их отцов сдать Псков» (Е.Л.Назарова, Князь Ярослав Владимирович и его роль в ливонской политике Пскова: конец 20-х — начало 40-х гг. XIII в., Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996−1999, Псков, 2000). Изгнанные из Пскова Александром Невским крестоносцы неоднократно пытались овладеть Псковской землей, которую они считали своей собственностью после того, как Герман, католический епископ Дорпата (Юрьев, Тарту), пожаловал ливонскому филиалу Тевтонского ордена половину «королевства, называемого Плесков». Сохранилась грамота 1299 года, в которой епископ Дорпата Бернхард подтверждает братьям Ливонского ордена их право на пожалованную им во владение епископом Германом часть Псковских территорий (другую половину «Псковского королевства» немцы считали владением Дорпатского епископства). Псковские летописи 1299 года сообщают о неожиданном нападении крестоносцев на Псков: «В тридцать третье лето княжения Довмонтова, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратью посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса, Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде» (Полное собрание русских летописей, том V, части 1−2). Разорив Снетогорский и Мирожский монастыри, крестоносцы убили (по другим сказаниям сожгли) игумена Снетогорского Иоасафа и игумена Мирожского Василия, монахов, женщин и детей. Летописец подчеркивает, что мученической смертью погибли монахи, женщины и дети, а «мужей Бог ублюде». Маловероятно, что укрывшиеся в Мирожском и Снетогорском монастырях люди стали случайными жертвами штурма: угрозу для штурмующих могли представлять мужчины, а не женщины и дети. Почему же враги предали смерти монахов, женщин и детей, а не мужей? Можно предположить, что любимые православным народом праведники, а также монахи, женщины и дети стали заложниками, которых крестоносцы хладнокровно казнили, стремясь принудить осажденных псковичей к капитуляции. Узнав о зверствах католиков в захваченных монастырях, князь Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года произошло сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, которое закончилось разгромом латинян, возомнивших себя хозяевами Псковской земли. Преподобные Иоасаф и Василий и иже с ними пострадавшие были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. В настоящее время в Снетогорской обители воссоздан мощевик с частицей мощей преподобного Иоасафа. Частица мощей преподобного Иоасафа имеется среди святынь московского храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище.