Богослов. Ru | Иерей Алексий Пиков | 30.05.2012 |
Проповедническое наследие архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на сегодняшний день изучено еще не полностью. Из известных на данный момент проповедей пастыря опубликована лишь половина. Автор статьи иерей Алексий Пиков изучил некоторую часть еще не вышедших в печать речей старца. В данном исследовании рассматривается содержание проповедей архимандрита, анализируются темы и проблемы, которым уделялось особое внимание, а также предлагаемые пути их решения.
Уже несколько лет я занимаюсь изучением гомилетического наследия известного старца, духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Признаться честно, наблюдая за «нездоровым» почитанием одними моими знакомыми другого известного старца, я для себя решил, что в наше время старцев быть не может, что старчества уже нет. На 4-м курсе семинарии по гомилетике нужно было писать курсовое сочинение. Среди тем была связанная с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Я выбрал именно её, поскольку моя супруга долгое время ездила к отцу Иоанну, и у нас дома были его книги. Преподаватель по гомилетике, иеромонах Питирим (Творогов), выделил мою работу и предложил взять эту тему в качестве дипломной работы. На тот момент у меня и не было иных тем и интересов, и я согласился. Казалось бы, всё очень банально. Но начав изучать глубже жизнь и труды отца Иоанна, я сделал для себя множество открытий, тем более что в данный период началось моё становление как священника. Для меня, как в Евангелии для апостола Нафанаила, прозвучала фраза: «Прииди и виждь» (Ин. 1,46). Получается, что с отцом Иоанном я познакомился только после его смерти. Более того, оказалось, что это направление жизни старца ещё никем подробно не изучалось.
В жизни огромного количества верующих людей известный старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910−2006) послужил путеводителем к Богу. Прошло всего шесть лет с тех пор, как он почил в Боге, однако интерес к старцу возрастает с каждым годом.
К сожалению, нам не известны проповеди отца Иоанна начального периода его пастырской деятельности (с 1945 г. до 1970-х гг.). Мы имеем возможность узнать лишь основное содержание его проповедей в первые годы пастырского служения из материалов следственного дела, по которому священник Иоанн Крестьянкин был осужден в 1950 году[i]. Назидательное слово старца стало записываться почитателями только тогда, когда он жил, проповедовал в Псково-Печерском монастыре (с 1970-х до 1999 года) и был хорошо известен своей духовной жизнью. Содержание части проповедей известно нам либо по упоминаниям в литературе[ii], либо по воспоминаниям его современников. Опыт этого известного пастыря, его слова, соединённые с богатым духовным опытом, могут стать хорошей базой для молодых проповедников Слова Божия, в них можно найти ответы на духовные вопросы, поднимающиеся и в наши дни.
Благодаря наместнику Сретенского монастыря города Москвы архимандриту Тихону (Шевкунову), хорошо знавшему архимандрита Иоанна, мы имели возможность изучить архив проповедей старца, найти его неопубликованные проповеди (19 проповедей).
К сожалению, огромное количество материалов о нем посвящено жизнеописанию пастыря в целом, но нигде мы не встретили отдельного труда, посвящённого его проповеднической деятельности.
Когда архимандриту Иоанну преподнесли в подарок первый аудиоальбом с его проповедями, он сказал: «Молчание — тайна будущего века, и я уже ухожу в молчание. Но если кому-то будет польза от того, что говорилось мною ранее, то да благословит вас Господь на дело сие, но не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9). Покажите наше время, жизнь Церкви и дух Ее соборности"[iii].
Нам осталось бесценное духовное наследие старца, сохранившееся в его проповедях, а также его завещание, как этим наследием пользоваться: «Покажите наше время, жизнь Церкви и дух Ее соборности"[iv]. Исходя из этих слов мы и рассмотрим содержание проповедей Псково-Печерского пастыря, постараемся увидеть, какие темы и проблемы он поднимал, как он их решал, и что можно узнать о времени его проповедничества из его речей.
Можно сказать с уверенностью, что отец Иоанн за долгие годы жизни накопил большой духовный опыт, что давало ему возможность говорить людям то, что им в тот момент необходимо было для спасения. Его проповедь наиболее близка к пастырско-душепопечительному направлению, которого придерживался в своем проповедничестве святой праведный Иоанн Кронштадтский.
На данный момент известно 202 проповеди отца Иоанна (Крестьянкина), из которых опубликовано в печати лишь 93. Часть гомилетического наследия отца Иоанна пока доступна лишь в аудиоформате MP3 (это 90 проповедей)[v].
Затрагивая актуальные для своего времени вопросы, отец Иоанн находил благодатную почву в сердцах людей, говоря не об отвлеченных истинах, но о тех моментах, которые касаются жизни каждого. Отец Иоанн (Крестьянкин) не мог оставаться немым относительно тех вопросов, которые поднимались в его эпоху. Болезненные явления того периода потребовали от проповедника отложить на время обычный способ проповеди и за исходную точку взять животрепещущие проблемы современности[vi]. Они ставились многими из тех, кто обращался к старцу за советом, о чем он и говорит в одной из своих проповедей: «И сказать об этом свидетельстве меня побуждает поток писем и личные беседы со многими людьми…"[vii]
Отец Иоанн (Крестьянкин) мог наставлять паству, казалось бы, в простых вопросах (порядок причастия[viii], необходимость молитвы перед иконами[ix] и т. п.). Много говорилось им о том, что происходит в церковной жизни нашей Русской Православной Церкви, чтобы никто не оказывался в стороне от происходящих внутрицерковных событий. Например, в своих проповедях старец говорил об исполнившемся пророчестве преподобного Серафима Саровского об открытии Дивеевского монастыря в 1988 году[x], об обретении[xi], открытии[xii] и перенесении мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси[xiii]; о канонизации новопрославленных святых[xiv] и о многом другом.
Сами проповеди порой были пространным ответом на злободневные вопросы церковной жизни, связаны с тем или иным событием (например, интронизация Патриарха и т. п.), особенно если отец Иоанн видел необходимость дать ответ на вызывающий смущение в умах слушающих вопрос[xv].
Во время проповеди старец мог вспомнить, как во времена его юности учащиеся в Орле благодарили Господа за сдачу экзаменов крестным ходом в Мценск или к отцу Георгию Коссову в Спас-Чекряк, Орловской области[xvi], и другие случаи из своей жизни.
Старец мог возвысить свой голос не только против явных беззаконий и нарушений закона Божьего, но и против вредных изменений в духовной жизни. По проповедям архимандрита Иоанна можно очень хорошо понять нравственное состояние общества, потому что в них он обличал духовные недостатки. Наиболее полно греховные наклонности человеческой души выразил отец Иоанн в великопостных беседах в 1970-е годы, известных под названием «Опыт построения исповеди"[xvii]. Можно и среди этих бесед найти те черты, которые присущи как тому, так и нашему времени.
Если 1970-е — 1980-е годы отличались слежкой за происходящим в Церкви[xviii], то в последующие годы, когда прекратился контроль за проповедью и религиозностью, духовная свобода и вседозволенность в стране стала служить во вред душам людей. Старец называл этот период временем «смущений и полной неразберихи в духовной жизни"[xix].
Страшные годы этой «свободы» отражены в проповедях старца. «Полк сатанинских сект, оккультных ересей, каббалистика, теософия, астрология, гипноз, кодирование, медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методы «лечения» — калечения людей, которые церковным вероучением определяются как чародейство и колдовство, — нашли сейчас на Родине нашей высоких покровителей, — говорил он. — И все средства массовой информации отданы враждебным Православию разрушительным силам."[xx] Распространение наркотиков, неудержимый блуд, появление на телевидении колдунов и экстрасенсов были обличены в словах старца[xxi].
Много речей посвятил отец Иоанн вредному увлечению телевизором: «Разбойник-телевизор впился в душу и держит ее своей мертвой хваткой до полного ее опустошения"[xxii].
Немало других духовных угроз общества было обличено им с церковного амвона, тому подтверждением в том числе рассказы об НЛО, в лице которых он видел бесов; о целительстве[xxiii]; о рыночных отношениях, когда «ум трудится только на приобретение"[xxiv] и «вся забота — побольше скопить, чтобы послаще поесть"[xxv].
Можно найти в словах архимандрита Иоанна оценку происходивших в стране событий. В 1991 году он говорил: «И небо, когда-то дарившее людям светлый дождь жизни и плодоносную росу, сеет на наши головы химическую отравляющую влагу, и ветер Чернобыля обжигает мир своим смертоносным дыханием"[xxvi]. А о происходящем в православном мире отец Иоанн знал от непосредственных свидетелей, поэтому не мог не сказать свое слово о святотатственном поступке: «В 1992 году в субботу Светлой седмицы преступная рука с корнем вырвала Святой Крест, веками стоящий на Голгофе"[xxvii]. Осенью 1992 года средства массовой информации активно распространяли сообщения миссионеров одной из южнокорейских церквей о грядущем 28 октября 1992 года Армагеддоне и конце света[xxviii]. Не остался без внимания проповедника и этот факт[xxix].
Имея огромный духовный опыт, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) видел надвигавшуюся на христианскую семью опасность: «Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира — воспитание потомства"[xxx]. Причем чаще всего виноваты в этом сами родители, допускающие осквернение детей еще «в утробе нечистотой и блудным смешением в период беременности», когда «планирование семьи по своему произволу и самость расчетливо вмешивается в тайну жизни"[xxxi].
Для отца Иоанна (Крестьянкина) события, происходившие много столетий назад и в его время, имели крепкую внутреннюю духовную связь. Поэтому он видел схожесть между святыми первых веков христианства и нашего времени, в своей проповеди мог сочетать несколько далеко отстоящих друг от друга событий, так как в Боге все едино.
Ощущение истории, большой опыт жизни давали полное право ему, как человеку, охватившему своей жизнью три эпохи, говорить: «Боль сердца говорит сегодня моими устами. Я жил долго, я видел историю Церкви, за которую судят ее сегодня, своими глазами. Я видел и знал ее иерархов, я вырос у их ног. И я не могу забыть основ, которые закладывали они в нас и как жили они сами"[xxxii]. Отец Иоанн сам был очевидец многих событий, поэтому мог говорить о них с особой силой и убедительностью. Особое внимание он уделял истории, поясняя ее огромное значение:"Без обращения к истории невозможен культурный и духовный рост как отдельного человека, так и общества в целом"[xxxiii].
Глубокое, сущностное знание истории особенно стало видно в проповеди на 1000-летие Крещения Руси, когда отец Иоанн разделил историю Русской Церкви на семь периодов, сравнив их с семью Таинствами Церковными[xxxiv].
Сложный период своей истории переживала Церковь в советское время. Ее всячески старались притеснить, пастыри не имели возможности говорить с амвона правду о происходящем в государстве, о гонениях на Церковь. В одной из проповедей на Успение Божией Матери между строк можно увидеть, что в монастырь часто приходили люди не только благожелательно настроенные, но и со злым умыслом (осведомители КГБ и др.)[xxxv].
С высоты своих лет отец Иоанн мог давать оценку ушедшему советскому времени, периоду обнищания веры, когда «предтечи антихриста уничтожили православную Россию"[xxxvi], когда «вынашивались коварные планы уничтожения Церкви"[xxxvii]. В проповедях отца Иоанна можно найти сравнение века XX и первых веков христианства по тем мучениям, которые испытывали последователи Христа[xxxviii]. Всем этим бедствиям старец давал только одно объяснение: «Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена"[xxxix].
Отец Иоанн (Крестьянкин) на насущные вопросы времени отвечал своим сильным авторитетом, чтобы предостеречь паству. Он обладал многими талантами: знанием, глубоким убеждением в истинности своего слова, основанного на Священном Писании и Предании, и горячей ревностью в защите истины, в защите православия[xl] от разделения.
Появление в России множества конфессий[xli] смущало многих, но только Православная Церковь — Истинная, говорил в своих проповедях пастырь, потому и пытаются ее уничтожить[xlii], ведь страдания Церкви — это признак Ее истинности[xliii]. В своих речах отец Иоанн подробно или кратко излагает, почему другие церкви далеки от истины. Наиболее пространно и исторически обоснованно архимандрит Иоанн говорил о заблуждениях Римо-Католической Церкви[xliv]. Именно по причине того, что число католиков в России стало расти с небывалой скоростью и силой, отец Иоанн так много говорил о них в проповедях: «Ныне в России предоставляется свобода всякому — и христианскому, и инославному — исповеданию. Католики открывают свои миссии; там, где никогда не было иной веры, кроме Православной, звучит их проповедь, совершается их служба. В Москве, в Новосибирске, в Караганде созданы епархии во главе с католическими кардиналами"[xlv].
Желание заполнить духовный вакуум в своих душах после десятилетий безбожия вызвало небывалый всплеск активности «ядовитых безбожных сект"[xlvi]. Во множестве появившись на пространстве бывшего Советского Союза в начале 1990-х, они не могли остаться без слова обличения со стороны старца: «Не ложь ли вытесняет истину из жизни и вокруг кладезя жизни — Церкви Божией — плодит многочисленные секты, ереси и разделения?!"[xlvii] Особенно выделял среди прочих архимандрит Иоанн грех сочувствования «сектантам и оторвавшимся от Церкви самочинникам, раздирающим хитон Христов"[xlviii]. Отец Иоанн упоминает наиболее опасных из них, например, евангелистов[xlix], предостерегая не читать их «вставки» в Новом Завете.
Постоянно с церковного амвона отец Иоанн призывал к единству в лоне Православной Церкви[l]. Не менее сложной была ситуация на Украине, где произошло отделение части епископата, священства и верующих от Русской Православной Церкви, а также и в Православной Церкви Зарубежом. Архимандрит Иоанн в любом слове старался подчеркнуть единство Русской и Украинской Церквей[li], осуждал поведение «зарубежников"[lii]. «Расколы противны единству во Христе. А на месте, освященном многомученической кровию православных за веру, воздвигают новые престолы — и Русская зарубежная церковь, и Автокефальная украинская церковь. Они зовут на борьбу с Православием унию и католичество. И ересь Богородичного центра заявляет свои права на владение истиной"[liii].
Если явное разделение проще уврачевать, то пребывание в лоне церковном таит в себе больше соблазнов. В наше время много людей пришло в Церковь из различных сект, неся в себе гордость и старые привычки. Есть слова старца о людях, которые раньше увлекались экуменизмом и оккультизмом, и «эти бесовские познания они принесли с собой и в Церковь"[liv]. Постепенно вырастал интерес к Церкви[lv], народ стал во множестве приходить и приезжать в Псково-Печерский монастырь, особенно на престольный праздник[lvi]. Причем эти приходящие со временем стали приспосабливать Церковь «под себя"[lvii].
Пастырь также говорил и о неявных врагах Церкви: «И если прежде во все времена еретики обнаруживали себя явно, то ныне Церковь наполнена еретиками скрытыми. Это все те, кто приходят в Церковь, но неправо мыслят о ней, о вере, о Боге"[lviii].
Упоминал отец Иоанн и опасности, грозящие нашей Церкви: «. наступит и такое страшное время, что ни человек, что ни голова — то своя вера. .самый же страшный способ богоборчества и уничтожения Православной Церкви в настоящее время — это извращение истинного христианства и подмена его ложным"[lix].
Вспоминая в проповедях об обновленчестве[lx], отец Иоанн предупреждал о новых обновленцах, которые желали построить новое, реформированное православие.
Еще в 1990 году он, видя появляющиеся настроения реформации, твердо с амвона возвестил наставление Патриарха Пимена, выраженное в частной беседе, чтобы мы свято хранили веру православную, «стиль старый» и «церковнославянский язык"[lxi].
Действительно, в начале 1990-х годов появились проповедники идеи церковной реформации, или неообновленчества (как назвал это течение Святейший Патриарх Алексий II). В первую очередь, ими стали московские священники Георгий Кочетков и Александр Борисов, пропагандировавшие реформы во внутрицерковной жизни. Архимандрит Иоанн прекрасно понимал, куда могут завести эти люди, воззвал в те годы к православным пастырям: «Если мы не разорим это движение, то они разорят Церковь"[lxii],"то, что не могло сделать в свое время воинствующее богоборчество, делают теперь именующие себя хранителями веры и канонов"[lxiii].
Батюшка объяснял людям, что диавол проводит работу «отделения христианства от Церкви. Он-то знает, что без Церкви люди все равно дойдут до безбожия"[lxiv], но «спасение можно обрести только в Кафолической Церкви"[lxv].
Говорил всем приходящим отец Иоанн, что все мы, «даже и те, кто уже давно в ограде Церкви, испытываемся сейчас силой всяких соблазнов, и в том числе силой нового религиозного сознания ложной христианской духовности. И во всем этом является апокалиптический образ великого отступления, которое охватит весь род человеческий перед концом света, о котором ныне напоминает нам Господь ежедневно"[lxvi].
Это касалось и распространения эсхатологических настроений среди верующих. И в этом случае одним из первых прозвучало назидательное слово отца Иоанна (Крестьянкина) по поводу присвоения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН). Архимандрит Иоанн обратился с Посланием к православным верующим. В этом послании был приведен пример новомучеников и исповедников Российских, осуждалась паника, боязнь «номеров», «чипов», «печатей», но не греха. Особое внимание уделял старец тому обстоятельству, что соборный голос по этим вопросам оспаривается чьим-то личным мнением. А это есть отделение от Церкви Единой Соборной. Отец Иоанн хорошо прозревал, что уход в катакомбы приведет к вырождению в секты.
Огромный, почти столетний опыт церковной жизни самого отца Иоанна давал ему право говорить о ревности не по разуму. Отец Иоанн не раз высказывал свое трезвое и глубоко продуманное отношение к проблеме организации глобального компьютерного учета и подобного рода явлениям современного мира. Все это было многократно опубликовано, и для одних послужило поводом для духовного мира, успокоения от бунтарских настроений, доверия Русской Православной Церкви, для других — поводом для нападок на отца Иоанна, а порой и прямой клеветы на него. «Бойтесь судить церковное священноначалие, — ибо это гибель и без антихристовой печати"[lxvii], — взывал архимандрит Иоанн в своем слове.
Он сам с огромным благоговением, любовью и послушанием относился к архиереям и церковному священноначалию. Множество раз он благословлял действовать именно так, как решит Святейший, как благословит епископ, наместник, если такое послушание не противоречит Евангелию и голосу совести. Осознание того, что истина на земле пребывает лишь в Церкви, наполняет его речи и доносится им до духовных детей. Отец Иоанн не терпел никаких расколов, никаких бунтов и всегда бесстрашно и грозно выступал против них, хотя знал, сколько клеветы, а порой и ненависти ему придется испить. В своих проповедях старец пытался избавить пасомых от главного бедствия нашего времени, которое заключается «в исключительной духовной слепоте людей». «Для стяжания же духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви"[lxviii], — говорил он.
Таким образом, желание архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чтобы через публикацию его проповедей люди увидели то «время, жизнь Церкви и дух Ее соборности"[lxix], раскрывает как историческую ценность, так и апологетический характер его проповедей. Гомилетическое наследие старца остается доступным для понимания каждому, несет в себе Евангельскую истину и особенно актуально в наши дни. Батюшка на деле подтверждал истинность сказанных собою же слов: «Никогда не скрывать истины. Возвещать ее смело везде и всегда. Не искажать ее никакими еретическими истолкованиями"[lxx].
Хотелось бы посоветовать всем почитать проповеди отца Иоанна. Они написаны очень живо, «от избытка сердца» (Мф. 12,34), легко читаются, однако одновременно они пропитаны богатым духовным опытом архимандрита Иоанна. Священники, студенты, миряне найдут каждый для своего возраста полезное для спасения. Харизматический стиль речей пастыря, который был и остается доступен для понимания каждому, несет в себе Евангельскую истину, а органическое слияние различных выразительных художественных средств великого русского языка в проповедях старца, которые делали их уникальным явлением, позволяет констатировать, что архимандрит Иоанн (Крестьянкин) является классиком современной русской духовной прозы.
[i] См.: Школа молитвы. К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 1910−2010. /Сост. Т.С.Смирнова. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2009. С. 26−27, 30−32, 35, 38, 39−43, 50−53, 57−59.
[ii] Например, Тихон (Секретарев), архимандрит. Христов Пастырь. Жизнь и труды старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) по материалам архива Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2010. С. 327−333.
[iii] Смирнова Т. С. Память сердца. Материалы к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2006. С. 289.
[iv] Там же.
[v] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Слово со крестом. Духовные поучения 1990−1998 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008; Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Общая исповедь. Исповеди и проповеди 1982−1992 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008;
[vi] Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство по гомилетике //www.wco.ru/biblio/books/aver6/H02-T.htm.
[vii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 291.
[viii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. На Вход Господень в Иерусалим //Слово со крестом. Духовные поучения 1990−1998 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008.
[ix] См.: Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора.
[x] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 239−240.
[xi] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. На обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси//Слово со крестом. Духовные поучения 1990−1998 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008.
[xii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 69.
[xiii] Там же. С. 343.
[xiv] Там же. С. 487−489.
[xv] Например, вопрос о быстром избрании Патриарха Алексия II. См.: Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 468−471.
[xvi] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. На попразднство Успения Пресвятой Богородицы (напутствие учащимся) //Слово со крестом. Духовные поучения 1990−1998 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008.
[xvii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди//www.ioann.org/opyit-postroeniya-ispovedi/.
[xviii] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2011. С. 46.
[xix] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. На Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии//Слово со крестом. Духовные поучения 1990−1998 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008.<
[xx] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 96−97.
[xxi] Там же. С. 186−187.
[xxii] Там же. С. 92.
[xxiii] Там же. С. 191.
[xxiv] Там же. С. 176.
[xxv] Там же. С. 177.
[xxvi] Там же. С. 185.
[xxvii] Там же. С. 57−58, 450.
[xxviii] Там же. С. 97.
[xxix] Там же.
[xxx] Там же. С. 42.
[xxxi] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм. Благовещение. Успение. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2011. с. 10−12.
[xxxii] Там же. С. 428.
[xxxiii] Там же. С. 530.
[xxxiv] Там же. С. 478−486.
[xxxv] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Похвала Божией Матери и Ея Успения //Магистерская работа «Особенности эпохи архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Сост. иерей А.Пиков. Приложение 3.
[xxxvi] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 96−97. С. 96
[xxxvii] Там же. С. 127.
[xxxviii] Там же. С. 380.
[xxxix] Там же. С. 169−170.
[xl] Там же. С. 323−324.
[xli] Там же. С. 444
[xlii] Там же.
[xliii] Там же. С. 445.
[xliv] Там же. С. 402−409.
[xlv] Там же. С. 199−200.
[xlvi] Там же. С. 414.
[xlvii] Там же. С. 413.
[xlviii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди. 8-я заповедь блаженства //www.ioann.org/opyit-postroeniya-ispovedi/8-ya-zapoved-blazhenstva.html.
[xlix] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. На Воздвижение Креста Господня //Слово со крестом. Духовные поучения 1990−1998 годов. MP3 диск. М.: ООО «Деоника». 2008.
[l] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 86.
[li] Там же. С. 256.
[lii] Уже после того, как отец Иоанн почил, произошло объединение двух Церквей в 2007 году.
[liii] Там же. С. 423.
[liv] Там же. С. 200.
[lv] Там же. С. 161.
[lvi] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Праздник Успения Божией Матери //Магистерская работа «Особенности эпохи архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Сост. иерей А.Пиков. Приложение 3.
[lvii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. С. 177−178.
[lviii] Там же. С. 198−199.
[lix] Там же. С. 200−202.
[lx] Там же. С. 258.
[lxi] Там же. С. 473.
[lxii] Тихон (Шевкунов), архимандрит. Об отце Иоанне (Крестьянкине)//www.pravoslavie.ru/jurnal/728.htm.
[lxiii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М: Отчий дом. 2011. С. 423.
[lxiv] Там же. С. 444.
[lxv] Там же.
[lxvi] Там же. С. 449−450.
[lxvii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Об ИНН //www.pravoslavie.ru/jurnal/society/ioannkrestyankin.htm.
[lxviii] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом. 2011. Там же. С. 421−422.
[lxix] Смирнова Т. С. Память сердца. Материалы к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2006. С. 289.
[lxx] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Проповеди. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. М: Отчий дом. 2011. С. 382.
|