Крестовский мост | Виталий Лесничий | 29.05.2012 |
Удивительное письмо опубликовано в последнем номере православного историко-публицистического альманаха «Даниловский благовестник». Его автор — Дмитрий Лихачёв. Оно адресовано Патриарху Алексию II, и в нём — необыкновенная история-признание, которая случилась с лингвистом в далёкой молодости и имела продолжение на протяжении всей жизни.
Путь через Соловки
В конце 1920-х годов закрутилось адское колесо репрессий и ссылок. В опалу попал и молодой лингвист Дмитрий Лихачёв вместе со своим учителем — профессором Игорем Евгеньевичем Аничковым. Оба были приговорены к 5 годам заключения и отправлены на Соловки. Через год больного профессора из лагеря перевели в ссыльное поселение.
«Не помню… города, — пишет Дмитрий Сергеевич. — Помню только, что в названии было слово „соль“.»
Там Аничков и повстречал епископа, который тайно хранил мощи благоверного князя. Чувствуя приближение смерти, священнослужитель попросил профессора сохранить святыню и передать Церкви, когда её положение вновь станет прочным. Так они оказались у Аничкова, который в свою очередь передал их навестившей его матери. Та их увезла в Ленинград, где в 1933 году умерла. Мощи хранились в доме, где жила супруга профессора — Софья Александровна Иванова. Учёный вышел на свободу и вернулся к семье уже после смерти Сталина. Предчувствуя свою кончину, когда ему уже было более 80 лет, передал мощи Лихачёву. Они находились в ящичке, похожем на школьный пенал. На крышке неумелой рукой был написан образ святого Даниила. Так мощи оказались у Дмитрия Сергеевича. В доме учёного они хранились за стеклом в книжном шкафу в окружении небольших икон. О тайнике знали только домашние. Мощи хранились до встречи с отцом Иоанном Мейендорфом из США. Тот увёз их за океан до лучших времён. Сейчас они находятся в Даниловом монастыре.
Приветствие из мест упокоения
Письмо обнаружилось случайно.
— Переезжая из одного помещения в другое, мы разбирали документы, — говорит главный редактор издательства Владимир Малягин. — В старых архивах обнаружили это письмо.
— Оно было написано от руки?
— Нет, напечатано. Но сомнений в том, что написано Лихачёвым, у нас нет.
К сожалению, из письма не ясно, сколько лет или месяцев Лихачёв хранил мощи, когда они были переданы американскому священнику. Я решил обратиться к тому, кто хорошо знал Дмитрия Сергеевича, — к Дмитрию Чуковскому, внуку детского писателя Корнея Ивановича.
— Когда Дмитрий Сергеевич приезжал в Москву, он часто останавливался у нас дома, — вспоминает Дмитрий Николаевич. — Мы дружили семьями. Я знал, что у Дмитрия Сергеевича существуют свои тайные отношения с Церковью. Но как настоящий верующий человек, в отличие от наших современников, в вопросах веры он был невероятно деликатен. Ни о письме, ни о хранившихся мощах он ничего не рассказывал.
Смиренный хозяин Москвы
Вот такая, казалось бы, с одной стороны, ясная и понятная история, а с другой — остаётся впечатление, будто Дмитрий Сергеевич намеренно что-то недоговаривал. Впрочем, возможно, это не случайно.
— Я возглавляю издательство 13 лет, — продолжает Владимир Малягин. — За это время мы провели огромную работу по популяризации имени князя Даниила — издавали книги, буклеты. Ведь именно он, а не Юрий Долгорукий основал Москву как город. Потому в дореволюционной России его звали хозяином Москвы. Но парадокс! Этот человек никак не «поддаётся» тому, чтобы стать знаменитым даже среди москвичей. Все наши усилия напрасны. Святой не хочет быть слишком популярен. Известно, что при жизни он был очень скромным и смиренным человеком. Когда умер — завещал себя похоронить на простом монашеском кладбище, а ведь он великий князь, сын Александра Невского. В этом смирении и есть для нас наука.