Фома | Сергей Худиев | 31.05.2012 |
Говоря о приближающемся празднике Пятидесятницы, я начну с таких богословски сомнительных источников, как рок-песенки. Во времена перестройки — кажется, что это было тысячелетия назад — была популярна песня Виктора Цоя «Хочу перемен»:
«Перемен! — требуют наши сердца.
Перемен! — требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
«Перемен!
Мы ждем перемен!"
Этот лозунг — «перемен!» появляется вновь и вновь, в разных контекстах, по разным поводам — люди хотят, чтобы их жизнь изменилась. Что-то похожее (заметно раньше) было у «Биттлз» — «Ты говоришь, что ты хочешь революции… но сначала освободи свой разум». У пожелания начать преобразование страны и мира с себя есть две особенности — во-первых, оно абсолютно верно; во-вторых, оно не работает.
Оно верно, потому что единственный человек, свободную волю которого Вы контролируете — это Вы сами. Именно Ваша жизнь и Ваши поступки — это та часть общества, страны, планеты, мироздания, которая находится под Вашим контролем и является областью Вашей ответственности. Вы можете косвенно влиять на поведение других людей — подавая им добрый пример или обращаясь к ним с убедительными словами — но не раньше, чем Вы сами изменитесь.
Однако эта совершенно очевидная рекомендация не работает. Она не работает настолько явно, что сам призыв начать с себя выглядит как призыв к пассивности и ничегонеделанию. Человек, даже точно знающий, как переделать государство, Церковь, науку, искусство, международные отношения и все остальное, обычно не может привести в порядок свою жизнь, свои отношения с домашними, свои нравы и свои привычки. Тот, кто точно знает, как надо управлять страной, не может управиться с собой. Когда речь идет о публичных фигурах, это бросается в глаза — политические противники обожают вытаскивать на свет свидетельства того, что гневные обличители неправды и лукавства в общественной жизни и сами изрядно неправедны и лукавы в жизни частной. Свидетельства беспорядка в жизни обычных людей — нас с Вами — редко интересуют публику, но мы-то о них прекрасно знаем, и даже время от времени собираемся начать новую жизнь, но без толку.
Но Новая Жизнь реальна — ее можно обрести. Мы не можем обрести ее в себе — как не можем вытащить себя из трясины за волосы — но нам могут ее дать. Не другие люди — они сидят в той же трясине. Нам может дать ее Бог. И история Пятидесятницы — это история того, как Бог входит в человеческую историю, чтобы даровать людям новую жизнь. Пророчество об этом есть уже в Ветхом Завете: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. (Иез.11:19,20)» Мы не можем переделать себя — Бог придет и переделает нас.
В книге Деяний мы читаем, как Апостолы молят о даровании Святого Духа: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. (Деян.1:14)» То, что происходит, очень необычно. В то время, (как это сохранилось до сих пор во многих иудейских, мусульманских и даже христианских общинах) мужчины и женщины молились раздельно. Здесь они молятся вместе, и св. Лука, автор Деяний, особенно подчеркивает присутствие «Марии, Матери Иисуса». Чуть дальше мы читаем о том, как Дух был дарован, чтобы всегда пребывать с Церковью. Святой Апостол Павел пишет о плодах, которые Дух приносит в жизни христианина: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)» Это не плоды наших усилий — это сверхъестественный дар Бога. Никто не может быть христианином своими силами — христианами нас делает только Святой Дух.
Означает ли это пассивность с нашей стороны — должен ли верующий просто лежать пластом, как больной, которому делают операцию? Ни в коем случае! Ведь Святой Дух переделывает не нашу печень или почки — Он переделывает нашу личность. А личность меняется, принимая решения — следовать за Духом, когда Он зовет, повиноваться Ему, когда Он повелевает. Как пишет Апостол Павел, «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал.5:16)» В разговорном языке слова «плоть» и «вожделение» относятся к телесной, особенно сексуальной природе человека, но в Библии это не совсем так. Материальное тело, аппетит, сексуальность, сами по себе не греховны — греховно то, что мы с ними делаем, когда живем в непослушании Богу. Апостол перечисляет «дела плоти»: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал.5:19−21)» «Плоть» — это наша прежняя, греховная природа, а ее вожделения могут носить и вполне «духовный» характер. Гнев и злословие — ничуть не менее «дела плоти» чем пьянство и блуд.
В нашей жизни мы постоянно оказываемся перед выбором — последуем ли мы Духу, который мягко побуждает нас к чистой и святой жизни, или плоти, которая тащит нас назад, в трясину. Если мы дадим Святому Духу переделать нас, и будем внимательны к Его тихому веянию в нашей жизни, мы увидим, как мы можем переделать все остальное — или, вернее, как Бог, действуя через нас, может изменить страну и мир.